Способ транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов системой мобильных средств, преимущественно авто(тракторными) поездами
Иллюстрации
Показать всеГруппа изобретений относится к сельскому хозяйству и может быть использована при транспортном обслуживании зерновых и кормоуборочных самоходных комбайнов с погрузкой урожая в транспортное средство в процессе уборки и доставкой всего биологического урожая к месту хранения. На крюке комбайна 1 буксируют прицеп 3 и загружают его урожаем. К комбайну 1 подводят порожний авто(тракторный)тягач с прицепом 7 и заменяют груженый прицеп 3 комбайна на порожний прицеп 7 без выезда комбайна 1 из рабочего задела. В процессе замены прицепов останавливают комбайн 1 и авто(тракторный)тягач так, что порожний прицеп 7 располагается напротив груженого прицепа 3 комбайна 1. Груженый прицеп 3 транспортируют к месту хранения. В первом варианте выполнения устройство для транспортного обслуживания включает комбайн 1, с буксировочно-сцепным механизмом, соединенным с дышлом 4 прицепа 3, и авто(тракторный)тягач с тягово-сцепным устройством, соединенным с дышлом 4 прицепа 7. Дышло 4 каждого прицепа снабжено сцепным звеном 8. Буксировочно-сцепной механизм комбайна 1 выполнен в виде манипулятора 9 с захватом для сцепного звена 8 дышла 4. В другом варианте выполнения устройства для транспортного обслуживания буксировочно-сцепной механизм комбайна выполнен в виде лебедки с приводом и тормозом. Лебедка снабжена расположенным на конце троса стыковочным узлом для соединения с дышлом прицепа при замене груженого прицепа на порожний. Использование группы изобретений повышает производительность и надежность технологического процесса транспортного обслуживания комбайнов. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 13 ил.
Реферат
Изобретение относится к способам транспортного обслуживания зерновых и кормоуборочных самоходных комбайнов с погрузкой урожая в транспортное средство в процессе его скашивания или подборки из валка и доставкой всего биологического урожая к месту хранения.
Известен способ транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов системой мобильных средств, описанный в а.с. на сцепное устройство объединенных транспортных средств SU №1108024 A, B60D 1/10, Бюл. №30, 1984. - аналог.
Недостаток известного способа заключается в отсутствии технической возможности для его использования при обслуживании самоходного кормоуборочного комбайна.
Известен способ для транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов системой мобильных средств с применением прицепных тележек, указанный в авторском свидетельстве на автоматическую сцепку для присоединения прицепов к полевой уборочной машине SU 1551262 A1, A01B 59/04, бюл. №11, 1990 г. - аналог.
Известный способ включает буксирование комбайном прицепа и загрузку его урожаем, доставку к комбайну транспортным средством порожнего прицепа и подцепление его к буксировочно-сцепному механизму комбайна в боковой зоне буксировки, замена груженого прицепа на порожний путем перестановки его комбайном из боковой зоны буксировки в заднюю зону без выезда из рабочего загона и буксировка его с загрузкой урожаем,
Недостатком известного способа является то, что буксировка порожних прицепов в боковой зоне загрузки комбайна создает препятствие нахождению в этой зоне других транспортных средств для загрузки, а именно авто(тракторным) тягачам с собственным кузовом, доставляющим на поле порожние прицепы.
Недостатком устройства для осуществления известного способа, является отсутствие технической возможности, без выезда из рабочего задела, заменять на крюке комбайна груженый прицеп на порожний, доставляемый в составе авто(тракторного)поезда. При установке такого устройства на авто(тракторный) тягач с собственным кузовом - агрегат получается не работоспособным. Данное устройство может эксплуатироваться только со специально выделенным для этих целей трактором сцепщиком, не имеющим собственного кузова.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является выбранный в качестве прототипа способ, включающий буксировку на крюке комбайна прицепа и загрузку его урожаем, прибытие к комбайну порожнего авто(тракторного) поезда, замену на крюке комбайна груженого прицепа на порожний, загрузку кузова авто(тракторного) тягача, соединение груженого авто(тракторного) тягача с груженым прицепом и транспортировку к месту хранения (см. ТИПОВЫЕ технологические карты возделывания и уборки зерновых колосовых культур. Москва «КОЛОС», 1984, с.294, шифры работ: 546, 710, а так же СПРАВОЧНИК инженера-механика сельскохозяйственного производства: Учеб.пособие. - М.:ФГНУ «Росинформагротех».- Ч.1. - 2003. - с.288. Табл.4.68. Классификационные признаки кормоуборочных комбайнов и их основных рабочих органов).
