Переднее откидное кресло междугородного автобуса

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к конструкции откидного кресла транспортного средства и может использоваться в междугородных, туристических и экскурсионных автобусах. Переднее откидное кресло междугородного автобуса содержит спинку и сиденье. Спинка кресла связана с корпусом автобуса посредством четырех тяг параллелограммного механизма с возможностью плоскопараллельного движения на тягах. Каждая из тяг параллелограммного механизма шарнирно связана с корпусом автобуса и со спинкой кресла. На оси шарниров, связывающих нижние тяги параллелограммного механизма со спинкой кресла, устанавливаются подушка сиденья и механизмы блокировки. Подушка сиденья установлена с возможностью поворота из горизонтального в вертикальное положение и наоборот. Кресло имеет телескопические устройства, которые шарнирно связаны с осью шарнира, связывающего нижнюю или верхнюю тягу со спинкой кресла. Механизмы блокировки предназначены для соединения нижних тяг параллелограммного механизма со спинкой кресла при повороте подушки сиденья из вертикального положения в горизонтальное. В сложенном состоянии кресло в статическом положении в сложенном состоянии устанавливается вертикально в отсеке, находящемся под полом передних кресел салона. Перед откидыванием подушки сиденья переднее откидное кресло на тягах параллелограммного механизма выдается в проход передней двери. Достигается увеличение ширины прохода передней двери, увеличение длины салона, занимаемой креслами салона, и увеличение габаритной ширины средней двери и ширины прохода средней двери. 24 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в междугородных, туристических и экскурсионных автобусах.

Известно переднее откидное кресло, установленное в проходе передней двери междугородного автобуса. Такое откидное кресло отличается тем, что его спинка крепится к защитному ограждению передних кресел салона, а подушка сиденья на петлях крепится к спинке, и в поднятом положении фиксируется защелкой, а в откинутом положении она фиксируется под действием собственного веса, упираясь в спинку сиденья.

Такое переднее откидное кресло изображено в [1] применительно к описаниям автобусов IKARUS-250.93, IKARUS-256.74, IKARUS-350.00, IKARUS-365-10, ТАМ 260 А 119Т.

Подобное переднее откидное кресло применяется на большинстве современных автобусов, перечислять их не будем. Изменился дизайн кресла, изменилась его форма, но сущность осталась прежней.

Вернемся к [1], в этом источнике приведены чертежи вида сбоку автобусов, приведены их габаритные размеры и размеры проходов.

Интересно следующее: в [1] приведена габаритная ширина передней двери указанных выше автобусов и ширина прохода передней двери.

Два этих параметра весьма и весьма отличаются, вникнем в их сущность.

Габаритная ширина передней двери - это ширина передней двери, измеренная измерительным инструментом.

Ширина прохода передней двери - это ширина не двери, а прохода, так же измеренная измерительным инструментом.

Эти два параметра весьма и весьма отличаются. Так у автобусов IKARUS-250.93 и IKARUS-256.74 габаритная ширина передней двери составляет 925 мм, а ширина прохода передней двери 700 мм.

У автобусов IKARUS-350.00 и IKARUS-365-10, габаритная ширина передней двери составляет 930 мм, а ширина прохода передней двери 750 мм.

У автобусов ТАМ 260А 119Т габаритная ширина передней двери составляет 850 мм, а ширина прохода передней двери - 780 мм.

Почему эти два параметра так отличаются?

Одной из причин этого является переднее откидное установленное в проходе передней пассажирской двери.

Другими причинами этого являются расположение в проходе передней двери пневматического привода двери и поручней, а также то, что при открытии сама дверь занимает часть прохода, особенно у автобусов IKARUS, вследствие неоптимальности геометрии привода двери.

Конечно, можно переднее откидное кресло убрать из прохода в глубину салона вместе с пневмоцилиндром привода передней двери, оптимизировать геометрические размеры параллелограммного механизма привода двери и, тем самым, увеличить ширину прохода передней двери, не увеличивая габаритную ширину передней двери, что сделано на китайских автобусах King Long и частично сделано на автобусах ТАМ 260А 119Т, в результате чего два вышеописанных параметра отличаются всего на 70 мм.

Однако в этом случае переднее откидное кресло и пневмоцилиндр привода передней двери будут отнимать место, т.е. участок длины кузова от салона автобуса, что приведет к уменьшению шага кресел салона. В результате этого основные кресла салона будут сдвинуты назад, что приведет к уменьшению места, отводимого на туалет автобуса и ширину прохода средней двери.

