Способ исследования транспортной функции маточных труб

Изобретение относится к медицине, а именно, к гинекологии, и может быть использовано при осуществлении диагностики нарушения транспортной функции маточных труб после проведения реконструктивно-восстановительных операций на маточных трубах. Для этого после окончания реконструктивно-восстановительного этапа операции на маточных трубах в брюшную полость вводят окрашенный индигокармином физиологический раствор. После этого трансвагинально в полость матки устанавливают катетеры в зоне внутренних отверстий маточных труб с последующей их фиксацией к внутренней поверхности бедра. Затем интраоперационно производят двухстороннюю блокаду мезосальпинкса в зоне истмического отдела маточной трубы путем введения 2,0-3,0 мл раствора анестетика. В послеоперационном периоде осуществляют двухстороннюю блокаду круглой связки матки путем введения 10,0 мл раствора анестетика с интервалом 4-6 часов. При выявлении через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров, диагностируют сохранение транспортной функции маточных труб. При отсутствии поступления окрашенного раствора в катетеры диагностируют нарушение транспортной функции маточных труб. Способ обеспечивает повышение достоверности диагностики нарушения транспортной функции маточных труб, в том числе и интрамурального отдела трубы, за счет ликвидации спазма в углах матки. 1пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, к гинекологии и, непосредственно, к способам диагностики нарушения транспортной функции маточных труб.

Известен способ диагностики сократительной активности (транспортной функции) маточных труб, заключающийся в том, что в раннем послеоперационном периоде после окончания реконструктивно-пластического этапа хирургии маточных труб производят катетеризацию истмических отделов последних и создают искусственный гидроперитонеум с помощью изотонического раствора натрия хлорида, окрашенного индигокармином, появление которого в просвете катетера через 24 ч расценивают как восстановление проходимости и функции маточной трубы (см. RU №2235509, A61B 10/00, 10.09.2004) - прототип.

Однако вследствие нахождения катетера в маточных трубах эта методика позволяет судить лишь о наличии поступления контраста из брюшной полости в маточную трубу, но исключает возможность диагностики нарушения транспортной функции интрамуральных отделов маточных труб. Соответственно, диагноз: сохранение транспортной функции маточных труб в данной ситуации может быть ложноположительным.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение достоверности диагностики нарушение транспортной функции маточных труб.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе исследования транспортной функции маточных труб, заключающемся в том, что производят реконструктивно-восстановительную операцию на маточных трубах и в брюшную полость вводят окрашенный индигокармином физиологический раствор, после этого в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра, после чего интраоперационно производят двухстороннюю блокаду мезосальпинкса в зоне истмического отдела маточной трубы 2,0-3,0 мл раствора анестетика, а в послеоперационном периоде двухстороннюю блокаду круглой связки матки 10,0 мл раствора анестетика с интервалом 4-6 часов, и выявление через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров свидетельствует о сохранении транспортной функции, а отсутствие окрашенного раствора в катетерах - о нарушении транспортной функции маточных труб.

Способ диагностики нарушения транспортной функции маточных труб отличается от известного тем, что после окончания реконструктивно-пластического этапа хирургии маточных труб и введения в брюшную полость окрашенного раствора, в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра, после чего интраоперационно производят двухстороннюю блокаду мезосальпинкса 2,0-3,0 мл раствора анестетика, а в послеоперационном периоде двухстороннюю блокаду круглой связки матки 10,0 мл раствора анестетика с интервалом 4-6 часов, и при выявлении через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров диагностируют сохранение транспортной функции, а при отсутствии поступления окрашенного раствора в катетеры диагностируют нарушение транспортной функции маточных труб.

Предлагаемый способ исследования проходимости маточных труб за счет ликвидации спазма в углах матки обеспечивает, при сохраненной транспортной функции маточных труб, поступление интраоперационно введенного в брюшную полость окрашенного раствора в полость матки и катетеры, а при ее нарушении окрашенный раствор не поступает в матку и катетеры. Это позволяет повысить качество диагностики нарушения транспортной функции маточных труб.

Способ осуществляется следующим образом: после окончания реконструктивно-восстановительного этапа операции производят введение в брюшную полость окрашенного раствора, а в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра, после чего интраоперационно производят двухстороннюю блокаду мезосальпинкса 2,0-3,0 мл раствора анестетика, а в послеоперационном периоде двухстороннюю блокаду круглой связки матки 10,0 мл раствора анестетика с интервалом 4-6 часов, и при выявлении через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров диагностируют сохранение транспортной функции, а при отсутствии поступления окрашенного раствора в катетеры диагностируют нарушение транспортной функции маточных труб.

Для определения необходимого количества раствора, необходимого для обеспечения поступления анестетика к углам матки при проведении блокады круглой связки матки были проведены исследования на секционном материале - 30 кадаврах женщин. При проведении блокады круглой связки матки вводили раствор индигокармина. Было установлено, что при введении 5,0 мл индигокармина, он не достигает углов матки, то есть для достижения эффекта этого количества раствора при проведении блокады недостаточно. В отличие от этого при введении 10,0 мл отмечается поступление красителя к углам матки, то есть для достижения эффекта блокады с целью ликвидации спазма в углах матки введение этого объема достаточно, но для нормализации перистальтической активности маточных труб нет.

Способ исследования транспортной функции маточных труб был применен у 16 больных, которым был произведен лапароскопический сальпингоовариолизис и по предложенной методике провели исследование маточных труб. Было установлено, что при проходимых маточных трубах у 7 была сохранена транспортная функция маточных труб с двух сторон, у 6 имело место нарушение транспортной функции с одной стороны и ее нарушение с другой, а у 3 пациенток выявлено нарушение транспортной функции маточных труб было выявлено с двух сторон.

Пример: больная Н., 26 лет, история болезни №1712, Диагноз: Хронический двухсторонний сальпингит. Вторичное бесплодие. Была произведена операция: Лапароскопия, сальпингоовариолизис, после которого произведена блокада мезосальпинкса с двух сторон 2,5 мл 0,25% раствора новокаина в зоне истмических отделов маточных труб и в брюшную полость ввели физиологический раствор, окрашенный индигокармином. Затем произвели гистероскопию, во время которой в зоне внутренних отверстий маточных труб установили катетеры, которые промаркировали, в зависимости от стороны локализации, вывели через влагалище и зафиксировали к внутренней поверхности правого бедра. В послеоперационном периоде через 6 часов после операции произвели двухстороннюю блокаду круглой связки матки 10,0 мл 0,25% раствора новокаина, которую повторили дважды с интервалом в 6 часов. Через 24 часа окрашенный раствор был выявлен в обоих катетерах, что свидетельствовало о сохранении транспортной функции маточных труб.

Таким образом, способ исследования транспортной функции маточных труб, за счет исключения функционального компонента нарушения транспортной функции маточных труб, обеспечивает повышение достоверности диагностики ее нарушений.

Способ исследования транспортной функции маточных труб, заключающийся в том, что производят реконструктивно-восстановительную операцию на маточных трубах и в брюшную полость вводят окрашенный индигокармином физиологический раствор, отличающийся тем, что после этого в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра, после чего интраоперационно производят двухстороннюю блокаду мезосальпинкса в зоне истмического отдела маточной трубы 2,0-3,0 мл раствора анестетика, а в послеоперационном периоде двухстороннюю блокаду круглой связки матки 10,0 мл раствора анестетика с интервалом 4-6 часов, и выявление через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров свидетельствует о сохранении транспортной функции, а отсутствие окрашенного раствора в катетерах - о нарушении транспортной функции маточных труб.