Способ диагностики нарушений речевой функции
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, и может быть использовано для диагностики фонетических нарушений и оценки эффективности лечения пациентов с нарушениями речи. Для этого при чтении опросного листа выявляют звуки, произношение которых нарушено у пациента. Каждому звуку присваивают определенное количество баллов, отражающее степень нарушения произношения. Затем суммируют полученные баллы по всему опросному листу. При сумме баллов от 0 до 7 считают качество речевой функции низким. При сумме баллов от 8 до 22 устанавливают среднее качество речевой функции. При сумме баллов от 23 до 26 считают качество речевой функции хорошим, при сумме от 26 до 30 устанавливают высокое качество речевой функции. Способ позволяет быстро и точно установить степень нарушения речевой функции у пациентов. 3 табл.
Реферат
Заявляемое изобретение относится к медицине, а именно диагностике фонетических нарушений и оценке эффективности лечения с учетом восстановления речевой функции, и может быть использовано в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, логопедии и др.
Известен способ диагностики фонетических нарушений, заключающийся в оценке разборчивости речи и произношения согласных звуков пациентом при чтении карты-опросника, при котором присваивают коэффициент 1, если все звуки произносят без гнусавого тембра; 2 - при незначительной проходящей гнусавости; 3 - при гнусавой, но разборчивой речи; 4 - при тяжелой открытой гнусавости, требующей для понимания речи неоднократного повторения; 5 - в случае, когда речь непонятна даже после неоднократного повторения, смысл речи разбирают с трудом, часто не полностью (Галонский В.Г., Вязьмин А.Я., Никитин О.Н. Применение замещающего обтурирующего протеза при ортопедическом лечении больных с приобретенными дефектами верхней челюсти // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. - 2000. -№1 - С.58-61).
Недостатком этого способа является то, что исследуется только гнусавость, что затрудняет объективизацию нарушений функции речи.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявляемому способу является способ диагностики нарушений речевой функции путем цифровой оценки разборчивости речи при чтении опросного листа, в котором используются те же, что и в предыдущем источнике, коэффициенты k разборчивости речи и произношения звуков пациентом при чтении опросного листа, при этом каждому звуку присваивают коэффициент встречаемости на 100 звуков, а именно для гласных звуков А - 6,8; Е - 8,0; И - 6,1; О - 10,8; У - 3,0; Ы - 1,0; Э - 0,1; Ю - 0,6; Я - 1,3 и согласных звуков: Б - 1,5; В - 4,0; Г - 1,3; Д - 2,1; Ж - 1,0; З - 1,5; Й - 1,0; К - 2,9; Л - 4,5; М - 2,4; Н - 6,1; П - 2,6; Р - 3,8; С - 4,8; Т - 5,0; Ф - 0,1; X - 0,8; Ц - 0,4; Ч - 1,3; Ш - 0,7; Щ - 0,2, а нарушение речевой функции определяют путем математического вычисления по формуле: U=Qобщ*k/430,5, где U - величина, характеризующая нарушение речевой функции, выраженная в процентах,
Qобщ - сумма коэффициентов частоты встречаемости звуков, произношение которых нарушено по опросному листу,
k - коэффициент разборчивости речи,
430,5 - условно максимальная величина нарушения речи [RU №2284744, МПК А61В 5/00, 2006 г.].
Такое исследование очень трудоемко и длительно, что делает его неприемлемым в клинической деятельности стоматолога или логопеда.
Результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в разработке быстрого (2-3 минуты), легкого и достаточно точного объективного клинического определения эффективности речи, которое можно использовать у пациентов после инсульта, при обследовании речевой функции после операций по поводу невритов и парезов лицевого и тройничного нерва, после зубного протезирования, в логопедической практике.
Указанный результат достигается тем, что в способе диагностики нарушений речевой функции путем цифровой оценки разборчивости речи при чтении опросного листа, в котором используются коэффициенты «k» разборчивости речи и произношения звуков пациентом при чтении опросного листа, используются следующие значения коэффициента k:
- 2, если имеется четкая дикция, отчетливое произношение глухих, свистящих и шипящих звуков (фонем), полное отсутствие дефектов и посторонних звуков;
- 1, при нечастом появлении свиста, шума, шепелявости, посторонних звуков при произношении отдельных сложных слов, фраз;
- 0, при постоянном наличии посторонних звуков, определяют при чтении звуки, произношение которых нарушено, и значение k при каждом нарушении, суммируют значения коэффициентов по всему опросному листу и на основании этого производят оценку эффективности речи у различных групп пациентов как:
0-7 баллов - низкое качество,
8-22 баллов - среднее качество,
23-26 баллов - хорошее качество и
26-30 баллов - высокое качество.
В заявляемом способе устанавливали звуки, произношение которых нарушено (каждому звуку соответствует определенное количество баллов, которые зависят от степени нарушения произношения), эти значения суммировали, а затем рассматривали значения в различных группах испытуемых. Результаты исследования речевой функции сводятся в таблицу.