Устранить пневмоцилиндр привода передней двери из прохода реально, надо просто правильно подобрать геометрию тяг параллелограммного механизма привода двери и угол их поворота. В результате этого пневмоцилиндр устанавливается в нише прохода под полом передних кресел салона вместе со стойкой пневмоцилиндра, также находящейся в этом случае под полом передних кресел салона в углублении.

Переднее откидное кресло междугородного автобуса является проблемой, т.к. оно отнимает место либо у прохода передней двери, либо у салона, что приводит к уменьшению шага кресел, ширины прохода средней двери и места, отводимого на туалет автобуса. На большинстве междугородных автобусов происходит и то, и это, т.е. переднее откидное кресло занимает часть прохода передней двери и часть салона автобуса.

Возьмем для примера автобус ТАМ 260А 119Т, у которого, как описано выше, переднее откидное кресло сдвинуто в глубину салона. У этого автобуса, согласно приведенной в [1] планировке салона, длина ступенек средней двери составляет всего 640 мм при габаритной ширине средней двери 780 мм, т.е. пол для ног пассажиров сидений автобуса, расположенных сзади средней двери, занимает часть прохода средней двери. Это происходит, потому что сиденья салона автобуса, находящиеся между передней и средней дверью, сдвинуты назад из-за того, что переднее откидное кресло занимает часть салона автобуса.

Длина салона, отводимая под переднее откидное кресло, составляет около 200 мм, примерно эта же длина отнята у ступенек автобуса ТАМ 260 А119 Т, посчитаем: 780 мм-640 мм=140 мм. Габаритная ширина передней двери этого автобуса 850 мм, ширина прохода передней двери 780 мм, посчитаем 850 мм-780 мм=70 мм. Ровно столько отнимает переднее откидное кресло от прохода передней двери. Теперь посчитаем длину, отводимую под переднее откидное кресло: 140 мм+70 мм=210 мм. При этом 140 мм отнято у салона, а 70 мм у прохода передней двери.

Кроме того, надо учесть следующее, ширина ступенек передней двери у автобуса ТАМ 260 А119 Т составляет всего 510 мм, при габаритной ширине передней двери 850 мм и ширине прохода передней двери 780 мм, ступеньки смещены вперед по проходу. Одной из причин этого является переднее откидное кресло.

Из вышеперечисленного следует основной недостаток традиционных известных откидных кресел: они занимают часть длины салона и часть ширины прохода передней двери.

Это является проблемой, решить которую традиционными известными средствами невозможно.

Однако решение этой проблемы есть, так, например, у автобусов Neoplan Cityliner по наклону спинки переднего откидного кресла наклоняют ограждение передних кресел салона, экономя на этом какие-то сантиметры длины салона.

Как не старайся спроектировать переднее откидное кресло, его длина в сложенном состоянии составляет чуть больше 200 мм, меньше никак нельзя, т.к. переднее откидное кресло должно обеспечивать достаточный комфорт сидящего.

Проведение патентного поиска показывает, что традиционного известного решения поставленной выше проблемы нет.

Однако решать ее надо, т.к. из-за этой проблемы многие автобусы не имеют переднего откидного кресла вообще. К этим автобусам можно отнести междугородные автобусы ГолА3 на шасси ЛиА3-5256, южнокорейские автобусы.

Другим решением этой проблемы является переднее откидное кресло, изображенное в [2] на рис.8 и рис.9 применительно к автобусам ЛАЗ-697Е и ЛАЗ-699А соответственно.

Изображенное в [2] переднее откидное кресло представляет собой кресло, установленное в проходе передней двери рядом с водительским креслом, и откидываемое вперед на переднюю панель автобуса, рядом с панелью приборов. На автобусе ЛАЗ-697Е применялось одно такое кресло, а на ЛАЗ-699А одно сдвоенное на двух пассажиров.

В [1] описан автобус ЛАЗ-699Р, там тоже применяется переднее откидное кресло, откидываемое вперед на переднюю панель автобуса.

Подобное откидное кресло применяется на автобусах Mersedes-0303 и на автобусах Setra-215HD, Setra-315HD, подобные откидные кресла самостоятельно устанавливают на южнокорейские автобусы.

Недостатком таких откидных кресел является то, что они не только занимают часть ширины прохода передней двери, но и ухудшают обзор. Водитель по этой причине, перед началом движения откидывает назад переднее откидное кресло, например, на автобусах Setra-215HD, чему автор этой работы не раз был свидетелем. Особенно остро обстоит эта проблема, когда применяют одно сдвоенное переднее откидное кресло как на автобусах ЛА3-699А.

