Пожарно-спасательная машина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к пожарно-спасательной машине, содержащей автомобильное шасси с опорно-поворотной платформой, на которой расположена телескопическая стрела, состоящая из секций, на конце последней из них установлена люлька, кроме этого расположена раздвижная лестница с ограждением, секции которой примыкают к последней секции стрелы, отличающейся тем, что к люльке симметрично продольной оси телескопической стрелы примыкают два поворотных трапа, шарнирно установленные на последней секции раздвижной лестницы, причем каждый трап имеет выдвижную секцию с механизмом выдвижения в виде пары «зубчатое колесо-рейка» и поворотного рычага, при этом зубчатое колесо снабжено пружинным фиксатором, а ограждение трапов и выдвижных секций выполнено из шарнирно установленных перил трубчатого сечения, поручни которых входят в поручни перил трапов. Технический результат заключается в обеспечении доставки пожарных и средств тушения пожара, а также в эвакуации людей из зданий повышенной этажности. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Реферат

Изобретение относится к пожарно-спасательной технике, а именно к технике для доставки пожарных и средств тушения пожара, а также для эвакуации людей из зданий повышенной этажности.

Известна пожарная машина (см. проспект АГПС: академия государственной противопожарной службы МЧС России - 2012 г.) на базе автомобиля КАМАЗ с технологическим оборудованием для тушения пожара (выдвижная пожарная лестница, поворотная платформа, резервуар с огнетушащими веществами и пр.)

Известная машина имеет ряд недостатков, которые снижают эффективность ее использования при тушении пожара и эвакуации людей из высотных зданий. Например, при загорании рядом находящихся помещений, пожарная лестница подводится только к одному окну (балкону) и пожарные производят тушения пожара и эвакуацию людей только в этом помещении. К соседнему помещению, где такой же пожар, рядом разместить на земле другую пожарную машину со своей лестницей затруднительно. Кроме этого операция тушения пожара и эвакуации людей производятся последовательно, что повышает риск гибели людей. Это происходит потому, что разместить в одной люльке пожарных, спасателей и эвакуируемых людей практически невозможно. Опускать люльку нельзя, т.к. пожарные должны локализовать пожар.

Известно также устройство для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (патент RU 2198705 кл. А62В 1/00, 1/02), содержащее базовый автомобиль с пожарной емкостью и поворотную платформу, на которой размещены: кабина оператора с пультом управления и комплексом инженерно технических устройств, телескопический трап с канатным ограждением и колеей, на которой расположена лифтовая тележка. На конце трапа размещена полуоткрытая люлька, причем к люльке подведены кабеля, шланги, пожарные рукава.

К недостаткам известного устройства можно отнести следующее. Проведение аварийно-спасательных работ при тушении пожаров в высотных зданиях с его применением имеет низкую эффективность по причине большого угла (близкого к вертикальному положению) и небезопасного для передвижения людей по трапу и их перемещения в тележке. Кроме этого данное устройство позволяет проводить спасательные работы или тушить пожар только в одном месте, в том на которое наведен трап устройства, т.е. технологические возможности ограничены.

Известно также устройство для проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях (патент RU 2079312, класс А62В 1/02), содержащее автомобильное шасси, на раме которого расположена опорно-поворотная платформа, на которой размещены телескопическая ступенчатая колонна с механизмом ее раздвижения и консолью, которая расположена перпендикулярно к вертикальной оси колонны, причем консоль снабжена механизмом ее удлинения. Для подъема пожарных, спасателей и спуска (эвакуации) терпящих бедствие людей на колонне смонтирована кабина, перемещающаяся в вертикальной плоскости на роликах и имеющая следящее устройство. В транспортном положении консоль складывается и прижимается к колонне, т.е. занимает горизонтальное положение.

Данное техническое решение имеет свои недостатки, влияющие на эффективность его применения, а именно конструкция имеет ограниченные технологические, возможности, т.е. спасательные работы и пожарные операции выполняются в конкретном одном помещении, куда подведена консоль. Сначала, например, производят тушение пожара, а потом выполняют спасательные работы. Или, если есть возможность, то производят эвакуацию людей (перемещают их в кабину по консоли и спускают вниз), а затем тушат пожар.

Спуск людей в кабине имеет циклический режим: необходимо время на спуск кабины и ее подъем, а если это высотное здание, то время значительное. За это время могут погибнуть люди.

Вертикальное расположение колонны в рабочем состоянии не позволяет приблизить (наклонить) ее с консолью к зданию и тем самым осуществлять эвакуацию людей из смежных помещений. Это также ограничивает технологические возможности устройства. Другими словами это решение имеет точечное назначение, т.е. пожар тушится только в одном помещении и эвакуация людей производится только из одного помещения - к которому подведена консоль колонны.

