Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя
Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме за счет уменьшения расчетных величин и использования метода косвенного измерения. Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя измеряют на максимальном и форсажном режимах температуру газа за турбиной Т4М и Т4Ф, также измеряют на максимальном и форсажном режимах давление за компрессором РКМ и РКФ и за турбиной РТМ и РТФ, далее определяют температуру газа перед турбиной на максимальном режиме перед включением форсажа ТГМ. Затем приводится формула для определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме ТГФ.
Реферат
Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах.
Известен способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме через уравнение теплового баланса:
c р в Т ∗ г Т ∗ Г + q Т n Т ∗ г Т ∗ Г = q T ( H U η Г + n T 0 T 0 ) + c р в Т ∗ к T ∗ К (см. Ю.А. Литвинов, В.О. Боровик. Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей. Изд. Москва, «Машиностроение» 1979 г., стр.155, формула 5.47).
Недостатком известного способа является большое количество расчетных величин, что дополнительно к погрешности измерений добавляет и погрешность расчета.
Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности расчета температуры газа перед турбиной на форсажном режиме за счет уменьшения расчетных величин и использовании метода косвенного измерения, позволяющего упростить определение температуры на форсажном режиме.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя измеряют на максимальном и форсажном режимах температуру газа за турбиной Т4М и Т4Ф, также измеряют на максимальном и форсажном режимах давление за компрессором РКМ и РКФ и за турбиной РТМ и РТФ, далее определяют температуру газа перед турбиной на максимальном режиме перед включением форсажа ТГМ, затем определяют температуру газа перед турбиной на форсажном режиме ТГФ, по формуле:
Т Г Ф = Т Г М + к 1 ( ( Т 4 ф − T 4 М ) + к 2 ( Р К Ф Р Т Ф − Р К М Р Т М ) ) , где
к1 - коэффициент, учитывающий работу форсажного насоса, определяемый по формуле:
к1=ΔТГ/ΔТ4, где
ΔТГ - разница температуры газа перед турбиной на максимальном и форсажном режимах;
ΔТ4 - разница температуры газа за турбиной низкого давления на максимальном и форсажном режимах;
к2 - коэффициент, определяемый по формуле:
к 2 = Т 4 Ф − Т 4 М π Т Ф − π Т М , где
πТФ - степень расширения газа на турбине на форсажном режиме;
πТМ - степень расширения газа на турбине на максимальном режиме;
За счет того, что при расчете температуры газа перед турбиной на форсажном режиме по вышеприведенному уравнению количество расчетных величин минимизировано до одной, достоверность определения данной температуры по сравнению с прототипом повышается.
Далее представлен пример реализации заявленного способа определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя:
На максимальном режиме работы двигателя измеряем приемниками
полного давления давление за компрессором РКМ, кг/см2, давление за турбиной низкого давления РТМ, кг/см2, и измеряем термопарами температуру газа за турбиной Т4М, К.
Далее определяем температуру газа перед турбиной на максимальном режиме ТГМ, К, любым известным способом, например, через уравнение теплового баланса:
T ∗ Г = q T ( H U η Г + n T 0 T 0 ) + c р в Т ∗ к T ∗ К − c р в Т ∗ г T ∗ Г q T n T ∗ г
Затем двигатель выводится на форсажный режим на котором проводятся аналогичные измерения РКФ, кг/см2, РТФ, кг/см2, Т4Ф, К.
Далее рассчитываем коэффициенты к1 и к2. Данные коэффициенты определяются для каждого типа двигателя отдельно при специальных испытаниях.
Для определения коэффициента к1 определяем температуру газа на максимальном ТГМ и форсированном ТГФ режимах работы двигателя (указанные температуры вычисляются через уравнение теплового баланса). На этих же режимах соответственно термопарами измеряем температуру газа за турбиной низкого давления Т4М и Т4Ф и вычисляем по формуле коэффициент к1:
к1=ΔТГ/ΔТ4
Для определения коэффициента к2 на максимальном режиме работы двигателя приемниками полного давления измеряем давление перед турбиной Р1ТМ, давление за турбиной низкого давления РТМ и измеряем термопарами температуру газа за турбиной низкого давления Т4М. Далее аналогичные измерения выполняем на форсированном режиме работы двигателя и измеряем Р1ТФ, РТФ и Т4Ф. Вычисляем по формуле суммарную степень расширения газов на турбинах на максимальном πТМ и форсированном πТФ режимах:
π Т М = Р 1 Т М Р Т М
Далее рассчитываем коэффициент к2 по формуле:
к 2 = Т 4 Ф − Т 4 М π Т Ф − π Т М
Затем рассчитываем температуру газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя ТГФ, К, по формуле:
Т Г Ф = Т Г М + к 1 ( ( Т 4 ф − T 4 М ) + к 2 ( Р К Ф Р Т Ф − Р К М Р Т М ) )
Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя, характеризующийся тем, что измеряют на максимальном и форсажном режимах температуру газа за турбиной Т4М и Т4Ф, также измеряют на максимальном и форсажном режимах давление за компрессором РКМ и РКФ и за турбиной РТМ и РТФ, далее определяют температуру газа перед турбиной на максимальном режиме перед включением форсажа ТГМ, затем определяют температуру газа перед турбиной на форсажном режиме ТГФ, по формуле: Т Г Ф = Т Г М + к 1 ( ( Т 4 ф − T 4 М ) + к 2 ( Р К Ф Р Т Ф − Р К М Р Т М ) ) , гдек1 - коэффициент, учитывающий работу форсажного насоса, определяемый по формуле:к1=ΔТГ/ΔТ4, гдеΔТГ - разница температуры газа перед турбиной на максимальном и форсажном режимах;ΔТ4 - разница температуры газа за турбиной низкого давления на максимальном и форсажном режимах;к2 - коэффициент, определяемый по формуле: к 2 = Т 4 Ф − Т 4 М π Т Ф − π Т М , гдеπТФ - степень расширения газа на турбине на форсажном режиме;πТМ - степень расширения газа на турбине на максимальном режиме.