Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к конструкции модульных автоматических ступенчатых планетарных коробок передач (АКП) транспортных средств. Модульная коробка передач имеет планетарную систему, модулем которой является универсальный многопоточный дифференциальный механизм, в котором водило (5) с тремя парами сцепленных трехвенцовых сателлитов является общим для первого, второго и третьего планетарных рядов. Водило, коронное колесо первого планетарного ряда, коронное колесо второго планетарного ряда и солнечная центральная шестерня третьего планетарного ряда связаны соответственно фрикционными тормозами с картером коробки передач. Коронное колесо является выходным звеном коробки передач. Использование в кинематической схеме АКП универсального многопоточного дифференциального механизма в качестве модуля и дополнительных планетарных рядов позволяет реализовать различные варианты конструкций. Достигается повышение КПД коробки передач. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции автоматических ступенчатых планетарных коробок передач (АКП), которые могут быть использованы в автоматических трансмиссиях транспортных средств.

Использование коробок передач планетарного типа в автоматических трансмиссиях транспортных средств обусловлено возможностью получения малогабаритной, компактной по компоновке конструкции, легко вписывающейся в ограниченное габаритами кузова пространство, обеспечивающие экономичность, динамичность, комфорт, безопасность движения.

В настоящее время планетарные коробки передач, используемые для легковых и грузовых автомобилей, а также гусеничной техники военного и гражданского назначения, и состоящие из трех, четырех планетарных рядов, обеспечивают шесть или семь передач переднего хода. Для увеличения количества передач, например, для получения восьми или более передач переднего хода, используют или большее количество планетарных рядов, что усложняет конструкцию коробки передач или увеличивают количество степеней свободы, что усложняет систему управления коробкой передач. К тому же при переключении передач происходит разрыв потока мощности, так как выключается сразу несколько элементов управления.

В качестве аналога служит шестискоростная АКП немецкой фирмы ZF 6НР26 [Харитонов С.А. Автоматические коробки передач, М., «Астрель-АТС», 2003 г.], которая исполнена на основе планетарной системы Равиньо и включает в себя: одно водило с тремя парами сцепленных сателлитов, где каждая пара сателлитов состоит из одного большого и одного малого сателлита; две независимые солнечные центральные шестерни, находящихся в зацеплении с парами сателлитов водила; одно коронное колесо, являющееся выходным звеном.

Используя в качестве входных звеньев поочередно обе центральные солнечные шестерни, планетарная система обеспечивает следующие передачи: нейтральную; понижающие (первую и вторую передачи); прямую; заднюю передачу.

При использовании кинематической схемы планетарной системы Равиньо с дополнительным планетарным рядом, в которой фрикционные блокирующие муфты соединяют солнечные центральные шестерни с ведущим звеном не напрямую, а через дополнительный планетарный редуктор, число передач увеличивается до шести при одновременном включении двух управляющих элементов.

За прототип взят патента РФ №2384773.

Заявляемое изобретение направлено на развитие существующего прототипа за счет достижения технического результата, который заключается:

- в увеличении диапазона изменения передаточных отношений;

- в обеспечении гармоничности шага передаточных чисел в пределах диапазона;

- в улучшении тягово-динамической и топливно-экономической характеристик за счет увеличения числа передач от 4-х до 14-ти;

- в уменьшении сложности системы управления и энерговооруженности коробки передач;

- в увеличении КПД коробки передач;

- в расширении типов транспортных средств, на которые можно установить данную коробку передач.

Диапазон, число передач и шаг между передачами являются основными характеристиками АКП. С целью наиболее эффективного использования мощности двигателя при работе автомобиля с различной степенью загрузки и в различных дорожных условиях необходимо увеличивать диапазон передаточных чисел АКП, число передач с шагом между передачами, соответствующим геометрической прогрессии.

АКП с тремя степенями свободы характеризуются коэффициентом КИ использования элементов управления, который равен отношению реализуемой комбинации попарного включения элементов управления к числу всех возможных их комбинаций. При полном использовании элементов управления КИ=1. В настоящее время широкое распространение в трансмиссиях колесных и гусеничных машин получили АКП, у которых КИ=0,5…0,7 [Шарипов В.М. Конструирование и расчет тракторов, М., Машиностроение, 2004 г.].

