Стабилизатор снаряда

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области военной техники, в частности к управляемым артиллерийским снарядам. Стабилизатор снаряда содержит корпус, закрепленные в корпусе на осях лопасти и механизм стопорения. Механизм стопорения включает корпус, переднюю крышку, инерционный груз со сквозным отверстием, в котором установлен центральный винт, закрепленный со стороны передней крышки гайкой, и возвратные пружины, размещенные в глухих отверстиях инерционного груза враспор между инерционным грузом и шляпкой центрального винта. На переднем торце шляпки центрального винта установлена кольцевая прокладка из легкодеформируемого материала с цилиндрическими пазами на боковой поверхности, в которых расположены возвратные пружины, упирающиеся в передний торец шляпки центрального винта. Гайка выполнена с наружным диаметром, величина которого исключает прогиб крышки от воздействия силы, передающейся на гайку при ударе инерционного груза в шляпку центрального винта, и высотой, при которой опорная площадь гайки рассчитана таким образом, чтобы сила, передающаяся через гайку на крышку при ударе, не превышала предела текучести материала крышки. Повышается надежность функционирования стабилизатора при воздействии интенсивных ствольных перегрузок. 3 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к области военной техники, в частности к артиллерийским снарядам.

Известен управляемый артиллерийский снаряд 3ОФ39 (152-мм выстрел 3ВОФ64 (3ВОФ93) с осколочно-фугасным управляемым снарядом 3ОФ39 и зарядом №1 (уменьшенным переменным зарядом). Техническое описание и инструкция по эксплуатации ЗВОФ64.00.00.000ТО (3ВОФ93.00.00.000ТО), М.: Военное издательство, 1990, с.21-23). Блок стабилизаторов снаряда 3ОФ39 содержит закрепленные на осях четыре лопасти с пазом на верхней кромке и механизм стопорения. Механизм стопорения состоит из корпуса, ступенчатого инерционного груза, цилиндрического зацепа, размещенного между корпусом и грузом, разрезного кольца, возвратных пружин и крышки. В корпусе и в инерционном грузе выполнены продольные симметричные пазы, которые совмещены друг с другом для вхождения лопастей. При сборке зацеп входит в пазы лопастей стабилизатора и удерживает лопасти в сложенном положении. На наружном диаметре разрезного кольца со стороны торца, контактирующего с зацепом, выполнена фаска. Соответствующая фаска выполнена и на внутреннем диаметре зацепа.

При выстреле под действием сил инерции происходит движение груза назад до упора в корпус. Разрезное кольцо под действием сил, действующих со стороны фаски зацепа, сжимается и утопает в кольцевую проточку груза. При движении груза сжимаются возвратные пружины и в конце движения разрезное кольцо, разжимаясь, заходит во внутреннюю проточку зацепа, соединяя его с грузом. При выходе снаряда в дульный тормоз резко уменьшаются силы инерции и под действием возвратных пружин происходит движение груза совместно с разрезным кольцом и зацепом вперед до упора в крышку. Зацеп выходит из пазов лопастей и лопасти стабилизатора расстопориваются.

При этом, в случае воздействия на блок стабилизаторов высоких ствольных перегрузок, от удара груза в корпус происходит деформация корпуса, что может привести к нераскрытию лопастей.

Известен также стабилизатор снаряда по патенту 2397434 (заявка 2009118306 с приоритетом от 14.05.2009 г.), который является прототипом данного предлагаемого изобретения.

Стабилизатор снаряда содержит корпус, закрепленные в корпусе на осях лопасти с пазами и механизм стопорения, включающий корпус, ступенчатый инерционный груз, цилиндрический зацеп, установленный между корпусом и инерционным грузом и входящий в пазы всех лопастей, разрезное кольцо, возвратные пружины, установленные в глухих отверстиях инерционного груза, и переднюю крышку, в инерционном грузе механизма стопорения выполнено центральное сквозное отверстие, в котором установлен центральный винт, закрепленный со стороны передней крышки гайкой, при этом возвратные пружины упираются в передний торец шляпки центрального винта, а со стороны переднего торца инерционного груза по резьбовой поверхности установлена гайка с наружным диаметром, равным наружному диаметру инерционного груза так, что между задним торцом гайки и инерционным грузом образован кольцевой паз, в котором размещено разрезное кольцо, причем в цилиндрическом зацепе со стороны переднего торца выполнена открытая внутренняя проточка, охватывающая разрезное кольцо, цилиндрический зацеп установлен до упора в корпус механизма, а задний торец зацепа выполнен выступающим за центральный винт.

