Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к ветроэнергетике и может быть использовано для преобразования и использования энергии ветра. Установка содержит поворотную стойку, несущую жестко закрепленный на ее верхнем конце подшипниковый узел с двухконцевым горизонтальным валом, один конец которого связан с генератором, а на другом конце жестко закреплен мах, несущий по меньшей мере две съемных лопасти. На концах маха в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, концы которых в паре обращены в противоположные стороны от маха. На валу каждого подшипникового узла между подшипниками установлена пружина кручения, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой жестко связан с валом, несущим съемную лопасть. Изобретение обеспечивает повышение коэффициента использования энергии ветра при повышении надежности при его нестабильной скорости. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к устройству ветроэнергетических установок (ВЭУ) малой мощности до 1 кВт для установки на осветительных опорах дорожного освещения и удаленных вышках мобильной связи.
Известна ВЭУ [1] (стр.111 и 127), ветроколесо которой выполнено в виде крыльчатки с тремя или четырьмя лопастями, жестко закрепленными на одном из концов силового вала, другой конец которого связан с исполнительным механизмом, например посредством упругой муфты.
Такое конструктивное исполнение известного технического решения обеспечивает простоту конструкции крыльчатого ветроколеса и высокие обороты силового вала, но характеризуется крайне низким коэффициентом использования энергии ветра ξ (КИЭВ), который считают по формулам:
- академика Жуковского Н.Е.
ξ=Cx·(1-e)2·e, (63а) [1], стр.83
где Cx - коэффициент лобового сопротивления. Характеризует форму лопастей ветроколеса и их положение в пространстве.
- профессора Сабинина Г.Х.
ξ = 4 ⋅ e ⋅ 1 − e 1 + e ( 79 ) [ 1 ] , с т р . 108
Формулы (63а) и (79) выведены из классического уравнения:
ξ = P x ⋅ ( V в − V 1 ) p ⋅ F о п ⋅ V в 3 2 (66) [1] , с т р .96
где Px - лобовое давление ветра на лопасти ветроколеса;
Vв - скорость ветра; V1 - то же за ветроколесом;
Fоп - площадь ометаемой поверхности (круга, очерченного концами лопастей);
p - плотность воздуха.
Известно классическое уравнение для определения Px:
P x = C x ⋅ F м с ⋅ ρ ⋅ V в 2 2 ( 41 ) [ 1 ] , с т р .56
где Fмс - площадь миделева сечения, представляющего собой площадь проекции всех лопастей на ометаемую поверхность.
Подставив (41) в (66) после преобразований, получим формулу (63а) для определения КИЭВ, которая сведена лишь к манипулированию коэффициентом торможения «е», определяемым путем продувки ветроколес в аэродинамической трубе и не превышающими величины 0,33.
Для формулы (79) характерен тот же недостаток, т.к. в обеих формулах отсутствует важнейший параметр - Kз - коэффициент заполнения, представляющий собой отношение миделева сечения ветроколеса (Fмс) к ометаемой им поверхности (Fоп), превращающийся в единицу в силу известного допущения Н.Е. Жуковского для конструкции ветроколеса с бесконечно большим числом лопастей.
В реальных условиях в формулах (63а) и (79) должен присутствовать параметр K3, характеризующий конечность числа лопастей в ветроколесе и наличие между ними межлопастного пространства, что предопределяет наличие условия:
F м с F о п = K з < 1 ( 1 )
С учетом этого условия формулы (63а) и (79) можно записать в виде: по Жуковскому Н.Е.:
ξ = C x ⋅ K з ⋅ ( 1 − e ) 2 ⋅ e ( 2 )
По Сабинину Г.Х.
ξ = 4 K з ⋅ e ⋅ 1 − e 1 + e ( 3 )
Известна крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка [2], содержащая поворотную платформу, несущую стойки, на которых установлено с возможностью свободного вращения крыльчато-парусное ветроколесо, выполненное в виде вала, на концах которого установлены передний и задний махи, несущие жестко закрепленные на них лопасти, при этом передний мах выполнен в виде трубчатого креста, а задний мах - в виде трубчатой квадратной рамки. Лопасти выполнены в виде пластин из тонколистового материала и жестко закреплены одной из своих граней на трубках переднего маха и противоположной гранью - на соответствующих половинах внешних ребер квадратной рамки заднего маха.
КИЭВ в этом техническом решении определяют по тому же уравнению (66) с той лишь разницей, что величина (VB -V1), представляющая собой окружную скорость центра давления лопастей (V0), заменена непосредственно упомянутой окружной скоростью V0, в связи с чем уравнение (66) имеет вид:
ξ = P x ⋅ V 0 p ⋅ F о п ⋅ V в 3 2 ( 4 )
Подставив (41) в (4) после преобразований, получим:
ξ = C x ⋅ F м с F о п ⋅ V 0 V в ( 5 )
где F м с F о п = K з - коэффициент заполнения, показывающий, какая часть ометаемой ветроколесом поверхности перекрывается проекцией на нее всех лопастей ветроколеса; [1], стр.161.
