Способ прогнозирования эффективности профилактического лечения острого послеоперационного панкреатита у онкологических больных
Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и может быть использовано для оценки эффективности фармакотерапии, направленной на профилактику острого послеоперационного панкреатита при операциях на органах брюшной полости, включающих спленэктомию. Сущность способа: в первые сутки после операции в плазме крови больного определяют общую БАЭЭ-эстеразную активность и активность α-1-протеиназного ингибитора, вычисляют коэффициент «БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор». При значениях коэффициента менее 20 единиц прогнозируют эффективность применяемого метода профилактического лечения, а при повышении показателя выше 20 единиц прогнозируют неэффективность профилактического лечения. Предлагаемый способ осуществляют в день взятия крови - в первые сутки после операции, что позволяет своевременно принимать адекватные меры по предотвращению развития острого послеоперационного панкреатита. Изобретение обеспечивает специфичность способа прогнозирования наличия эффективности профилактики 84,1%, а для прогнозирования отсутствия эффективности - 98,7%. 3 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и может быть использовано для оценки эффективности фармакотерапии, направленной на профилактику острого послеоперационного панкреатита при операциях на органах брюшной полости, включающих спленэктомию.
Острый послеоперационный панкреатит возникает чаще всего после операций на желудке, двенадцатиперстной кишке, органах гепатопанкреатодуоденальной зоны, спленэктомиях, когда возможна интраоперационная травма поджелудочной железы.
Известен способ оценки результатов лечения больных раком яичников с помощью определения в крови опухолевого маркера СА 125 (Markmann S., GerberB., BrieseV. Prognostic value ofCA 125 levels during primary therapy: 13 International Hamburg Symposium on Tumor Markers, Hamburg, Nov. 27-29, 2005. Anticancer Res. 2007, 27, №4А). После проведенного лечения больные с высоким уровнем СА 125 умирали значительно раньше, чем те, у кого он был низким. Авторы делают вывод, что уровень СА 125 после лечения является прогностическим фактором выживаемости.
Однако этот способ применялся для оценки эффективности терапии опухолевых заболеваний яичников и не использовался для контроля эффективности предоперационного лечения при операциях по поводу злокачественных опухолей органов брюшной полости.
Известен способ прогнозирования исхода лечения рака желудка после операции (Самигуллин P.P., Каланов Р.Г., Мунасыпов Ф.Р., Гафарова Л.Р. Онкомаркеры в лечении и прогнозировании рака желудка. Мед. вест. Башкортостана, 2008, №2). Авторы также использовали определение уровня онкомаркеров СА 242 и РЭА во время лечения рака желудка. Была показана более высокая эффективность СА 242, чем РЭА, позволяющая делать прогноз выживаемости пациентов до окончания лечения.
Однако этот способ не дает возможности прогнозировать благоприятный или неблагоприятный исход лечения в раннем послеоперационном периоде и не применялся для оценки профилактики и лечения острого послеоперационного панкреатита.
Известен способ контроля эффективности лечения посттравматического панкреатита (Молитвословов А.Б., Филин А.В. Этиология, патогенез, клиника и лечение посттравматического панкреатита. Ж. Хирургия, 1994, №4), выбранный нами в качестве прототипа. Авторы контролировали изменение состояния сердечно-сосудистой системы, а также морфологических и биохимических показателей крови и мочи больных под влиянием лечения: амилазы, лактатдегидрогеназы, общего анализа крови. Мониторинг пациентов осуществлялся в ходе лечения и позволял контролировать их состояние вплоть до выписки. Авторы используют эти показатели для подтверждения эффективности проводимой химиотерапии, но, как указывают сами авторы, главным ориентиром становятся клинические признаки состояния пациентов, продолжительность и качество их жизни.
Однако этот способ, являющийся традиционным, не дает возможности оценить эффективность предоперационной профилактики острого послеоперационного панкреатита в раннем послеоперационном периоде, что не позволяет своевременно вносить коррективы в схему лечения.
Воспроизведение перечисленных методов не используется для прогноза эффективности предоперационного профилактического лечения острого послеоперационного панкреатита при спленэктомиях у онкологических больных при оценке их состояния в раннем послеоперационном периоде - в 1 сутки - и не дает возможности контролировать лечебный эффект в этот срок.
