Устройство защиты канала ствола танковой пушки
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области военной техники и может быть использовано в пушечном вооружении танков для защиты от воздействий окружающей среды внутренней части ствола. Устройство содержит установленную на дульном срезе дистанционно управляемую заглушку. Заглушка выполнена из одной или более частей, каждая из которых шарнирно установлена в корпусе и в открытом положении выведена из зоны действия пороховых газов при выстреле. Для исключения срабатывания взрывателя снаряда при стрельбе в аварийной ситуации с закрытой заглушкой, в каждой части заглушки установлен легко удаляемый вкладыш, на котором выполнена выборка, закрытая герметизирующей прокладкой из термостойкого материала. Повышается боевая эффективность танка за счет предотвращения полных отказов его вооружения из-за попадания пыли и грязи в канал ствола. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в пушечном вооружении танков для защиты от воздействий окружающей среды внутренней части ствола.
Защита канала ствола от попадания посторонних предметов является актуальной задачей, так как попадание в канал ствола пыли, грунта и т.д. приводит к резкому торможению снаряда при выстреле и, как следствие, к деформации или разрыву ствола, что приводит к выводу из эксплуатации боевой машины. Известна защита канала ствола с помощью брезентового чехла, надеваемого на дульную часть танковой пушки, входящего в комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей пушек 2А20, 2А21, 2А46, 2А46М, 2А46М-1, 2А46М-4 и 2А46М-5 (см. 125-мм танковые пушки 2А46М, 2А46М-1, 2А46М-4 и 2А46М-5. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 2А46М. ТО, стр.175).
Недостатками известного устройства для защиты дульной части канала ствола являются:
- отсутствие возможности практического использования защиты канала ствола при ведении стрельбы, в том числе в процессе движения. Пыль и песок попадают в канал ствола, что приводит к разрыву (раздутию) ствола и выходу машины из строя,
- необходимость остановки машины для снятия чехла перед выстрелом и выход экипажа из боевого отделения, что может привести к его поражению в боевых условиях.
Известно также устройство защиты ствола танковой пушки (см. патент RU 2133430 С1, опубл. 2003), состоящее из заглушки, привода, флажка и хомута.
Недостатками указанного устройства являются:
- необходимость производства первого выстрела бронебойно - подкалиберным снарядом,
- отсутствие достоверной информации о случаях утыкания ствола в грунт с последующим разрывом чехла и попаданием в ствол грунта, что может привести к обрыву ствола при стрельбе или потере танком боеспособности.
За прототип принято устройство защиты ствола танковой пушки (см. патент RU 2227258 С1, опубл. 20.04.2004), содержащее хомут, заглушку на дульном срезе ствола, электромагнит, двуплечие рычаги, поджимные пружины, металлические ленты, электропроводку с кнопкой на пульте у наводчика. Заглушка выполнена открывающейся, а ее нижний край связан с осью стяжной шпильки хомута, по обе стороны, на резьбовых выступах которой закреплены основания левого и правого двуплечих рычагов. Верхние плечи двуплечих рычагов шарнирно соединены со средней частью открывающейся заглушки и поджимаются пружинами к дульному срезу орудия. Нижние плечи двуплечих рычагов жестко соединены между собой и шарнирно - с сердечником электромагнита, корпус которого закреплен металлическими лентами снизу на стволе пушки. Контакты электрической цепи обмоток катушки электромагнита связаны с кнопкой на пульте у наводчика для открывания канала ствола пушки.
Недостатками известного устройства защиты канала ствола танковой пушки являются:
- нахождение элементов устройства (заглушки, пружины и др.) в зоне воздействия струй раскаленных газов при выстреле,
- не приняты меры к нейтрализации инерционных нагрузок на детали устройства (якорь электромагнита, заглушка и др.) при откате орудия (перегрузка при откате составляет 600 g),
- размещение привода (электромагнита) на конце трубы ухудшает уравновешенность пушки относительно оси цапф,
- крепление элементов устройства на трубе не обеспечивает его фиксацию при перегрузках, возникающих при откате ствола,
- при производстве выстрела при закрытой заглушке (забыли открыть, не сработал привод и т.д.) произойдет поломка устройства, что может привести к срабатыванию снаряда КС или ОФС и повреждению объекта.
