Вентилятор воздуха, в частности, для отопительного прибора транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к вентилятору для отопительного прибора транспортного средства. Вентилятор содержит электропривод вентилятора, а также выполненное с возможностью приведения в действие посредством привода вентилятора колесо, причем замыкание электрического контакта привода вентилятора осуществляется с помощью пружинных контактов. Кроме того, в соединенном с электроприводом вентилятора корпусе вентилятора выполнен кольцеобразно расположенный вокруг оси (А) вращения, открытый на аксиальной, перекрытой колесом вентилятора стороне, канал вентилятора с впускной зоной и отделённой посредством зоны прерывания от впускной зоны выпускной зоной, причем в корпусе вентилятора предусмотрено отверстие, через которое проходит соединённый с колесом вентилятора для совместно вращения приводной вал привода вентилятора. Изобретение направлено на создание более надежного электрического замыкания контакта вентилятора. 2 н. и 8 з. п. ф-лы, 4 ил.
Реферат
Настоящее изобретение относится к вентилятору воздуха, в частности, для отопительного прибора транспортного средства, содержащему электропривод вентилятора, а также приводимое в действие посредством привода вентилятора колесо вентилятора.
Такие, обозначенные в целом как вентиляторы с боковыми каналами, вентиляторы воздуха часто используются в отопительных приборах транспортных средств, с целью подачи в камеру сгорания воздуха для горения, который вместе с поданным в камеру сгорания горючим материалом образует воспламеняющуюся воздушно-горючую смесь, причём выработанная при сгорания данной смеси тепловая энергия, к примеру, на теплообменнике передаётся воздуху, перемещаемому для его нагревания во внутреннее пространство транспортного средства.
Такие используемые в отопительных приборах транспортных средств вентиляторы воздуха, в частности, при низких наружных температурах, в соответствии с эксплуатационными требованиями, подвергаются значительным колебаниям температуры. Последние могут оказывать негативное воздействие, в частности, на замыкание электрического контакта, который реализован, в целом, посредством паяного или штекерного соединения, так что вследствие этого не может быть обеспечено надёжное замыкание контакта. Возникающие в процессе работы отопительного прибора транспортного средства или в процессе работы транспортного средства вибрации могут также оказывать негативное воздействие на замыкание электрического контакта привода вентилятора.
Задача предложенного на рассмотрение изобретения заключается в создании вентилятора воздуха, который, по сравнению с традиционными вентиляторами воздуха, имеет более надёжное электрическое замыкание контакта вентилятора воздуха.
В соответствии с изобретением данная задача решена посредством вентилятора воздуха, в частности, для отопительного прибора транспортного средства, содержащего электропривод вентилятора, а также приводимое в действие посредством привода вентилятора колесо вентилятора, причём замыкание электрического контакта привода вентилятора осуществляется с использованием пружинных контактов.
Использование пружинных контактов позволяет, с одной стороны, за счёт
вызываемой пружинными контактами силы упругости пружины, эффективно компенсировать обусловленные колебаниями температур, воздействующие на замыкание электрического контакта, перекосы, а, с другой стороны, эффективно гасить возникающие в процессе работы вентилятора воздуха вибрации. Таким образом, можно предотвратить недостатки, известные при традиционном замыкании контакта, посредством обеспечения в целом более надёжного режима работы вентилятора воздуха.
Конструкция вентилятора воздуха может быть при этом таковой, что в соединённом с приводом вентилятора корпусе вентилятора выполнен кольцеобразно расположенный вокруг оси вращения, открытый на аксиальной, перекрытой колесом вентилятора стороне канал вентилятора с впускной зоной и отделённой посредством зоны прерывания от впускной зоны выпускной зоной, причём в корпусе вентилятора предусмотрено отверстие, через которое проходит соединённый с колесом вентилятора воздуха для совместного вращения приводной вал привода вентилятора.
В предпочтительном варианте выполнения изобретения может быть предусмотрено, что с целью обеспечения замыкания электрического контакта во взаимодействии с пружинными контактами предусмотрены помещаемые в них зажимные штифты.