Наиболее близким к заявленному объекту является пожарная машина для проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях (патент RU 2236271 кл. А62С 27/00), содержащая автомобильное шасси с платформой, на которой размещено технологическое оборудование в составе опорно-поворотного устройства с телескопической стрелой и раздвижной лестницей. Причем телескопическая стрела состоит из секций, связанных между собой канатным полиспастом, при этом опорно-поворотное устройство имеет возможность поворота стрелы в вертикальной плоскости с помощью электрогидравлического подъемника.

Раздвижная лестница, которая также расположена на опорно-поворотном устройстве и смонтирована на нем параллельно секциям телескопической стрелы, состоит из секций U-образного сечения и снабжена складывающимся ограждением, при этом крайние секции раздвижной лестницы одним концом жестко соединены с секциями телескопической стрелы, а другим концом центрируются друг относительно друга.

Складывающееся ограждение лестницы выполнено в виде соосно размещенных одна над другой телескопических секций трубчатого сечения имеющих привод для поворота и шарнирно соединено с наружной поверхностью П-образного конура, прикрепленного основанием на секциях раздвижной лестницы.

Последняя ступень телескопической стрелы снабжена люлькой. Важным достоинством данной конструкции пожарной машины является синхронное раскладывание телескопической стрелы и раздвижной лестницы.

Данное техническое решение также имеет недостатки, влияющие на эффективность его применения, а именно ограниченные технологические возможности, т.е. спасательные работы и пожарные операции выполняются в конкретном одном помещении, куда подведена стрела с люлькой и лестницей. Одновременно производить эвакуацию людей и тушить пожар не представляется возможным, так как в люльке расположены пожарные с оборудованием и перемещаться в люльку и из люльки на лестницу затруднительно

Размещение людей в люльке и спуск люльки на землю в данном случае неоправдан, т.к. в люльке находятся и пожарные, и спасатели которые должны локализовать пожар в помещении и оказывать помощь пострадавшим людям. Другими словами данная машина позволяет тушить пожар только в одном помещении и эвакуация людей производится только из одного помещения и только путем перемещения людей по лестнице на землю.

Когда пожар локализован, то можно воспользоваться люлькой для спуска людей, но в ограниченном количестве (зависит от грузоподъемности стрелы и вместимости люльки).

Задачей нового технического решения является повышение эффективности проведения эвакуации людей и тушения пожаров за счет расширения технологических возможностей пожарно-спасательной машины.

Поставленная задача решается за счет конструктивных и технологических изменений прототипа, а именно: последняя секция пожарной лестницы снабжена откидывающимися (поворотными) трапами с регулируемой длиной, которые симметрично расположены относительно продольной оси телескопической стрелы.

Трапы расположены с противоположных сторон от люльки и имеют возможность занимать горизонтальное и наклонное положение, как с положительным значением угла, так и с отрицательным. Трапы имеют складывающееся ограждение и выдвижные секции. Дно трапа и дно выдвижной секции коробчатой формы, т.е. имеют борта и прорези, расположенные в шахматном порядке.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 указано рабочее положение машины при оказании помощи людям (эвакуации) стрех опасных зон и при тушении пожара;

На фиг.2 - рабочее положение машины при эвакуации людей с двух опасных зон и при тушении пожара в двух зонах;

На фиг.3 - рабочее положение машины при эвакуации людей из рядом стоящих зданий, а также при тушении пожара в рядом стоящих зданиях;

На фиг.4 - рабочее положение машины при эвакуации людей на крышу здания или в рядом расположенные балконы (помещения);

На фиг.5 - поворотный трап с выдвижной секцией;

На фиг.6 - сечение А-А фиг.5;

На фиг.7 - вид по стрелке Б фиг.5;

На фиг.8 - узел 1 фиг.5 (вариант привода выдвижения секции трапа);

На фиг.9 - транспортное положение заявленного объекта.

Пожарно-спасательная машина состоит из автомобильного шасси 1, на раме которого размещены емкости 2 для огнетушащих веществ, опорно-поворотная платформа 3, на которой установлена выдвижная лестница 4. Она (лестница), в свою очередь, состоит из нескольких секций, причем последняя секция 5 снабжена люлькой 6 и трапами 7. Трапы 7 шарнирно присоединены к последней секции 5 лестницы 4 и имеют возможность поворота в вертикальной плоскости при помощи гидроцилиндров 8. Трап 7 имеет дно 9 с прорезями 10, ограждение 11 и выдвижную секцию 12. Сечение дна трапа и выдвижной секции имеет коробчатую форму. Стойки 13 ограждения 11 шарнирно присоединены к бортам 14 дна 9 и к перилам 15 и складываются вдоль трапа 7 с помощью гидроцилиндра 14. Выдвижение секции 12 трапа 9 может, производится, например, гидроцилиндром или с помощью передачи зубчатого колеса - рейки 17, посредством ручки 18. Зубчатое колесо 19 имеет пружинный стопор 20.

