Система пассивной безопасности автобуса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам, обеспечивающим пассивную безопасность автобуса и участников дорожного движения при их столкновении с лобовой частью автобуса или лобовом столкновении автобуса c препятствиям. Система пассивной безопасности автобуса содержит наружную подушку безопасности с корпусом, имеющую в развернутом состоянии проем напротив места водителя, газогенераторы, модуль управления, датчик перегрузки и источник электропитания. Система снабжена выключателем датчика перегрузки, а корпус наружной подушки безопасности имеет коробчатое сечение и установлен горизонтально у переднего края крыши по ширине автобуса. Наполненная газом наружная подушка безопасности охватывает лобовую часть автобуса от панели крыши до нижней кромки кузова и ее наружная демпфирующая поверхность является плоской и перпендикулярна продольной оси автобуса. Обеспечивается повышение эффективности защиты участников столкновения за счет возможности своевременного включения водителем системы пассивной безопасности для демпфирования наружной подушкой безопасности лобового удара. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам, обеспечивающим пассивную безопасность автобуса с пассажирами и участников дорожного движения при их столкновении с лобовой частью автобуса или лобовом столкновении автобуса с препятствием.

Известна система пассивной безопасности автомобиля, содержащая набор датчиков перегрузок и блок управления, связанные электрически с исполнительными устройствами газогенераторов, и наружную подушку безопасности кольцеобразной формы, надувающуюся из-под капота и в развернутом состоянии охватывающую лобовое стекло автомобиля с передними стойками и передней кромкой крыши. Кольцеобразная форма наружной подушки безопасности в развернутом состоянии обеспечивается сеткой, натянутой между надувными эластичными компонентами подушки безопасности и не мешающей обзору, что обеспечивает возможность водителю контролировать дорожную ситуацию после срабатывания системы и надувания подушки безопасности (патент DE №10102597, 2002).

Недостатком данной системы является невозможность за счет сетки в центральной части подушки безопасности обеспечить защиту пешеходов и участников дорожного движения, передвигающихся на двухколесных транспортных средствах, при их столкновении с передней частью автомобиля, от удара головой о не закрытую этой подушкой центральную лобовую часть автомобиля или локомотива.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является система пассивной безопасности легкового автомобиля, содержащая набор датчиков перегрузок автомобиля и модуль управления, связанные электрически с исполнительными устройствами газогенераторов, и наружную подушку безопасности, надувающуюся из-под капота, которая в рабочем (развернутом) состоянии перекрывает лобовое стекло автомобиля с передними стойками и передней кромкой крыши. Для обеспечения возможности контроля водителем дорожной ситуации после срабатывания системы и надувания этой подушки безопасности она имеет проем напротив места водителя, обеспечивающий минимально возможный по критерию достаточной обзорности размер незащищенного подушкой безопасности пространства (патент РФ №123378, 27.12.2012, Бюл. №36).

Недостатками данной системы являются:

1) Система не может быть в данном виде применена для обеспечения наружной пассивной безопасности автобусов с пассажирами и других участников дорожного движения в случае их столкновения с лобовой частью автобуса или лобового столкновения автобуса с препятствием в связи с различием форм конструкции передних частей легкового автомобиля и автобуса.

2) Система должна обеспечивать безопасность всей лобовой части автобуса.

Техническим результатом предлагаемой системы пассивной безопасности автобуса является повышение эффективности защиты автобуса с пассажирами и других участников дорожного движения при их столкновении с лобовой частью автобуса и его наружной подушкой безопасности за счет обеспечения возможности включения предлагаемой системы пассивной безопасности (развертывания наружной подушки безопасности) непосредственно водителем автобуса в момент, когда он обнаружил угрозу этого столкновения и демпфирования этой наружной подушкой безопасности удара от этого столкновения или от лобового столкновения автобуса с препятствием.

Указанный технический результат достигается тем, что система пассивной безопасности автобуса, содержащая наружную подушку безопасности с корпусом, имеющую в развернутом состоянии проем напротив места водителя, газогенераторы, модуль управления, датчик перегрузки и источник электропитания, снабжена выключателем датчика перегрузки, а корпус наружной подушки безопасности имеет коробчатое сечение и установлен горизонтально у переднего края крыши по ширине автобуса и наполненная газом эта наружная подушка безопасности охватывает лобовую часть автобуса от панели крыши до нижней кромки кузова, и наружная демпфирующая поверхность этой подушки безопасности является плоской и перпендикулярна продольной оси автобуса, что позволяет водителю своевременно включить эту систему пассивной безопасности, демпфировать наружной подушкой безопасности лобовой удар в автобус и повысить таким образом эффективность защиты автобуса, пассажиров и других участников дорожного движения, участвующих в этом столкновении или лобовом столкновении автобуса с препятствием.

На чертеже изображена схема предлагаемой системы пассивной безопасности автобуса с наружной развернутой (наполненной газом) подушкой безопасности.

Предлагаемая система пассивной безопасности автобуса включает источник электропитания 1, датчик перегрузки 2 с выключателем 3, модуль управления 4, связанные электрически с воспламенителями газогенераторов 5, и соединенную с этими газогенераторами наружную подушку безопасности 6, имеющую проем 7 напротив места водителя и охватывающую лобовую часть автобуса от панели крыши до нижней кромки кузова, и наружная демпфирующая поверхность этой подушки безопасности является плоской и перпендикулярна продольной оси автобуса.

В нерабочем (свернутом) положении наружная подушка безопасности размещается в закрепленном горизонтально у переднего края крыши по ширине автобуса коробчатом корпусе 8 с разрываемой крышкой.

Предлагаемая система пассивной безопасности автобуса работает следующим образом. При возникновении угрозы лобового столкновения автобуса с участником дорожного движения или препятствием водитель переводит выключатель 3 датчика перегрузки 2 системы пассивной безопасности автобуса в положение «Включено». При этом датчик перегрузки подает сигнал на модуль управления 4. Модуль управления срабатывает и подает электрический сигнал на газогенераторы 5. Их воспламенители срабатывают, и надувной эластичный компонент наружной подушки безопасности 6 начинает заполняться продуктами разложения (горения) газогенерирующего состава в газогенераторах 5. Наружная подушка безопасности 6 выходит из корпуса 8, разрывая его крышку и разворачиваясь вниз, охватывает лобовую часть автобуса от панели крыши до нижней кромки кузова, снижая своими демпфирующими свойствами повреждения и травмы участников столкновения при столкновении с этой подушкой безопасности. При этом водитель через проем в подушке безопасности может контролировать дорожную ситуацию.

Таким образом, предлагаемая система пассивной безопасности автобуса позволяет обеспечить эффективную защиту самого автобуса с пассажирами и других участников дорожного движения при их столкновении с лобовой частью автобуса или лобового столкновения автобуса с препятствием за счет своевременного включения водителем системы пассивной безопасности и демпфирования удара надувными элементами подушки безопасности.

Система пассивной безопасности автобуса, содержащая наружную подушку безопасности с корпусом, имеющую в развернутом состоянии проем напротив места водителя, газогенераторы, модуль управления, датчик перегрузки и источник электропитания, отличающаяся тем, что она снабжена выключателем датчика перегрузки, а корпус наружной подушки безопасности имеет коробчатое сечение и установлен горизонтально у переднего края крыши по ширине автобуса, при этом наполненная газом наружная подушка безопасности охватывает лобовую часть автобуса от панели крыши до нижней кромки кузова, а наружная демпфирующая поверхность этой подушки безопасности является плоской и перпендикулярна продольной оси автобуса.