Способ определения качества смазочных масел
Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин. Способ заключается в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа, мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел. Согласно изобретению, в способе дополнительно определяют влияние стали на качество смазочных масел. При этом дополнительно нагревают пробу масла постоянной массы со стальным элементом при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла и проводят упомянутый цикл испытаний. Затем строят линейные графические зависимости коэффициентов противоизносных свойств от коэффициентов поглощения светового потока для масел, испытанных без стали и со сталью, по которым определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств путем определения соотношения П/Кп. Влияние стали на качество смазочных масел оценивают по значению коэффициента влияния стали Квс, определяемому по формуле: Квс=(Vп-Vпс)/Vп×100%, где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью. Достигается повышение информативности определения и обоснованности выбора смазочных материалов. 1 табл., 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин.
Известен способ определения качества моторных масел, при котором испытывают смазанную пару трения, берут пробы работающего масла, регистрируют оптическую плотность, определяют площадь пятен износа на поверхности трения и по соотношению оптической плотности к площади пятна износа определяют качество масел (Авторское свидетельство СССР №1165939, дата приоритета 06.01.1984, дата публикации 07.07.1985, авторы Ковальский Б.И. и Сорокин Г.М., RU).
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ определения качества смазочных масел, при котором пробу масла нагревают при постоянной температуре с перемешиванием постоянной массы, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока, испытывают на противоизносные свойства, определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств по формуле П=Кп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока; U - диаметр пятна износа, мм; затем строят графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока и по тангенсу угла наклона зависимости к оси абсцисс определяют качество смазочных масел (Патент РФ №2454654, дата приоритета 25.02.2011, дата публикации 27.02.2012, авторы Ковальский Б.И. и др., RU, прототип).
Недостатками известных аналога и прототипа являются низкая их информативность и ограниченное применение по определению качества смазочных масел из-за отсутствия данных с их совместимостью с материалами пар трения.
Задачей изобретения является повышение информативности по определению качества смазочных масел за счет получения данных об их совместимости с материалами пар трения.
Для решения поставленной задачи в способе определения качества смазочных масел, заключающемся в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа в мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел, согласно изобретению, в способе дополнительно определяют влияние стали на качество смазочных масел, при этом дополнительно нагревают пробу масла постоянной массы со стальным элементом при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла и проводят упомянутый цикл испытаний, строят линейные графические зависимости коэффициентов противоизносных свойств от коэффициентов поглощения светового потока для масел, испытанных без стали и со сталью, по которым определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств путем определения соотношения П/Кп, а влияние стали на качество смазочных масел оценивают по значению коэффициента влияния стали Квс, определяемому по формуле: Квс=(Vп-Vпс)/Vп×100%, где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью.
На чертеже представлены зависимости коэффициента противоизносных свойств от коэффициента поглощения светового потока, полученные на примерах моторных масел: а) - минерального Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC; б) - частично синтетического Mobil Super 10W-40 SJ/CF; в) - синтетического Visco 5000 5W-40 SJ/CF, - испытанных без стали (1) и со сталью ШХ15 (2).
Способ осуществляется следующим образом.
Испытанию подвергались моторные масла различной базовой основы: минеральное - Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC; частично синтетическое - Mobil Super 10W-40 SJ/CF и синтетическое - Visco 5000 5W-40 SJ/CF. В качестве примера стального образца выбрана верхняя обойма подшипника №203 диаметром 47 мм, изготовленная из стали ШХ15. Пробы масел испытывались порознь без стали и со сталью. Масса пробы масла составляла 100±0,1 г. Пробы термостатировались при постоянной температуре, например 180°C, с перемешиванием стеклянной мешалкой в стеклянном стакане с частотой вращения 300±2 об/мин. Через каждые 8 часов испытания отбирают часть пробы окисленного масла для прямого фотометрирования и определения коэффициента поглощения светового потока Кп, а также испытывают часть пробы на трехшариковой машине трения со схемой «шар-цилиндр». Параметры трения скольжения выбраны постоянными: нагрузка - 13 Н; скорость скольжения - 0,68 м/с; температура испытуемого масла в объеме - 80°C; время испытания - 2 часа.