Целью изобретения является оценка эффективности профилактического лечения острого послеоперационного панкреатита у онкологических больных.
Поставленная цель достигается тем, что в плазме крови больного в 1 сутки после экстракорпоральной фармакотерапии и оперативного лечения определяют общую БАЭЭ-эстеразную профилактического лечения активность и активность α-1-протеиназного ингибитора, вычисляют коэффициент «БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» и при его значениях менее 20 единиц прогнозируют эффективность применяемого метода профилактического лечения, а при значениях показателя выше 20 единиц прогнозируют неэффективность профилактического лечения.
Изобретение «Способ прогнозирования эффективности профилактического лечения острого послеоперационного панкреатита у онкологических больных» является новым, так как оно неизвестно из уровня достижений медицины в области прогнозирования эффективности или неэффективности указанного лечения.
Новизна изобретения заключается в том, что в крови больного, взятой в 1 сутки после операции, определяют общую БАЭЭ-эстеразную активность, активность α-1-протеиназного ингибитора, вычисляют коэффициент «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» и при его значениях менее 20 единиц прогнозируют эффективность экстракорпоральной фармакотерапии гордоксом на аутоплазме, обогащенной лейкоцитами. При значениях коэффициента «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» в 1 сутки после операции выше 20 единиц прогнозируют неэффективность профилактического лечения.
Преимущество способа заключается в проведении анализа и получении результата в день взятия крови - в 1 сутки после операции, что позволяет своевременно принимать адекватные меры по предотвращению развития острого послеоперационного панкреатита.
В открытых источниках информации России, стран СНГ и зарубежья указаний на аналогичный способ прогнозирования эффективности экстракорпоральной фармакотерапии гордоксом на аутоплазме, обогащенной лейкоцитами, нами не обнаружено.
Изобретение является промышленно применимым, так как может быть воспроизведено и многократно повторено в любой клинической лаборатории лечебных учреждений системы здравоохранения.
Способ осуществляется следующим образом. В 1 сутки после операции у больного производится взятие крови в пробирку с 3,8% цитратом натрия в соотношении 9:1 для получения цитратной плазмы крови. Цитратную кровь центрифугируют, получают цитратную плазму и используют ее для определения общей БАЭЭ-эстеразной активности и α-1-протеиназного ингибитора в тот же день. Определение проводят унифицированными методами.
Метод определения общей БАЭЭ-эстеразной активности (Пасхина Т.С.и соавт., в кн.: Современные методы в биохимии, под ред. В.Н. Ореховича, М., Мед. 1968, с.232) заключается в следующем. Отбирают 0,03 мл сыворотки (плазмы) крови, доводят до 2,0 мл трис-HCl буфером pH 8,0, туда же вносят раствор низкомолекулярного синтетического субстрата N-бензоил-L-аргинина этилового эфира в том же буфере и регистрируют реакцию его гидролиза протеиназами сыворотки (плазмы) крови на спектрофотометре в течение 30 минут при длине волны 253 нанометра против контроля на реактивы, не содержащего сыворотки (плазмы) крови. Расчет результата производится по формуле, указанной в описании метода, в миллиэстеразных единицах на 1 мл исследуемой жидкости за 1 минуту реакции - мЭЕ\мл - по системе СИ. Одна миллиэстеразная единица соответствует гидролизу 1 мкмоль N-бензоил-L-аргинина этилового эфира. Для проведения анализа требуются 35-40 минут и обычное лабораторное оборудование.
Определение активности α-1-протеиназного ингибитора (Нартикова В.Ф., Пасхина Т.С. Унифицированный метод определения активности альфа-1-антитрипсина и альфа-2-макроглобулина в сыворотке (плазме) крови человека. Ж. Вопросы медицинской химии, 1979, т.25, вып.4) заключается в следующем. Плазму крови, разведенную в 50 раз физиологическим раствором, инкубируют с трипсином в течение 5 мин в слабощелочной среде, затем регистрируют на спектрофотометре реакцию гидролиза низкомолекулярного синтетического субстрата N-бензоил-L-аргинина этилового эфира оставшимся свободным трипсином при длине волны 253 нанометра в течение 3-4 минут против контроля на реактивы. Значения активности α-1-протеиназного ингибитора подсчитывают по формуле, указанной в описании метода, и выражают в условных единицах «ИЕ\мл»: количество ингибиторных единиц на 1 мл плазмы крови за 1 минуту по системе СИ. Одна ингибиторная единица соответствует гидролизу 1 мкмоль N-бензоил-L-аргинина этилового эфира. Для проведения анализа требуется 15-20 минут и обычное лабораторное оборудование.
