Технологическая машина и корпус для нее
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к корпусу для технологической машины, прежде всего ручной машины. Корпус имеет две отдельные части, соединенные друг с другом посредством соединительного устройства, которое выполнено в виде поворотной опоры. Поворотная опора обеспечивает возможность поворота соединяемых частей корпуса относительно друг друга. По меньшей мере в одной части корпуса выполнен ведущий к поворотной опоре отводной канал, предназначенный для отвода загрязняющих частиц. Отводной канал проходит по меньшей мере, по существу, в радиальном направлении и выходит в проточный канал для охлаждающего воздуха, образованный в корпусе. В результате обеспечивается плавность скольжения, без заеданий, частей поворотной опоры и повышение долговечности поворотной опоры. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Настоящее изобретение относится к корпусу для технологической машины, прежде всего ручной машины, имеющему по меньшей мере две отдельные части, соединяемые посредством соединительного устройства.
Ручные технологические машины с приводом от электродвигателя, например, такие как угловая шлифовальная машина, имеют в качестве привода электродвигатель, расположенный в двигательном корпусе ручной машины, к которому присоединен рукояточный корпус, составленный из двух рукояточных полуоболочек. Соединение между рукояточным корпусом и двигательным корпусом осуществляется посредством соединительного устройства, которое при необходимости, исходя из соображений эргономики, может содержать поворотную опору, обеспечивающую возможность поворота рукояточного корпуса и двигательного корпуса относительно друг друга. При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы функциональность машины не нарушалась на протяжении длительного срока эксплуатации, несмотря на присутствие значительного количества абразивных загрязняющих частиц, которые могут оседать в области поворотной опоры между рукояточным корпусом и двигательным корпусом.
Из публикации EP 1714748 A2 известен корпус для технологической машины, прежде всего ручной машины, имеющий две отдельные части, соединенные друг с другом посредством соединительного устройства, которое выполнено в виде поворотной опоры, обеспечивающей возможность поворота соединяемых частей корпуса относительно друг друга.
Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы простыми конструктивными мероприятиями выполнить корпус для технологической машины, прежде всего ручной машины, таким образом, чтобы обеспечить сохранение безупречной возможности поворота различных частей корпуса относительно друг друга на протяжении длительного периода эксплуатации.
Указанная задача решается согласно настоящему изобретению признаками пункта 1 формулы изобретения. В зависимых пунктах формулы изобретения приведены предпочтительные дополнительные варианты выполнения изобретения.
Предлагаемый корпус может быть применен в технологической машине, предпочтительно представляющей собой ручную машину, например, такую как угловая шлифовальная машина. Корпус состоит по меньшей мере из двух частей, причем эти две части корпуса предпочтительно представляют собой рукояточный корпус, за который оператор удерживает технологическую машину, и двигательный корпус, предназначенный для размещения приводного двигателя. Соединительное устройство, находящееся между двумя частями корпуса, содержит поворотную опору, благодаря чему две части корпуса могут поворачиваться относительно друг друга вокруг оси вращения опоры. Кроме того, по меньшей мере в одной части корпуса выполнен ведущий к поворотной опоре отводной канал для отвода загрязняющих частиц. Через отводной канал, который ведет к поворотной опоре, отводятся загрязняющие частицы, осевшие в области поворотной опоры. Это касается, в частности, загрязняющих частиц, которые осели в зоне контактной поверхности между выполненными с возможностью поворота относительно друг друга частями поворотной опоры и, таким образом, непосредственно оказывают отрицательное влияние на возможность поворота: соответственно отводной канал проложен предпочтительно до области контакта между двумя выполненными с возможностью поворота относительно друг друга частями опоры. Благодаря повороту частей корпуса относительно друг друга в процессе эксплуатации технологической машины загрязняющие частицы попадают в область отводного канала и могут быть выведены через него. Таким образом, реализуется эффект самоочистки, для которого не требуется предпринимать никаких активных мер, а функционирует который всего лишь за счет взаимного перемещения частей корпуса и относительного перемещения между соединенными с ними частями опоры. Этого относительного перемещения достаточно для транспортирования осажденных загрязняющих частиц между частями опоры в окружном направлении до отводного канала, а затем вывода из области поверхности контакта между частями опоры. Благодаря эффекту самоочистки сохраняются функциональные возможности соединительного устройства, прежде всего гарантируется поворачиваемость частей корпуса на протяжении длительного срока эксплуатации.