При применении сдвоенного переднего откидного кресла, откидываемого вперед, отнимается около 30% ширины прохода.

Как отмечено выше, по совокупности описанных выше причин, многие автобусы переднего откидного кресла не имеют.

А ведь переднее откидное кресло нужно.

Кого сажают на переднее откидное кресло?

В большинстве случаев переднее откидное кресло является служебным местом. На него садится второй водитель на дальних пассажирских маршрутах. На него сажают водителя-стажера, бортпроводницу на маршрутах с сервисным обслуживанием, пассажира-сотрудника транспортного предприятия, которому принадлежит автобус. В экскурсионных автобусах на переднее откидное кресло садится экскурсовод. В конце концов, на переднее откидное кресло сажают рядового пассажира при полностью заполненном салоне.

За неимением другого прототипа, более близкого по технической сущности к предлагаемому переднему откидному креслу, традиционное известное переднее откидное кресло, изображенное в [2] на рис.8 и рис.9, принимается за прототип, а традиционное известное откидное кресло, изображенное в [1], принимается за аналог.

Цель изобретения - увеличение ширины прохода передней двери, увеличение габаритной ширины средней двери и ширины прохода средней двери, увеличение длины салона, отводимой на туалет, увеличение шага кресел салона.

Увеличение ширины прохода передней двери достигается тем, что предлагаемое переднее откидное кресло установлено на четырех тягах параллелограммного механизма, и в сложенном состоянии убирается под пол передних кресел салона в отсек, закрытый шторкой, наматываемой на подпружиненный барабан. Описываемая цель достигается тем, что предлагаемое переднее откидное кресло полностью убирается из прохода в специальный отсек в сложенном состоянии. Это позволяет уменьшить габаритную ширину передней двери до 800 мм, при этом ширина прохода передней двери составляет те же 800 мм. Это достигается в результате того, что пневмоцилиндр привода двери вместе со стойкой убирается в специальную нишу под полом передних кресел салона.

Увеличение длины салона. занимаемой креслами салона, достигается тем, что предлагаемое переднее откидное кресло убирается на четырех тягах параллелограммного механизма под пол салона в специальный отсек, при этом передние кресла салона третьего и четвертого рядов, при четырехрядной планировки салона, сдвигаются вперед в сторону прохода передней двери. Вернемся к автобусу ТАМ 260 A119T, как описано выше у салона этого автобуса под переднее откидное кресло отнято 140 мм. При применении предлагаемого переднего кресла на этом автобусе длина его салона увеличилась бы на 140 мм.

Увеличение габаритной ширины средней двери и ширины прохода средней двери достигаются в результате того, что при применении предлагаемого переднего откидного кресла передние кресла третьего и четвертого рядов салона смещаются вперед, что позволяет сместить все кресла третьего и четвертого рядов салона, находящиеся между передней и средней дверями, вперед и увеличить габаритную ширину средней двери и ширину прохода средней двери. Применительно к автобусу ТАМ 260 А119Т, применение предлагаемого переднего откидного кресла позволяет на 140 мм увеличить габаритную ширину средней двери и ширину прохода средней двери. Применительно к этому автобусу, наиболее рационально увеличить на 140 мм ширину прохода средней двери, оставив габаритную ширину средней двери прежней 780 мм, и сравнять их, спрятав пневмоцилиндр двери, вместе со стойкой в нишу под полом сидений, расположенных сзади прохода средней двери, пересмотрев при этом геометрию тяг привода средней двери.

Увеличение длины салона, отводимой на туалет, достигается тем, при применении предлагаемого откидного кресла, что кресла третьего и четвертого рядов салона, находящиеся между передней и средней дверями, смещаются вперед на интервал длины, занимаемой передним откидным креслом, что позволяет увеличить место, отводимое под туалет автобуса, который, как известно, находится впереди средней двери.

Увеличение шага кресел салона достигается в результате того, что предлагаемое переднее откидное кресло убирается на четырех тягах параллелограммного механизма под пол передних кресел салона и не занимает место в салоне автобуса, это позволяет увеличить шаг кресел третьего и четвертого рядов салона.

Применение предлагаемого переднего откидного кресла позволяет добиться одного из вышеописанных технических результатов, все зависит от того, на достижение какого эффекта направлено применение предлагаемого переднего откидного кресла. Возможен тот случай, когда применение предлагаемого переднего откидного кресла позволяет добиться нескольких приведенных выше эффектов в совокупности. Вопрос о том, на что потратить эти освободившиеся 20-25 см длины салона, решать конструктору.