Указанной технический результат достигается тем, что модульная автоматическая ступенчатая коробка передач имеет планетарную систему, модулем которой является универсальный многопоточный дифференциальный механизм, в котором водило универсального многопоточного дифференциального механизма с тремя парами сцепленных трехвенцовых сателлитов является общим для первого, второго и третьего планетарных рядов, образуемых двумя независимыми солнечными центральными шестернями, сцепленными трехвенцовыми сателлитами и тремя коронными зубчатыми колесами, где солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда образует со сцепленными трехвенцовыми сателлитами и тремя коронными зубчатыми колесами первого, второго, третьего планетарных рядов три дифференциальных механизма со смешанным зацеплением, а со сцепленными трехвенцовыми сателлитами и центральной солнечной шестерней тертьего планетарного ряда четвертый дифференциальный механизм с внешним зацеплением, водило связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо первого планетарного ряда связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо второго планетарного ряда связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, солнечная центральная шестерня третьего планетарного ряда связана фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо третьего планетарного ряда является выходным звеном коробки передач.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата. Наличие смешанного зацепления в дифференциальных механизмах, образуемых в первом, втором, третьем рядах и внешнего зацепления в четвертом дифференциальном механизме, позволяет обеспечить гармоничность шага передаточных чисел в пределах диапазона. Короткие кинематические цепи, в которых реализуется передача мощности за счет сложения двух движений, одним из которых является переносное движение водила, а вторым - относительное движение звеньев, обеспечивает повышение КПД АКП. Использование в кинематической схеме АКП универсального многопоточного дифференциального механизма позволяет реализовать различные варианты конструкций с различным числом передач, при неполном использовании элементов управления, характеризующимся коэффициентом КИ, значение которого в различных вариантах конструкций изменяется в диапазоне КИ=0,5…1,0.

В варианте конструкции, когда входным звеном является соединенная с входным звеном солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма, при последовательном включении только одного управляющего элемента получаем четыре передачи: нейтральную; понижающую (1-3 передачи); заднюю передачи.

В варианте конструкции, когда входным звеном является соединенная с входным звеном солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма и имеется фрикционная блокирующая муфта, связывающая солнечную центральную шестерню первого планетарного ряда с водилом, при последовательном включении только одного управляющего элемента получаем пять передач: нейтральную; понижающую (1-3 передачи); прямую; заднюю передачи.

В варианте конструкции, предусматривающем возможность последовательного соединения входного звена коробки передач с солнечной центральной шестерней первого планетарного ряда и водилом с помощью фрикционных блокирующих муфт и одновременным включением одного из управляющих элементов получаем девять передач: нейтральную; понижающие (1-5 передачи); прямую; повышающие (7-8 передачи); заднюю передачи.

В варианте конструкции, реализующем использование дополнительного повышающего с положительным внутренним передаточным отношением планетарного ряда (делителя) совместно с универсальным многопоточным дифференциальным механизмом, при включении и выключении поочередно фрикционного тормоза делителя, а затем одного из управляющих элементов универсального многопоточного дифференциального механизма, получаем десять передач: нейтральную; понижающие (1-6 передачи); прямую; повышающую (8 передача); заднюю передачи (1-2 передачи).

В варианте конструкции, реализующем использование дополнительного понижающего планетарного ряда с отрицательным внутренним передаточным отношением большим единицы совместно с универсальным многопоточным дифференциальным механизмом, последовательное соединение входного звена коробки передач с солнечной центральной шестерней первого планетарного ряда, водилом универсального многопоточного дифференциального механизма с помощью фрикционных блокирующих муфт и водила дополнительного планетарного ряда фрикционной блокирующей муфтой с солнечной центральной шестерней первого планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма, при одновременном включении одного из управляющих элементов универсального многопоточного дифференциального механизма получаем четырнадцать передач: нейтральную; понижающие (1-9 передачи); прямую; повышающие (11-12 передачи); заднюю передачи (1-2 передачи).

Заявляемое изобретение предназначено для использования автоматических ступенчатых планетарных коробок передач в трансмиссиях передне- и заднеприводных автомобилей различного назначения.

Вариант конструкций автоматических ступенчатых планетарных коробок передач, предназначенных для заднеприводных автомобилей, предусматривает использование дополнительного дифференциального механизма с внутренним передаточным отношением, равным единице. Солнечная центральная шестерня третьего планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма находится внутри него, что затрудняет возможность торможения данного звена. Это особенно важно при использовании предлагаемых вариантов конструкций в трансмиссиях заднеприводных автомобилей. Предлагаемое изобретение обеспечивает соединение фрикционным тормозом солнечной центральной шестерни третьего планетарного ряда с картером АКП.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами, где изображены:

на фиг.1 - кинематическая схема модульной автоматической четырехступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля с универсальным многопоточным дифференциальным механизмом;

на фиг.2 - кинематическая схема модульной автоматической пятиступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля;

на фиг.3 - кинематическая схема модульной автоматической девятиступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля;

на фиг.4 - кинематическая схема модульной автоматической десятиступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля;

на фиг.5 - кинематическая схема модульной автоматической четырнадцатиступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля;

на фиг.6 - кинематическая схема дополнительного планетарного ряда, встраиваемого во все варианты конструкций, при использовании модульных автоматических ступенчатых планетарных коробок передач для заднеприводных автомобилей.