V 0 V в = e - коэффициент торможения, показывающий какая часть скорости ветра направлена на создание крутящего момента на валу ветроколеса; [1], стр.97.
С учетом (5) окончательная формула для определения КИЭВ будет:
ξ = C x ⋅ K з ⋅ e ( 6 )
Согласно уравнению (5), чтобы определить величину «е», нужно знать величину V0. Однако по мнению классиков ветроэнергетики (например, д.т.н. Фатеева Е.М.) величина V0 и закон ее изменения неизвестны, то «...как первое приближение, ее принимают равной половине скорости ветра за колесом», т.е. V 0 = V 1 2 , где V 1 = V 2 2 [ 84 ] , с т р .113.
Где величины V1 и V2 определяются путем продувки ветроколеса в аэродинамической трубе.
Но если учесть, что V0 является функцией угла φ заклинения лопастей (см. фиг.4), то имеется возможность аналитического определения величин V0 и «е».
В частности,
V 0 = V в ⋅ sin φ ⋅ cos 3 φ ( 7 )
Ее вывод вытекает из схемы (фиг.4) и заключается в следующем: при воздействии первичного ветрового потока на ветроколесо его скорость разлагается на:
Vлд - скорость лобового давления на лопасти ветроколеса, направленная по оси X;
Vп1 - составляющая потерь скорости ветра, уходящая по плоскости заклинения в межлопастное пространство.
Составляющая Vлд является проекцией Vв на ось, перпендикулярную оси X1, проходящей по плоскости заклинения лопасти, и определяется по выражению:
Vлд=Vв·cosφ (8)
Составляющая Vлд, в свою очередь разлагается в виде проекций Vxl на ось X (скорость лобового давления) и Vy1 на ось У, которая является составляющей окружной скорости вращения ветроколеса и действует в его плоскости.
Vy1=Vв·sinφ·cosφ (9)
В результате вращения ветроколеса под действием Vy1 возникает реакция на набегание его лопастей на воздушную массу в межлопастном пространстве, что предопределяет вторичный реактивный ветровой поток со скоростью Vop, равный Vy1 по величине, но действующий в противоположном направлении, при этом Vop также разлагается на составляющие: Улс - составляющую лобового сопротивления и Vn2, действующую по оси X1 и уходящую в межлопастное пространство. Очевидно:
V л с = V в ⋅ sin 2 φ ⋅ cos φ , м / с е к ( 10 )
Согласно схеме фиг.4, исходя из подобия треугольников можно записать следующее соотношение:
V y 2 V y 1 = V л с V л д ( 11 )
Подставляя вместо символов Vy1; Улс и Vлд в соотношение (11) у фактические значения из выражений (9), (10) и (8) после преобразовани получим:
V y 2 = V в ⋅ sin 3 φ ⋅ cos φ , м / с е к ( 12 )
где Vy2 - составляющая окружной скорости, направленная на торможение вращения ветроколеса, приложенная также в центре давления.
Абсолютная окружная скорость центра давления лопасти V0 будет равна разности окружных скоростей прямого вращения (Vy1) и реактивного сопротивления вращению (Vу2):
V0=Vy1-Vy2, м/сек (13)
Подставив в уравнение (13) значения Vy1 и Vy2 из выражений (9) и (12) соответственно, после преобразований получим:
V 0 = V в ⋅ sin φ ⋅ cos 3 φ , м / с е к ( 14 )
Решив уравнение (14) относительно произведения тригонометрических функций угла ф заклинения лопасти, получим:
V 0 V в = sin φ ⋅ cos 3 φ = e ( 15 )
Отношение в левой части уравнения (15) называют коэффициентом торможения и обозначают значком «е» [1], стр.97.
Крепление лопастей противоположными гранями на трубках переднего и заднего махов в известном техническом решении обеспечивает компактность ветроколеса с минимальным межлопастным пространством и максимальным коэффициентом заполнения (Kз=0,15-0,9) и исключает влияние сбегающего с плоскостей заклинения воздушного потока на тыльную сторону вслед идущей лопасти, что увеличивает абсолютное давление ветра на лопасти и повышает крутящий момент на валу ветроколеса.
Однако жесткое крепление лопастей на трубках переднего и заднего махов исключает возможность регулирования их угла φ заклинения в зависимости от величины скорости ветра, что приводит к беззащитности ветроколеса от ураганных ветровых нагрузок.
Заявленный объект содержит поворотную стойку, несущую жестко закрепленный на ее верхнем конце подшипниковый узел с двухконцевым горизонтальным валом, один конец которого связан с электрогенератором, а на другом конце жестко закреплен мах, несущий по меньшей мере две съемных лопасти.
На концах маха в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, при этом их концы в паре дополнительных подшипниковых узлов обращены в противоположные стороны от маха, а на валу каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками установлена пружина кручения, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой конец жестко связан с валом, несущим съемную лопасть.