Наличие указанных недостатков делает данное устройство трудно реализуемым на практике.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является повышение надежности и безопасности эксплуатации пушечного вооружения.
Технический результат заключается в повышении боевой эффективности танка за счет предотвращения полных отказов его вооружения из-за попадания пыли и грязи в канал ствола, а также в уменьшении людских и денежных ресурсов, связанных с заменой поврежденных и изготовлением новых стволов.
Поставленная задача решается, а указанный технический результат достигается тем, что устройство защиты канала ствола танковой пушки выполнено в виде установленной на дульном срезе дистанционно управляемой заглушки. Заглушка может быть выполнена из одной или более частей, при выстреле из орудия находится в открытом положении и выведена из зоны действия пороховых газов. При стрельбе в аварийной ситуации с закрытой заглушкой, для исключения срабатывания взрывателя снаряда, в каждой части заглушки установлен легко удаляемый при движении снаряда вкладыш. На вкладыше выполнена выборка для прохода взрывателя снаряда, закрытая герметизирующей прокладкой из термостойкого материала. Дистанционное управление заглушкой при помощи троса управления выполнено в виде установленного на башне танка электромеханического привода, который состоит из электродвигателя с редуктором, связанного с заглушками, ползуна, промежуточных роликов, приводных роликов, пружин кручения и пружин сжатия. Управление приводом осуществляется от электрических цепей танка и пульта, расположенного в боевом отделении, на котором установлена световая индикация положения заглушек «открыто» и «закрыто». Для исключения влияния на устройство упругих деформаций и температурного расширения ствола при выстреле, крепление корпуса устройства на дульной части ствола выполнено посредством упругих элементов.
Предложенное компоновочное решение устройства обеспечивает надежную, без отказов в работе, защиту канала ствола за счет дистанционного управления заглушкой, размещения элементов устройства в корпусе и вывода заглушки в открытом положении из зоны воздействия струй раскаленных газов при выстреле из орудия. Размещение электропривода на башне танка не ухудшает уравновешенность пушки относительно оси цапф. Выполнение крепления устройства на дульной части ствола с помощью упругих элементов позволяет исключить влияние на детали устройства, упругих деформаций и температурного расширения ствола, возникающие при выстреле из орудия, а также нейтрализовать инерционные нагрузки, возникающих во время отката орудия, обеспечивая надежную фиксацию устройства при перегрузках. В аварийной ситуации, при отказе открывания заглушки, исключается срабатывание боеприпаса, так как при его прохождении через устройство защиты снарядом легко срываются вкладыши с заглушки, открывая канал ствола для свободного прохождения боеприпаса. Обеспечивается защита канала ствола при ведении стрельбы с места и при движении, без выхода членов экипажа из машины. Исключены случаи попадания в канал ствола грунта, пыли, песка и потери танком боеспособности.
Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежами, на которых изображены:
на фиг.1 - вид сверху на устройство, установленное на орудии с заглушкой из двух частей, каждая из которых установлена в корпусе;
на фиг.2 - вид А на заглушку, выполненную из двух частей с вкладышами;
на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1, крепление устройства на орудии.