Способ осуществляют следующим образом. С помощью опросного листа устанавливают на слух те звуки, которые нарушены у пациентов, и отмечают все данные в таблице. Речь пациентов одновременно записывается в тихих условиях, без посторонних звуков («гудящие» лампы освещения, вентиляторы, оргтехника, стук в дверь) с помощью гарнитуры, подключенной к диктофону. Запись, которая накапливается в диктофоне, архивируется, спустя некоторое время ее можно использовать в различных целях. Например, в целях сравнения нарушений речи до протезирования и после. Записи дают возможность в компьютерной обработке с помощью специальных программ изучить спектры тех звуков, которые нарушены у данного пациента. Выбранный речевой материал, представленный в опросном листе, в наибольшей степени отражает всю совокупность проявляющихся в речи признаков, обусловленных патологией. В таблице проверяющий отмечает коэффициентами степень произношения данным пациентом того или иного звука в различные сроки, например, до протезирования и после протезирования, при наложении протеза через 7, 14 и 28 дней.
Заявляемый способ можно использовать при обследовании речи у сложных пациентов, например у пациентов, находящихся в постинсультном состоянии, после операций в полости рта, невритов и парезов лицевого и тройничного нервов, после зубного протезирования.
Далее способ иллюстрируется примерами, но не ограничен ими.
Пример 1. Больная М., 54 года, обратилась в клинику ортопедической стоматологии с жалобами на потерю зубов на верхней челюсти, западение верхней губы и щек, углубление носогубных складок, плохую дикцию.
Из анамнеза: 5 лет назад протезировалась в другом лечебно-профилактическом учреждении, где была сначала произведена серия операций по поводу подсадки костной ткани с целью дальнейшей имплантации, которые не привели к положительным результатам. Зубы удалены 3 недели назад по поводу осложненного и не осложненного кариеса. Сопутствующие заболевания: парез лицевого нерва 2 года назад
Объективно: Снижение межальвеолярной высоты, выдвижение подбородка вперед, уголки рта опущены, углубление носогубных и подбородочных складок. В полости рта полное отсутствие зубов на верхней челюсти, определяется хорошо сохранившийся альвеолярный отросток, бугры и высокий свод неба. Уздечки губы и щек прикрепляются у основания ската альвеолярного отростка. 33, 32, 31, 41, 42, 43 зубы под металлокерамическими коронками с удовлетворительным краевым прилеганием, двусторонний концевой дефект на нижней челюсти. Исследование речевой функции выявило нарушение произношения звуков «с», «з», «ф» и «в».
Диагноз: полная потеря зубов на верхней челюсти, 1 тип по Шредеру, частичная потеря зубов на нижней челюсти, 1 класс по Кеннеди.
Пациентке изготовлен полный съемный протез на верхнюю челюсть, на нижнюю челюсть - частично-съемный протез. Были проведены исследования речевой функции на 7, 14 и 28 дни после протезирования. Все данные по исследованию речевой функции приведены в таблице 1. Как видно из таблицы 1, функция речи восстановлена полностью.
Пример 2. Пациент Ш., 60 лет, обратился в клинику ортопедической стоматологии с жалобой на плохую фиксацию нижнего полного съемного протеза, плохое произношение некоторых звуков, последнее протезирование было более 15 лет назад. Сопутствующие заболевания: инсульт 1 год назад
Объективно: Снижение межальвеолярной высоты, выдвижение подбородка вперед, уголки рта опущены, углубление носогубных и подбородочных складок. В полости рта на верхней челюсти зубной ряд восстановлен металлопластмассовыми коронками, на нижней челюсти полное отсутствие зубов, незначительная и равномерная атрофия. Уздечки нижней губы, языка и щек прикрепляются у основания ската альвеолярной части.
Исследование речевой функции: нарушено произношение звуков. Диагноз: полная потеря зубов на нижней челюсти, 1 тип по Келлеру.
Для пациента изготовлен новый полный съемный протеза нижней челюсти, после чего на 7, 14 и 28 дни исследование речевой функции было повторено. Данные обследования приведены в таблице 2. Как видно из приведенных показателей, произношение было восстановлено
Пример 3. Пациентка Б., 73 года, обратилась с жалобами на потерю зубов, невозможность пережевывания пищи, выдвижение подбородка вперед, опускание уголков рта, углубление носогубных и подбородочных складок, плохое произношение различных звуков
Анамнез со слов: зубы удалены вследствие кариеса и его осложнений и заболеваний пародонта.
Объективно: Снижение межальвеолярной высоты, выдвижение подбородка вперед, уголки рта опущены, углубление носогубных и подбородочных складок, в полости рта полное отсутствие зубов на верхней и нижней челюстях. В полости рта на верхней челюсти определяется средняя степень атрофии альвеолярного отростка, альвеолярные бугры и отростки еще сохранены, свод неба уплощен. Уздечки губы и щек прикрепляются на скате альвеолярного отростка, ближе к его вершине. На нижней челюсти выражена равномерная атрофия. Альвеолярная часть слабо выражена. Прикрепление уздечек высокое.
Диагноз: Полная потеря зубов на верхней и нижней челюстях: 2 тип по Шредеру на верхней челюсти и 2 класс по Келлеру на нижней челюсти.
