Способ оценки способности восприятия расстояния человеком

Изобретение относится к физиологической, медицинской, психологической, транспортной, авиационно-космической, спортивной и другим областям науки и практики. На горизонтальной поверхности световыми излучателями, управляемыми компьютером, создают два световых пятна. Испытуемый размещается в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Программно в течение заданного времени непредсказуемо для испытуемого меняют площадь, цвет, яркость, направление, скорость перемещения световых пятен. Испытуемый оценивает трансформацию и перемещения световых пятен и меняет свое положение таким образом, чтобы оставаться в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Трансформацию и перемещения световых пятен и испытуемого снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над горизонтальной поверхностью. Видеоизображение передают в компьютер, компьютер с момента изменения площади, или цвета, или яркости, или направления, или скорости перемещения световых пятен периодически с заданным периодом вычисляет положение середины линии, проходящей через центры световых пятен, и центра места положения испытуемого, расстояние между серединой линии, проходящей через центры световых пятен, и центром места положения испытуемого, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний, по величине среднеарифметического значения оценивают способность восприятия расстояния испытуемым. Способ позволяет повысить достоверность оценки способности восприятия расстояния человеком по результатам совместной работы его зрительного, вестибулярного и мышечного анализаторов, двигательного аппарата.

Реферат

Изобретение относится к любой области, где требуется от человека воспринимать и оценивать расстояние, и может найти применение в физиологической, медицинской, психологической, транспортной, авиационно-космической, спортивной и других областях науки и практики.

Оценка способности воспринимать и оценивать расстояние актуальна при профотборе специалистов, находящихся в окружении мобильных объектов, например на транспорте, в авиации и при работе на сборочных линиях. Способность воспринимать и оценивать расстояние важна во многих видах спорта, особенно в спортивных играх, в которых спортсмен с лучшими способностями более эффективен. Умение воспринимать и оценивать расстояние как на местности, так и на карте необходимо для спортсменов-ориентировщиков. Актуальной задачей является оценка этих способностей спортсменов во время тренировок и перед соревнованиями.

У некоторых неврологических больных нарушено восприятие движения в пространстве. Этот синдром носит название «акинетопсия» - внешнее движение воспринимается в статике или дискретно, и на ранней стадии заболевания использование тренажера, развивающего способность человека воспринимать и оценивать расстояние, способствовало бы улучшению его ориентации в пространстве.

И.М. Сеченов отводил особую роль в пространственном восприятии двигательному аппарату и создаваемому им в головном мозгу "темному мышечному чувству" [1]. Э.Ш. Айрапетьянц и А.С. Батуев экспериментально установили, что пространственный анализ обеспечивается комплексом динамически увязанных между собой анализаторов: зрительного, вестибулярного, кожного и мышечного. При этом большая роль в восприятии пространства принадлежит зрительной сенсорной системе [2].

В спортивной научной и методической литературе имеются отдельные сведения о газомерной функции человека, которая связывается с точным восприятием удаленности объектов и о возможных искажениях под влиянием каких-либо условий [3]. В спортивном ориентировании часто единственно возможным способом оценки расстояния на местности является глазомерный способ [4].

Известен способ исследования способности определения расстояния до объекта, находящегося на разном удалении от сетчатой оболочки глаза испытуемого. Испытуемый находится в положении сидя с закрытыми глазами и зафиксированной головой (задняя поверхность тела и затылочная область вплотную прижаты к вертикальной стене). Экспериментатор перемещает объект в виде черного силуэта человека на белом фоне (размер ориентира 40×50 см) на определенные расстояния в следующей последовательности: 3,5, 0,8, 1,5 и 2,6 м. По команде экспериментатора испытуемый открывает глаза на 1 с, закрывает их и сразу, без паузы, называет расстояние до силуэта. По каждому значению фиксируется величина ошибки в сантиметрах с последующим расчетом среднего значения [5].

Недостатком способов является то, что восприятие расстояния оценивается по результатам только зрительного восприятия.