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.1), реализующая три передачи прямого хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, четыре фрикционных тормоза 11, 12, 13, 14 и универсальный многопоточный дифференциальный механизм, в состав которого входит общее водило 5 с тремя планетарными рядами.

Первый планетарный ряд состоит из солнечной центральной шестерни 1, водила 5 сателлитов 2-2" и коронного колеса 6. Второй планетарный ряд состоит из водила 5, сцепленных сателлитов 2', 3 и коронного колеса 7. Третий планетарный ряд состоит из солнечной центральной шестерни 4, водила 5 сателлитов 3'-3" и коронного колеса 8.

В то же время первый планетарный ряд, сцепленные трехвенцовые сателлиты 2"-2-2', 3-3'-3" и коронное колесо 8 представляет собой дифференциальный механизм с отрицательным значением передаточного отношения между коронными колесами 6 и 8.

Солнечная центральная шестерня 1, второй планетарный ряд, сателлиты 3'-3", коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с положительным значением передаточного отношения между коронными колесами 7 и 8.

Солнечная центральная шестерня 1, водило 5, сцепленные сателлиты 2-2', 3-3'-3", солнечная центральная шестерня 4 и коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с отрицательными значениями передаточных отношений между солнечными центральными шестернями 1, 4 и между солнечной центральной шестерней 4 и коронным колесом 8, с положительным значением передаточного отношения между солнечной шестерней 1 и коронным колесом 8.

Таким образом, универсальный многопоточный дифференциальный механизм представляет собой совокупность четырех дифференциальных механизмов с входным звеном, которым является солнечное колесо 1, выходным - коронная шестерня 8 и общим для всех четырех дифференциальных механизмов водилом 5.

Число степеней свободы данного механизма равно двум, для его кинематической определенности необходимо задавать две связи или два закона движения каких-либо звеньев. При постоянном числе оборотов звена 1, равном n1, необходимо задать какую-либо частоту вращения еще одному из звеньев механизма - например, затормозить одно из звеньев.

При торможении коронного колеса одного из планетарных рядов многопоточного дифференциального механизма сателлиты этого ряда начинают обкатываться по заторможенному коронному колесу, передавая крутящий момент через оси на водило 5, которое при этом будет совершать переносное движение. Далее переносное движение водила 5 передается на звено 8, соединенное с выходным валом. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент.

Передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 − 8 = i 1 − 5 p ⋅ i 5 − 8 p ,     ( 1 )

где i 1 − 5 p - передаточное число между входным валом и водилом при заторможенном звене р;

i 5 − 8 p - передаточное число между водилом и выходным валом при заторможенном звене р.

При торможении водила 5 механизм превращается в обычный рядный редуктор, передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 − 8 = i 1 − 2 ⋅ i 2 1 − 3 ⋅ i 3 11 − 8 .     ( 2 )

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.2), реализующая четыре передачи прямого хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, одну фрикционную блокирующую муфту 15, четыре фрикционных тормозов 11, 12, 13, 14 и универсальный многопоточный дифференциальный механизм, в состав которого входит общее водило 5 с тремя планетарными рядами.

Первый планетарный ряд состоит из солнечной центральной шестерни 1, водила 5 сателлитов 2-2" и коронного колеса 6. Второй планетарный ряд состоит из водила 5, сцепленных сателлитов 2', 3 и коронного колеса 7. Третий планетарный ряд состоит из солнечной центральной шестерни 4, водила 5 сателлитов 3'-3" и коронного колеса 8.

В то же время первый планетарный ряд, сцепленные трехвенцовые сателлиты 2"-2-2', 3-3'-3" и коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с отрицательным значением передаточного отношения между коронными колесами 6 и 8.

Солнечная центральная шестерня 1, второй планетарный ряд, сателлиты 3'-3", коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с положительным значением передаточного отношения между коронными колесами 7 и 8.

