Тно- - - ^

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

25I593

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 07.1l.1968 (¹ 1215652/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 10ЛХ.1969. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 19.11.1970

Кл. 14с, 8/05

21с, 65/05

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистров

СССР

ЧГ1К F Old

Н 02j

i ДК 621.165-531.9(088.8) Ьт. асса!Ози А Я

Авторы изобретения

Заявитель

П. П. Кутлер и А. И. Лазебник, ;-..;:„,-т,.

1 м

Всесоюзный научно-исследовательский институт электроМн рютцки,„,, и- Энергетический научно-исследовательский институт им. Г. М. Кржижановского 1 БИЬЛИОТ -1, л !

СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ

МЕЖДУ АГРЕГАТАМИ ТЕПЛОВОИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Предлагаемое изобретение относится к способам автоматического распределения активных и тепловых нагрузок тепловой электростанции.

Известны способы и системы автоматического распределения нагрузок тепловой электростанции, по которым распределение нагрузок между агрегатами станции производят на основании равенства относительных приростов расхода тепла (топлива) отдельных 10 агрегатов или отдельных частей станции со сложной схемой.

Система автоматического распределения состоит из аналогового вычислительного устройства, датчиков, исполнительных устройств и 15 объектов (турбин и котлов).

Характеристики относительных приростов расхода тепла для турбин (д) и расхода топлива (b, ) задают заранее и допускают корректировку по основным влияющим факторам 20 (рсв. пара, вакууму и т. д.). Величина относительного прироста расхода топлива станции (b„) определяется путем перемножения

/тст =Ф, 25 где значение q u b получают от соответствующих функциональных преобразователей.

Для сложной станции, например ТЭЦ двух давлений с редукционно-охладительной установкой, осуществляется слежение за равен- 30 ством относительных приростов топлива отдельных частей станции: ,/в.д / в.д — /с.д т,с.д т.у к.у т.у к,у где b д, д, » — относительные приросты турбинных цехов соответственно высокого и среднего давления, а 6;;", /"„" — относительные приросты котельных цехов соответственно высокого и среднего давления.

Для станций более сложного типа необходимо осуществлять уравнивание большего числа величин относительных приростов расхода тепла (топлнва) .

Недостатком известных способов является плохое качество регулирования, так как реализация требует сложной многоконтурной системы автоматического распределения нагрузок.

В общем случае известный способ может быть реализован и с помощью цифровых устройств. Однако реализация этого способа на LIBM приводит к длительному итеративному алгоритму управления, что требует высокого быстродействия цифрового устройства, а следовательно, приводит к его удорожанию.

По предлагаемому способу с целью ускорения выбора оптимального распределения нагрузки станции и повышения точности фиксируют в памяти вычислительного устройства минимальный полный набор вариантов изме251593

Предмет изобретения

Составитель В. Музалевский Редактор В. Фельдман Корректор Л. В, Анисимова

ЦНИИПИ

Заказ 112/4

Тираж 480

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 нения нагрузки станции, по каждому из которых определяют величину относительного прироста расхода топлива станции, и при увеличении (уменьшении) задания мощности станции или относительного прироста расхода топлива выбирают возможный вариант с минимальным (максимальным) значением относительного прироста и изменяют нагрузки агрегатов в соответствии с выбранным вариантом.

Улучшение качества регулирования и повышение быстродействия обеспечивается тем, что перебор ограниченного числа вариантов принципиально осуществляется быстрее, чем слежение за уравниванием относительных приростов расхода тепла (топлива) между отдельными частями станции.

В общем случае может быть осуществлена корректировка характеристик относительных приростов расхода тепла, топлива (х, о. п.) агрегатов, которые запасены в памяти вычислительного устройства.

Для каждого варианта задается набор условий, при выполнении которых можно изменять нагрузки станции. Варианты, для которых выполняются эти условия, считаются возможными (конкурентоспособными) . Любой другой вариант изменения нагрузки эквивалентных агрегатов для рассматриваемой станции может быть представлен как сочетание этих элементарных вариантов. Для станции другого типа задается набор других элементарных вариантов, полностью охватывающих возможные направления изменения нагрузки станции.

Первоначально для данного состава работающих агрегатов (один раз) определяют минимально возможную нагрузку станции и соответствующее ей оптимальное распределение нагрузок с помощью цифрового управляющего устройства. Затем определяют оптимальное распределение для заданной нагрузки станции (Р „ ) путем постепенного увеличения нагрузки станции по шагам, осуществляя на каждом шаге увеличение нагрузки по тому из вариантов, который обеспечивает минимальную величину относительного прироста расхода топлива станции.

Полученные значения нагрузок обрабатывают местными системами управления агрегатов, имеющими также управляющие связи с общецеховой системой управления.

При изменении задания мощности станции в цифровом вычислительном устройстве для каждого варианта проверяется выполнение условий осуществимости, и для возможных вариантов (т. е. тех, для которых эти условия выполняются) вычисляют значения относительных приростов расхода топлива, выбирают вариант с минимальным (или максимальным при разгрузке) относительным приростом расхода топлива станции, изменяют нагрузку в соответствии с выбранным вариантом до тех

40 пор, пока нагрузка станции не примет заданного значения, или до тех пор, пока относительный прирост по данному варианту не станет больше, . чем относительный прирост какого-либо другого варианта. В последнем случае дальнейшее изменение нагрузки осуществляют по новому варианту, который имеет минимальное значение относительного прироста. Если возможных вариантов нет, то дальнейшее увеличение (уменьшение) мощности станции невозможно.

Следовательно, процесс поиска оптимума не требует итеративного согласования относительных приростов расхода топлива частей станции, а заключается лишь в переборе и дальнейшем выборе минимального значения относительного прироста расхода топлива станции из рассмотренных вариантов. Этот процесс происходит гораздо быстрее, чем в известных итеративных алгоритмах поиска оптимума. Особенно высокое быстродействие получается при ступенчатом задании х. о. п. агрегатов, когда легко определить предельную величину шага по каждому из вариантов, не приводящую к изменению относительного прироста расхода топлива станции.

Определенные выше изменения нагрузок агрегатов отрабатываются местными системами управления.

В случае задания относительного прироста расхода топлива в энергосистеме (Ь,„„) система управления работает аналогично, только сравнение заданного и фактического режима осуществляется не по Р „, а по b„ до тех пор, пока Ь„не станет равным b«„.

При реализации предложенного способа процесс поиска значительно убыстряется еще и потому, что по значительному числу вариантов движение оказывается невозможным при данной нагрузке станций в связи с многочисленными ограничениями.

Способ автоматического распределения нагрузки между агрегатами тепловой электростанции по характеристикам относительных приростов тепла и топлива агрегатов при помощи цифрового вычислительного устройства, отличающийся тем, что, с целью ускорения выбора оптимального распределения нагрузки станции и повышения точности, фиксируют в вычислительном устройстве полный набор вариантов изменения нагрузки станции, по ка>к-. дому из них определяют величину относительного прироста топлива и при увеличении (уменьшении) задания мощности станции или относительного прироста расхода топлива выбирают возможный вариант с минимальным (максимальным) значением относительного прироста и изменяют нагрузки агрегатов в соответствии с выбранным вариантом.