После двух часов испытания измеряют диаметры пятен износа на трех шарах и определяют среднеарифметическое значение. По мере отбора проб в стеклянный стакан доливают товарное масло до первоначальной массы (100±0,1 г) и продолжают испытание по тому же способу, и замеряют те же параметры. Испытание проб масел со сталью и без стали продолжают до значения коэффициента поглощения светового потока 0,7-0.8 ед. Фотометрирование окисленных масел без стали и со сталью проводят при толщине фотометрируемого слоя 2 мм.
По полученным результатам определяют коэффициент противоизносных свойств П, учитывающий износ и концентрацию продуктов окисления при термостатировании масел без стали и со сталью, по соответствующим формулам:
П=Kп/U и Пс=Kпс/Uc, где Кп и Кпс - коэффициенты поглощения светового потока термостатированных масел соответственно без стали и со сталью;
U и Uc - соответственно среднеарифметические значения диаметров пятен износа, мм.
Далее строят линейные графические зависимости коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп для масел различной базовой основы, испытанных без стали и со сталью (фиг.а, б, в). Из полученных зависимостей определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств (Vп) путем определения соотношения П/Кп.
Затем определяют коэффициент влияния стали Квс на качество смазочного материала по формуле:
Kвс=(Vп-Vпс)/Vп×100%,
где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью ШХ15.
Результаты испытаний моторных масел приведены в следующей таблице.
Таблица | |||||||
Результаты испытаний моторных масел различных базовых основ | |||||||
Марка масла | Коэффициент поглощения светового потока, Кп | Коэффициент противоизносных свойств, П | Скорость изменения коэффициента П | Коэффициент влияния стали Квс, % | |||
без стали | со сталью | без стали | со сталью | без стали | со сталью | ||
Минеральное Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC | 0,133 | 0,177 | 0,5 | 0,479 | 3,89 | 3,47 | 10,7 |
0,257 | 0,267 | 1,0 | 0,82 | ||||
0,433 | 0,447 | 1,6 | 1,4 | ||||
0,6 | 0,543 | 2,33 | 1,8 | ||||
0,82 | 0,64 | 3,2 | 2,2 | ||||
0,713 | 2,4 | ||||||
0,767 | 2,6 | ||||||
Частично синтетическое Mobil Super 10W-40 SJ/CF | 0,167 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 4,1 | 3,31 | 19,2 |
0,183 | 0,423 | 0,7 | 1,2 | ||||
0,28 | 0,487 | 1,17 | 1,58 | ||||
0,41 | 0,627 | 1,6 | 2,04 | ||||
0,523 | 0,757 | 2,04 | 2,5 | ||||
0,637 | 2,62 | ||||||
0,72 | 2,93 | ||||||
0,793 | 3,22 | ||||||
Синтетическое Visco 5000 5W-40 SJ/CF | 0,11 | 0,1 | 0,34 | 0,26 | 4,39 | 2,58 | 41,2 |
0,213 | 0,19 | 0,82 | 0,49 | ||||
0,307 | 0,287 | 1,33 | 0,75 | ||||
0,423 | 0,5 | 1,68 | 1,29 | ||||
0,513 | 2,26 |
Из таблицы видно, что коэффициент влияния стали на качество масел составил: для минерального Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC - 10,7%; для частично синтетического Mobil Super 10W-40 SJ/CF - 19,2%; для синтетического Visco 5000 5W-40 SJ/CF - 41,2%.
Из таблицы также видно, что сталь ШХ15 понижает качество моторных масел независимо от базовой основы и совместима с минеральным маслом Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC и с частично синтетическим Mobil Super 10W-40 SJ/CF.
Использование изобретения позволяет определить количественные показатели влияния сталей на качество смазочных масел (противоизносные свойства), создать банк данных по влиянию различных конструкционных сталей на масла различной базовой основы и обоснованно выбирать те смазочные материалы, которые совместимы со сталями.
Способ определения качества смазочных масел, заключающийся в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа в мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел, отличающийся тем, что в способе дополнительно определяют влияние стали на качество смазочных масел, при этом дополнительно нагревают пробу масла постоянной массы со стальным элементом при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла и проводят упомянутый цикл испытаний, строят линейные графические зависимости коэффициентов противоизносных свойств от коэффициентов поглощения светового потока для масел, испытанных без стали и со сталью, по которым определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств путем определения соотношения П/Кп, а влияние стали на качество смазочных масел оценивают по значению коэффициента влияния стали Квс, определяемому по формуле: Квс=(Vп-Vпс)/Vп×100%, где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью.