Многофункциональное устройство проверки рабочих параметров лопастей винтов вертолета
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к контролю электрических параметров и может быть применено в авиационной технике. Устройство состоит из основного блока и универсального соединителя. Основной блок представляет собой металлический корпус с расположенными на его рабочей поверхности цифровым индикатором, блоком светодиодов, переключателем коммутатора. Внутри корпуса основного блока размещен комплект измерительных приборов, состоящий из плат цифрового мультиметра для проверки сопротивления нагревательных элементов секций лопастей несущего и рулевого винтов вертолета, проверки лампочек (светодиодов) на законцовке лопастей несущего винта (контурные огни), плат цифрового мегаомметра для измерения сопротивления изоляции нагревательных элементов на лонжерон и оковку, пневмокомпрессора с пневмошлангами для создания давления воздуха при проверке давления наддува лопастей винтов вертолета, плат контроллера пневмокомпрессора для управления пневмокомпрессором и для контроля давления наддува лопастей несущего винта вертолета, соединительной коробки с электрожгутами, а также блока питания. Универсальный соединитель для соединения с разъемом лопасти включает штепсельный многоштыревой разъем и пневмоштуцер. Технический результат заключается в повышении информативности и достоверности контроля рабочих параметров, расширении функциональных возможностей контроля, достижении высокого качества выполняемых работ, снижении материальных и трудозатрат при обслуживании авиационной техники. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к контролю электрических параметров и может быть применено в авиационной технике.
Существуют приборы проверки сопротивления нагревательных элементов и сопротивления изоляции нагревательных элементов лопастей винтов вертолета: мегаомметр М-1101М (http://urban3p.ru/blogs/24785/), омметр Ц-4317 (http://www.elec.ru/market/offer-3233251478.html), мостовой прибор постоянного тока Р-333 (http://pribortehsnab.ru/catalog/etalons/r333.html), манометр воздушный. Методика использования этих приборов заключается в последовательных и многократных замерах параметров электрического тока между штырями штепсельных разъемов (http://www.twirpx.com/file/848303/ «ВЕРТОЛЕТ МИ-171. Руководство по технической эксплуатации»; книга III, часть 2. Вертолетные системы; Технологические карты 204, 205; стр. 211-216), параметров воздуха. При использовании данной методики достигается цель проверок - оценка состояния лопасти воздушного винта и работоспособности ее элементов.
Однако применение разрозненных приборов имеет следующие недостатки: при частой смене приборов контроля увеличиваются трудозатраты, постоянный ручной механический перебор мелких штырей штепсельных разъемов приводит к снижению качества и увеличению количества ошибок при выполнении работ. Эти факторы еще более усугубляются воздействием на процесс контроля электрических параметров реальных погодных условий с отрицательными температурами и времени суток при подготовке вертолета к полету. В кабине вертолета есть возможность косвенно оценить работоспособность только системы обогрева лопастей несущего винта. Летный состав при опробовании силовых установок при помощи переключателя секций лопастей и амперметра может проконтролировать только ток, проходящий в цепях нагревательных элементов группы секций всех лопастей, без определения конкретного места неисправности. При этом генераторы переменного тока должны быть подключены «парой», режим работы двигателей - максимальный. Вследствие этого такая проверка характеризуется неточностью, большой длительностью (запуск двигателей, прогрев, выход на режим - около 15 минут) и высоким расходом авиационного топлива (более 200 литров). Теоретически есть возможность косвенно оценить работоспособность системы обогрева в кабине вертолета наземным составом. Но при незапущенных двигателях ток, проходящий в цепях нагревательных элементов, достигает максимальных значений, характеризующих наземный источник питания.
Следствием указанных недостатков являются низкое качество выполняемых работ, большие затраты и возможность увеличения доли человеческого фактора в авиационных происшествиях.
Задача изобретения - обеспечить единство измерений рабочих параметров лопастей винтов вертолета, добиться сокращения времени проверок, сокращения трудозатрат, увеличения качества выполняемых работ, что приведет к снижению доли человеческого фактора в авиационных происшествиях.
Техническим результатом является повышение информативности и достоверности контроля рабочих параметров, расширение функциональных возможностей контроля, достижение высокого качества выполняемых работ, снижение материальных и трудозатрат при обслуживании авиационной техники.
