Способ обучения стрельбе при переменном ветре
Изобретение относится к области спортивных высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне. Способ обучения стрельбе при переменном ветре осуществляют с использованием компьютерного комплекса. После эталонного прицеливания наводку ствола винтовки и последующую юстировку сбивают. Затем осваивают стрельбу в центр мишени для достижения наибольшей кучности, осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение со средним выносом, что соответствует слабому ветру. Оценивают результат выстрела, выявляют ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска, и наглядно предоставляют об этом информацию стрелку. Обеспечивается освоение в кратчайшие сроки навыков точного прицеливания в зависимости от силы ветра и его направления.
Реферат
Изобретение относится к спорту высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне.
Обучение спортсменов стрельбе на открытой местности (на стрельбище, полигоне и т.д.), когда ветер меняется каждую минуту, отличается от обучения стрельбе в закрытом помещении (тире), в условиях, когда отсутствуют внешние помехи на траекторию полета пули [1].
В настоящее время во время соревнований биатлонисты во время стрельбы при изменении ветра пользуются только внесением поправок в прицел [2]. Информацию об изменении ветра они получают от тренера на дистанции за одну или две минуты до подхода к стрельбищу. За это время направление и сила ветра могут существенно измениться. Ветер также может меняться и непосредственно во время нахождения биатлониста на стрельбище. В результате вероятность промахов в стрельбе увеличивается. Иногда бывает, что спортсмен из-за волнения или проблем со своим функциональным состоянием вносит поправки в противоположную сторону, что также всегда приводит к промахам.
По этим причинам спортсмены высокого уровня во всем мире давно уже отказались от внесения поправок в прицел при переменном ветре. Компенсация сноса пули производится ими за счет выноса мушки в сторону, противоположную ветру (коррекция прицеливания) [3].
Способов обучения, которые формировали бы у стрелков устойчивые навыки стрельбы при переменном ветре с учетом розы ветров (прицеливание с выносом мушки относительно центра мишени в сторону, противоположную направлению ветра), в настоящее время нет. Каждый спортсмен разрабатывает индивидуально для себя, путем проб и ошибок, методику стрельбы при переменном ветре, на которую зачастую тратится не один сезон.
Задача изобретения - разработать способ обучения стрельбе, который позволил бы осуществлять круглогодичную стрелковую подготовку спортсменов, в частности биатлонистов, для формирования и совершенствования у них в кратчайшие сроки навыка стрельбы при переменном ветре.
Поставленная задача решается тем, что при переменном ветре используют технику прицеливания с выносом мушки относительно центра мишени в сторону, противоположную направлению ветра, которую используют в пулевой стрельбе.
Прицел винтовки после эталонного прицеливания и последующей юстировки сбивают, вначале осваивают стрельбу в центр мишени с достижением наибольшей кучности, затем осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение - со средним выносом, что соответствует слабому ветру.
Фиксируется предыстория выстрела в виде траектории прицеливания, то есть отслеживается перемещение оружия относительно мишени, которая отображается на экране компьютера. Анализ траектории позволяет понять полученный результат выстрела, выявить ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска.
После идеального, по мнению стрелка, прицеливания производят юстировки и данную картину прицеливания принимают за эталон. Затем наводку в центр мишени сознательно сбивают. Стрелку предлагают вновь выставить идеальную, по его мнению, картину расположения относительно черного круга мишени. И так процедура повторяется от 5 до 20 выстрелов. После того как стрелок освоил стрельбу в центр мишени с достижением наилучшей кучности, он переходит ко второму этапу - осваивает прицеливание с далеким выносом, поочередно в «восьмерку» справа или слева, что соответствует сильному ветру. Затем, на третьем этапе, осваивает прицеливание со средним выносом, поочередно в «девятку» справа или слева, что соответствует слабому ветру. Данный способ позволяет контролировать однообразие прицеливания и наглядно предоставлять об этом информацию стрелку.
Примеры конкретного выполнения. Мастер спорта международного спорта России, член сборной России по биатлону Т., всегда вносила поправку на ветер, регулируя прицел поправочными винтами. На доведение данного технического действия до совершенства ей понадобилось 6 лет, но все равно данная техника внесения поправок на ветер не гарантировала Т. от промахов, так как очень часто на стрельбище менялись как направление, так и сила ветра.
Т. в виде эксперимента освоила технику прицеливания с выносом мушки относительно центра мишени в сторону, противоположную направлению ветра, за один спортивный сезон, одновременно участвуя в целой серии соревнований. Количество промахов существенно снизилось.
Заявляемый способ обучения стрельбе позволяет одновременно развивать два навыка: навык быстрого переключения внимания от оценки ветровой обстановки на процесс выполнения выстрела и развитие навыка прицеливания в зависимости от силы и направления ветра. Благодаря эффективной обратной биологической связи и точной имитации ветровой обстановки обеспечивается освоение в кратчайшие сроки навыков точного прицеливания в зависимости от силы ветра и его направления.
Литература
1. Вайнштейн Л.М. Основы стрелкового спорта / Л.М.Вайнштейн. - М., 1960. - 230 с.
2. Бордунова М.В. Спортивная стрельба / М.В.Бордунова. - М.: Вече, 2002. - 384 с.
3. Пуллэм Б. Спортивная стрельба из винтовки / Б.Пуллэм. - М.: Физкультура и спорт, 1991. С.155-172.
Способ обучения стрельбе при переменном ветре с использованием компьютерного комплекса, отличающийся тем, что наводку ствола винтовки после эталонного прицеливания и последующей юстировки сбивают, вначале осваивают стрельбу в центр мишени для достижения наибольшей кучности, затем осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение - со средним выносом, что соответствует слабому ветру, при этом оценивают результат выстрела, выявляют ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска, и наглядно предоставляют об этом информацию стрелку.