Устройство защиты канала ствола танковой пушки содержит установленную на дульном срезе ствола 1 (фиг.1) дистанционно управляемую заглушку 2 (фиг.2). Заглушка 2 может быть выполнена из одной или более частей. В предлагаемом компоновочном решении заглушка 2 выполнена из двух частей 3 и 4, каждая из которых шарнирно на оси 5 установлена в проушинах корпуса 6 (фиг.1). На каждой части 3 и 4 (фиг.2) при помощи скоб установлен вкладыш 7, на котором выполнена выборка 8, закрытая герметизирующей прокладкой 9 из термостойкого материала. Дистанционное управление заглушкой 2 выполнено в виде установленного на башне танка электромеханического привода, содержащего электродвигатель 10 (фиг.1), самотормозящий червячный редуктор 11, связанный с каждой частью 3 и 4 (фиг.2) заглушки 2 при помощи троса управления 12 (фиг.1), ползуна 13, промежуточных роликов 14, приводных роликов 15, являющихся также осями 5 (фиг.1) для заглушки 2, две пружины кручения 16 (фиг.2) и пружина сжатия 17 (фиг.1). Для смягчения удара заглушки 2 в открытом положении о корпус 6 установлен буфер 18. Управление электромеханическим приводом осуществляется от электрических цепей танка (не показаны) и пульта 19 управления наводчика, расположенного в боевом отделении танка, на котором установлена световая индикация «открыто» и «закрыто» положения заглушки 2. Крепление корпуса 6, в котором размещаются детали устройства на дульной части ствола 1, выполнено при помощи разрезного кольца 20 (фиг.3), упругих элементов 21, хомута 22 и деталей крепления 23. Монтаж устройства на танке не требует доработки пушки и объекта и может выполняться как на заводе - изготовителе объекта, так и на ремонтных предприятиях и в местах эксплуатации.
Работа устройства поясняется при совершении боевой машиной марша, стрельбе и утыкании ствола в грунт.
Основное положение заглушки 2 - «закрыто». В этом положении она находится при совершении марша, движении объекта в боевых порядках, стоянке и хранении. В закрытом положении обе части 3 и 4 заглушки 2 удерживаются самотормозящим червячным редуктором 11 привода. На пульте 19 управления включена световая индикация закрытого положения заглушки 2.
При марше закрытая заглушка 2 предохраняет канал ствола 1 от попадания пыли и песка, а при утыкании ствола 1 орудия в грунт - от попадания в канал ствола продуктов внешней среды.
Перед производством выстрела членом экипажа с пульта 19 управления или от цепей управления объекта (не показано) включается электродвигатель 10 привода, со шкива привода сматывается трос управления 12, который вытягивается пружиной сжатия 17. Пружины кручения 16 переводят заглушку 2 в положение «открыто» и от цепи управления объекта дается разрешение на выстрел. Смягчение удара заглушки 2 о корпус 6 осуществляется буфером 18. На пульте 19 управления включается световая индикация открытого положения частей 3 и 4 заглушки 2.
После окончания стрельбы с пульта 19 управления включается электродвигатель 10 привода, и части 3 и 4 заглушки 2 при помощи троса управления 12 переводятся в закрытое положение.
В аварийной ситуации, при производстве выстрела из пушки с закрытой заглушкой 2, снаряд проходит взрывателем через выборки 8 во вкладышах 7 и корпусом срывает легко демонтируемые вкладыши 7 с обеих частей 3 и 4 заглушки 2, которые в дальнейшем не препятствуют прохождению снаряда. После устранения членом экипажа неполадок в устройстве защиты, вкладыши 7 заменяются новыми из состава ЗИП.
Таким образом, применение устройства надежно защищает канал ствола танковой пушки и исключает попадание посторонних предметов (песка, грунта и т.п.), разрыв или раздутие ствола при производстве выстрела. Уменьшается необходимость людских и денежных ресурсов, связанных с заменой поврежденных и изготовлением новых стволов. Боевая эффективность и срок службы танковой пушки значительно увеличиваются.
1. Устройство защиты канала ствола танковой пушки, содержащее установленную на дульном срезе управляемую заглушку, отличающееся тем, что дистанционно управляемая заглушка выполнена из одной или более частей, каждая из которых шарнирно установлена в корпусе и в открытом положении выведена из зоны действия пороховых газов при выстреле.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для исключения срабатывания взрывателя снаряда при стрельбе в аварийной ситуации с закрытой заглушкой в каждой части заглушки установлен легко удаляемый вкладыш, на котором выполнена выборка для прохода взрывателя снаряда, закрытая герметизирующей прокладкой из термостойкого материала.
3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что дистанционное управление заглушкой управляющим тросом выполнено в виде установленного на башне танка электромеханического привода.
4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что для исключения влияния на устройство упругих деформаций и температурного расширения ствола при выстреле крепление корпуса на дульной части ствола выполнено посредством упругих элементов.