Способ обучения сотрудников службы авиационной безопасности с применением системы дополненной реальности
Изобретение относится к способам обучения с использованием тренажеров. Способ безопасного обучения сотрудников службы авиационной безопасности в реальной зоне предполетного досмотра пассажиров, салоне самолета и в других зонах контроля безопасности на воздушном транспорте предполагает использование системы трехмерной стереоскопической дополненной реальности, включающей очки с двумя прозрачными микродисплеями, аудиосистемой и системой позиционирования, обеспечивающей определение трех линейных координат положения точки наблюдения и трех угловых координат положения линии наблюдения в пространстве, и компьютера, в реальном времени генерирующего и передающего стереовидеоизображение на микродисплеи очков дополненной реальности. Способ включает формирование управляемых программно или операторами (инструкторами) стереоизображений запрещенных к провозу предметов и виртуальных пассажиров (высококачественные трехмерные модели с управлением жестами и мимикой), находящихся среди реальных пассажиров и пытающихся пронести запрещенные к провозу предметы, и воспроизведение их в реальной зоне предполетного досмотра пассажиров, салоне самолета и в других зонах контроля безопасности на воздушном транспорте. В результате повышается эффективность обучения сотрудников службы авиационной безопасности.
Реферат
Изобретение относится к способам обучения с использованием тренажеров.
Возросшая степень угрозы террористических актов на воздушном транспорте обусловливает более высокие требования к качеству подготовки специалистов служб безопасности аэропортов. В настоящее время обучение и проверка знаний, умений и навыков сотрудников службы авиационной безопасности проводится в учебных классах с использованием традиционных средств (литература, плакаты, экзаменационные билеты, макеты, фотографии, компьютерные обучающие программы), без связи с реальной средой выполнения ими своих функций, что снижает эффективность учебных процедур. Такая ситуация обусловлена объективными причинами, поскольку нельзя осуществлять обучение сотрудников службы авиационной безопасности в зонах предполетного досмотра пассажиров и в других зонах аэропорта без ущерба их прямым функциям.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату является известный способ обучения сотрудников службы авиационной безопасности с помощью компьютерного тренажера «Курсант» (http://www.abintech.ru/SAIT/Kursant.html), разработанного в НОУ НУЦ «АБИНТЕХ», г.Москва, включающего три модуля:
- ввода и редакции данных, предназначен для формирования базы данных схем и фотографий мест досмотра воздушного судна;
- обучения, с функциями просмотра фотографий мест досмотра воздушного судна, в том числе фотографий с опасными предметами;
- тестирования, предназначен для оценки степени подготовки специалистов путем показа тестируемому изображений мест досмотра воздушного судна с опасными предметами с учетом попыток выделить на серии изображений опасный предмет.
Известный способ не обеспечивает возможности обучения в реальной зоне контроля, не обеспечивает стереоскопичности изображений опасных предметов, не обеспечивает трехмерных стереоскопических изображений потенциальных нарушителей, что снижает эффективность обучения сотрудников службы авиационной безопасности.
Техническая задача предлагаемого изобретения состоит в создании впервые тренажерного комплекса для обучения сотрудников службы авиационной безопасности в реальной зоне предполетного досмотра пассажиров, салоне самолета и в других зонах контроля безопасности на воздушном транспорте на базе технологии дополненной реальности.
Технический результат предлагаемого изобретения состоит в реализации ее назначения - обучение сотрудников службы авиационной безопасности в реальной зоне предполетного досмотра пассажиров, салоне самолета и в других зонах контроля безопасности на воздушном транспорте.
Указанный технический результат достигается тем, что тренажерный комплекс для обучения сотрудников службы авиационной безопасности в реальной зоне предполетного досмотра пассажиров, салоне самолета и в других зонах контроля безопасности на воздушном транспорте, содержащий аппаратно-программные средства визуализации, включает очки дополненной реальности, снабженные двумя прозрачными микродисплеями, аудиосистемой и системой позиционирования, обеспечивающей определение трех линейных координат положения точки наблюдения и трех угловых координат положения линии наблюдения в пространстве, и компьютер, в реальном времени генерирующий и передающий стереовидеоизображение на микродисплеи очков дополненной реальности.