При выстреле под действием ствольной перегрузки происходит движение инерционного груза совместно назад, до упора в передний торец шляпки центрального винта. Разрезное кольцо под действием силы, действующей со стороны зацепа, сжимается и утопает в кольцевой паз. При движении инерционного груза сжимаются возвратные пружины и в конце движения разрезное кольцо разжимается, соединяя зацеп с инерционным грузом. При входе снаряда в дульный тормоз резко уменьшаются силы инерции и под действием возвратных пружин происходит движение инерционного груза совместно с зацепом и разрезным кольцом до упора навинченной на груз гайки в переднюю крышку. При этом зацеп выходит из пазов лопастей, лопасти расстопориваются и, поворачиваясь на осях, раскрываются.

В современных условиях существует необходимость повышения дальности стрельбы артиллерии, эта задача решается, в первую очередь, за счет увеличения начальных скоростей метания артиллерийских снарядов, что приводит к возрастанию ствольных перегрузок.

При воздействии на блок стабилизаторов высокой ствольной перегрузки происходит жесткий динамический удар инерционного груза в передний торец шляпки центрального винта, что может привести к его деформации, а также к деформации подвижных деталей всего механизма и их заклиниванию при перемещении, что повлечет за собой нераскрытие лопастей стабилизатора.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности функционирования стабилизатора снаряда при воздействии интенсивных ствольных перегрузок.

Это достигается тем, что в стабилизаторе снаряда, содержащем корпус, закрепленные в корпусе на осях лопасти и механизм стопорения, включающий корпус, переднюю крышку, инерционный груз со сквозным отверстием, в котором установлен центральный винт, закрепленный со стороны передней крышки гайкой, и возвратные пружины, размещенные в глухих отверстиях инерционного груза враспор между инерционным грузом и шляпкой центрального винта, на переднем торце шляпки центрального винта установлена выполненная из легкодеформируемого материала кольцевая прокладка, на боковой поверхности которой выполнены цилиндрические пазы, в которых расположены возвратные пружины, упирающиеся в передний торец шляпки центрального винта, а через центральное отверстие кольцевой прокладки проходит стержень центрального винта, при этом крепящая центральный винт со стороны передней крышки гайка выполнена с увеличенными высотой и диаметром.

Техническая задача решается за счет введения в конструкцию механизма стопорения кольцевой прокладки, закрепленной, например, с помощью клея, на переднем торце шляпки винта, и увеличения высоты и диаметра гайки, закрепляющей центральный винт со стороны крышки.

Введение кольцевой прокладки, изготовленной из легкодеформируемого материала (например, меди), установленной на переднем торце шляпки центрального винта, концентрично со шляпкой, позволяет погасить силу удара инерционного груза в шляпку центрального винта в момент воздействия ствольной перегрузки. Площадь кольцевой прокладки подобрана так, чтобы при ударе заднего торца инерционного груза происходило смятие переднего торца кольцевой прокладки. В боковой поверхности кольцевой прокладки выполнены четыре цилиндрических паза, в которые входят возвратные пружины, это позволяет сохранить все характеристики возвратных пружин, использующихся в прототипе.

Закрепление центрального винта со стороны крышки гайкой увеличенного (в сравнении со стандартной гайкой, применяющейся в прототипе) наружного диаметра позволяет избежать прогиба крышки от воздействия силы, которая передается на гайку через резьбовое соединение с центральным винтом при ударе инерционного груза в шляпку центрального винта. Опорная площадь гайки рассчитана таким образом, чтобы сила, передающаяся через нее на крышку при ударе инерционного груза в шляпку центрального винта, не превышала предела текучести материала крышки. Увеличение высоты гайки позволяет повысить количество рабочих витков резьбы и, тем самым, избежать смятия резьбы, соединяющей гайку и центральный винт при действии максимальной нагрузки.

Изобретение поясняется графическим материалом: фиг.1, 2 и 3.

