Система радиосвязи с подвижными объектами

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к радиосистемам обмена данными и может быть использовано для информационного обмена между подвижными объектами (ПО), наземными комплексами (НК) и передающими станциями ДКМВ диапазона. Технический результат состоит в повышение точности прогноза и выбора оптимальной на данный момент времени частоты для наземных комплексов при обслуживании подвижных объектов. Для этого с помощью совместной обработки радиосигналов ДКМВ диапазона, принимаемых с подвижного объекта, наземных комплексов и других источников излучения введены на наземных комплексах приемная фазированная антенная решетка и блок вычисления местоположения подвижных объектов, позволяющие обеспечить динамическое управление ресурсами связи. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к системам обмена данными и может быть использована для реализации информационного обмена между подвижными объектами (ПО) и источниками (получателями) информации через наземные комплексы (НК).

Известна система радиосвязи с подвижными объектами [1]. В этой системе во время движения подвижные объекты, находящиеся в пределах радиогоризонта, обмениваются данными с наземным комплексом. Принимаемые наземным комплексом из канала «воздух-земля» сообщения через аппаратуру передачи данных поступают в вычислитель автоматизированного рабочего места (АРМ) на базе ПЭВМ, где в соответствии с принятым в системе протоколом обмена, производится идентификация принятого в сообщении адреса с адресами подвижных объектов, хранящимися в его памяти. При совпадении адреса подвижного объекта с хранящимся в списке адресом информация о местоположении, параметрах движения ПО и состоянии его датчиков выводится на экран монитора наземного АРМ. В вычислителе АРМ на базе ПЭВМ решается задача обеспечения постоянной радиосвязи со всеми N ПО. При выходе за пределы радиогоризонта хотя бы одного из ПО или приближении к границе зоны устойчивой радиосвязи, необходимость ретрансляции сигналов определяется программно. Выбирается один из ПО, который назначается ретранслятором сообщений или используется канал ДКМВ диапазона. По результатам анализа местоположения и параметров движения остальных ПО определяются оптимальные пути доставки сообщений удаленному от НК за радиогоризонт выбранному подвижному объекту. Сообщение от НК через последовательную цепочку, состоящую из (N-1) ПО или канала ДКМВ диапазона, может быть доставлено N-му ПО. Для этого на НК в формирователе типа ретранслируемых сообщений в заранее определенные разряды (заголовок) передаваемой кодограммы закладываются номер ПО, назначенного ретранслятором в канале MB диапазона, и адреса подвижных объектов, обеспечивающих заданный трафик сообщения. Принятые на ПО сообщения анализируются в блоке анализа типа сообщений для решения вопроса о направлении данных по двунаправленной шине на систему управления объекта или ретрансляции их на соседний ПО.

В обычном режиме, когда не требуется ретрансляция сигналов с НК, осуществляется адресный опрос ПО путем формирования сообщения для передачи в канал радиосвязи в соответствии с протоколом обмена. Набираемое оператором (диспетчером) сообщение отображается на мониторе АРМ. На ПО после прохождения через антенну, радиостанцию, аппаратуру передачи данных сигнал поступает в бортовой вычислитель, где происходит идентификация принятого в сообщении адреса с собственным адресом подвижного объекта. Далее сообщение передается в блок анализа типа ретранслируемого сообщения, где происходит дешифрация полученного заголовка (служебной части) сообщения и определяется, в каком режиме должна работать аппаратура ПО. Информационная часть сообщения записывается в память бортового вычислителя и при необходимости выводится на экран блока регистрации данных. Формирователи типа ретранслируемых сообщений позволяют обеспечить обмен цифровыми данными по каналу «оператор-пилот» взамен существующей речевой информации. Они предназначены для выбора элементов сообщений разрешения/информации/запроса, которые соответствуют принятой речевой фразеологии, и набора произвольного текста. Отображение набираемых и принятых сообщений осуществляется на блоке регистрации данных ПО и мониторе АРМ НК соответственно. Сообщения с выходов приемников сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОHACC/GPS записываются в память наземного и бортового вычислителей с привязкой к глобальному времени и используются для расчета навигационных характеристик и параметров движения каждого ПО. Принятые на НК навигационные сообщения от всех ПО обрабатываются в наземном вычислителе и выводятся на экран монитора АРМ.

