Устройство для подачи жидкой смазки

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствами, и может быть использовано для смазывания подшипников качения низкооборотных валов зубчатых передач с масляными ваннами. Устройство для подачи жидкой смазки состоит из полой штанги, жестко укрепленной по валу передачи, перпендикулярно ему, свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленный симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги. В смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала. Полость короба соединена с плоскостью штанги, полость которой соединена радиальной проточкой со сквозным осевым каналом, выполненным в валу и выведенным в полости между крышками и подшипниками. Технический результат: обеспечение смазывания подшипников качения с глухими крышками низкооборотных валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, в том числе валов, расположенных высоко относительно масляных ванн. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствам, и может быть использовано для смазывания подшипников качения низкооборотных валов зубчатых передач с масляными ваннами.

Известно устройство подачи жидкой смазки для подшипников качения валов зубчатых передач с масляными ваннами, представляющее собой циркуляционную систему с принудительной подачей жидкой смазки из масляной ванны посредством насоса - см., например, «Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил.», стр.466.

Недостаток данного устройства состоит в том, что оно сложно по конструкции, поэтому его целесообразно использовать для смазывания подшипников только ответственных узлов и агрегатов - мощных высокоскоростных редукторов, высокочастотных электроприводов и т.п. А для использования для смазывания подшипников неответственных узлов и агрегатов, например - низкооборотных валов зубчатых передач общего применения - использование таких устройств экономически нецелесообразно.

В качестве прототипа взята конструкция устройства для смазывания подшипников качения редукторов, представляющая собой лопастный разбрызгиватель, устанавливаемый на валу передачи около смазываемого подшипника - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр.132.

Недостаток прототипа состоит в том, что при малых скоростях вращения вала разбрызгиватель неработоспособен, кроме того, данная конструкция применима только при малом расстоянии от масляной ванны, в которую погружен разбрызгиватель, до смазываемого подшипника.

Изобретением решается задача смазывания подшипников качения с глухими крышками иизкооборотных валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, в том числе валов, расположенных высоко относительно масляных ванн.

Устройство для подачи жидкой смазки содержит смазкоподающее приспособление, погруженное в масляную ванну, причем смазкоподающее приспособление выполнено в виде полой штанги, жестко укрепленной на валу передачи, перпендикулярно ему; свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленным симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги; в смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала; полость короба соединена с плоскостью штанги, полость которой соединена радиальной проточкой с осевым каналом, выполненным в валу; полость которой соединена радиальной проточкой со сквозным осевым каналом, выполненным в валу и выведенным в полости между крышками и подшипниками.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: устройство для подачи смазки при нижнем положении смазкоподающего приспособления (фиг.1); то же, при верхнем положении смазкоподающего приспособления (фиг.2). На чертеже показаны: корпус 1 редуктора, подшипник качения 2, вал 3, верхний уровень 4 масляной ванны, штанга 5, полость 6 штанги, смазкозахватывающий ковш 7, заливное отверстие 8, осевой канал 9 вала 3, радиальная проточка 10, крышка 11 подшипника, полость 12, между крышкой 11 и подшипником 9, направление вращения со штанги со смазкозахватывающим ковшем.

Работает данное устройство следующим образом. При вращении вала 3 вместе с ним вращается и штанга 5 со смазкозахватывающим ковшом 7; при погружении ковша 7 в масляную ванну смазочный материал через заливное отверстие 8 поступает в полость ковша 7; при дальнейшем проворачивании вала 3 смазочный материал поступает из ковша 7 в полость 6 штанги 5, а оттуда - через проточку 10 - в осевой канал 9; из осевого канала смазочный материал поступает в полоски 12 между крышками 11 и подшипниками 2, откуда перетекает - через зазоры между телами качения подшипника (шариками или роликами) обратно вовнутрь корпуса редуктора - в масляную ванну. При дальнейшем вращении вала процесс смазывания повторяется.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция устройства для подачи жидкой смазки позволяет производить смазывание подшипников при малых скоростях вращения валов, а также при больших расстояниях между подшипниками и масляными ваннами редукторов.

Устройство для подачи жидкой смазки, преимущественно для подшипников качения с глухими крышками валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, содержащее смазкоподающее приспособление, погружаемое в масляную ванну, отличающееся тем, что смазкоподающее приспособление выполнено в виде полой штанги, жестко установленной на валу передачи, перпендикулярно ему, свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленным симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги, в смещенной части короба выполнено заливное окно, обращенное в сторону вала; полость короба соединена с полостью штанги, полость которой соединена радиальной проточкой со сквозным осевым каналом, выполненным в валу и выведенным в полости между крышками и подшипниками.