Примером применения способа могут служить выписки из историй болезни.
1. Больной Д., 31 г., история болезни с-6495\ю - (8828\ю).
Сроки госпитализации с 12.05.09 по 3.06.09.
Диагноз: рак желудка, стадия 2, клиническая группа 2; T4N0M0.
Оперирован 14.05.09: гастрэктомия, спленэктомия, реконструкция желудочно-кишечного тракта. В день операции проведена экстракорпоральная фармакотерапия гордоксом на аутоплазме, обогащенной лейкоцитами.
Гистоанализ №30021-26\9: перстневидноклеточный рак с инвазией всех слоев; в селезенке полнокровие. В 1 сутки после операции проведено определение активности общей БАЭЭ-эстеразной активности и α-1-протеиназного ингибитора в цитратной плазме крови. Результат: общая БАЭЭ-эстеразная активность - 346 мЭЕ\мл и α-1-протеиназный ингибитор - 41,10 ИЕ\мл, коэффициент «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» = 8,4. Коэффициент ниже 20 единиц. Клинических проявлений послеоперационного панкреатита до выписки не регистрировалось.
При выписке: состояние удовлетворительное. Последняя явка 29.04.11 - состояние удовлетворительное, в течение послеоперационного периода признаков панкреатита не наблюдалось.
2. Больная Г., 73 г., история болезни №с-5600\ю - (7594\ю).
Сроки госпитализации: с 22.04.09 по 6.06.09.
Диагноз: Лимфопролиферативное заболевание. Неходжкинская лимфома селезенки, стадия 3В, клиническая группа 2.
Оперирована 24.04.09: спленэктомия. В день операции, непосредственно перед ее началом, проведен плазмоцитоферез с экстракорпоральной фармакотерапией гордоксом на аутоплазме, обогащенной лейкоцитами.
Гистоанализ №42532\35: неходжкинская лимфома. Процедуру экстракорпоральной фармакотерапии проводили повторно в 1 сутки послеоперационного периода, после взятия крови для анализа. В 1 сутки после операции проведено определение активности общей БАЭЭ-эстеразной активности и α-1-протеиназного ингибитора в цитратной плазме крови. Результаты: общая БАЭЭ-эстеразная активность - 384 мЭЕ\мл, α-1-протеиназный ингибитор - 41,10 ИЕ\мл, коэффициент «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» = 9,3. Коэффициент ниже 20 единиц. Клинических проявлений послеоперационного панкреатита до выписки не регистрировалось.
При выписке: состояние удовлетворительное.
Последняя явка 26.04.11 - состояние удовлетворительное, в послеоперационном периоде признаков панкреатита не наблюдалось.
3. Больная Л.. 34 г.. история болезни №с-11372\ю - (14777\ю).
Сроки госпитализации: с 4.08.09 по 21.08.09.
Диагноз: лимфопролиферативное заболевание. Неходжкинская лимфома селезенки, стадия 2, клиническая группа 2.
Оперирована 6.08.09: В день операции, непосредственно перед ее началом, проведен плазмоцитоферез с экстракорпоральной фармакотерапией гордоксом на аутоплазме, обогащенной лейкоцитами.
Гистоанализ №51103-107\9: диффузная пролимфоцитарная неходжкинская лимфома с поражением селезенки, лимфоузлов, диафрагмы. Опухоль селезенки с обширными очагами некроза.