Работа пожарно-спасательной машины заключается в следующем. Машина в транспортном положении (фиг.9) выезжает на объект, где произошла авария или другая чрезвычайная ситуация. После определения наиболее удобного места для выполнения спасательных работ или тушения пожара производится подготовка ее к работе.

Выставляются опоры (аутригеры), приводится в рабочее положение лестница (выдвигается к месту очага). Если ситуация такая как на фигуре 1, то лестница 4 с люлькой 6 поднимается к помещению, где очаг. Затем поднимаются гидроцилиндром 8 трапы 7, которые ориентируют к ближайшим окнам или балконам.

Для исключения образования зазоров между трапом и окном (балконом) производят выдвижение секции 12 трапа 7 впритык к зданию.

С помощью механизма 17 посредством поворота ручки 18, когда торец секции 12 коснулся здания, производят стопорение зубчатого колеса 19 пружинным фиксатором 20.

Трап 7 поднимается гидроцилиндром 8 до необходимой высоты. После этого гидроцилиндром 16 поднимается ограждение 11 до вертикального положения. Когда произошла установка трапов и ограждений, начинается процесс эвакуации людей из очага и если в помещении пожар, то одновременно производят его тушение. Люди переходят по трапам 7 влево и вправо в помещения, не подвергшиеся возгоранию. Или спускаются вниз по лестнице.

Наличие двух трапов 7 значительно сокращает время эвакуации людей, т.е. появляется возможность больше спасти людей. Спуск людей производится также и по основной лестнице 4. Такая конструкция повышает эффективность ее применения.

Если ситуация такая как показано на фиг.2, то с люльки 6 производят тушение пожара и эвакуируют людей по трапу 7 в соседнее помещение здания, а также люди могут спускаться вниз по лестнице 4.

Если ситуация такая как показано на фиг.3 (два рядом стоящих здания), то машина располагается между зданиями, устанавливается на аутригеры в горизонтальной плоскости. Затем поднимается лестница 4 с люлькой 6 до необходимой высоты, поднимаются трапы 7, и регулируется их длина посредством выдвижения секции 12. Из одного трапа производят тушение пожара, а эвакуацию людей производят по второму трапу в соседнее помещение. Люди могут также спускаться по лестнице 4 вниз.

Если ситуация такая как показано на фиг.4, то с люльки 6 производят тушение пожара, а по трапам эвакуируют людей на крышу здания или в соседнее помещение, расположенное ниже. Подъем людей на крышу производится по дну трапа путем зацепки ногами и руками за прорези 10. Спуск производится по дну 9 трапа 7 путем скольжения и придерживания руками за борта 14 дна трапов 7 или за прорези 10.

Благодаря предложенному техническому решению пожарно-спасательная машина имеет значительно расширенные технологические возможности по ликвидации очагов пожара и эвакуации людей из высотных зданий, что позволяет сокращать время на проведение аварийно-спасательных работ.

1. Пожарно-спасательная машина, содержащая автомобильное шасси с опорно-поворотной платформой, на которой расположена телескопическая стрела, состоящая из секций, на конце последней из них установлена люлька, кроме этого расположена раздвижная лестница с ограждением, секции которой примыкают к последней секции стрелы, отличающаяся тем, что к люльке симметрично продольной оси телескопической стрелы примыкают два поворотных трапа, шарнирно установленные на последней секции раздвижной лестницы, причем каждый трап имеет выдвижную секцию с механизмом выдвижения в виде пары «зубчатое колесо-рейка» и поворотного рычага, при этом зубчатое колесо снабжено пружинным фиксатором, а ограждение трапов и выдвижных секций выполнено из шарнирно установленных перил трубчатого сечения, поручни которых входят в поручни перил трапов.

2. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что дно каждого поворотного трапа и выдвижных секций выполнено коробчатого сечения и имеет прорези, расположенные в шахматном порядке.

3. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что каждый поворотный трап имеет свой привод, например гидравлический.

4. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что стойки ограждения трапов и выдвижных секций шарнирно соединены с дном и перилами и имеют привод поворота.