Солнечная центральная шестерня 1, водило 5, сцепленные сателлиты 2-2', 3-3'-3", солнечная центральная шестерня 4 и коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с отрицательными значениями передаточных отношений между солнечными центральными шестернями 1, 4 и между солнечной центральной шестерней 4 и коронным колесом 8, с положительным значением передаточного отношения между солнечной шестерней 1 и коронным колесом 8.

Таким образом, универсальный многопоточный дифференциальный механизм представляет собой совокупность четырех дифференциальных механизмов с входным звеном, которым является солнечное колесо 1, выходным - коронная шестерня 8 и общим для всех четырех дифференциальных механизмов водилом 5.

Число степеней свободы данного механизма равно двум, для его кинематической определенности необходимо задавать две связи или два закона движения каких-либо звеньев. При постоянном числе оборотов звена 1, равном n1, необходимо задать какую-либо частоту вращения еще одному из звеньев механизма - например, затормозить одно из звеньев.

При торможении коронного колеса одного из планетарных рядов универсального многопоточного дифференциального механизма, сателлиты этого ряда начинают обкатываться по заторможенному коронному колесу, передавая крутящий момент через оси на водило 5, которое совершает переносное движение. Далее переносное движение водила 5 передается на звено 8, соединенное с выходным валом. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент.

Передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 − 8 = i 1 − 5 p ⋅ i 5 − 8 p ,     ( 3 )

где i 1 − 5 p - передаточное число между входным валом и водилом при заторможенном звене р;

i 5 − 8 p - передаточное число между водилом и выходным валом при заторможенном звене р.

При торможении водила 5 механизм превращается в обычный рядный редуктор, передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 − 8 = i 1 − 2 ⋅ i 2 1 − 3 ⋅ i 3 11 − 8 .     ( 4 )

Входное звено 9, связанное с солнечной центральной шестерней 1, может быть соединено фрикционной блокирующей муфтой 15 с водилом 5. В результате такого соединения звено 1 и звено 5 универсального многопоточного дифференциального механизма получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.3), реализующая восемь передач прямого хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, пять фрикционных тормозов 11, 12, 13, 14, 18 и универсальный многопоточный дифференциальный механизм. Входными звеньями универсального многопоточного дифференциального механизма являются солнечная центральная шестерня 1 и водило 5, которые могут соединяться с помощью фрикционных блокирующих муфт 16, 17 с входным звеном 9 коробки передач.

При торможении коронного колеса одного из планетарных рядов универсального многопоточного дифференциального механизма или солнечной центральной шестерни первого планетарного ряда, сателлиты этого ряда начинают обкатываться по заторможенному звену, передавая крутящий момент через оси на водило 5, которое при этом будет совершать переносное движение. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент. Далее переносное движение водила 5 передается на звено 8, соединенное с выходным валом.

При включенной фрикционной блокирующей муфте 17 и последовательном включении одного из тормозов передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 − 8 = i 1 − 5 p ⋅ i 5 − 8 p ,     ( 5 )

При включенной фрикционной блокирующей муфте 16 и последовательном включении одного из тормозов, передаточное отношение между входным 5 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 5 − 8 = i 5 − 8 p .   (6)

При включенной фрикционной блокирующей муфте 17 и торможении водила 5 фрикционным тормозом 12, механизм превращается в обычный рядный редуктор, передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 − 8 = i 1 − 2 ⋅ i 2 1 − 3 ⋅ i 3 11 − 8 .     ( 7 )

При одновременном включении фрикционных блокирующих муфт 16, 17, звено 1 и звено 5 универсального многопоточного дифференциального механизма получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

Данная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач является трехстепенной, так как для получения какой-либо определенной передачи требуется включение одной из фрикционных блокирующих муфт и одного фрикционного тормоза, то есть двух управляющих элементов одновременно и характеризуется коэффициентом использования элементов управления КИ=0,77.

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.4), реализующая восемь передач прямого хода и две передачи заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, блокирующую муфту 24 и фрикционные тормоза 11, 12, 13, 14, 23, многопоточный дифференциальный механизм, дополнительный повышающий планетарный механизм (делитель) с положительным внутренним передаточным отношением, меньшим единицы, который состоит из входного звена 9, соединенного с ведущей солнечной шестерней 19, водила 22 с двухвенцовыми сателлитами 20-20', выходной солнечной шестерни 21, муфты свободного хода 25, установленной между солнечной шестерней 21 и водилом 22.