Автор разработал переднее откидное кресло для междугородного автобуса своей собственной конструкции, в котором применение предлагаемого переднего откидного кресла вместе с другими интересными конструктивными решениями салона позволяет добиться того, что на туалет и среднюю дверь теряется всего два кресла, а не четыре, как в обычных междугородных автобусах. Предлагаемый автором этой работы междугородный автобус является темой отдельной заявки и в этой работе больше упоминаться не будет.

Предлагаемое переднее откидное кресло междугородного автобуса удовлетворяет условию патентоспособности «изобретательный уровень».

Предлагаемое переднее откидное кресло междугородного автобуса является изобретением, т.к. удовлетворяет критериям «новизна» и «существенные отличия».

На фиг.1 изображен чертеж предлагаемого переднего откидного кресла.

На фиг.2 изображены разрезы двух вариантов механизмов блокировки переднего откидного кресла.

На фиг.1 позициями обозначены:

1) - нижняя тяга параллелограммного механизма;

2) - верхняя тяга параллелограммного механизма;

3) - спинка переднего откидного кресла;

4) - подпружиненный барабан;

5) - шторка отсека;

6) - силовой профиль основания пола сидений салона;

7) - ролик шторки отсека;

8) - защитный экран передних сидений третьего и четвертого рядов салона;

9) - газонаполненное или пружинное телескопическое устройство;

10) - подлокотники переднего откидного кресла;

11) - подушка переднего откидного кресла;

12) - ручка подушки сиденья;

13) - бачок омывателя лобового стекла;

14) - ступенька прохода передней двери;

15) - силовой профиль основания прохода передней двери.

16) - пол прохода передней двери;

17) - ниша в передней панели автобуса под ноги пассажира переднего откидного кресла.

Фиг.1 выполнена в масштабе 1 мм: 6,6666 мм.

Фиг.1 является подтверждением работоспособности предлагаемого переднего откидного кресла и представляет собой проект реального откидного кресла, спроектированного автором для проектируемого междугородного автобуса.

На фиг.1 предлагаемое переднее откидное кресло изображено в двух положениях. В статическом положении, т.е. убранном в специальный отсек, и положении, при котором переднее откидное кресло выдано на четырех тягах параллелограммного механизма в проход передней двери.

Параллелограммный механизм имеет четыре тяги, две верхних и две нижних, на фиг.1 изображены только две тяги параллелограммного механизма - правая нижняя тяга 1 и правая верхняя тяга 2. Левые нижняя и верхняя тяга параллелограмма идентичны правым и имеют то же расположение и те же функции, и по этой причине обозначение позициями 1 и 2 относится также и к левым нижним и верхним тягам соответственно.

В статическом положении переднее откидное кресло убирается в специальный отсек, находящийся под полом салона сзади правой пассажирской передней двери. Нижняя тяга 1 и верхняя тяга 2 параллелограммного механизма шарнирно связаны с корпусом автобуса и со спинкой 3 переднего откидного кресла. На оси шарнира верхних тяг 2, связывающем их со спинкой 3 кресла, установлены также подлокотники 10, поднятые вверх в статическом положении переднего откидного кресла. На оси шарнира нижних тяг 1, связывающем их со спинкой 3 кресла, установлена подушка 11 сиденья, поднятая вверх в статическом положении переднего откидного кресла, на оси этого шарнира установлены механизмы блокировки переднего откидного кресла, и с осью этого шарнира связаны газонаполненные или пружинные телескопические устройства 9, также связанные с корпусом автобуса.

Газонаполненные или пружинные телескопические устройства выполняются так, что они могут оказывать упругое сопротивление сжатию, и обеспечивать необходимый ход штока, который изменяется в интервале 80-90 мм, а в примере проектирования кресла, изображенном на фиг.1, он равен 85 мм.

Описываемые телескопические устройства могут быть газонаполненными или пружинными.

В том случае, когда телескопические устройства выполняются газонаполненными, они устроены подобно однотрубному газонаполненному амортизатору, которые применяются в подвесках автомобилей. При применении в описываемом качестве газонаполненные телескопические устройства, в отличие от газонаполненных однотрубных амортизаторов, выполняются так, чтобы сила упругого сопротивления сжатию была максимальной при минимальных размерах телескопического устройства. В отличие от газонаполненных однотрубных амортизаторов, применяемые в описываемом качестве телескопические устройства должны не оказывать большого неупругого сопротивления растяжению и сжатию.

Для удовлетворения первого условия диаметр штока телескопического устройства должен быть близок к диаметру поршня.

Для реализации второго условия телескопические устройства не должны иметь клапанов отдачи и сжатия, и иметь большие диаметры проходных сечений отверстий поршня.