Однако следует отметить следующие недостатки:

- отсутствует анализ состояния ионосферы и параметров каналов связи в ДКМВ диапазоне на данный момент времени и соответствующая оперативная коррекция планов связи с ПО. Поэтому существующее планирование связи малоэффективно, поскольку вместо постоянно меняющихся исходных данных о состоянии ионосферы используются среднестатистические данные, которые могут отличаться для конкретного времени суток и связь в ДКМВ диапазоне будет неустойчивой;

- формирование плана связи, как правило, осуществляется на основе специализированных пакетов прикладных программ, включающих модели солнечного цикла и ионосферного распространения радиоволн с учетом параметров приемопередающей аппаратуры и антенн. Тем не менее, несмотря на совершенство самих программ, вероятность точного прогноза в реальном масштабе времени мала.

В известной системе радиосвязи с подвижными объектами [2], состоящей из М наземных комплексов, соединенных радиоканалами связи с N подвижными объектами, НК собой соединены двухсторонними связями с помощью наземной сети передачи данных. Наземный комплекс содержит наземные антенны и радиостанции MB и ДКМВ диапазонов. Управление обменом данными между НК и ПО осуществляется с помощью вычислителя АРМ. Общая синхронизация процессов обработки сигналов в системе обеспечивается тактовыми импульсами приемника сигналов навигационных спутниковых систем.

В состав каждого из подвижных объектов входят бортовые датчики, приемник сигналов навигационных спутниковых систем, анализатор типа принимаемых сообщений и бортовой формирователь типа ретранслируемых сообщений, каждый из которых соединен с соответствующими входами бортового вычислителя, вход/выход которого соединен с входом блока регистрации данных и через последовательно соединенные бортовую аппаратуру передачи данных, бортовую радиостанцию подключен к бортовой антенне. Первый и второй входы/выходы бортовой радиостанции ДКМВ диапазона подключены двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам бортового вычислителя и бортовой аппаратуры передачи данных соответственно, а третий вход/выход - к бортовой антенне ДКМВ диапазона. Передающие станции ДКМВ диапазона в количестве В штук подключены двухсторонними связями к наземной сети передачи данных, а по радиоканалам - к М наземным комплексам. В состав наземного комплекса системы входят: модуль сопряжения, подключенный двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам наземного вычислителя и наземной сети передачи данных, К направленных антенн ДКМВ диапазона с соответствующими К приемниками ДКМВ диапазона, соединенными с соответствующими К входами/выходами вычислителя автоматизированного рабочего места. Каждая из В передающих станций ДКМВ диапазона содержит антенну ДКМВ диапазона, подключенную через последовательно соединенные передатчик ДКМВ диапазона и формирователь сигналов к соответствующему входу/выходу вычислителя автоматизированного рабочего места.

В ситуации, когда одно или несколько ПО вышли за пределы прямой видимости соответствующего НК или не удается организовать с этими ПО обмен данными даже через цепочку, состоящую из (N-1)-го ПО, осуществляется переход по взаимно увязанным во времени командам с бортового и наземного вычислителей на замену радиолинии связи MB диапазона на радиолинию связи ДКМВ диапазона, состоящую из бортовой радиостанции ДКМВ диапазона, бортовой антенны ДКМВ диапазона, наземной радиостанции ДКМВ диапазона, наземной антенны ДКМВ диапазона.

С помощью модуля сопряжения с наземной сетью передачи данных для каждого из ПО, оборудованных ДКМВ радиостанцией, осуществляется передача (прием) пакетов данных на несколько наземных комплексов. В этом случае на ПО по принятым маркерам определяется НК, параметры радиосигналов которого принимаются наиболее устойчиво, и через него начинается обмен данными. В бортовом и наземном вычислителях хранятся предварительно заложенные таблицы со списками и параметрами НК, передающих станций ДКМВ диапазона и наборами назначенных им частот. В бортовом вычислителе заложены также координаты всех НК. Каждый НК периодически излучает сигналы управления/синхронизации/связи, используемые на ПО в качестве маркеров, на всех назначенных ему частотах. Принимаемые на ПО радиосигналы используются для оценки параметров канала связи ДКМВ диапазона. Для установления линии связи с НК в бортовом вычислителе автоматически анализируются принимаемые сигналы управления/синхронизации/связи от всех наземных комплексов на всех частотах и выбираются лучшие частоты (например, по отношению сигнал/шум или величине мощности принимаемого сигнала) и наземные комплексы для реализации известного принципа адаптации по частоте и пространству. По измеренному отношению сигнал/шум, в бортовом вычислителе выбирается скорость передачи данных, а также вид модуляции и кодирования. Оценка отношения сигнал/шум осуществляется всеми НК и ПО каждый раз при приеме информационного сообщения или сигнала управления/синхронизации/связи. Сведения об оптимальном на данный момент времени канале сообщаются на противоположную сторону в виде рекомендуемых частот и скорости передачи данных.

Однако аналогу присущи следующие недостатки:

- анализ качества радиоканала связи на ПО осуществляется всего по одному каналу связи (с помощью приема и оценке сигнала на одной частоте), что не позволяет сделать прогноз по организации качественного канала радиосвязи;

- из-за негибкой неперестраиваемой структуры в системе могут быть определены оптимальные частоты только в одном конкретном направлении;

- при сканировании ионосферы в системе вносятся помехи в приемники собственного НК и на входы приемников удаленных НК, находящихся в направлении главного лепестка диаграммы направленности передающей антенны;

- не используются сигналы существующих зарубежных (с известными координатами) передающих станций ионосферного мониторинга и узлов системы HFDL, имеющих известное время формирования маркеров (зондирующих сигналов) и сетки номиналов выделенных частот;

- отсутствует обмен данными об оптимальных частотах в конкретном направлении между разнесенными в пространстве наземными комплексами.

Наиболее близким по назначению и большинству существенных признаков является система радиосвязи с подвижными объектами [3], которая и принята за прототип. Система радиосвязи с подвижными объектами, состоящая из М наземных комплексов, соединенных радиоканалами связи с N подвижными объектами, а между собой подключенных двухсторонними связями наземной сети передачи данных с входом/выходом системы, причем наземный комплекс содержит наземную антенну, радиостанцию, подключенную двухсторонними связями через аппаратуру передачи данных к первому входу/выходу вычислителя автоматизированного рабочего места (АРМ), первый вход которого подключен к приемнику сигналов навигационных спутниковых систем, второй вход - к пульту управления АРМ, а выход - к монитору АРМ, формирователь типа ретранслируемых сообщений, соединенный с соответствующим входом вычислителя АРМ, первый и второй входы/выходы наземной радиостанции ДКМВ диапазона подключены двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам наземного вычислителя и наземной аппаратуры передачи данных соответственно, а третий вход/выход - к наземной антенне ДКМВ диапазона, в состав каждого из подвижных объектов входят бортовые датчики, приемник сигналов навигационных спутниковых систем, анализатор типа принимаемых сообщений и бортовой формирователь типа ретранслируемых сообщений, каждый из которых соединен с соответствующими входами бортового вычислителя, вход/выход которого подключен к двунаправленной шине системы управления подвижным объектом, бортовой вычислитель соединен с входом блока регистрации данных и через последовательно соединенные бортовую аппаратуру передачи данных, бортовую радиостанцию подключен к бортовой антенне, первый и второй входы/выходы бортовой радиостанции ДКМВ диапазона подключены двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам бортового вычислителя и бортовой аппаратуры передачи данных соответственно, а третий вход/выход - к бортовой антенне ДКМВ диапазона. Передача данных с НК обеспечивается по цепочке последовательно соединенных первого ПО, второго ПО и далее до N-го ПО, а передача данных с N-го ПО на НК осуществляется в обратном порядке, введены В передающие станции ДКМВ диапазона, подключенные двухсторонними связями к наземной сети передачи данных с входом/выходом системы, а по радиоканалам - к М наземным комплексам, модуль сопряжения, подключенный двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам наземного вычислителя и наземной сети передачи данных с входом/выходом системы, К направленных антенн, ДКМВ диапазона с соответствующими К приемниками ДКМВ диапазона, соединенными двухсторонними связями с соответствующими К входами/выходами, вычислителя автоматизированного рабочего места. Каждая из В передающих станций ДКМВ диапазона содержит антенну ДКМВ диапазона, подключенную через последовательно соединенные передатчик ДКМВ диапазона и формирователь сигналов к соответствующему входу/выходу вычислителя автоматизированного рабочего места, первый вход которого подключен к приемнику сигналов навигационных спутниковых систем, второй вход - к пульту управления АРМ, а выход - к монитору АРМ, модуль сопряжения подключен двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам наземного вычислителя и наземной сети передачи данных с входом/выходом системы. В состав каждого ПО системы введены L приемников ДКМВ диапазона, соединенные двухсторонними связями с соответствующими L входами/выходами бортового вычислителя. Входы L бортовых приемников ДКМВ диапазона подключены к бортовой антенне ДКМВ диапазона, а наземный комплекс имеет дополнительный вход для приема радиосигналов ДКМВ диапазона от источников излучения, не входящих в систему.