Исследование речевой функции показало нарушения речи.
Пациентке были изготовлены новые полные съемные протезы, функция речи была восстановлена, результаты представлены в таблице 3.
Заявляемый способ прост, нетрудоемок, не требует продолжительного времени на выполнение, при этом информативен и объективен. Его можно использовать у пациентов с нарушениями речи, вызванными различными заболеваниями.
Таблица 1 | |||||
Исследования речевой функции до протезирования и после него пациента М. 54 года | |||||
Звуки/сроки | До протези-рования | 1 сутки | 7 суток | 14 суток | 28 суток |
свистящие звуки | |||||
«с» («Санки стояли у сарая») | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
«з» («Занятие спортом - залог здоровья») | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«ш» («У Маши - малышки теплые шапка да шарфик») | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
«щ» («Еще проще вытащить леща») | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
«ч» («Чарли Чаплин - величайший киноактер») | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
«ж» («Пожарные дружно бежали к пожарным машинам») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«ц» («Тридцать процентов нацепки») | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
альвеолярные звуки | |||||
«в» («Вал, овес, вздох, овца, взвод») | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
«д» («Дед, удочка, град, лодка») | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
«л» («Она споткнулась и упала на пол») | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
«н» («Ножницы, снег, стакан, сосна») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«р» («Я знаю, что на стенах квартиры Вы развесили географические карты») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
глухие звуки | |||||
«к» («Король умер - да здравствует король») | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
«т» («Топот, молоток, порт, бант») | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
«ф» («Факт, арфа, шкаф, асфальт») | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
итого: | 6 | 7 | 19 | 21 | 30 |
Таблица 2 | |||||
Исследования речевой функции до протезирования и после него пациента Ш. 60 лет | |||||
Звуки/сроки | до протези-рования | 1 сутки | 7 суток | 14 суток | 28 суток |
свистящие звуки | |||||
«с» («Санки стояли у сарая») | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
«з» («Занятие спортом - залог здоровья») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«ш» («У Маши - малышки теплые шапка да шарфик») | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 |
«щ» («Еще проще вытащить леща») | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
«ч» («Чарли Чаплин - величайший киноактер») | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
«ж» («Пожарные дружно бежали к пожарным машинам») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
«ц» («Тридцать процентов нацепки») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
альвовеолярные звуки | |||||
«в» («Вал, овес, вздох, овца, взвод») | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
«д» («Дед, удочка, град, лодка») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«л» («Она споткнулась и упала на пол») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
«н» («Ножницы, снег, стакан, сосна») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
«р» («Я знаю, что на стенах квартиры Вы развесили географические карты») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
глухие звуки | |||||
«к» («Король умер - да здравствует король») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«т»(«Топот, молоток, порт, бант») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
«ф»(«Факт, арфа, шкаф, асфальт») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
итого: | 17 | 17 | 25 | 27 | 28 |
Таблица 3 | |||||
Исследования речевой функции до протезирования и после него пациента Б. 73 года | |||||
Звуки/сроки | до протези-рования | 1 сутки | 7 суток | 14 суток | 28 суток |
свистящие звуки | |||||
«с» («Санки стояли у сарая») | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
«з» («Занятие спортом - залог здоровья») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«ш» («У Маши - малышки теплые шапка да шарфик») | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
«щ» («Еще проще вытащить леща») | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
«ч» (« Чарли Чаплин - величайший киноактер») | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
«ж» (« Пожарные дружно бежали к пожарным машинам») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«ц» (« Тридцать процентов нацепки») | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
альвеолярные звуки | |||||
«в» («Вал, овес, вздох, овца, взвод») | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
«д» («Дед, удочка, град, лодка») | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
«л» («Она споткнулась и упала на пол») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
«н» («Ножницы, снег, стакан, сосна») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
«р» («Я знаю, что на стенах квартиры Вы развесили географические карты») | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
глухие звуки | |||||
«к» («Король умер - да здравствует король») | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
«т»(«Топот, молоток, порт, бант») | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
«ф»(« Факт, арфа, шкаф, асфальт») | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
итого: | 12 | 12 | 17 | 24 | 23 |
Способ диагностики нарушений речевой функции путем цифровой оценки разборчивости речи при чтении опросного листа, в котором используются коэффициенты «k» разборчивости речи и произношения звуков пациентом при чтении опросного листа, отличающийся тем, что используются следующие значения коэффициента «k»:- 2, если имеется четкая дикция, отчетливое произношение глухих, свистящих и шипящих звуков (фонем), полное отсутствие дефектов и посторонних звуков;- 1, при нечастом появлении шепелявости и посторонних звуков при произношении отдельных сложных слов, фраз;- 0, при постоянном наличии посторонних звуков, определяют при чтении звуки, произношение которых нарушено, и значение «k» при каждом нарушении, суммируют значения коэффициентов по всему опросному листу и на основании этого производят оценку качества речевой функции у различных групп пациентов как:0-7 баллов - низкое качество,8-22 баллов - среднее качество,23-26 баллов - хорошее качество и26-30 баллов - высокое качество.