Газонаполненное телескопическое устройство, применяемое в описываемом качестве, может иметь цилиндр с диафрагмой, под которой находится газ и шток с поршнем, диаметр штока поршня должен быть достаточно большим, чтобы упругое сопротивление сжатию было максимальным, поршень должен иметь достаточно большие диаметры отверстий прохода жидкости, чтобы неупругое сопротивление растяжению и сжатию было минимальным.

Обращаю внимание на следующее: газ под диафрагмой используется в качестве упругого элемента а жидкость, т.е. масло, используется в основном для смазки телескопического устройства.

Газонаполненные телескопические устройства могут не иметь жидкости вообще и представлять собой цилиндр, заполненный газом с поршнем и штоком.

Однако недостатком газонаполненных телескопических устройств является низкая надежность, по причине малого срока службы, а также высокая стоимость.

По этой причине имеет смысл рассмотреть возможность применения пружинных телескопических устройств.

Пружинные телескопические устройства выполняются подобно двухтрубным амортизаторам подвески автомобилей, с теми отличиями, что нет клапанов отдачи и сжатия, и проходные сечения отверстий для прохода жидкости достаточно велики, пружины одеваются на телескопические устройства и воздействуют на цилиндр и на шток.

В пружинных телескопических устройствах пружина выполняет роль упругого элемента, а рабочая жидкость, т.е. масло, используется преимущественно для смазки телескопического устройства.

Преимуществом пружинных телескопических устройств перед газонаполненными является их более высокий срок службы и низкая стоимость.

Общим для газонаполненных, или пружинных, телескопических устройств при применении их в предлагаемом переднем откидном кресле является то, что буфер ограничения хода отдачи, изготовленный из полимерных материалов, устанавливается внутри телескопического устройства, этот буфер ограничивает значение прироста длины телескопического устройства до 80-90 мм, а в примере проектирования кресла, изображенном на фиг.1, до 85 мм.

При нахождении переднего откидного кресла в статическом положении в специальном отсеке, он закрывается шторкой 5, намотанной на подпружиненный барабан 4, он подпружинен затем, чтобы натягивать шторку 5, которая в закрытом состоянии фиксируется замком, на фиг.1 не показанным.

Подпружиненный барабан 4 установлен на подшипниках, нетребующих периодического смазывания, и связан с корпусом автобуса посредством витой закручивающейся пружины, обеспечивающей наматывание шторки на барабан 4 при открытии замка шторки. Шторка 5 своим верхним концом жестко соединена с барабаном 4.

Под передним откидным креслом располагается бачок 23 омывателя лобового стекла автобуса, его расположение под передним откидным креслом очень удобно, т.к. для того чтобы залить жидкость водителю достаточно лишь открыть замок шторки, которая начнет подниматься, и зафиксировать ее в положении, при котором она не полностью открыта, что может обеспечиваться автоматически без участия водителя. После этого можно заливать жидкость, затем шторка натягивается, преодолевая усилие пружины барабана 4, и фиксируется замком в положении, при котором она полностью закрывает отсек.

Переднее откидное кресло в статическом положении фиксируется усилием разжатия газонаполненных или пружинных телескопических устройств, дальнейший ход которых в этом положении ограничивается буферами отдачи, которые, как описано выше, устанавливаются в телескопические устройства.

Для того чтобы использовать переднее откидное кресло, открывается замок шторки 5 и она начинает подниматься под действием силы упругости пружины барабана 4. Шторка 5 поднимается до тех пор, пока не упрется в ограничитель, установленный в корпусе автобуса.

Замок шторки 5 имеет ручку, при воздействии на которую он открывается. Замок имеет два подпружиненных штифта, имеющих на концах коническую форму. Своими концами штифты входят в цилиндрические отверстия корпуса автобуса. Ручка замка устроена так, что ее концы, закрытые в специальном корпусе, воздействуют на штифты, сжимая пружины. Это может быть выполнено любым известным традиционным способом и на фигурах не показано.

При повороте ручки пружины штифтов сжимаются, концы штифтов выходят из отверстий корпуса автобуса, и шторка под действием усилия пружины барабана перемещается вверх, наматываясь на барабан, ручку при этом можно отпускать, т.к. штифты упираются в пазы корпуса автобуса.

Перемещение шторки вверх продолжается до тех пор, пока штифты не попадут в отверстия, соответствующие максимально возможному подъему шторки, и не зафиксируют шторку в положении максимального подъема.