Для осуществления предлагаемого изобретения может быть использован любой известный комплекс трехмерной дополненной реальности, обеспечивающий сквозное видение через прозрачные микродисплеи и снабженный аудиосистемой и системой позиционирования (см., например, Стереоочки дополненной реальности VUZIX STAR 1200, http://www.vuzix.com/augmented-realitv/products_star1200.html).
Система позиционирования должна удовлетворять следующим требованиям:
минимальные масса и габаритные размеры составных частей системы, размещенных на очках дополненной реальности;
определение шести координат положения шлема в пространстве: трех линейных и трех угловых;
определение угловых координат в горизонтальной плоскости в диапазоне до ±180°, в вертикальной плоскости - до ±60°;
максимальная погрешность определения угловых координат в конусе с осью, совпадающей с продольной осью объекта, не должна превышать нескольких десятков угловых минут;
максимальная погрешность определения линейных координат не должна превышать 2-3 мм;
частота выдачи информации об угловых координатах должна быть не менее 60 Гц;
постоянство характеристик устройств системы в диапазоне рабочих температур от 15 до 30°С;
отсутствие вредных воздействий работы системы на здоровье пользователя, а также на оборудование и системы, находящиеся поблизости. Примером применимой системы позиционирования может служить FASTRAK http://www.polhemus.com/?page=motion_fastrak.
Осуществление предлагаемого способа обучения сотрудников службы авиационной безопасности заключается в следующем.
Обучаемый сотрудник службы авиационной безопасности в очках дополненной реальности с двумя прозрачными микродисплеями, аудиосистемой и системой позиционирования находится в реальной зоне предполетного досмотра пассажиров, салоне самолета или в других зонах контроля безопасности на воздушном транспорте. Аппаратно-программные средства (компьютер) получают от системы позиционирования данные о трех линейных координатах положения точки наблюдения и трех угловых координатах положения линии наблюдения в пространстве, генерируют с учетом этих данных стереовидеоизображение запрещенных к провозу предметов и виртуальных пассажиров (высококачественные трехмерные модели с управлением жестами и мимикой), находящихся среди реальных пассажиров и пытающихся пронести запрещенные к провозу предметы, и выводят их на микродисплеи очков. Виртуальные объекты управляются программно или операторами (инструкторами). Задача обучаемого заключается в выявлении потенциальных нарушителей и/или обнаружении опасных предметов.
В случае, если виртуальные объекты управляются операторами, тренажерный комплекс также включает рабочие места операторов.
На базе предлагаемого изобретения с помощью виртуальных объектов (нарушителей или террористов, опасных предметов) в любой зоне аэропорта, в салоне самолета и на летном поле моделируют любые учебные ситуации (например, террористическая атака, проникновение в охраняемую зону), при этом виртуальный характер объектов обеспечивает полную безопасность процесса обучения. При этом контролируются:
- время и характер реакции на возникновение чрезвычайной ситуации;
- точность оценки параметров чрезвычайной ситуации;
- адекватность оценки возникшей угрозы безопасности;
- точность следования инструкциям соответствующих нормативных документов.
Таким образом, при осуществлении предлагаемого изобретения реализуется назначение предлагаемого тренажерного комплекса - обучение сотрудников службы авиационной безопасности в реальной среде выполнения ими своих функций. При этом безусловно обеспечивается: безопасность моделирования учебных ситуаций, возможность оперативного (не более 0,5 часа) развертывания технических средств для осуществления обучения.
Способ обучения сотрудников службы авиационной безопасности с применением системы дополненной реальности, включающий формирование управляемых программно или операторами (инструкторами) стереоизображений запрещенных к провозу предметов и виртуальных пассажиров (трехмерные модели с управлением жестами и мимикой), пытающихся пронести запрещенные к провозу предметы, и воспроизведение их в реальной зоне предполетного досмотра пассажиров, салоне самолета и в других зонах контроля безопасности на воздушном транспорте, отличающийся тем, что для формирования трехмерных стереоизображений запрещенных к провозу предметов и виртуальных пассажиров в реальной зоне предполетного досмотра, салоне самолета и в других зонах контроля безопасности на воздушном транспорте применяется система дополненной реальности, включающая очки с двумя прозрачными микродисплеями, аудиосистемой и системой позиционирования, обеспечивающей определение трех линейных координат положения точки наблюдения и трех угловых координат положения линии наблюдения в пространстве, и компьютера, в реальном времени генерирующего и передающего стереовидеоизображение на микродисплеи очков дополненной реальности.