Однако прототипу присущи следующие недостатки:

- не учитываются моменты времени, когда подвижный объект попадает в так называемые «мертвые зоны», в которых практически отсутствует связь в ДКМВ диапазоне;

- при анализе принимаемых радиосигналов от сопровождаемых ПО на соседних НК неизвестно точное время выдачи запросного сообщения с активного наземного комплекса и ответа на него с сопровождаемого подвижного объекта, как и неизвестно его местоположение;

- затруднена организация метода совместного частотного и пространственного разнесения при адаптации системы.

Таким образом, основной технической задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является повышение точности прогноза и выбора оптимальной на данный момент времени частоты для наземных комплексов при обслуживании подвижных объектов.

Указанный технический результат достигается тем, что в систему радиосвязи с подвижными объектами, состоящую из М наземных комплексов, соединенных радиоканалами связи с N подвижными объектами, а между собой подключенных двухсторонними связями наземной сети передачи данных с входом/выходом системы, причем наземный комплекс содержит наземную антенну MB диапазона, соединенную с радиостанцией MB диапазона, которая подключена двухсторонними связями через наземную аппаратуру передачи данных к первому входу/выходу вычислителя автоматизированного рабочего места, первый вход которого подключен к приемнику сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, второй вход - к пульту управления АРМ, а выход - к монитору АРМ, формирователь типа ретранслируемых сообщений, соединенный с соответствующим входом вычислителя АРМ, первый и второй входы/выходы наземной радиостанции ДКМВ диапазона подключены двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам вычислителя АРМ и наземной аппаратуры передачи данных соответственно, а третий вход/выход - к наземной антенне ДКМВ диапазона, модуль сопряжения наземного комплекса, подключенный двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам вычислителя АРМ и наземной сети передачи данных с входом/выходом системы, К приемников ДКМВ диапазона, соединенных двухсторонними связями с соответствующими К входами/выходами вычислителя автоматизированного рабочего места, в состав каждого из подвижных объектов входят бортовые датчики, приемник сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, анализатор типа принимаемых сообщений и бортовой формирователь типа ретранслируемых сообщений, каждый из которых соединен с соответствующими входами бортового вычислителя, вход/выход которого подключен к двунаправленной шине системы управления подвижным объектом, бортовой вычислитель соединен с входом блока регистрации данных и через последовательно соединенные бортовую аппаратуру передачи данных, бортовую радиостанцию подключен к бортовой антенне, первый и второй входы/выходы бортовой радиостанции ДКМВ диапазона подключены двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам бортового вычислителя и бортовой аппаратуры передачи данных соответственно, а третий вход/выход - к бортовой антенне ДКМВ диапазона, L входов/выходов приемников ДКМВ диапазона соединены двухсторонними связями с соответствующими L входами/выходами бортового вычислителя, высокочастотные входы L бортовых приемников ДКМВ диапазона подключены также к бортовой антенне ДКМВ диапазона, причем передача данных с НК обеспечивается по цепочке последовательно соединенных первого ПО, второго ПО и далее до N-го ПО, а передача данных с N-го ПО на НК осуществляется в обратном порядке, В передающие станции ДКМВ диапазона, подключенные двухсторонними связями к наземной сети передачи данных с входом/выходом системы, а по радиоканалам - к М наземным комплексам, каждая из В передающих станций ДКМВ диапазона содержит антенну ДКМВ диапазона, подключенную через последовательно соединенные передатчик ДКМВ диапазона и формирователь сигналов к соответствующему входу/выходу вычислителя автоматизированного рабочего места, первый вход которого подключен к приемнику сигналов навигационных спутниковых систем, второй вход - к пульту управления АРМ, а выход - к монитору АРМ, модуль сопряжения передающей станции ДКМВ диапазона подключен двухсторонними связями к соответствующим входам/выходам наземного вычислителя и наземной сети передачи данных с входом/выходом системы, в состав каждого НК системы дополнительно введены блок вычисления местоположения подвижных объектов, подключенный двухсторонними связями к вычислителю АРМ, и приемная фазированная антенная решетка ДКМВ диапазона, вход управления которой подключен к соответствующему выходу вычислителя АРМ, высокочастотные выходы - к входам соответствующих К приемников ДКМВ диапазона, а высокочастотный вход приемной фазированной антенной решетки ДКМВ диапазона является входом наземного комплекса для приема радиосигналов ДКМВ диапазона от источников излучения, не входящих в систему.

Заявленная модель поясняется чертежами. На фиг.1 представлена структурная схема системы радиосвязи с подвижными объектами, где обозначено:

1 - наземный комплекс;

2 - подвижный объект;

3 - наземная сеть передачи данных с входом/выходом 4 системы;

34 - вход для приема радиосигналов ДКМВ диапазона от источников излучения, не входящих в систему.

На фиг.2, 3 и 4 представлены структурные схемы подвижного объекта 2, наземного комплекса 1 и передающей станции 30 ДКМВ диапазона, входящие в состав системы радиосвязи с подвижными объектами, где обозначено:

5 - бортовой вычислитель;

6 - бортовые датчики;

7 - бортовой приемник сигналов навигационных спутниковых систем, например, ГЛОНАСС/GPS;

8 - блок регистрации данных;

9 - бортовая аппаратура передачи данных (АПД);

10 - бортовая радиостанция MB диапазона;

11 - бортовая антенна MB диапазона;

12 - наземная антенна MB диапазона;

13 - наземная радиостанция MB диапазона;

14 - наземная аппаратура передачи данных;

15 - вычислитель АРМ на базе ПЭВМ;

16 - наземный приемник сигналов глобальных навигационных спутниковых систем;

17 - монитор АРМ;

18 - пульт управления АРМ;

19 - анализатор типа принимаемых сообщений;

20 - двунаправленная шина системы управления подвижным объектом;

21 - бортовой формирователь типа ретранслируемых сообщений;

22 - формирователь типа ретранслируемых сообщений;

23 - бортовая радиостанция ДКМВ диапазона;

24 - бортовая антенна ДКМВ диапазона;

25 - наземная антенна ДКМВ диапазона;

26 - наземная радиостанция ДКМВ диапазона;

27 - модуль сопряжения;

28 - К приемников ДКМВ диапазона;

29 - приемная фазированная антенная решетка ДКМВ диапазона;

30 - В передающие станции ДКМВ диапазона;

31 - формирователь сигналов;

32 - передатчик ДКМВ диапазона;

33 - антенна ДКМВ диапазона;

35 - L бортовых приемников ДКМВ диапазона;

36 - блок вычисления местоположения подвижных объектов.

Алгоритм работы системы радиосвязи с ПО 2 заключается в проведении непрерывного анализа во всех НК 1 и ПО 2 параметров принимаемых радиосигналов ДКМВ диапазона, как входящих в состав системы, так и работающих вне ее, совместной обработки их, расчета координат местоположения всех обслуживаемых подвижных объектов для оценки возможности их попадания в «мертвые зоны» и азимутальных направлений приема от них соответствующих радиосигналов, определении времени излучения радиосигналов с известных передающих наземных станций ДКМВ диапазона по заранее заданным таблицам, ориентировании максимума диаграмм направленности приемной фазированной антенной решетки 29 ДКМВ диапазона наземных комплексов к моменту времени излучения соответствующего радиосигнала на источник радиосигнала, формировании сообщения с координатами запрашиваемого подвижного объекта, упреждающего во времени ответные данные от этого ПО. При попадании обслуживаемого ПО 2 в «мертвые зоны» обмен данными с соответствующим НК 1 осуществляется в MB диапазоне и в зависимости от расстояния между НК 1 и выбранным ПО 2 изменяется мощность передаваемого радиосигнала, чем меньше расстояние, тем меньше мощность (адаптация по мощности). Кроме того, вырабатываются решения и выдаются на подвижные объекты и все наземные комплексы в следующих сообщениях номиналы рабочих частот с лучшими на данный момент времени параметрами. Анализ может быть проведен, например, по наибольшему отношению сигнал/шум при приеме радиосигналов с выбранного направления.

Система радиосвязи с подвижными объектами работает следующим образом. Во время движения подвижные объекты 2, находящиеся в пределах радиогоризонта, обмениваются по радиолинии связи MB диапазона с наземным комплексом 1 навигационными данными и данными оценки каналов ДКМВ диапазона, полученными с помощью бортовых средств по радиосигналам (маркерам), принятым от разных НК 1, ПО 2 и удаленных станций наклонного зондирования ионосферы. Принимаемые наземной радиостанцией 13 из канала «воздух-земля» сообщения через наземную аппаратуру 14 передачи данных поступают в вычислитель 15 АРМ, который может быть выполнен на базе серийной ПЭВМ. В нем в соответствии с принятым в системе протоколом обмена проводится идентификация принятых в сообщении координат местоположения и адреса ПО 2 с адресами подвижных объектов, хранящимися в памяти вычислителя 15 АРМ. По принятым координатам в блоке 36 вычисления местоположения подвижных объектов оценивается возможность попадания обслуживаемых подвижных объектов в «мертвые зоны» радиостанций ДКМВ диапазона и азимутальных направлений приема относительно соответствующего НК 1 радиосигналов для выработки управляющего воздействия через вычислитель 15 АРМ на приемную фазированную антенную решетку 29 ДКМВ диапазона. В этом случае максимум диаграммы направленности приемной фазированной антенной решетки 29 ДКМВ диапазона наземных комплексов ориентируется на выбранный источник радиосигнала, обеспечивается его прием и обработка с привязкой к частоте, времени измерений и направлению. Полоса пропускания приемной фазированной антенной решетки 29 ДКМВ диапазона выбирается таким образом, чтобы она перекрывала все рабочие частоты, выделенные для организации системы радиосвязи.

При отключении обычно непрерывно работающих передающих средств наклонного зондирования ионосферы, не входящих в систему, определение оптимальной частоты на НК 1 осуществляется по радиосигналам с соседних наземных комплексов 1 и ответным радиосигналам с запрашиваемых ПО 2. Для этого в блоке 36 формируется сообщение, упреждающее запросные данные на время прохождения его по наземной сети 3 передачи данных и обработки в вычислителе 15 АРМ соседних НК 1. В сообщении передаются координаты или номер НК 1, запрашиваемого ПО 2, частоты, на которых должен производиться обмен данными и другие необходимые параметры. В блоке 36 вычисления местоположения подвижных объектов соседних наземных комплексов оценивается местоположение запрашиваемого ПО 2 и, если оно находится в зоне ответственности данного НК 1, то вырабатывается команда для ориентирования максимума диаграмм направленности приемной фазированной антенной решетки 29 ДКМВ диапазона наземных комплексов в заданном направлении к моменту времени излучения соответствующего радиосигнала сначала с запрашивающего НК 1, а затем - ответного радиосигнала с ПО 2. Для сокращения времени упреждения должна быть использована высокоскоростная наземная сеть 3 передачи данных, например, волоконно-оптическая - широко применяемая в настоящее время [4]. И эта процедура повторяется до окончания сеансов связи.

В вычислителе 15 АРМ по данным, полученным со всех источников радиосигналов ДКМВ диапазона в зоне связи, определяются оптимальные на данный момент времени частоты, которые назначаются радиостанциям 26 и 23. Этой процедурой в вычислителе 15 АРМ каждого НК 1 системы решаются задачи обеспечения постоянной устойчивой радиосвязи со всеми N ПО 2 и, на основе информации о местонахождении всех ПО 2 и параметрах их движения, оптимальных частотах, осуществляются операции запоминания этих сообщений в вычислителе 15 АРМ НК 1, оперативной коррекции плана связи и вывод необходимых данных на экран монитора 17 АРМ НК 1 в виде, удобном для восприятия оператора (диспетчера). Кроме того, в вычислителе 15 АРМ наземного комплекса 1 запоминаются координаты передающих станций ДКМВ диапазона, их координаты, мощность излучения, тип антенны 33 ДКМВ диапазона (ненаправленная или направленная по азимуту с заданным коэффициентом усиления), излучаемые частоты или группа частот.

Для организации процесса ретрансляции на НК 1 в формирователе 22 типа ретранслируемых сообщений в заранее определенные разряды передаваемой кодограммы закладываются номер ПО 2, назначенного ретранслятором, и адреса подвижных объектов 2i, обеспечивающих заданный трафик сообщения. Принятые на ПО 2 сообщения обрабатываются в блоке 19 анализа - типа сообщений. Если сообщение предназначено для данного ПО 2, то после анализа решается вопрос о трансляции данных по двунаправленной шине 20 на систему управления ПО 2, не указанную на фиг.1, или в режиме ретрансляции - о передаче их на следующий по трафику подвижный объект 2i. Загрузка в память бортового вычислителя 5 необходимых данных, в том числе плана связи, осуществляется в виде системной таблицы при предстартовой подготовке подвижного объекта 2 через вход/выход 4 аппаратуры наземной сети 3 передачи данных. План связи при ухудшении параметров радиоканала может быть скорректирован по результатам анализа в НК 1 радиосигналов передающей станции 30 ДКМВ диапазона или не входящей в систему передающей станции ДКМВ диапазона, находящейся в направлении местоположения ПО 2, с которым должен быть проведен сеанс связи и выбрана для обмена частота рабочего канала с лучшими на данный момент времени параметрами.

Принимаемая на ПО 2i, информация отображается на экране бортового блока 8 регистрации данных в виде буквенно-цифровых символов, в виде точек и векторов или в другом виде.

Сообщения о местоположении ПО 2 и параметрах его движения, например, с выходов приемников 7 и 16 сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, например, ГЛОНАСС/GPS или с выходов инерциальных систем подвижных объектов 2 записываются в память вычислителей 5 и 15 и В передающих станций 30 ДКМВ диапазона с привязкой к глобальному времени. В вычислителях 5 и 15 эти данные используются для расчета навигационных характеристик, параметров движения каждого ПО, формирования передаваемых сигналов и оценки качества принимаемого в канале связи ДКМВ диапазона сигнала. В зависимости от выбранного интервала времени выдачи на НК 1 сообщений о местоположении ПО 2 в бортовом вычислителе 5 в заданное время формируется соответствующее сообщение с привязкой к глобальному времени проведения измерения координат ПО 2. Это время используется в вычислителе 15 АРМ НК 1 для известной операции построения экстраполяционных отметок от ПО 2 при отсутствии информации о его местоположении [5]. В аппаратуре передачи данных 9 и 14 осуществляются известные операции: модуляции и демодуляции, кодирования и декодирования, сопряжения с узлами 5,10, 23 - на ПО 2 и с узлами 15, 13, 26 - на НК 1 и другие.

В ситуации, когда одно или несколько ПО 2 вышли за пределы прямой видимости с НК 1 или не удается организовать с этими ПО 2 обмен данными даже через цепочку, состоящую из (N-1)-го ПО 2, осуществляется переход по взаимно увязанным во времени командам с бортового и наземного вычислителей 5 и 15 на замену радиолинии связи MB диапазона на радиолинию связи ДКМВ диапазона, состоящую из бортовой радиостанции 23 ДКМВ диапазона, бортовой антенны 24 ДКМВ диапазона, наземной радиостанции 26 ДКМВ диапазона, наземной антенны 25 ДКМВ диапазона. Привязка ко времени этих команд осуществляется с помощью меток глобального времени, поступающих в вычислители 5 и 15 с выходов приемников 7 и 16 сигналов навигационных спутниковых систем.

Для повышения точности прогноза увеличивают надежность передачи данных на подвижные объекты, находящиеся за пределами прямой видимости с НК 1, при использовании радиолинии ДКМВ диапазоне. В вычислителях 5 и 15 и аппаратуре передачи данных 9 и 14 используются следующие известные технологии [4, 5, 6, 7]:

- расчет координат местоположения всех обслуживаемых подвижных объектов для оценки возможности их попадания в «мертвые зоны» и азимутальных направлений приема от них соответствующих радиосигналов;

- определение времени излучения радиосигналов с известных передающих наземных станций ДКМВ диапазона;

- ориентирование максимума диаграмм направленности фазированной антенной решетки 29 ДКМВ диапазона наземных комплексов к моменту времени излучения соответствующего радиосигнала;

- формирование сообщения с координатами запрашиваемого подвижного объекта, упреждающего во времени ответные данные от этого ПО и передача их на соседние наземные комплексы 1;

- анализ параметров радиосигналов, принимаемых с разнесенных в пространстве наземных НК 1, подвижных объектов 2, передающих станций 30 ДКМВ диапазона и других передающих средств ДКМВ диапазона в заданном секторе ответственности для определения наиболее оптимального на данный момент времени рабочего канала связи в выбранном направлении;

- адаптация системы радиосвязи к изменению условий распространения радиоволн по частоте и пространственному разнесению, местоположению выбранного для связи подвижного объекта;

- динамическое управление частотой для выделения канала с наиболее мощным радиосигналом;

- адаптация системы радиосвязи по мощности, скорости передачи данных, видам модуляции и кодирования;

- использование методов решающей обратной связи при недостоверном приеме сообщений, компенсация задержки, многолучевости, сосредоточенных по спектру помех, доплеровских сдвигов частоты;

- привязка операций обработки сообщений всех абонентов системы к единому глобальному времени.