Отводной канал проходит, по меньшей мере по существу, в радиальном направлении, по меньшей мере имеет радиальную составляющую, т.е. при необходимости, проходит под углом к радиальному направлению, для отвода загрязняющих частиц в этом направлении из области поворотной опоры. Отводной канал выходит внутрь, во внутреннее пространство корпуса, при этом во внутреннем пространстве загрязняющие частицы направляются далее, что предотвращает их отложение во внутреннем пространстве корпуса. Благодаря тому, что отводной канал проходит до проточного канала в корпусе, по которому через корпус проходит поток охлаждающего воздуха для охлаждения двигателя и прочих конструктивных элементов технологической машины, загрязняющие частицы, которые выносятся от поворотной опоры через отводной канал, направляются в поток охлаждающего воздуха и выносятся им из корпуса через выполненное в корпусе выпускное отверстие. При этом оказывается полезным то, что поток охлаждающего воздуха оказывает подсасывающее действие на содержимое отводного канала, так что загрязняющие частицы, которые находятся в отводном канале, транспортируются за счет их всасывания потоком охлаждающего воздуха.
Таким образом, технические результаты, достигаемые при осуществлении изобретения, заключаются в обеспечении плавности скольжения, без заеданий, сопряженных соединительных частей в составе поворотной опоры, а также в повышении долговечности поворотной опоры за счет эффективного отвода от нее загрязняющих частиц.
При необходимости отводной канал имеет два проходящих в противоположных радиальных направлениях участка, из которых первый участок направлен вовнутрь, во внутреннее пространство корпуса, а второй участок направлен наружу. В этом случае два участка отводного канала предпочтительно сопрягаются с соответствующими, выполненными с возможностью поворота относительно друг друга частями опоры, так что одна часть загрязняющих частиц направляется радиально наружу непосредственно в окружающее пространство, а другая часть загрязняющих частиц проводится радиально внутрь от поворотной опоры. Также возможно, что ведущие внутрь и наружу участки отводного канала расположены не соосно друг с другом, а смещены относительно друг друга, так что фактически они представляют собой различные отводные каналы.
В другом предпочтительном варианте осуществления изобретения имеется несколько распределенных по окружности отводных каналов, все из которых предпочтительно проходят внутрь, причем при необходимости также здесь существует возможность того, что все отводные каналы проходят наружу или одна часть отводных каналов проходит внутрь, а другая часть - наружу. Отводные каналы могут быть расположены равномерно по окружности, или же, согласно предпочтительному варианту выполнения, неравномерно, в результате чего можно принимать в расчет конструктивные условия.
В принципе, отводной канал достаточно предусмотреть только в одной из двух соединяемых частей корпуса, причем также возможно выполнить отводной канал в области граничащих друг с другом торцевых поверхностей двух частей корпуса, как в первой, так и во второй части корпуса, или же, согласно другому варианту выполнения, предусматривать различные отводные каналы, которые частично расположены в одной, а частично - в другой части корпуса. Согласно предпочтительному варианту выполнения отводной канал находится на торце части корпуса и выполнен открытым к свободному торцу, причем этот свободный торец в собранном состоянии корпуса закрыт второй частью корпуса, в результате чего определяется единственно возможное направление вывода загрязняющих частиц через отводной канал.
Отводной канал предпочтительно выполнен в виде выемки, сформированной в торце части корпуса и проходящей радиально между контактной поверхностью части поворотной опоры этой части корпуса и внутренним пространством корпуса.
Поворотная опора выполнена, например, в виде фиксирующего выступа на каждой части корпуса, причем фиксирующие выступы на частях корпуса в положении фиксации сопрягаются с геометрическим замыканием, действующим в осевом направлении частей корпуса, или поворотной опоры, и одновременно с возможностью взаимного поворота вокруг продольной оси (она же - ось вращения) поворотной опоры. Отводной канал проходит в радиальном направлении до контактной поверхности между фиксирующими выступами на соединяемых друг с другом частях корпуса, причем в осевом направлении отводной канал предпочтительно имеет только такую протяженность, которая соответствует осевой длине фиксирующих выступов, даже если в осевом направлении друг за другом расположены два или более фиксирующих выступов.