На фиг.1 представлен общий вид стабилизатора снаряда, на фиг.2 показано положение деталей механизма стопорения после его срабатывания, на фиг.3 показано расположение демпфирующей кольцевой прокладки.

Стабилизатор снаряда содержит корпус 1, закрепленные в корпусе 1 с помощью осей 2 лопасти 3 и механизм стопорения 4.

Механизм стопорения состоит из корпуса 5, инерционного груза 6, цилиндрического зацепа 7, установленного между корпусом 5 и инерционным грузом 6, гайки 8, разрезного кольца 9, центрального винта 10 и передней крышки 11. В глухих отверстиях инерционного груза 6, враспор между грузом и передним торцом шляпки винта 10, установлены четыре возвратные пружины сжатия 12. Со стороны передней крышки 11 центральный винт 10 закреплен гайкой 13 с увеличенными высотой и наружным диаметром, на боковой поверхности гайки 13 с двух сторон выполнены лыски, которые позволяют затягивать гайку стандартным ключом. На переднем торце шляпки центрального винта 10 установлена кольцевая прокладка 14 с цилиндрическими пазами 15, при этом возвратные пружины 12 расположены в пазах кольцевой прокладки. При навинчивании гайки 8 на инерционный груз 6 образуется кольцевой паз 16, в котором размещено разрезное кольцо 9. Наружная поверхность разрезного кольца 9 полностью расположена во внутренней кольцевой проточке 17, выполненной в цилиндрическом зацепе 7 со стороны его переднего торца. Задний торец зацепа 7 выступает за центральный винт 10 и заходит в пазы всех лопастей 3, фиксируя их в сложенном положении.

При выстреле под действием ствольной перегрузки происходит движение инерционного груза 6 совместно с гайкой 8 назад, до упора в кольцевую прокладку, при этом передний торец кольцевой прокладки сминается, снижая силу удара инерционного груза 6 в шляпку центрального винта 10. Разрезное кольцо 9 под действием силы, действующей со стороны зацепа 7, сжимается и утопает в кольцевой паз 17. При движении инерционного груза 6 с гайкой 8 сжимаются возвратные пружины 12 и в конце движения разрезное кольцо 9 разжимается, соединяя зацеп 7 с инерционным грузом 6. При входе снаряда в дульный тормоз резко уменьшаются силы инерции и под действием возвратных пружин 12 происходит движение инерционного груза 6 совместно с зацепом 7 и разрезным кольцом 9 до упора навинченной на груз гайки 8 в переднюю крышку 11. При этом зацеп выходит из пазов лопастей 3, лопасти 3 расстопориваются и, поворачиваясь на осях 2, раскрываются.

Таким образом, использование в механизме стопорения стабилизатора демпфирующей кольцевой прокладки, снижающей силу удара инерционного груза в шляпку центрального винта, введение гайки с увеличенными высотой и внешним диаметром, исключающей прогиб крышки механизма стопорения, позволяет избежать деформации или разрушения механизма стопорения при выстреле и повышает надежность работы стабилизатора снаряда при воздействии интенсивных ствольных перегрузок.

Стабилизатор снаряда, содержащий корпус, закрепленные в корпусе на осях лопасти и механизм стопорения, включающий корпус, переднюю крышку, инерционный груз со сквозным отверстием, в котором установлен центральный винт, закрепленный со стороны передней крышки гайкой, и возвратные пружины, размещенные в глухих отверстиях инерционного груза враспор между инерционным грузом и шляпкой центрального винта, отличающийся тем, что на переднем торце шляпки центрального винта установлена выполненная из легкодеформируемого материала кольцевая прокладка с цилиндрическими пазами на боковой поверхности, в которых расположены возвратные пружины, упирающиеся в передний торец шляпки центрального винта, стержень которого проходит через центральное отверстие кольцевой прокладки, при этом крепящая центральный винт со стороны передней крышки гайка выполнена с наружным диаметром, величина которого исключает прогиб крышки от воздействия силы, передающейся на гайку при ударе инерционного груза в шляпку центрального винта, и высотой, при которой опорная площадь гайки рассчитана таким образом, чтобы сила, передающаяся через гайку на крышку при ударе, не превышала предела текучести материала крышки.