Система колесо-рельс

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к подвижному составу и подъемно-транспортным устройствам, перемещающимся по рельсам. Система колесо-рельс содержит колесо, имеющее как минимум один кольцевой выступ (реборду) с кольцевой канавкой, заполненной твердым смазочным веществом, кромки которой контактируют с боковой поверхностью головки рельса. На стыковом соединении рельсов место пересечения торцевой и боковой поверхностей головки имеет профильную поверхность, длина которой превышает ширину кольцевой канавки. Поперечное смещение рельсов не превышает расстояния от пересечения указанной поверхности с торцевой одного рельса до боковой поверхности другого. Достигается повышение долговечности системы колесо-рельс. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к подвижному составу и подъемно-транспортным устройствам, перемещающимся по рельсам.

Известна система колесо-рельс, содержащая колесо, имеющее как минимум один кольцевой выступ (реборду) на торцевой поверхности, фиксирующий колесо от поперечного смещения относительно рельса (Краны и лифты промышленных предприятий. Справочник. Ушаков П.Н., Бродский М.Г. М., «Металлургия», 1974. - 352 с.).

Известная система колесо-рельс имеет низкую долговечность за счет износа боковых поверхностей кольцевого выступа и боковой поверхности головки рельса.

Это объясняется тем, что реализуется трение скольжения выступа относительно головки рельса в отсутствие смазки.

Известна система колесо-рельс, содержащая колесо, имеющее как минимум один кольцевой выступ (реборду) на торцевой поверхности, фиксирующий колесо от поперечного смещения относительно рельса и имеющий кольцевую канавку, заполненную твердым смазочным веществом, кромки которой контактируют с боковой поверхностью головки рельса. Снижение износа достигается путем попадания смазки в зону контакта колесо-рельс за счет износа кольцевого выступа (Патент RU 2393969 C1. Опубл. 10.07.2010. Бюл.19).

Недостатком известной конструкции системы колесо-рельс является возможность попадания места пересечения торцевой и боковой поверхности головки рельса в кольцевую канавку при поперечном смещении рельсов в стыковом соединении. Данный процесс приводит к ускоренному разрушению кольцевой канавки выступа в целом, а также выкрашиванию твердого смазочного материала и, следовательно, снижению долговечности системы колесо-рельс.

Изобретением решается задача повышения долговечности системы колесо-рельс путем исключения попадания торцевой поверхности рельса в кольцевую канавку.

Это достигается тем, что в известной системе колесо-рельс, содержащей колесо, имеющее как минимум один кольцевой выступ с кольцевой канавкой, заполненной твердым смазочным веществом, кромки которой контактируют с боковой поверхностью головки рельса, согласно изобретению предусмотрено, что на стыковом соединении место пересечения торцевой и боковой поверхности головки рельса имеет профильную поверхность, длина которой превышает ширину кольцевой канавки, а поперечное смещение рельсов не превышает расстояние от пересечения указанной поверхности с торцевой одного рельса до боковой поверхности другого.

Сущность изобретения поясняется графически на фиг.1-2.

На фиг.1 показан фрагмент стыкового соединения, состоящий из рельсов 7 и 2, у которых место пересечения боковых 3, 4 и торцевых 5, 6 поверхностей имеет профильную поверхность 7, длина δ1 которой в плоскости боковой поверхности превышает ширину δ кольцевой канавки, а поперечное смещение h рельсов не превышает расстояние h1 от смещения поверхностей 7 и 5 рельса 1 до боковой поверхности 4 рельса 2.

На фиг.2 показан фрагмент контакта кольцевого выступа 8 с кольцевой канавкой 9.

Технический эффект достигается тем, что при соблюдении условий δ1≥δ, h1≤h исключается попадание места соединений торцевой и боковой поверхностей рельса в кольцевой выступ.

Система колесо-рельс, содержащая колесо, имеющее как минимум один кольцевой выступ (реборду) с кольцевой канавкой, заполненной твердым смазочным веществом, кромки которой контактируют с боковой поверхностью головки рельса, отличающаяся тем, что на стыковом соединении рельсов место пересечения торцевой и боковой поверхностей головки имеет профильную поверхность, длина которой превышает ширину кольцевой канавки, а поперечное смещение рельсов не превышает расстояния от пересечения указанной поверхности с торцевой одного рельса до боковой поверхности другого.