Автомобильный съезд в карьере

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является сокращение затрат на разработку карьера за счет упрощения работ по формированию его конечного борта и уменьшения объема выемки вскрыши от его разноса под берму автомобильного съезда. Автомобильный съезд в карьере, совмещенный с наклонной предохранительной бермой карьера, включает порожняковую и грузовую ветви и дополнительные съезды с него, расположенные на боковых откосах автомобильного съезда, на предохранительные бермы карьера. При этом порожняковая и грузовая ветви автомобильного съезда разделены и расположены в разных полутраншеях, основания которых являются наклонными предохранительными бермами карьера, заменяющими участки горизонтальных предохранительных берм карьера по трассе автомобильного съезда, и связаны между собой дополнительными съездами для вспомогательной техники, расположенными на боковых откосах полутраншей, а дополнительные съезды, связывающие автомобильный съезд с предохранительными бермами карьера, расположены с обеих сторон от него. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при вскрытии глубоких карьеров.

Известно устройство автомобильного съезда в карьере, в котором все предохранительные бермы выполнены с продольным уклоном параллельно автомобильному съезду, включающему порожняковую и грузовую ветви [1]. В этом случае автомобильный съезд совмещен с одной из наклонных предохранительных берм карьера, а ширина разноса конечного борта карьера под берму автомобильного съезда уменьшена на ширину предохранительной бермы карьера.

Общими с заявляемым техническим решением признаками являются "совмещенный с наклонной предохранительной бермой карьера и включающий порожняковую и грузовую ветви".

Недостатками такого устройства автомобильного съезда являются большая трудоемкость и сложность формирования всех предохранительных берм глубоких карьеров наклонными, выемка большого объема вскрышных пород при разносе борта карьера под съезд и отсутствие внутрикарьерной связи между предохранительными бермами.

Известно также устройство постоянного борта карьера, со сформированной на нем наклонной траншеей с дополнительными съездами из нее, расположенными с одной стороны траншеи на ее боковых откосах, на предохранительные бермы карьера [2].

Общими с заявляемым техническим решением признаками являются "включающий дополнительные съезды, расположенные на боковых откосах автомобильного съезда, на предохранительные бермы карьера".

Недостатками такого устройства автомобильного съезда являются выемка большого объема вскрышных пород от разноса борта карьера под берму съезда и расположение дополнительных съездов с него на предохранительные бермы карьера только с одной стороны автомобильного съезда, что затрудняет работу оборудования по очистке предохранительных берм карьера.

Задачей изобретения является повышение эффективности разработки за счет уменьшения объема выемки вскрышных пород под берму автомобильного съезда и обеспечение его связи с предохранительными бермами карьера с обеих сторон от него.

Указанный результат достигается тем, что в известном устройстве автомобильного съезда, совмещенного с наклонной предохранительной бермой карьера, включающего порожняковую и грузовую ветви и дополнительные съезды с него, расположенные на боковых откосах автомобильного съезда, на предохранительные бермы карьера, порожняковая и грузовая ветви автомобильного съезда разделены и расположены в разных полутраншеях, основания которых являются наклонными предохранительными бермами карьера, заменяющими участки горизонтальных предохранительных берм карьера по трассе автомобильного съезда, и связаны между собой дополнительными съездами для вспомогательной техники, расположенными на боковых откосах полутраншей, а дополнительные съезды, связывающие автомобильный съезд с предохранительными бермами карьера, расположены с обеих сторон от него.

Устройство автомобильного съезда поясняется графически, где на чертеже представлен автомобильный съезд, расположенный на конечном борту карьера.

Автомобильный съезд включает: порожняковую ветвь 1, расположенную в полутраншее 2; грузовую ветвь 3, расположенную в полутраншее 4; дополнительные съезды 5 для вспомогательной техники, связывающие порожняковую 1 и грузовую 3 части съезда; дополнительные съезды 6, расположенные с разных сторон автомобильного съезда и связывающие ветви 1 и 3 съезда с предохранительными бермами карьера.

Предлагаемое устройство автомобильного съезда позволяет практически полностью совместить основание капитального съезда с двумя наклонными предохранительными бермами карьера, заменяющими участки горизонтальных предохранительных берм карьера по трассе съезда. В этом случае значительно сокращается объем выемки вскрышных пород от разноса борта карьера под берму капитального автомобильного съезда, который на глубоких карьерах составляет миллионы и десятки миллионов кубометров. Эти две бермы являются единственными наклонными предохранительными бермами в карьере, что упрощает их формирование. Грузовая и порожняковая ветви автомобильного съезда, расположенные в разных полутраншеях, имеют транспортную связь между собой и со всеми предохранительными бермами карьера.

Источники информации

1. Галкин A.M., Симаков П.Г., Царьков Н.Е. и др. Способ отстройки нерабочего борта карьера. Авторское свидетельство СССР №497407. Кл. Е21С 41/02. Опубликовано 30.12.1975. Бюллетень №48.

2. Берсенев В.А., Фролов А.В. Способ строительства транспортной галереи на постоянном борту карьера. Патент №2012809 (РФ). Кл. Е21С 41/26. Опубликовано 15.05.1994. Бюллетень №9.

Автомобильный съезд в карьере, совмещенный с наклонной предохранительной бермой карьера, включающий порожняковую и грузовую ветви и дополнительные съезды с него, расположенные на боковых откосах автомобильного съезда, на предохранительные бермы карьера, отличающийся тем, что порожняковая и грузовая ветви автомобильного съезда разделены и расположены в разных полутраншеях, основания которых являются наклонными предохранительными бермами карьера, заменяющими участки горизонтальных предохранительных берм карьера по трассе автомобильного съезда, и связаны между собой дополнительными съездами для вспомогательной техники, расположенными на боковых откосах полутраншей, а дополнительные съезды, связывающие автомобильный съезд с предохранительными бермами карьера, расположены с обеих сторон от него.