Сср / t/t яагг-^т«-л/ '•' т,'-v5.jfjr.>&^....< ^^^л)гi_^'''2ллот?кд
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
252768
Goes Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 47Ь, 9
Заявлено 16.V11.1968 (№ 1260942/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22ЛХ.1969. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 23.11.1970
МПК F 16c
УДК 621.822.5(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Сосете Министров
СССР
Авторы изобретения
В. А. Белый, А. С. Михневич, П. В. Сысоев и Б. И. Купчино
Отдел механики полимеров АН Белорусской ССР
Заявитель «" ЕКА
САМОУПЛОТНЯЮЩИ ЙСЯ ПОДШИПНИК СКОЛЬ)КЕН ИЯ
Предмет изобретения
Изобретение относится к отрасли машиностроения и касается конструкции подшипников скольжения. Во многих существующих конструкциях для уплотнений подшипниковых узлов применяются пружинные устройства, что в значительной степени ограничивает использование для этих целей новых материалов (например, пластм асс) .
Кроме того, в известных конструкциях подшипников скольжения своевременная информация о процессе работы, о недостаточной смазке или аварийном состоянии трущихся поверхностей подшипника или уплотнения отсутствует.
Цель предлагаемого изобретения — создание надежной в эксплуатации конструкции самоуплотняющегося подшипника скольжения с автоматической сигнализацией о состоянии узла трения.
Эта цель достигается за счет использования сил (момента) трения, неизбежно возникающих между валом и подшипником и обеспечивающих смещение вкладышей в осевом направлении для прижима торцовых уплотнений и для управления работой датчиков сигнализации. При этом вкладыши, находящиеся в зацеплении с корпусом подшипника, проворачиваются за счет разности моментов трения между наружной и внутренней их поверхностями.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен самоуплотняющийся подшипник скольжения, содержащий вал 1, при вращении которого вкладыши 2 стремятся провернуться относительно корпуса 8. Прово5 рачиваясь, вкладыши винтовой поверхностью скользят по подпружиненному шарику 4 или штифту 5 и перемещаются в осевом направлении, прижимая уплотнение б к крышкам 7 и создавая торцовые уплотнения. Осевое пе10 ремещение постоянно компенсирует износ уплотнения и служит для привода датчика 8, который предназначен для автоматической сигнализации оо износе уплотнения или нарушении режим а р а боты подшипника, 15
1. Самоуплотняющийся подшипник скольжения, содержащий корпус, в котором установле20 ны вкладыши, упирающиеся в уплотнительные элементы, установленные в крышках корпуса, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности уплотнения и долговечности подшипника, на сопрягающихся поверхностях корпуса и вкладышей выполнены соответственно входящие друг в друга выемки или выступы, расположенные по наклонной линии и обеспечивающие смещение вкладышей в осевом направлении для прижима торцовых уп30 лотнений
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что в корпусе установлены датчики, срабатывающие при перемещении вкладышей и фик252768 сирующие состояние трущихся поверхностей подшипника.
Составитель Г. Мартышкина
Редактор Л. Герасимова Техред Л. Я. Левина Корректор Р. И. Крючкова
Заказ 214/5 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типотрафия, .пр. Сапунова, 2