Недостаток известного способа заключается в необходимости комбайном покидать рабочий загон при замене прицепного к комбайну груженого прицепа на порожний, доставленный в составе авто(тракторного) поезда, что производят с остановкой уборочного процесса и выездом комбайна задним ходом из рабочего загона. Это приводит к значительным потерям в производительности уборочного процесса (Жалнин Э.В., Савченко А.Н. Технологии уборки зерновых комбайновыми агрегатами. - М.: Россельхозиздат, 1985 - с.57).
Недостатком устройства для осуществления известного способа, включающего комбайн с буксировочно-сцепным механизмом и прицеп с дышлом, зацепленный сзади комбайна, авто(тракторный) тягач с тягово-сцепным устройством и соединенный с ним прицеп с дышлом, является отсутствие технической возможности переставлять прицепы доставляемые к комбайну в составе авто(тракторных) поездов из боковой зоны буксировки в заднюю, на крюк комбайна, без выезда его из рабочего загона.
Технической задачей настоящего изобретения является увеличение производительности и надежности технологического процесса транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных самоходных комбайнов.
Поставленная техническая задача достигается тем, что в способе транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных самоходных комбайнов системой мобильных средств, включающем буксировку на крюке комбайна прицепа и загрузку его урожаем, прибытие к комбайну порожнего авто(тракторного) поезда, замену на крюке комбайна груженого прицепа на порожний, загрузку кузова авто(тракторного) тягача, соединение груженого авто(тракторного) тягача с груженым прицепом и транспортировку к месту хранения, согласно изобретению, после заполнения кузова прицепа, следующего за комбайном, выполняют замену на крюке комбайна груженого прицепа на порожний без выезда комбайна из рабочего задела, при этом останавливают комбайн и порожний авто(тракторный) поезд рядом с ним так, что кузов авто(тракторного) тягача располагается в зоне боковой загрузки комбайна, а порожний прицеп автотракторного поезда напротив груженого прицепа комбайна, расцепляют тягач и комбайн со своими прицепами, затем соединяют комбайн с порожним прицепом, стоящим за авто(тракторным) тягачом и начинают движение с загрузкой кузова тягача, в процессе которого порожний прицеп перестраивают от тягача к комбайну.
Кроме того, замену груженого прицепа на крюке комбайна на порожний, следующий за авто(тракторным) тягачом выполняют автоматически в процессе движения и загрузки кузова авто(тракторного) тягача.
Поставленная техническая задача достигается тем, что в системе мобильных средств для транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов, включающей комбайн с буксировочно-сцепным механизмом и прицеп с дышлом, зацепленный сзади комбайна, авто(тракторный) тягач с тягово-сцепным устройством и соединенный с ним прицеп с дышлом, согласно изобретению, дышло каждого прицепа снабжено сцепным звеном, а буксировочно-сцепной механизм комбайна выполнен в виде манипулятора с захватом для этого звена, при этом дышло прицепа снабжено отражателем, манипулятор - излучателем и приемником отраженного сигнала, а система управления манипулятором микропроцессором.
Кроме того, манипулятор снабжен видеокамерой, а кабина комбайна монитором, при этом управление тягово-сцепным устройством авто(тракторного) тягача и манипулятором выполнено дистанционным.
Кроме того, поставленная техническая задача достигается тем, что в системе мобильных средств для транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов, включающей комбайн с буксировочно-сцепным механизмом и прицеп с дышлом, зацепленный сзади комбайна, авто(тракторный) тягач с тягово-сцепным устройством и соединенный с ним прицеп с дышлом, согласно изобретению, буксировочно-сцепной механизм комбайна выполнен в виде лебедки с приводом и тормозом, размещенной на кронштейне в задней части рамы комбайна, снабженной стыковочным узлом закрепленным на конце троса выходящего из лебедки, дистанционным управлением, концевым выключателем на сматывание троса и включателем лебедки в конце разматывания, устройством для блокировки и упора стыковочного узла.
Именное такое выполнение системы обеспечивает осуществление данного способа.
Заявленные способ и система мобильных средств для транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов поясняются чертежами.
На фиг.1, фиг.2, фиг.3, фиг.4 и фиг.5 дана технологическая схема загрузки автопоезда от самоходного кормоуборочного комбайна, буксирующего прицеп; на фиг.6 и 7 показан буксировочно-сцепной механизм комбайна выполненный в виде манипулятора, соединенный с дышлом прицепа в боковой зоне буксирования и в задней; на фиг.8 и 9 представлена принципиальная схема устройства и работы манипулятора и захвата; на фиг.10-13 показан буксировочно-сцепной механизм комбайна, снабженный лебедкой.