В 1 сутки после операции проведено определение активности общей БАЭЭ-эстеразной активности и α-1-протеиназного ингибитора в цитратной плазме крови. Результаты: общая БАЭЭ-эстеразная активность - 648 мЭЕ\мл, α-1-протеиназный ингибитор - 30,14 ИЕ\мл, коэффициент «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» = 21,5. Коэффициент выше 20 единиц. На 2 сутки послеоперационного периода появились признаки острого послеоперационного панкреатита. Проведена дополнительная процедура экстракорпоральной фармакотерапии гордоксом на аутоплазме, обогащенной лейкоцитами. Симптомы исчезли в течение 2 дней и до выписки больше не появлялись.
При выписке: состояние удовлетворительное.
Последняя явка 18.05.11 - состояние удовлетворительное, в течение послеоперационного периода признаков панкреатита не наблюдалось.
Были обследованы 44 больных с диагнозами «рак желудка» и «лимфома селезенки», находившиеся на лечении в отделении ургентной онкологии ФГБУ «РНИОИ» Минздравсоцразвития РФ. Больные подвергались операциям «гастрэктомия с показаниями к спленэктомии» и «спленэктомия».
Установлено, что у 37 больных в цитратной плазме крови, взятой в 1 сутки после профилактического лечения и операции, общая БАЭЭ-эстеразная активность составляла от 346 мЭЕ\мл до 822 мЭЕ\мл, в среднем 552±24,7 мЭЕ\мл, активность α-1-протеиназного ингибитора была от 38,36 ИЕ\мл до 57,54 ИЕ\мл, в среднем 44,46±2,1 ИЕ\мл. Коэффициенты соотношения «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» составляли от 8,2 до 19,6, т.е. ниже 20 единиц, в среднем 12,5±0,6, что по существу является нормой. У этих пациентов послеоперационный период протекал благополучно, признаков острого послеоперационного панкреатита не наблюдалось. У здоровых доноров общая БАЭЭ-эстеразная активность составляла 353,4±17,6 мЭЕ\мл и активность α-1-протеиназного ингибитора 27,81±0,97 ИЕ\мл, коэффициент «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» = 12,7±0,6.
У 7 больных общая БАЭЭ-эстеразная активность составляла от 648 мЭЕ\мл до 786 мЭЕ\мл, в среднем 708±30,6 мЭЕ\мл; активность α-1-протеиназного ингибитора была от 30,14 ИЕ\мл до 35,62 ИЕ\мл, в среднем 32,88±1,7 ИЕ\мл. Величина коэффициента «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» составляла от 20,5 до 22,5, в среднем 21,5±1,1. У указанных 7 больных на 2-4 день после операции появлялись признаки острого послеоперационного панкреатита, что требовало дополнительных процедур экстракорпоральной фармакотерапии, после которых их состояние улучшалось и названных признаков больше не наблюдалось.
Ретроспективный анализ позволил сделать вывод: наблюдаемые изменения коэффициента «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» до величины менее 20 единиц в течение суток после экстракорпоральной фармакотерапии и оперативного лечения являются положительным признаком, свидетельствующим об эффективности указанного способа профилактического лечения острого послеоперационного панкреатита. Повышение коэффициента «общая БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» выше 20 единиц является неблагоприятным прогностическим признаком и указывает на необходимость дополнительных лечебных мероприятий по профилактике и лечению острого послеоперационного панкреатита.
Технико-экономическая эффективность «Способа прогнозирования эффективности профилактического лечения острого послеоперационного панкреатита у онкологических больных» заключается в возможности оценки эффективности профилактического лечения уже в 1 сутки после операции, что позволяет своевременно проводить адекватные лечебные мероприятия.
Специфичность способа прогнозирования эффективности профилактики острого послеоперационного панкреатита при спленэктомии у онкологических больных 84,1%, для прогнозирования отсутствия эффективности - 98,7%.
Способ прогнозирования эффективности предоперационного профилактического лечения острого послеоперационного панкреатита у онкологических больных, характеризующийся тем, что в 1 сутки после операции в плазме крови больного определяют общую БАЭЭ-эстеразную активность и активность α-1-протеиназного ингибитора, вычисляют коэффициент «БАЭЭ-эстеразная активность/α-1-протеиназный ингибитор» и при его значениях менее 20 единиц прогнозируют эффективность применяемого метода профилактического лечения, а при повышении показателя выше 20 единиц прогнозируют неэффективность профилактического лечения