Возможен тот случай, когда замок шторки упирается своим упором в корпус автобуса, как описано выше, при выполнении замка отлично от того, как предложено выше, любым возможным традиционным известным способом.

После поднятия шторки отсека, человек поднимает переднее откидное кресло, для этого он берется за ручку 12, показанную в положении полностью поднятого кресла, и поднимает кресло, при этом и нижняя 1 и верхняя 2 тяги параллелограммного механизма начинают угловое перемещение против часовой стрелки.

На первой половине полного углового перемещения тяг 1 и 2, газонаполненные или пружинные телескопические устройства 9 сжимаются, оказывая сопротивления поднятию кресла, при этом телескопические устройства также, как и тяги 1 и 2, поворачиваются в своих шарнирах против часовой стрелки, одновременно сжимаясь при этом. Человек, поднимая кресло, преодолевает силу упругого сжатия телескопических устройств.

Спинка 3 и подушка 11 кресла начинают плоскопараллельное движение и выдаются из отсека. При повороте тяг 1 и 2 на половину полного угла поворота телескопические устройства 9 максимально сжимаются.

После этого телескопические устройства 9 начинают разжиматься, и своей силой упругости помогают человеку поднимать кресло. В случае применения газонаполненных телескопических устройств, эта сила создается давлением сжатого газа. При применении пружинных телескопических устройств эта сила создается силой упругости пружины.

В результате поворота и достижения максимального углового перемещения тяг параллелограммного механизма, соответствующего максимальной длине телескопических устройств 9, нижняя 1 и верхняя 2 тяги параллелограммного механизма, а также телескопические устройства 9 и спинка 3 кресла с подушкой 11, занимают положение, при котором переднее откидное кресло выдано в проход передней двери.

Остановка кресла при достижении максимального угла поворота нижней 1 и верхней 2 тяги параллелограммного механизма достигается в результате срабатывания буферов отдачи телескопических устройств 9, которые при этом разжимаются на максимальный ход, и фиксируют переднее откидное кресло в поднятом положении. Переднее откидное кресло в поднятом положении фиксируется упругим усилием газа, или пружин, телескопических устройств 9.

Подняв переднее откидное кресло, человек за ручку 12 опускает подушку 11 кресла вниз до упора. При этом срабатывают два механизма блокировки переднего откидного кресла, соединяющие спинку кресла с нижней тягой 1 параллелограммного механизма, что исключает опускание кресла вниз, под действием силы тяжести человека. Сущность блокировки переднего откидного кресла заключается в том, что при фиксированном угле между спинкой 3 и нижней тягой 1 паралелограмного механизма, спинка 3 и тяга 1 могли бы поворачиваться только во внутреннем шарнире тяги 1, связывающем ее с корпусом автобуса, но этому мешает верхняя тяга 2, испытывая при этом силу растяжения. Механизмы блокировки переднего откидного кресла, блокирующие спинку кресла при откидывании подушки сиденья, относительно нижней тяги параллелограммного механизма могут быть выполнены любым возможным традиционным известным способом, обеспечивающим достижение результата.

Блокировка переднего откидного кресла при откидывании подушки сиденья необходима для того, что сила разжатия телескопических устройств во много раз меньше силы тяжести человека.

После блокировки кресла человек опускает подлокотники 10 в рабочее положение, и на переднее откидное кресло можно садиться.

Из фиг.1 видно, что для ног пассажира в передней панели проектируемого междугородного автобуса предусмотрена ниша 17, и шага h=820 мм, обеспечиваемого откидным креслом при ширине прохода передней двери S=800 мм, вполне хватает для комфортной посадки человека. При поднятом переднем откидном кресле и поднятой в вертикальное положение подушке сиденья ширина прохода передней двери составляет а=590 мм, что явно недостаточно для прохода пассажиров, поэтому на остановках переднее откидное кресло необходимо убирать в отсек.

Для того чтобы убрать переднее откидное кресло в специальный отсек, человек поднимает подлокотники 10 из нижнего горизонтального положения в верхнее положение. Затем поднимает подушку сиденья 11 в вертикальное положение, разблокируя кресло, затем человек за ручку 12 опускает откидное кресло вниз.

При этом нижняя 1 и верхняя 2 тяги параллелограммного механизма поворачиваются по часовой стрелке в положения, соответствующие статическому положению кресла, т.е. убранному в отсек. При этом телескопические устройства 9 также поворачиваются в статическое положение. На первой половине хода тяг 1 и 2 параллелограммного механизма телескопические устройства 9 сначала сжимаются, достигая минимальной длины на половине полного угла поворота тяг 1 и 2 параллелограммного механизма, затем телескопические устройства 9 разжимаются, достигая максимума своей длины в статическом положении кресла.