Система представлена в виде самоходного комбайна 1 с буксировочно-сцепным механизмом 2 и прицепом 3 с дышлом 4, зацепленным сзади комбайна, авто(тракторный) тягач 5 с тягово-сцепным устройством 6 и соединенным с ним прицепом 7 с дышлом 4. Дышло 4 каждого из прицепов 3 и 7 снабжено сцепным звеном 8, а буксировочно-сцепной механизм 2 комбайна 1 выполнен в виде манипулятора 9 и снабжен захватом 10 для сцепного звена 8, системой дистанционного управления 11 с видеокамерой 12 и монитором 13, а тягово-сцепное устройство авто(тракторного) тягача 5 снабжено дистанционным управлением 14.
Кроме того, на дышле 4 установлен отражатель 15, а на манипуляторе 9 - излучатель 16 сигнала 17 и приемник 18 отраженного сигнала 19. Система управления 11 манипулятора 9 снабжена микропроцессором 20.
Система работает следующим образом: во время остановки комбайна 1 и автопоезда для перевода загрузочного устройства 29 в направление кузова автотягача 5, водитель автопоезда дистанционным управлением 14 тягово-сцепным устройством 6 расцепляет автотягач 5 с порожним прицепом 7, а машинист комбайна, управляя манипулятором 9 при помощи системы дистанционного управления 11 из кабины комбайна, открывает захват 10 и отсоединяет манипулятор от сцепного звена 8 груженого прицепа 3, наблюдая за работой манипулятора с помощью видеокамеры 12 и монитора 13 разворачивает манипулятор в сторону порожнего прицепа и соединяет захват 10 со сцепным звеном 8 порожнего прицепа 7, затем начинают движение с загрузкой кузова автотягача, при этом, управляя манипулятором, производят перестроение и подтягивание порожнего прицепа 7 в след комбайну 1.
Кроме того, в движении, при загрузке кузова автотягача, включают систему дистанционного управления 11 манипулятором 9, снабженную микропроцессором 20, при этом алгоритм работы может быть следующим: - размыкается соединение захвата 10 со сцепным звеном 8 груженого прицепа 3; включается излучатель 16 сигнала 17, который отражается от отражателя 15, работающего в ограниченном угловом диапазоне, так, что и отраженный сигнал 19 возникает только в этом диапазоне, что исключает прием сигналов от двух отражателей одновременно, поэтому приемник 18 получив сигнал 19 от отражателя установленного на дышле 4 прицепа 7, обрабатывает его по заданной в процессоре программе и управляя манипулятором 9, соединяет захват 10 со сцепным звеном 8, порожнего прицепа 7, в момент этого соединения система управления посылает аудио- и видео-сигнал водителю автопоезда, который, включив дистанционное управление 14 тягово-сцепным устройством 6 расцепляет автотягач 5 с прицепом 7. Далее производится перестроение и подтягивание порожнего прицепа к комбайну.
Кроме того, в системе для транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов буксировочно-сцепной механизм 2 комбайна 1 выполнен в виде лебедки 21 со встроенным приводом и тормозом. Лебедка размещена на кронштейне 22 и снабжена стыковочным узлом 23, закрепленным на конце троса 24, дистанционным управлением 25, концевыми выключателями 26 и 27, установленными между кронштейном 22 и устройством 28 блокировки и упора стыковочного узла 23.
Работает система таким образом: во время остановки комбайна 1 и автопоезда 5, водитель автопоезда выходит и расцепляет автотягач с прицепом, затем используя пульт управления лебедкой 25, рассоединяет стыковочный узел 23 лебедки 21 с дышлом 4 груженого прицепа 3 и соединяет его с дышлом порожнего прицепа 7 и возвращается к управлению автотягачом, затем начинают движение с загрузкой кузова автотягача, при этом буксировочный трос 24, имея некоторый запас длины на лебедке, разматывается до срабатывания концевого выключателя 26, который включает лебедку на сматывание троса и подтягивание порожнего прицепа с перестроением в след к комбайну. При упоре стыковочного узла 23 в устройство 28 происходит отключение привода лебедки и включение тормоза для удержания троса от разматывания.
Способ транспортного обслуживания самоходного зернового и кормоуборочного комбайна системой мобильных средств поясняется технологической схемой показанной на фиг.1 - фиг.5.