Другие преимущества и предпочтительные варианты выполнения изобретения раскрыты в формуле изобретения, в приведенном ниже описании и на поясняющих его чертежах, на которых показано:
на фиг.1 - вид в перспективе корпуса ручной машины, составленного из двигательного корпуса и рукояточного корпуса,
на фиг.2 - увеличенное изображение области соединения между двигательным корпусом и рукояточным корпусом, причем соединение выполнено в виде поворотной опоры и предусмотрены отводные каналы для отвода загрязняющих частиц из поворотной опоры,
на фиг.3 - вид в перспективе торца двигательного корпуса, имеющего вытянутые в радиальном направлении отводные каналы,
на фиг.4 - вид сбоку двигательного корпуса,
на фиг.5 - местный вид рукояточной полуоболочки как составной части рукояточного корпуса.
На чертежах одинаковые компоненты обозначены одинаковыми номерами позиций.
Изображенная на фиг.1 ручная машина 1, представляющая собой, например, угловую шлифовальную машину, содержит составленный из нескольких частей корпус 2, из которых показаны двигательный корпус 3, а также состоящий из двух частей рукояточный корпус 4, содержащий две рукояточные полуоболочки 4a и 4b. В двигательном корпусе 3 помещен электрический приводной двигатель 5, который, через показанную символически трансмиссию 6 для передачи движущего момента, осуществляет привод установленного с возможностью вращения вала 7 привода рабочего инструмента, на котором крепится рабочий инструмент (орган) 8. Двигательный корпус 3 и рукояточный корпус 4 соединены друг с другом посредством соединительного устройства 9.
Как показано на фиг.2, соединительное устройство 9 содержит фиксирующие, или соединительные, части 10 и 11, находящиеся на одной части корпуса, которые входят в зацепление с фиксацией с ответными, выполненными соответствующей формы фиксирующими, или соединительными частями 12 и 13. Фиксирующие или соединительные части 10, 11, 12, 13 выполнены подобными зубьям, с радиальными выступами и впадинами, имея при этом вершины зубьев и промежуточное основание зубьев (дно впадины), и проходят в окружном направлении. В направлении 14 соединения или разъединения между частями 3 и 4 корпуса расположены находящиеся в осевом направлении друг за другом фиксирующие или соединительные части 10, 11, образованные на части 4 корпуса, и соответствующие фиксирующие, или соединительные, впадины 12, 13, образованные на части 3 корпуса, причем выступы зубчатой формы и соответствующие впадины проходят поперек направления 14 соединения или разъединения и, таким образом, в радиальном направлении.
Как также показано на фиг.2, на обращенном к рукояточному корпусу 4 торце двигательного корпуса 3 выполнено несколько отводных каналов 15, которые открываются к торцу и проходят в осевом направлении, а значит в направлении 14 соединения или разъединения, до основания зуба, непосредственно соседствующего с торцом, по форме напоминающего зубец пилы и проходящего по окружности, находящегося между проходящими параллельно соединительными частями 12 и 13. Таким образом, отводные каналы 15, которые выполнены в виде выемок в двигательном корпусе 3, сообщаются с соединительным устройством 9, находящимся между частями 3 и 4 корпуса. Ввиду вращательно-симметричного выполнения соединительных выступов 10, 11 и сопрягаемых с ними соединительных впадин 12, 13 также существует возможность поворота соединительного устройства 9 вокруг оси, параллельной направлению 14 соединения или разъединения; таким образом, соединительное устройство 9 одновременно играет роль поворотной опоры, чем создается возможность поворота соединяемых частей 3 и 4 корпуса относительно друг друга.
При повороте двух частей 3 и 4 корпуса относительно друг друга соединительные выступы 10, 11 и соединительные впадины 12, 13 перемещаются относительно друг друга в окружном направлении, в результате чего загрязняющие частицы, которые оседают в области контактной поверхности между соединительными выступами и соединительными впадинами, транспортируются в направлении отводных каналов 15 и по ним выносятся из соединительного устройства, или поворотной опоры. Вследствие этого в соединительном устройстве, или поворотной опоре 9, реализуется эффект самоочистки. Для того чтобы способствовать этому эффекту, на выступе зуба или в области основания зуба может быть расположена выступающая кромка или иной выступ, который обеспечивает транспортирование отложившихся загрязняющих частиц в направлении отводного канала.
