Способ реабилитационного лечения дисфункции языка после френулопластики у пациентов, пользующихся съемными ортодонтическими аппаратами

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии. На 2 часа в день и на период занятий с логопедом в слепые каналы небной пластинки съемного ортодонтического аппарата фиксируют съемный индивидуальный заменяемый миогимнастический элемент (СИЗМЭ), представляющий собой изогнутую с учетом индивидуальных особенностей ортодонтическую проволоку и надетую на нее многогранную бусинку. При этом пациент выполняет действия языком: касается бусинки и перемещает ее в различных направлениях по траектории, обозначенной проволокой. По мере возрастания объема движений СИЗМЭ меняют на новый с усложненной траекторией проволоки и бусинкой меньшего диаметра. Занятия продолжают до восстановления функции языка. Способ позволяет сократить период реабилитации, что достигается за счет проведения ортодонтического лечения с одновременной функциональной коррекцией и использования при этом миогимнастического элемента, который усложняют в процессе лечения. 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в практической стоматологии.

В последнее время все чаще врачи ортодонты сталкиваются с патологией зубочелюстной системы, причиной которой является короткая уздечка языка. Уздечка языка (frenulum linguae) - вертикальная складка слизистой оболочки, идет от нижней поверхности языка к дну полости рта. Спереди складка достигает оральной поверхности десны[1]. Короткая уздечка языка - аномалия, при которой кончик языка фиксирован ко дну ротовой полости и не выводится за ее пределы. Уздечка укорочена в передней части, где в большинстве случаев представляет собой тонкую прозрачную пленку, лишенную сосудов. С возрастом эта пленка становится более плотной и иногда обильно васкуляризована. Ограничение подвижности языка, связанное с короткой уздечкой, может обусловливать некоторые расстройства функций, в которых принимает участие этот орган. Укороченная уздечка языка является причиной развития зубочелюстных аномалий, нарушаются процессы жевания, глотания, звукообразования и звукопроизношения [2]. Такие дети нуждаются в комплексном лечении, включающем в себя хирургическую подготовку, работу с врачом-ортодонтом и педагогом-логопедом.

Показанием к операции является нарушение артикуляции звуков у детей 2-3 - летнего возраста. Операция проводится у детей 3-4-летнего возраста в период становления правильной речи. Укороченная уздечка языка ограничивает его движения, поэтому функциональной пробой является проверка на подвижность. Больного просят при открытом рте достать кончиком языка до слизистой щек и красной каймы верхней и нижней губы.

Если движения язык выполняет не в полном объеме, принимается решение о проведении операции. Для удлинения уздечки языка применяются две стандартные операции: пластика встречными треугольными лоскутами (Z-пластика) по методу А.А.Лимберга и пластика поперечным сечением [3].

Для восстановления полноценного объема движения языка и позиционирования его в правильном положении после хирургической коррекции необходимо проведение миогимнастики, которая включает в себя ряд упражнений для языка и аппаратный метод.

Среди известных аппаратных методов наиболее близким заявленному является способ, предложенный профессором Рольфом Хинцем. Данный способ (прототип) подразумевает использование вестибулярной пластинки Мирру с бусинкой, которая предназначена для стимулирования мышц языка. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Используется данная пластинка на период занятий с логопедом и несколько часов дома [4].

Недостатком данного способа, на наш взгляд, являются: стандартные размеры (2 размера: для молочного и сменного прикусов), однотипное расположение и невозможность замены миогимнастического элемента (проволоки с бусинкой), стандартная траектория движения и диаметр бусинки, однонаправленность действия (невозможность одновременного использования съемного ортодонтического аппарата и вестибулярной пластинки с бусинкой).

Цель работы: повысить качество реабилитационного лечения дисфункции языка после френулопластики у пациентов, пользующихся съемными ортодонтическими аппаратами.