При постоянном числе оборотов звена 9 необходимо задавать какую-либо частоту вращения еще одному или двум из звеньев автоматической ступенчатой коробки передач - например, затормозить одно или два звена. При необходимости одновременного торможения двух звеньев, одним из звеньев является водило делителя, а вторым - тормозное звено универсального многопоточного дифференциального механизма.

При отсоединенном фрикционном тормозе 23 водило 22 стремится иметь число оборотов больше, чем число оборотов звена 21, муфта свободного хода 25 блокирует делитель, при этом число оборотов выходного звена делителя 21 равно числу оборотов входного звена 9 коробки передач.

В этом случае осуществляется торможение только одного звена универсального многопоточного дифференциального механизма и передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 − 8 = i 9 − 1 22 ⋅ i 1 − 5 p ⋅ i 5 − 8 p ,     ( 8 )

где i 9 − 1 22 - передаточное число между входным 9 валом и входным звеном универсального многопоточного дифференциального механизма при заторможенном водиле 22.

При торможении фрикционным тормозом 23 водила 22 делителя он преобразуется в мультипликатор с повышенным числом оборотов выходного звена 21, передаточное отношение между входным валом 9 и выходным звеном 21 определяется выражением:

i 9 − 1 22 = i 19 − 20 ⋅ i 20 − 21 .    (9)

В этом случае одновременно с фрикционным тормозом 23 включается один из фрикционных тормозов 11, 12, 13, 14, передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 − 8 = i 9 − 1 22 ⋅ i 1 − 5 p ⋅ i 5 − 8 p .     ( 10 )

С целью реализации прямой передачи одновременно отсоединяются фрикционные тормоза делителя и многопоточного дифференциального механизма и соединяется солнечная центральная шестерня 4 многопоточного дифференциального механизма с помощью фрикционной блокирующей муфты 24 с коронным колесом 8, звено 4 и звено 8 получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма, и он работает как жесткий вал совместно с выходным звеном 21 делителя, который заблокирован муфтой свободного хода 25.

С целью реализации повышенной передачи одновременно включаются фрикционный тормоз 23 делителя и фрикционная блокирующая муфта 24. При этом многопоточный дифференциальный механизм блокируется и число его оборотов становится равным повышенному числу оборотов выходного вала 21 делителя.

Данная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач характеризуется коэффициентом использования элементов управления

КИ=0,77.

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг. 5), реализующая двенадцать передач прямого хода и две передачи заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, три фрикционных блокирующих муфт 16, 17, 30, пять фрикционных тормозов 11, 12, 13, 14, 18, универсальный многопоточный дифференциальный механизм, дополнительный понижающий планетарный ряд с отрицательным внутренним передаточным отношением, большим единицы, который состоит из ведущего коронного колеса 28, водила 29, сателлитов 27 и неподвижно закрепленной солнечной шестерни 26.

При постоянном числе оборотов звена 9 возможно последовательное задание частоты вращения одному из двух звеньев - солнечной центральной шестерне 1 с помощью фрикционной блокирующей муфты 17 или водилу 5 последовательно с помощью фрикционной блокирующей муфты 16, а затем с помощью фрикционной блокирующей муфты 30.

При последовательном торможении коронных колес одного из планетарных рядов универсального многопоточного дифференциального механизма, сателлиты этого ряда начинают обкатываться по коронному колесу, передавая крутящий момент через оси на водило 5, которое совершает переносное движение. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент. Далее переносное движение водила 5 передается на звено 8, соединенное с выходным валом.

При включенной фрикционной блокирующей муфте 17 и последовательном включении фрикционных тормозов, передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 − 8 = i 1 − 5 p ⋅ i 5 − 8 p .     ( 11 )

При включенной фрикционной блокирующей муфте 16 и последовательном включении фрикционных тормозов передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 − 8 = i 5 − 8 p .   (12)

При включенной фрикционной блокирующей муфте 30 и последовательном включении фрикционных тормозов, передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 − 8 = i 9 − 5 p ⋅ i 5 − 8 p   , (13)

где i9_5 - передаточное число между входным 9 валом и входным звеном 5 универсального многопоточного дифференциального механизма при включенной фрикционной блокирующей муфте 30.

При одновременном включении фрикционных блокирующих муфт 16, 17 универсального многопоточного дифференциального механизма, водило 5 и солнечная центральная шестерня 1 получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

Данная коробка передач является трехстепенной, так как для получения какой-либо определенной передачи требуется включение двух из управляющих элементов, и характеризуется коэффициентом использования элементов управления КИ=0,57.