При этом пружинные контакты могут быть выполнены, к примеру, в виде плоских пружин, которые при замыкании контакта, в состоянии захвата зажимных штифтов, на большой по площади зоне прилегают к ним, вследствие чего, с одной стороны, имеет место надёжное замыкание электрического контакта, а, с другой стороны, отпадает необходимость в востребованных при использовании, к примеру, пружинных контактных штифтов, механических средств закрепления. Несмотря на то что для зажимных штифтов и для выполненных к примеру, в виде плоских пружин, пружинных контактов, в принципе, может использоваться большое количество электропроводящих материалов, в частности, в плане высокой механической стабильности предпочтительным является использование плоских пружин и зажимных штифтов, выполненных из металла.
Конструкция может быть далее таковой, что для взаимодействия с приводом вентилятора предусмотрено устройство управления. Использование устройства управления позволяет осуществлять согласование режима работы привода вентилятора с режимом работы других зон системы, к примеру, зоны камеры сгорания, температура которой, в целом, является важным параметром для работы или для настройки вентилятора воздуха.
В предпочтительном варианте выполнения изобретения может быть предусмотрено, что устройство управления расположено в зоне привода вентилятора.
Такая мера позволяет осуществить компактную конструкцию вентилятора воздуха. При этом можно подумать, к примеру, о том, чтобы разместить устройство управления и привод вентилятора в общем корпусе или предусмотреть средства закрепления, которые позволяют простым образом объединить соответствующие части корпуса устройства управления и привода вентилятора в один корпус. Кроме того, при такой конструкции, не требуется никаких длинных в отношении габаритов вентилятора воздуха соединительных проводов между устройством управления и приводом вентилятора, так что можно отказаться от соответствующих средств для захвата или закрепления соединительных проводов, вследствие чего конструкция в целом упрощается.
Чтобы иметь возможность полностью отказаться от соединительных проводов между устройством управления и приводом вентилятора, конструкция может быть таковой, что для расположения устройства управления в зоне привода вентилятора предусмотрены включающие в себя пружинные контакты средства закрепления. При этом в предпочтительном варианте выполнения может быть предусмотрено, что устройство управления закреплено на приводе вентилятора с применением помещённых в пружинные контакты зажимных штифтов.
При этом пружинные контакты могут быть образованы, к примеру, из двух плоских пружин, которые в бесконтактном состоянии имеют меньший, по сравнению с толщиной зажимных штифтов, зазор между собой. За счёт введения зажимных штифтов в пружинные контакты обе плоские пружины отжимаются друг из друга, так что в силу действующего при этом стабилизирующего усилия плоских пружин возникает механически стабильное фрикционное соединение между зажимным штифтом и пружинным контактом.
В принципе, не имеется никакого ограничения в отношении расположения зажимных штифтов и пружинных контактов на приводе вентилятора или на устройстве управления. Так, механическое соединение между устройством управления и приводом вентилятора может быть выполнено посредством того, что на устройстве управлении и на приводе вентилятора помещены, соответственно, зажимной штифт и пружинный контакт, соответственно, на равных расстояниях в соответствующих определённому расположению устройства управления относительно привода вентилятора положениях. Так как, в принципе, легче установить зажимные штифты в плате управления, к примеру, посредством пайки, чем поместить пружинные контакты на устройство управления, то предпочтительной является конструкция, при которой пружинные контакты установлены на приводе вентилятора, а зажимные штифты на устройстве управления.
Для точного расположения зажимных штифтов и пружинных контактов, в принципе, имеется очень много возможностей. Что касается упрощённого монтажа прибора управления на приводе вентилятора, то предпочтительным является, однако, когда устройство управления выполнено с возможностью закрепления на приводе вентилятора посредством, в основном, перпендикулярного или параллельного относительно оси вращения перемещения.
Предметом изобретения является также отопительный прибор транспортного средства, включающий в себя вентилятор воздуха, согласно изобретению.
Изобретение поясняется чертежами, на которых представлено следующее: фиг.1 - продольный разрез вентилятора воздуха в соответствии с изобретением; фиг.2 - альтернативная конструкция вентилятора воздуха по фиг. 1; фиг.3 - поперечное сечение вдоль линии III-III по фиг.1;
фиг.4 - вентилятор воздуха с отделённым от привода вентилятора устройством управления по фиг.3.
На фиг.1 представлен обозначенный в целом позицией 10 вентилятор воздуха. Он содержит электропривод 14 вентилятора с продольно расположенным вдоль оси А вращения приводным валом 12, а также колесо 16 вентилятора, которое в зоне 18 ступицы соединено с приводным валом 12 для совместного вращения вокруг оси А вращения. Привод 14 вентилятора имеет корпус, включающий в себя стенку 14а по периферии, а также стенку 14b с торцевой стороны.