Для определения оптимальных частот ДКМВ диапазона в конкретном направлении используются, например, или наземная передающая направленная антенна с приводом, или приемные фазированные антенные решетки, управляемые командами с вычислителя 15 АРМ. Автоматическая (программная) установка главных лепестков диаграмм направленности наземной передающей и приемной антенн может быть использована для быстрого зондирования области воздушного пространства, в которой наиболее вероятно может находиться сопровождаемый ПО 2. Выбор по результатам зондирования ионосферы из нескольких рабочих точек оптимальной частоты для обмена радиосигналами в данный момент времени с ПО 2, находящегося в определенной точке воздушного пространства, обеспечивает повышение надежности связи в ДКМВ диапазоне. На основе анализа в вычислителе 15 АРМ наземного комплекса, определенного ведущим среди всех НК 1, рассчитывается текущее местоположение подвижных объектов 2, оптимальные на данный момент времени частоты для них, и наземные комплексы, направление с которых для выбранного ПО 2 позволяет обеспечить наибольшую величину надежности связи. В вычислителе 15 АРМ анализируются также радиосигналы ДКМВ диапазона, принимаемые с подвижных объектов 2 с одновременным определением их местоположения с помощью данных, находящихся в передаваемом сообщении. Полученная оценка параметров радиоканала на заданной частоте для определенного направления учитывается при общем распределении частот и организации связи в направлении «выбранный НК - конкретный ПО». Выбор оптимальной частоты в вычислителе 15 АРМ НК 1 осуществляется путем комплексирования измерений, полученных, в том числе, на основе зондирования ионосферы, обработки радиосигналов, например, с зарубежных станций зондирования ионосферы и системы HFDL, оценки результатов проверки качества радиолиний связи ДКМВ диапазона по ответным сигналам с подвижных объектов 2, находящихся в заданной области воздушного пространства.

В системе используется комбинированный множественный доступ к каналу связи с частотным и временным разделением. Частотное разделение осуществляется с помощью назначения различным наземным комплексам 1 активных частот разных номиналов, а временное - с помощью деления времени использования каждого активного частотного канала на временные интервалы. Дополнительные входы 34 на НК 1 соответствуют нескольким входам (в зависимости от числа выбранных для анализа источников излучения в ДКМВ диапазоне) одновременно работающих К радиосредств 28 и фазированной антенной решетки 29. При приеме на НК 1 (вход 34) сигналов других передающих станций ДКМВ диапазона, не входящих в систему, например, с зарубежных станций зондирования ионосферы и системы HFDL, непосредственно в системе потребуется меньше передатчиков с направленными антеннами, стоимость которых, в основном, определяет затраты на развертывание системы.

В вычислителе 15 АРМ НК 1 прогнозируются системные характеристики (задержка передачи пакета) на каждом выделенном частотном канале и выставляется флаг занятости канала в маркере, когда критическое число ПО 2 зарегистрировалось на канале, чтобы прекратить доступ к нему новых корреспондентов и гарантировать заданные системные характеристики (задержку передачи пакета не более допустимой).

Для устранения помех на приемниках собственного НК 1 и на входах приемников удаленных НК, например, находящихся в направлении главного лепестка диаграммы направленности передающей антенны 12, с вычислителя 15 передающей станции 30 вводится запрет на время зондирования на соответствующих рабочих частотах. Это обеспечивается вводом плановых данных по рабочим частотам всех НК 1 с привязкой ко времени с вычислителя 15 ведущего наземного комплекса через соответствующие блоки и наземную сеть 3 передачи данных, коррекцией их с клавиатуры АРМ собственного НК 1. Кроме того, в вычислителе 15 АРМ рассчитываются частоты, комбинационные составляющие которых могут находиться в полосе частот приема собственного НК 1, и формируется команда запрета зондирования на этих частотах. Соединение по наземной сети 3 передачи данных всех НК 1 и передающих станций 30 ДКМВ диапазона с вычислителями 15 в их сост