Патент ссср 252443
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 252443
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскик
Социалистических
Р лпубли
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22Х11.1968 (№ 1259111 24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22.1Х.1969. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 6.II.1970
Кл. 21с, 46!54
МПК H 02р
Комитет ло делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.313.13-133.3-525 (088.8) ВСЕСаВЗИМ
ПАТЕНТНОТЕХ1.И ЧЕСАЛ Ц
БИБЛИОТЕКА
Авторы изобретения
М. Г. Чиликин, Б. А. Ивоботенко и В. Г. Прытков
Московский ордена Ленина энергетический институ
Заявитель
УСТРОИСТВО СТАРТ-СТОПНОГО УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ
ДВ И ГАТЕЛ ЕМ
Известны устройства старт-стопного управления шаговым двигателем, содержащие коммутатор, импульсньш датчик положения ротора и блоки задержки, формирующие сигналы на торможение и фиксацию ротора.
Однако такие устройства предназначены для работы с постоянной нагрузкой. Изменение нагрузки на валу двигателя приводит к значительным колебаниям ротора в конце каждого шага.
Цель изобретения — устранение колебаний ротора при переменной нагрузке на валу двигателя. Это достигается тем, что в устройстве применена цепочка из последовательно соединенных конденсатора, резистора и транзистора, вход которой подключен к импульсному датчику, а выход — к блокам задержки, изменяющим в зависимости от величины напря>кения на выходе цепочки время подачи импульсов на торможение и фиксацию ротора.
На фиг. 1 приведена структурная, схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — принципиальная схема цепочки, вырабатывающей напряжение, изменяющее время срабатывания блоков задержки.
Устройство содержит ревер сивный коммутатор 1 с раздельными входами, к выходу оторого подключен шаговый двигатель 2. С валом шагового двигателя соединен импульсный датчик 8, на выходе 4 которого сигнал появляется в момент прохождения ротором половины шагового интервала. Выход 4 соединен с входами 5 и 6 блоков 7 и 8 временной задержки датчика 8. Этп блоки содержат нелинейные электрические цепи, управляю цие временем задержки сигналов датчика. Блок 8 создает задержку импульсов датчика 8 до начала торможения, а блок 7 — до конца движения ротора. Выход 9 блока 7 соединен с
1р входом 10 коммутатора 1, а выход 11 блока
8 — с входом 12 коммутатора. Вход 10 соединен также с выходом 18 генератора командны: сигналов (на фиг. 1 и 2 не показан) подключенным к входу 14 триггера 15 и вхоls ду 16 блока 17. Триггер 15 управляет работоп блока 17, вырабатывающего напряжение, пропорциональное времени движения ротора шагового двигателя на половине шагового интервала, для чего вход 18 триггера 15 сое2р динен с выходом 4 датчика 8.
Блок 17 (фпг. 2) представляет собою цепочку из последовательно соединенных к шденсатора 19, резистора 20 и транзистора 21.
25 Вход 16 блока 17 через диод 22 связан с конденсатором 19, вход 28 блока 17 через триггер 15 — с выходом 4 импульсного датчика 3, а выход 24 — с блоками 7 и 8 временной задержки.
3О Устройство работает:cëåäóþùèì образом
252443
Фиг f
Фиг
Составитель 3, Горник Редактор А. Ю. Пейсоченко Корректор T. А. Абрамова
Подписное
Тираж 480
Заказ 160/7
ЦНИИПИ
Типография, пр. Сапунова, 2
Сигнал задающего генератора командных сигналов поступает на коммугатор 1, который и переключается на один такт, вследствие чего ротор двигателя 2 начинает вращаться, Одновремен но командный сигнал переключает по входу 14 триггер 15, который разрешает работу блока 17. Конденсатор 19 заряжается до некоторого значения напряжения
II начинает разнаряжаться через реистор 20 и открытый транзиcTOip 21.
При прохождении ротором двигателя положения, соответствующего половине шага, на выходе 4 датчика 3 возникает импульс, которым запускаются блоки 7 и 8. Этим же импульсом по входу 18 переключается триггер
15 и запирается транзистор 21 в разрядной цепи блока 17. Напряжение, до кото рого разряжается конденсатор 19 к моменту отработки половины шага, задает выдержки времени блоков 7 и 8.
Через некоторое время, зависящее от остаточного напряжения на конденсаторе 22, блок
8 задерхккп выдает импульс на вход 12 коммутатора 1. Коммутатор переключается на один такт назад, и двигатель начинает тормозиться. В момент остановки двигателя возникает импульс,на выходе 9 блока 7 задержки. Этот импульс поступает на вход 10 ком5 мутатора и переключает его на один такт вперед. Ротор двигателя фиксируется в точке устойчивого, равновесия. На этом цикл движения заканчивается.
Предмет изобретения
Устройство старт-стопного управления шаговым двигателем, содержащее коммутатор, импульсный датчик положения ротора и олоки задержки, формирующие сигналы на тор15 можение и фиксацию ротора, отличающееся тем, что, с целью устранения колебаний ротора при переменной нагрузке на валу, в нем применена цепочка из последовательно соединенных конденсатора, резистора и транзисто20 ра, вход которой подключен к импульсному датчику, а выход — к блокам задержки, изменяющим в зависимости от величины напряжения на выходе цепочки время подачи импульсов,на торможение и фиксацию ротора.