Цель достигается путем комбинации съемного ортодонтического аппарата, имеющего в своем составе небную пластинку, изготовленную из гипоаллергенной пластмассы, и съемного индивидуального заменяемого миогимнастического элемента (СИЗМЭ), представляющего из себя ортодонтическую проволоку различного сечения, изогнутую по индивидуальным особенностям, и надетую на нее многогранную бусинку варьируемого диаметра. СИЗМЭ устанавливается посредством напряжения проволочного элемента в слепые каналы небной пластинки за верхними резцами. Пациентам рекомендуется ежедневно на 2-3 часа в день и на период занятий с логопедом самостоятельно или при помощи родителей фиксировать СИЗМЭ в небную пластинку ортодонтического аппарата и выполнять следующие действия: пытаться коснуться бусинки и переместить ее в любом направлении по траектории, обозначенной проволокой, тем самым стимулируя активность мышц языка. По мере возрастания объема движений языка и нормализации функций СИЗМЭ заменяется на новый с бусинкой меньшего диаметра и с более сложной траекторией. Рекомендации остаются прежними.

Пример. Родители пациента Д. 2007 г.р. обратились в базовую стоматологическую поликлинику ГБОУ ВПО «РязГМУ Минздрава РФ» на кафедру ортопедической стоматологии и ортодонтии с жалобами на расположение верхних резцов ребенка горизонтально, нарушение речи и жевания. При обследовании поставлен диагноз: протрузия верхних резцов, короткая уздечка языка. Рекомендовано: френулопластика с последующей аппаратной коррекцией протрузии верхних резцов. После консультации с логопедом была назначена миогимнастика для восстановления объема движений языка при звукопроизношении с прилежанием в передней трети твердого неба. Пациенту Д. была изготовлена небная пластинка с вестибулярной дугой и съемным индивидуальным заменяемым миогимнастическим элементом в передней трети твердого неба. Родителям были даны рекомендации по установке и снятию миогимнастического элемента в небной пластинке с вестибулярной дугой. Также были даны рекомендации о времени и периодах миогимнастики. После полугодичного использования данной пластинки со съемным индивидуальным заменяемым миогимнастическим элементом объем движений языка увеличился. Логопед отметил улучшение при звукопроизношении с небным прилежанием языка. Результат лечения положительный, прогноз положительный.

Таким образом, заявленный способ позволяет одновременно комбинировать ортодонтическое лечение и функциональную коррекцию пациентов с короткой уздечкой языка после проведенной френулопластики; индивидуализировать процесс лечения, что позволяет существенно ускорить период реабилитации у детей, пользующихся съемными ортодонтическими конструкциями после френулопластики.

Источники информации

1. Анатомия человека. Под ред С.С.Михайлова, Л.Л.Колесникова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999. - 736 с.

2. Руководство по детской поликлинической хирургии. Монография. / А.И.Ленюшкин. - Л.: Медицина, 1986. - 335 с. - Библиогр.: с.331.

3. Зеленский В.А., Мухорамов Ф.С. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия: Учебник - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 208 с.

4. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Под ред. Я.В.Костиной, В.М.Чапала. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 70 с.

Способ реабилитационного лечения дисфункции языка после френулопластики у пациентов, пользующихся съемными ортодонтическими аппаратами, заключающийся в том, что на 2 часа в день и на период занятий с логопедом в слепые каналы небной пластинки съемного ортодонтического аппарата фиксируют съемный индивидуальный заменяемый миогимнастический элемент (СИЗМЭ), представляющий собой изогнутую с учетом индивидуальных особенностей ортодонтическую проволоку и надетую на нее многогранную бусинку; при этом пациент выполняет действия языком: касается бусинки и перемещает ее в различных направлениях по траектории, обозначенной проволокой; по мере возрастания объема движений СИЗМЭ меняют на новый с усложненной траекторией проволоки и бусинкой меньшего диаметра; занятия продолжают до восстановления функции языка.