Как показано на фиг.3, образованные в виде выемок отводные каналы 15 проходят по меньшей мере по существу в радиальном направлении, а именно как радиально наружу, до наружной стороны выполненных в форме зубьев соединительных элементов, находящихся на части 3 корпуса, так и радиально вовнутрь до внутреннего пространства корпуса. Загрязняющие частицы, которые откладываются в области контактной поверхности между находящимися в зацеплении друг с другом соединительными элементами зубчатой формы между частями 3 и 4 корпуса, могут транспортироваться радиально вовнутрь через отводные каналы 15. Отводные каналы 15 предпочтительно сообщаются с образованным в корпусе проточным каналом, который проходит в осевом направлении и по которому движется охлаждающий воздух, предназначенный для охлаждения двигателя. Направляемые вовнутрь через отводные каналы 15 загрязняющие частицы увлекаются потоком охлаждающего воздуха и выносятся им наружу через выпускные отверстия, имеющиеся в корпусе.
Может быть выполнено несколько отводных каналов 15, распределенных по окружности. При этом можно предусматривать как равные, так и неравные расстояния между отводными каналами 15, так как это также изображено на фиг.3.
На увеличенном изображении, приведенном на фиг.4, четко видно, что отводной капал 15 проходит, если смотреть в осевом направлении, до впадины (основания зубьев) между соседними, выступающими в радиальном направлении соединительными выступами. Целесообразно, чтобы отводной канал 15 в осевом направлении доходил только до первой впадины между зубьями, а не до второй впадины, которая находится на большем осевом расстоянии от свободного торца. Тем не менее, может быть целесообразно выполнить отводные каналы с такой осевой протяженностью, что они доходили и до второй впадины между зубьями или до следующих за ней впадин.
На фиг.5 показан фрагмент рукояточного корпуса 4 в области соединительного устройства, которое одновременно образует поворотную опору. Здесь видны выполненные в форме зубьев, проходящие в радиальном направлении соединительные выступы 10 и 11, однако без какого-либо отводного канала со стороны рукояточного корпуса.
Вместе с тем, в еще одном варианте осуществления изобретения может быть предпочтительным, дополнительно или в качестве альтернативы, предусмотреть по меньшей мере один или несколько таких отводных каналов и в рукояточном корпусе.
1. Корпус (2) для технологической машины, прежде всего ручной машины, имеющий две отдельные части (3, 4), соединенные друг с другом посредством соединительного устройства, которое выполнено в виде поворотной опоры (9), обеспечивающей возможность поворота соединяемых частей (3, 4) корпуса относительно друг друга, отличающийся тем, что по меньшей мере в одной части (3) корпуса выполнен ведущий к поворотной опоре (9) отводной канал (15), предназначенный для отвода загрязняющих частиц, проходящий по меньшей мере, по существу, в радиальном направлении и выходящий в проточный канал для охлаждающего воздуха, выполненный в корпусе.
2. Корпус по п.1, отличающийся тем, что предусмотрено несколько распределенных по окружности отводных каналов (15).
3. Корпус по п.2, отличающийся тем, что отводные каналы (15) распределены по окружности неравномерно.
4. Корпус по п.1, отличающийся тем, что отводной канал (15) выполнен в виде выемки, сформированной в части (3) корпуса.
5. Корпус по п.1, отличающийся тем, что отводной канал (15) расположен на торце части (3) корпуса.
6. Корпус по п.1, отличающийся тем, что поворотная опора (9) на каждой из частей (3, 4) корпуса содержит по меньшей мере один фиксирующий выступ (10, 11; 12, 13), причем фиксирующие выступы в положении фиксации сопрягаются с геометрическим замыканием, действующим в осевом направлении частей (3, 4) корпуса.
7. Корпус по п.6, отличающийся тем, что на каждой части (3, 4) корпуса имеется по меньшей мере два расположенных друг за другом в осевом направлении фиксирующих выступа (10, 11; 12, 13).
8. Корпус по п.7, отличающийся тем, что отводной канал (15) в осевом направлении проходит только в пределах осевой длины фиксирующего выступа (10, 12).
9. Технологическая машина, прежде всего ручная машина, имеющая корпус по одному из пп.1-8.