Технические преимущества заявленного объекта по сравнению с прототипом заключаются в следующем:
- выполнение ветроколеса в виде закрепленного на одном из концов силового вала маха, несущего жестко закрепленные на его концах дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, концы которых в паре обращены в противоположные стороны, обеспечивает возможность простейшей установки съемных лопастей с минимальным межлопастным пространством, что существенно повышает коэффициент заполнения ветроколеса, упрощает его конструкцию и повышает коэффициент использования энергии ветра;
- наличие пружины кручения на валу каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой конец жестко связан с валом, несущим съемные лопасти, обеспечивает возможность поворота лопастей согласно направлению ветра при его ураганной скорости и ее возврат в исходное положение при снижении скорости ветра до номинального значения.
Совокупность указанных технических преимуществ заявленного объекта по сравнению с прототипом обеспечивает технический результат, заключающийся в упрощении конструкции, повышении ремонтопригодности и надежной защите ветроколеса от ураганных скоростей ветра.
На приведенных чертежах иллюстрируется крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка (КГТВУ), где на фиг.1 показан ее общий вид с наветренной стороны; на фиг.2 - то же, с наклоненными лопастями (контурными линиями отмечено примерное положение лопастей при ураганном ветре); на фиг.3 - дополнительный подшипниковый узел с разрезом по продольной оси и на фиг.4 - план скоростей при взаимодействии первичного ветрового потока с лопастями ветроколеса.
Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка (КГТВУ) содержит поворотную стойку 1, являющуюся валом опорного подшипникового узла 2, на верхнем конце которого жестко закреплен подшипниковый узел 3 с двухконцевым валом 4, один конец которого связан с электрогенератором (на чертежах не показано), а на другом конце жестко закреплен мах 5, несущий по меньшей мере две съемных лопасти 6 и 7.
На концах маха 5 в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы 8 и 9 с одноконцевым валом 10, при этом его выходные концы выполнены, например, квадратными и обращены в противоположные стороны от маха 5, а установленные на них лопасти 6 и 7 выполнены съемными.
На валу 10 каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками установлены пружины кручения 11, один конец которых зафиксирован на корпусе, например, посредством стопорной шайбы 12, жестко закрепленной внутри него, а другой конец жестко зафиксирован на валу 10, например, посредством другой стопорной шайбы 13, жестко закрепленной на валу 10.
Удержание лопастей 6 и 7 в исходном положении осуществляется съемными обрезиненными упорами 14 с одной стороны и усилием натяга пружин кручения 11 с другой стороны. Величину натяга обеспечивают путем поворота лопастей 6 и 7 в ту или другую сторону со снятыми упорами 14 с последующим контролем величины натяга, например, динамометром, после чего упоры 14 ставят на места.
При скоростях ветра, например, до 20 м/сек (доураганный диапазон) лопасти 6 и 7 остаются в постоянном фиксированном положении с наветренной стороны упорами 14 и с тыльной стороны усилием натяга пружин 11.
Вращение ветроколеса осуществляется за счет составляющих скорости первичного ветрового потока, действующих в плоскости вращения ветроколеса и образующих пару сил, т.к. углы φ заклинения лопастей 6 и 7 в паре противоположны друг другу.
При скоростях ветра более 20 м/сек (ураганный диапазон) усилие натяга пружин 11 становится недостаточным для обеспечения гарантированного удержания лопастей 6 и 7 на упорах 14, и они начинают поворачиваться в противоположные стороны вместе с валами 10 подшипниковых узлов 8 и 9, дополнительно закручивая пружины 11 и увеличивая величину их натяга под воздействием возрастающего лобового давления ветра, в результате чего углы φ заклинения лопастей 6 и 7 увеличиваются, а составляющие усилия вращения ветроколеса, образующие пару сил, остаются практически без изменения независимо от возрастания скорости первичного ветрового потока.
Источники информации
1. Фатеев Е.М. «Ветродвигатели и ветроустановки», ОГИЗ-сельхоз, г. Москва, 1948 г., 185 с.
2. Описание изобретения к патенту РФ №2463473 от 11.04.20011 г., МПК F03D 1/00.
Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка, содержащая поворотную стойку, несущую жестко закрепленный на ее верхнем конце подшипниковый узел с двухконцевым горизонтальным валом, один конец которого связан с электрогенератором, а на другом конце жестко закреплен мах, несущий по меньшей мере две съемных лопасти, отличающаяся тем, что на концах маха в плоскости его вращения жестко закреплены корпусной частью дополнительные подшипниковые узлы с одноконцевым валом, при этом их концы в паре дополнительных подшипниковых узлов обращены в противоположные стороны от маха, а на валу каждого дополнительного подшипникового узла между подшипниками установлена пружина кручения, один конец которой зафиксирован на корпусе, а другой жестко связан с валом, несущим съемную лопасть.