Фиксация переднего откидного кресла, убранного в отсек, достигается за счет срабатывания буферов отдачи телескопических устройств 9, находящихся в статическом положении.

После складывания переднего откидного кресла в специальный отсек, человек за ручку замка натягивает шторку 5 до тех пор, пока штифты замка не попадут в углубления, соответствующие полностью закрытой шторке.

Предлагаемое переднее откидное кресло междугородного автобуса устанавливается в отсеке со стороны центральной оси автобуса относительно ступенек так, что при выданном на тягах 1 и 2 параллелограммного механизма в проход передней двери откидном кресле, откинутая подушка сиденья 11 находится над полом прохода передней двери, а не над ступеньками, и человек, садясь на откидное кресло, ставит ноги на пол 16 прохода передней двери.

Переднее откидное кресло установлено на тягах 1 и 2 параллелограммного механизма в статическом положении так, что в процессе выдачи из специального отсека оно не задевает за пол 16 прохода передней двери, что обеспечивается продуманным сочетанием размеров параллелограммного механизма переднего откидного кресла.

Остановимся на геометрических размерах предлагаемой конструкции предлагаемого переднего откидного кресла.

Длина тяг параллелограммного механизма составляет 360 мм, глубина специального отсека переднего откидного кресла составляет 220 мм, расстояние между центром внутреннего шарнира верхней тяги параллелограммного механизма и полом сидений салона автобуса составляет 300 мм, расстояние между центрами внутренних и внешних шарниров верхних и нижних тяг составляет 180 мм, полный максимальный угол поворота тяг параллелограммного механизма - 105°, расстояние между центрами шарниров телескопических устройств в полностью разжатом состоянии составляет 260 мм, ход поршня телескопических устройств - 85 мм, высота пола сидений салона над полом прохода передней двери составляет 800 мм, угол наклона тяг параллелограммного механизма с вертикалью при нахождении переднего откидного кресла в статическом положении 10°30′, расстояние от задней точки отсека до центра шарнира, связывающего телескопическое устройство с корпусом автобуса, составляет 150 мм, расстояние до центра этого шарнира от пола сидений салона автобуса 543 мм, высота верхней точки откинутой подушки сиденья над полом прохода при выданном откидном кресле составляет 460 мм, высота верха спинки сиденья над внешним шарниром верхней тяги параллелограммного механизма составляет 373 мм.

Вышеуказанные размеры конструкции и сопрягаемых элементов переднего откидного кресла используются в конкретном случае его проектирования, изображенном на фиг.1.

Вышеуказанные размеры приводятся затем, что только при их соблюдении или при минимальном отклонении от них, предлагаемое переднее откидное кресло является работоспособным. Размеры вышеприведенных сопрягаемых элементов можно изменить, но они не должны значительно отличаться от вышеприведенных.

Вышеуказанные размеры в любых случаях проектирования предлагаемого переднего откидного кресла лежат в строго определенных диапазонах, средними значениями которых являются вышеприведенные.

Во всех случаях проектирования вышеуказанные размеры лежат в следующих диапазонах: глубина отсека переднего откидного кресла составляет 200-250 мм, длина тяг параллелограммного механизма составляет 340-380 мм, расстояние между центром внутреннего шарнира верхней тяги параллелограммного механизма и полом сидений салона автобуса 280-320 мм, полный угол поворота тяг параллелограммного механизма 100°-110°, расстояние между центрами шарниров телескопических устройств составляет 240-280 мм, угол наклона тяг параллелограммного механизма с вертикалью при нахождении переднего откидного кресла в статическом положении 8-12°, расстояние от задней точки отсека до центра шарнира, связывающего телескопического устройства с корпусом автобуса составляет 140-160 мм, расстояние до центра этого шарнира от пола сидений салона автобуса 530-560 мм, высота верхней точки откинутой подушки сиденья над полом прохода при выданном откидном кресле составляет 440-480 мм, ход штока телескопических устройств составляет 80-90 мм.

Расстояние между центрами шарниров тяг на фиг.1 - 320 мм.

Под длиной тяги понимается не расстояние между центрами шарниров, а сама длина тяги и измеренная по ее внешним краям, которая больше расстояния между центрами шарниров. Во всех случаях проектирования длина тяги попадает в вышеуказанный диапазон.

Как отмечено выше, может применяться любой механизм блокировки переднего откидного кресла, соединяющий спинку сиденья с нижней тягой параллелограммного механизма при откидывании подушки сиденья. Механизм блокировки может быть выполнен любым традиционным известным возможным способом.