В соединённом с приводом 14 вентилятора корпусе вентилятора выполнен, в основном, кольцеобразно расположенный вокруг оси А вращения канал 22 вентилятора, который открыт в направлении аксиальной, обращённой к колесу 16 вентилятора стороне. Колесо 16 вентилятора имеет соответствующий каналу 22 вентилятора воздуха и, соответственно, противолежащий ему и открытый в направлении него, кольцеобразный паз 17, в котором в направлении по периферии, следом друг за другом, расположено несколько транспортирующих захватов. На фиг.1 не изображена ведущая к каналу 22 вентилятора воздуха впускная зона, ведущая от канала 22 вентилятора выпускная зона, а также разделяющая эти зоны зона прерывания. Корпус 20 вентилятора имеет отверстие 24, через которое проходит приводной вал 12.
Представленный на фиг.1, обозначенный в целом как вентилятор с боковым каналом, вентилятор 10 воздуха часто используется в отопительных приборах транспортных средств, с целью подачи в камеру сгорания воздуха для горения, который вместе с поданным в камеру сгорания горючим материалом образует воспламеняющуюся воздушно-горючую смесь. Образующаяся при сгорании этой смеси тепловая энергия, к примеру, на теплообменнике передаётся воздуху, перемещаемому во внутреннее пространство транспортного средства, к примеру, посредством второго, установленного на аксиально противолежащем колесу 16 вентилятора воздуха конце приводного вала 12, на фиг.1, однако, не изображенного, колеса вентилятора воздуха.
Для управления работой привода 14 вентилятора, а также для согласования с работой других зон системы в данном варианте выполнения изобретения предусмотрено устройство 26 управления, которое содержит, в основном, корпус 28, плату 30 управления, а также два установленных на плате 30 управления зажимных штифта 32. В представленном на фиг. 1 варианте выполнения изобретения зажимные штифты 32, как видно на поперечном сечении с фиг.3, расположены в плоскости, перпендикулярной оси А вращения.
Для закрепления устройства 26 управления на приводе 14 вентилятора концевые участки зажимных штифтов 32 помещены в пружинные контакты 34, которые, как очевидно на основании фиг.1, 3 и 4, доступны через стенку 14а по периферии. В данном варианте выполнения изобретения пружинные контакты 34 содержат две плоские пружины 36, которые в положении смонтированного на приводе 14 вентилятора устройства 26 управления прилегают к зажимным штифтам 32. Несмотря на то что для зажимных штифтов 32 и плоских пружин 36, в принципе, может использоваться большое количество электропроводящих материалов, в частности, в плане высокой механической стабильности предпочтительным является использование плоских пружин 36 и зажимных штифтов 32, выполненных из металла.
На фиг.4 показано положение, в котором устройство 26 управления смонтировано не на приводе 14 вентилятора. Как видно на этой фигуре, минимальное расстояние р между плоскими пружинами явно меньше толщины q зажимных штифтов 32, так что при введении зажимных штифтов 32 в пружинные контакты 34 плоские пружины 36 отжимаются друг из друга, вследствие чего, за счёт возникающего в результате этого стабилизирующего усилия, образуется механически стабильный контакт. Таким образом, в не зависимости от обусловленных термическим воздействием перекосов или возникающих в процессе работы вибраций, между устройством 26 управления и приводом 14 вентилятора обеспечивается надёжный электрический контакт.
Расположение зажимных штифтов 32, а также соответствующих пружинных контактов 34 в перпендикулярной приводному валу плоскости, как в представленном на фиг.1, 3 и 4 варианте выполнения изобретения, произвольно. Также возможно расположение в параллельной оси А вращения плоскости или любое другое расположение соответствующих пар зажимной штифт - пружинный контакт, без отступления от главной идеи изобретения.
Далее на основании фиг.2 описывается следующий предпочтительный вариант выполнения вентилятора воздуха в соответствии с изобретением.
Аналогичные или функционально аналогичные конструктивные элементы, как на фиг.1, 3 и 4, обозначены одинаковыми ссылочными позициями, однако, уже следующего порядка. Представленный на фиг.2 вариант выполнения изобретения описывается лишь в той степени, в которой он отличается от первого предпочтительного варианта выполнения по фиг.1, 3 и 4.