Ни один из известных способов не может быть принят в качестве прототипа к предлагаемому способу оценки способности восприятия расстояния человеком.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении достоверности оценки способности восприятия расстояния человеком по результатам совместной работы его зрительного, вестибулярного и мышечного анализаторов, двигательного аппарата.

Технический результат достигается тем, что на горизонтальной поверхности световыми излучателями, управляемыми компьютером, создают два световых пятна, испытуемый размещается в середине линии, проходящей через центры световых пятен; программно в течение заданного времени непредсказуемо для испытуемого меняют площадь, цвет, яркость, направление, скорость перемещения световых пятен, испытуемый оценивает трансформацию и перемещения световых пятен и меняет свое положение таким образом, чтобы оставаться в середине линии, проходящей через центры световых пятен; трансформацию и перемещения световых пятен и испытуемого снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над горизонтальной поверхностью, видеоизображение передают в компьютер, компьютер с момента изменения площади или цвета или яркости или направления или скорости перемещения световых пятен периодически с заданным периодом вычисляет положение середины линии, проходящей через центры световых пятен, и центра места положения испытуемого, расстояние между серединой линии, проходящей через центры световых пятен, и центром места положения испытуемого, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний, по величине среднеарифметического значения оценивают способность восприятия расстояния испытуемым.

Предлагаемый способ оценки способности восприятия расстояния человеком осуществляется следующим образом. Над горизонтальной поверхностью на заданной высоте размещают видеокамеру и световые излучатели, управляемый компьютером. Световыми излучателями создают на горизонтальной поверхности два световых пятна.

Испытуемый размещается в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Программно в течение заданного времени непредсказуемо для испытуемого меняют площадь, цвет, яркость, направление, скорость перемещения световых пятен. Испытуемый оценивает трансформацию и перемещения световых пятен и меняет свое положение таким образом, чтобы оставаться в середине линии, проходящей через центры световых пятен.

Трансформацию и перемещения световых пятен и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который с момента изменения площади или цвета или яркости или направления или скорости перемещения световых пятен периодически с заданным периодом вычисляет расстояние между серединой линии, проходящей через центры световых пятен, и центром места положения испытуемого, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний. По величине среднеарифметического значения оценивают способность восприятия расстояния человеком.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки полученной видеоинформации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Таким образом, заявляемый способ оценки способности восприятия расстояния человеком обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Сеченов И.М. Участие нервной системы в рабочих движениях человека // Физиология нервной системы. Избранные труды. - Вып.3. -Кн. 1. - М.: Мед. литература, 1952. - С.150-154.

2. Айрапетьянц Э.Ш., Батуев А.С. Принцип конвергенции анализаторных систем. - Л.: Наука, 1969. - 85 с.

3. Беглецов А.Н., Никитенко Е.М., Инкина Т.П. Зрительно-двигательеая ориентация студентов в прямолинейных передвижениях // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №1. - С.24-27.

4. Скрипченко И.Т., Козина Ж.Л. Развитие точности восприятия расстояния в спортивном ориентировании. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - №4. - С.117-121.

5. Друшевская В.Л., Алексанянц Г.Д. Особенности «чувства пространства» и вестибулярная устойчивость у акробатов разной квалификации, // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2010. - №3. - С.57-62.

Способ оценки способности восприятия расстояния человеком, заключающийся в том, что на горизонтальной поверхности световыми излучателями, управляемыми компьютером, создают два световых пятна, испытуемый размещается в середине линии, проходящей через центры световых пятен; программно в течение заданного времени непредсказуемо для испытуемого меняют площадь, цвет, яркость, направление, скорость перемещения световых пятен, испытуемый оценивает трансформацию и перемещения световых пятен и меняет свое положение таким образом, чтобы оставаться в середине линии, проходящей через центры световых пятен; трансформацию и перемещения световых пятен и испытуемого снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над горизонтальной поверхностью, видеоизображение передают в компьютер, компьютер с момента изменения площади, или цвета, или яркости, или направления, или скорости перемещения световых пятен периодически с заданным периодом вычисляет положение середины линии, проходящей через центры световых пятен, и центра места положения испытуемого, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний, по величине среднеарифметического значения оценивают способность восприятия расстояния испытуемым.