В предлагаемом переднем откидном кресле должно применяться по два механизма блокировки кресла, соединяющих спинку кресла с нижней тягой параллелограммного механизма, и, тем самым, блокируя параллелограммный механизм. Механизмы блокировки устанавливаются слева и справа относительно спинки сиденья, при этом левый механизм блокировки соединяет спинку кресла с левой нижней тягой параллелограммного механизма, а правый механизм блокировки - с правой.

Предлагается два варианта механизма блокировки переднего откидного кресла. Осевой разрез первого варианта механизма блокировки представлен на фиг.2а, а второго на фиг.2б.

Ниже описываются только правые механизмы блокировки, осевые разрезы которых представлены на фиг.2а и фиг.2б, левые механизмы блокировки симметричны представленным на фиг.2а и фиг.2б.

На фиг.2а позициями обозначены:

18) - вал;

19) - масленка;

20) - радиальный канал смазки проушины телескопического устройства 9;

21) - пружинное стопорное кольцо;

22) - подшипник скольжения проушины телескопического устройства;

9) - телескопическое устройство, имеющее проушину под вал 18;

23) - подшипник скольжения шлицевого корпуса проушины нижней тяги параллелограммного механизма;

24) - зубчатая втулка отверстия нижней тяги параллелограммного механизма;

1) - нижняя тяга параллелограммного механизма, имеющая цилиндрическое отверстие под шарнир, т.е. проушину;

25) - шлицевая втулка;

26) - кулачковая втулка;

3) - спинка кресла, жесткое основание которой имеет цилиндрическое отверстие под вал 18, т.е. проушину;

27) - болт;

28) - радиальный канал смазки подшипника скольжения 29 кулачковой втулки 26;

29) - подшипник скольжения кулачковой втулки 26;

31) - пружинное стопорное кольцо;

32) - паз шлицевой втулки;

30) - осевой канал смазки;

33) - радиальный канал смазки;

34) - радиальный канал смазки подшипника скольжения зубчатого корпуса нижней тяги параллелограммного механизма.

Рассмотрим конструкцию и работу первого варианта механизма блокировки переднего откидного кресла.

Вал 18 механизма крепится болтом 27 к проушине основания спинки 3 кресла.

Вал 18 имеет два участка различного диаметра. На участок большего диаметра устанавливается кулачковая втулка 26 на подшипнике скольжения 29, который запрессовывается в кулачковую втулку 26.

На участке малого диаметра выполняются шлицы, на которые насаживается шлицевая втулка 25, максимальная высота шлицев равна большему диаметру вала 18.

На участок малого диаметра вала 18, неимеющий шлицев, насаживаются на подшипниках скольжения 22 и 23 телескопическое устройство 9 и зубчатая втулка 24 отверстия нижней тяги 1 параллелограммного механизма. Подшипники скольжения 22 и 23 представляют собой втулки из любого антифрикционного материала, например, бронзы. Подшипники скольжения 22 и 23 запрессовываются соответственно в отверстие телескопического устройства 9 и зубчатую втулку 24, установленную в отверстии нижней тяги 1.

Зубчатая втулка 24 может выполняться двумя различными способами.

Зубчатая втулка 24 может иметь внешнюю цилиндрическую форму и устанавливаться в отверстии нижней тяги 1по меткам, нанесенным на тягу 1 и зубчатую втулку 24.

Зубчатая втулка 24 может иметь нецилиндрическую внешнюю форму или цилиндрическую форму с по меньшей мере одним выступом, что обеспечивает его установку в отверстии нижней тяги 1 в строго определенном положении.

В обоих случаях зубчатая втулка 24 соединяется с нижней тягой 1 при помощи склеивания или запрессовки.

В вал 18 ввертывается масленка 19, от которой смазка по осевому каналу 30 и радиальным каналам 20, 34, 28 поступает соответственно к подшипнику скольжения 22 проушины телескопического устройства 9, подшипнику скольжения 23 зубчатой втулки 24 и подшипнику скольжения 29 кулачковой втулки 26.

По каналу смазки, позицией на фиг.2а необозначенному, смазка поступает к кулачку кулачковой втулки. По радиальному каналу 33 смазка поступает к шлицам шлицевой втулки 25 и, просачиваясь через зазор, поступает к зубьям зубчатой втулки 24, и внешнему зубчатому венцу шлицевой втулки 25.

Кулачковая втулка 26 может быть совместно изготовлена с основанием подушки сиденья. Кулачковая втулка 26 может также