У представленного на фиг.2 вентилятора 110 воздуха электрический контакт привода 114 вентилятора происходит также с использованием включающих в себя плоские пружины 136 пружинных контактов 134, а также помещённых в него зажимных штифтов 132. Зажимные штифты 132 также установлены на плате 130 управления устройства 126 управления. В отличие от первого предпочтительного варианта выполнения изобретения, зажимные штифты 132 выполнены, однако, согнутыми под углом, так что при позиционировании устройства 126 управления, соответствующем первому варианту выполнения изобретения, относительно привода 114 вентилятора, они помещены в пружинные контакты 134, которые, однако, доступны через стенку 114b с торцевой стороны корпуса привода 114 вентилятора.
Оба варианта выполнения изобретения по фиг.1 и 2 отличаются, таким образом, друг от друга, в основном, лишь в отношении закрепления устройства управления на приводе вентилятора. В то время как устройство 26 управления, согласно первому варианту выполнено с возможностью закрепления на приводе 14 вентилятора посредством, в основном, перпендикулярного перемещения относительно оси А вращения, за счёт введения зажимных штифтов 32 в пружинные контакты 34, устройство 126 управления, согласно второму варианту выполнения изобретения выполнено с возможностью закрепления на приводе 114 вентилятора посредством, в основном, параллельного перемещения относительно оси А вращения, за счёт введения зажимных штифтов 132 в пружинные контакты 134.
Представленный здесь вариант закрепления устройства 26, 126 управления посредством помещённых в пружинные контакты 34, 134 зажимных штифтов 32, 132, представляет собой очень простую возможность закрепления. В принципе, тем самым, однако, не должна быть исключена возможность предусмотреть дополнительные, к примеру, включающие в себя резьбовые соединения, средства закрепления, в частности, тогда, когда требуется особенно стабильное закрепление устройства управления.
1. Вентилятор для отопительного прибора транспортного средства, содержащий электропривод (14; 114) вентилятора, а также выполненное с возможностью приведения в действие посредством привода (14; 114) вентилятора колесо (16; 116), причём замыкание электрического контакта привода (14; 114) вентилятора осуществляется с помощью пружинных контактов (34; 134), причем в соединённом с электроприводом (14; 114) вентилятора корпусе (20; 120) вентилятора выполнен кольцеобразно расположенный вокруг оси (А) вращения, открытый на аксиальной, перекрытой колесом (16; 116) вентилятора стороне, канал (22; 122) вентилятора с впускной зоной и отделённой посредством зоны прерывания от впускной зоны выпускной зоной, причём в корпусе (20; 120) вентилятора предусмотрено отверстие (24; 124), через которое проходит соединённый с колесом (16; 116) вентилятора для совместно вращения приводной вал (12; 112) привода (14; 114) вентилятора.
2. Вентилятор по п.1, содержащий зажимные штифты (32; 132), расположенные в пружинных контактах (34; 134) для обеспечения замыкания электрического контакта во взаимодействии с пружинными контактами (34; 134).
3. Вентилятор по п.1 или 2, в котором для взаимодействия с приводом (14; 114) вентилятора предусмотрено устройство (26; 126) управления.
4. Вентилятор по п.3, в котором устройство (26; 126) управления расположено в зоне привода (14; 114) вентилятора.
5. Вентилятор по п.4, в котором средства закрепления, содержащие пружинные контакты (34; 134), предназначены для расположения устройства (26; 126) управления в зоне привода (14; 114) вентилятора.
6. Вентилятор по п.2 или 5, в котором устройство (26; 126) управления закреплено на приводе (14; 114) вентилятора с помощью расположенных в пружинных контактах (34; 134) зажимных штифтов (32; 132).
7. Вентилятор по п.6, в котором пружинные контакты (34; 134) установлены на приводе (14; 114) вентилятора, а зажимные штифты (32; 132) на устройстве (26; 126) управления.
8. Вентилятор по п.6, в котором устройство (26; 126) управления выполнено с возможностью закрепления на приводе (14; 114) вентилятора посредством, в основном, перпендикулярного или параллельного относительно оси (А) вращения перемещения.
9. Вентилятор по п.7, в котором устройство (26; 126) управления выполнено с возможностью закрепления на приводе (14; 114) вентилятора посредством, в основном, перпендикулярного или параллельного относительно оси (А) вращения перемещения.
10. Отопительный прибор транспортного средства, содержащий вентилятор (10; 110) по любому из пп.1-9.