К комбайну, производящему загрузку прицепа, ведомого сзади за буксировочно-сцепной механизм, прибывает порожний автотягач с тягово-сцепным устройством и прицепом, соединенным с ним дышлом.
После заполнения кузова прицепа 3, следующего за комбайном 1, останавливают комбайн и автотягач так, что кузов автотягача 5 располагается в зоне боковой загрузки комбайна 1.
Переводят загрузочное устройство 29 комбайна в направлении кузова автотягача 5 и начинают движение с загрузкой его кузова.
Перед окончанием загрузки останавливают комбайн и автопоезд так, что порожний прицеп 7 располагается напротив груженого прицепа 3, дистанционными устройствами 11 и 14 расцепляют комбайн 1 и тягач 5 со своими прицепами, затем буксировочно-сцепным устройством 2 соединяют комбайн 1 с порожним прицепом 7, стоящим за автотягачом 5 и продолжают движение с загрузкой кузова тягача в процессе которого, порожний прицеп 7 перестраивают от тягача к комбайну.
Закончив загрузку кузова автотягача 5, во время остановки, переводят загрузочное устройство 29 в заднюю зону загрузки комбайна 1 на заполнение кузова прицепа 7.
Комбайн 1 начинает движение с загрузкой кузова прицепа 7. Цикл повторяется.
Груженый автотягач 5 отъезжает от комбайна 1 и агрегатируется с отцепленным груженым прицепом 3 и затем буксирует его в составе автопоезда к месту хранения урожая.
Кроме того, при автоматическом выполнении операций по замене на крюке комбайна 1 груженого прицепа 3 на порожний 7 во время остановок выполняют только операцию переключения загрузочного устройства 29 из задней зоны в боковую и наоборот.
1. Способ транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов системой мобильных средств, преимущественно авто(тракторными)поездами, включающий буксировку на крюке комбайна прицепа и загрузку его урожаем, прибытие к комбайну порожнего авто(тракторного)поезда, замену на крюке комбайна груженого прицепа на порожний, загрузку кузова авто(тракторного)тягача, соединение груженого авто(тракторного)тягача с груженым прицепом и транспортировку к месту хранения, отличающийся тем, что после заполнения кузова прицепа, следующего за комбайном, выполняют замену на крюке комбайна груженого прицепа на порожний без выезда комбайна из рабочего задела, при этом останавливают комбайн и авто(тракторный)поезд так, что порожний прицеп поезда располагается напротив груженого прицепа комбайна, расцепляют тягач и комбайн со своими прицепами, затем соединяют комбайн с порожним прицепом, стоящим за авто(тракторным)тягачом и продолжают движение с загрузкой кузова тягача, в процессе которого порожний прицеп перестраивают от тягача к комбайну.
2. Способ по п.1., отличающийся тем, что замену груженого прицепа на крюке комбайна на порожний, следующий за авто(тракторным)тягачом выполняют автоматически в процессе движения и загрузки кузова авто(тракторного)тягача.
3. Система мобильных средств для транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов, включающая комбайн с буксировочно-сцепным механизмом и прицеп с дышлом, зацепленный сзади комбайна, авто(тракторный) тягач с тягово-сцепным устройством и соединенный с ним прицеп с дышлом, отличающееся тем, что дышло каждого прицепа снабжено сцепным звеном, а буксировочно-сцепной механизм комбайна выполнен в виде манипулятора с захватом для этого звена, при этом дышло прицепа снабжено отражателем, манипулятор - излучателем и приемником отраженного сигнала, а система управления манипулятором - микропроцессором.
4. Система по п.3, отличающаяся тем, что манипулятор снабжен видеокамерой, а кабина комбайна монитором при этом управление тягово-сцепным устройством авто(тракторного)тягача и манипулятором выполнено дистанционным.
5. Система мобильных средств для транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов, включающая комбайн с буксировочно-сцепным механизмом и прицеп с дышлом, зацепленный сзади комбайна, авто(тракторный) тягач с тягово-сцепным устройством и соединенный с ним прицеп с дышлом, отличающаяся тем, что буксировочно-сцепной механизм комбайна выполнен в виде лебедки с приводом и тормозом, размещенной на кронштейне в задней части рамы комбайна, снабженной стыковочным узлом закрепленным на конце троса выходящего из лебедки, дистанционным управлением, концевым выключателем на сматывание троса и включателем лебедки в конце разматывания, устройством для блокировки и упора стыковочного узла.