Дополнительный планетарный ряд (фиг.6), встраиваемый во все варианты конструкций, при использовании автоматических ступенчатых планетарных коробок передач для заднеприводных автомобилей, включает в себя солнечную шестерню 31, которая соединена с коронным колесом 8, солнечную центральную шестерню 4, которая соединена с водилом 34 дополнительного планетарного ряда, сателлиты 32-32', выходную солнечную шестерню 33 и фрикционный тормоз 35, с помощью которого солнечная центральная шестерня 4 может соединяться с картером АКП. При передаточном отношении, равном единице, крутящий момент на водиле 34 равен нулю, а число оборотов и направление вращения водила 34 могут иметь любые значения, не оказывая при этом никакого влияния на параметры движения звена 34. Это позволяет осуществлять передачу движения от звена 31 на звено 33 без изменения при любом направлении движения и любой угловой скорости (включая ноль) водила 34.

Предлагаемая согласно изобретению модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.1) работает следующим образом. После начала движения транспортного средства последовательным переключением передач от 1-й до 3-й осуществляется его разгон до требуемой скорости движения. В нейтральном положении ни один из фрикционных элементов управления не включен.

На первой передаче переднего хода включается фрикционный тормоз 12, при этом угловая скорость водила 5 становится равной нулю.

При торможении водила 5 универсальный многопоточный дифференциальный механизм работает как рядный редуктор. Крутящий момент с входного звена 9 передается на солнечную центральную шестерню 1 первого планетарного ряда, а с солнечной центральной шестерни 1, на сцепленные сателлиты 2-2', 3-3'-3", которые связаны с коронным колесом 8 третьего планетарного ряда.

При переключении на вторую передачу переднего хода фрикционный тормоз 12 выключается и включается фрикционный тормоз 11. При этом угловая скорость коронного колеса 6 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 передается через водило 5, которое, осуществляя переносное движение, передает крутящий момент коронному колесу 8.

При переключении на третью передачу переднего хода фрикционный тормоз 11 выключается и включается фрикционный тормоз 14. При этом угловая скорость солнечной центральной шестерни 4 становится равной нулю.

Крутящий момент с входного звена 9 передается на солнечное колесо 1 первого планетарного ряда, а с солнечной центральной шестерни 1 - на водило 5, где при торможении солнечной шестерни 4 сателлиты, обкатывая ее, передают крутящий момент на выходное звено 8 коробки передач.

При переключении на заднюю передачу включается фрикционный тормоз 13, то есть угловая скорость коронного колеса 7 становится равной нулю.

Крутящий момент передается с входного звена 9 на солнечную центральную шестерню 1 первого планетарного ряда, где при торможении коронного колеса 7 второго планетарного ряда водило 5 передает отрицательный по знаку момент на выходное звено 8.

Предлагаемая согласно изобретению модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.2) работает следующим образом. После начала движения транспортного средства последовательным переключением передач от 1-й до 4-й осуществляется его разгон до требуемой скорости движения. В нейтральном положении ни один из фрикционных элементов управления не включен.

Включение управляющих элементов на первой, второй, третьей передачах переднего хода соответствует описанию работы автоматической ступенчатой планетарной коробки передач по фиг.1.

При переключении на четвертую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 15 включается, а фрикционный тормоз 11 выключается.

При включении фрикционной блокирующей муфты 15, солнечная центральная шестерня 1 и водило 5 получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка универсального многопоточного дифференциального механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

При переключении на заднюю передачу включается фрикционный тормоз 13, то есть угловая скорость коронного колеса 7 становится равной нулю.

Крутящий момент передается с входного звена 9 на солнечную центральную шестерню 1 первого планетарного ряда, где при торможении коронного колеса 7 второго планетарного ряда водило 5 передает отрицательный по знаку момент на выходное звено 8.

Предлагаемая согласно изобретению модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.3) работает следующим образом. После начала движения транспортного средства последовательным переключением передач от 1-й до 8-й осуществляется его разгон до требуемой скорости движения. При выключенных фрикционных элементах управления автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач находится в нейтральном положении.

На первой передаче переднего хода включается фрикционная блокирующая муфта 17, соединяющая входное звено 9 с солнечной центральной шестерней 1, и фрикционный тормоз 12, соединяющий водило 5 с корпусом АКП. При этом угловая скорость водила 5 равна нулю, универсальный многопоточный дифференциальный механизм работает как рядный редуктор, входным звеном которого является солнечная центральная шестерня 1.

Крутящий момент от солнечной центральной шестерни 1 через сцепленные с