Технический результат достигается многофункциональным устройством контроля рабочих параметров лопастей винтов вертолета, состоящим из основного блока и универсального соединителя. Основной блок представляет собой металлический корпус с расположенными на его рабочей поверхности цифровым индикатором, блоком светодиодов, переключателем коммутатора. Внутри корпуса основного блока размещен комплект измерительных приборов, состоящий из плат цифрового мультиметра для проверки сопротивления нагревательных элементов секций лопастей несущего и рулевого винтов вертолета, проверки контурных огней в виде лампочек или светодиодов на законцовке лопастей несущего винта, плат цифрового мегаомметра для измерения сопротивления изоляции нагревательных элементов на лонжерон и оковку, пневмокомпрессора с пневмошлангами для создания давления воздуха при проверке давления наддува лопастей винтов вертолета, плат контроллера пневмокомпрессора для управления пневмокомпрессором и для контроля давления наддува лопастей несущего винта вертолета, соединительной коробки с электрожгутами, а также блока питания. Универсальный соединитель для соединения с разъемом лопасти включает штепсельный многоштыревой разъем и пневмоштуцер, причем универсальный соединитель связан посредством соединительной коробки с коммутатором основного блока, что позволяет выбрать род работ, платы цифрового мультиметра соединены электрожгутами с блоком светодиодов, цифровым индикатором и коммутатором, платы цифрового мегаомметра соединены электрожгутами с цифровым индикатором и коммутатором, контроллер компрессора соединен электрожгутами с цифровым индикатором, коммутатором и блоком питания, а пневмошлангами - с пневмокомпрессором и пневмоштуцером универсального соединителя.
Предлагаемое многофункциональное устройство контроля исключит последовательный и многократный ручной перебор мелких штырей штепсельных многоштыревых разъемов при замерах параметров электрического тока в цепях нагревательных элементов, расширит возможности контроля, что приведет к повышению качества выполняемых работ, уменьшению количества ошибок и снижению доли человеческого фактора в авиационных происшествиях.
На фиг.1 представлен внешний вид многофункционального устройства, на фиг.2 изображена его компоновочная схема.
На рабочей стороне корпуса (1) (см. фиг.1) размещены органы отображения информации - блок светодиодов (2), цифровой индикатор (3) и задания режимов работы - переключатель коммутатора (4). Для обеспечения разводки внутри корпуса (см. фиг.2) предусмотрена соединительная коробка (5). Корпус укомплектован электрожгутами (6) с универсальным соединителем (7). В состав универсального соединителя входят штепсельный многоштыревой разъем (8) и пневмоштуцер (9). Внутри корпуса размещены платы контроллера пневмокомпрессора (10), блок питания (11), пневмошланги (12), пневмокомпрессор (13), платы цифрового мегаомметра (14) и цифрового мультиметра (15).
Работает многофункциональное устройство контроля рабочих параметров лопастей винтов вертолета следующим образом.
Универсальный соединитель (7) однократно подключается к штепсельному многоштыревому разъему и пневмоштуцеру лопасти винта. Единый корпус (1) многофункционального устройства контроля с комплектом измерительных приборов для проверок (10, 14, 15), органом задания режимов работы (4), органами отображения информации (2, 3) и блоком питания (11) исключит применение разрозненных приборов, что приведет к снижению материальных и трудозатрат при обслуживании авиационной техники.
Для проверки целостности нагревательных элементов секций лопасти винта (проверка сопротивлений нагревательных элементов) необходимо при включенном питании переключателем коммутатора (4) выбрать режим проверки сопротивления нагревательного элемента и поочередно каждую контролируемую секцию лопасти. К работе подключатся платы цифрового мультиметра (15), после этого можно снять показания сопротивления нагревательного элемента с цифрового индикатора (3).
Для проверки целостности лампочек на законцовке лопасти несущего винта - контурных огней (проверка сопротивления спирали лампочек) необходимо переключателем коммутатора (4) выбрать режим проверки сопротивления спирали лампочек. К работе подключатся платы цифрового мультиметра (15) и блок светодиодов (2), после этого можно снять значения сопротивления спирали лампочек с цифрового индикатора (3).
Для проверки целостности светодиодов (для лопастей последнего поколения) на законцовке лопасти несущего винта - контурных огней (подача напряжения на светодиоды) необходимо переключателем коммутатора (4) выбрать режим проверки целостности светодиодов. К работе подключатся блок светодиодов (2) и блок питания (11), после этого можно оценить целостность светодиодов.
Для проверки сопротивления изоляции нагревательных элементов секций лопасти винта относительно лонжерона лопасти необходимо переключателем коммутатора (4) выбрать соответствующий режим. К работе подключатся платы цифрового мегаомметра (14) и блок питания (11), после этого можно снять значения сопротивления изоляции нагревательных элементов секций лопасти винта относительно лонжерона лопасти с цифрового индикатора (3).
Для проверки сопротивления изоляции нагревательных элементов секций лопасти винта относительно оковки лопасти необходимо переключателем коммутатора (4) выбрать соответствующий режим. К работе подключатся платы цифрового мегаомметра (14) и блок питания (11), после этого можно снять значения сопротивления изоляции нагревательных элементов секций лопасти винта относительно оковки лопасти с цифрового индикатора (3).
Для проверки целостности обшивки лопасти (проверка герметичности внутренней полости лопасти) необходимо переключателем коммутатора (4) выбрать режим контроля давления наддува лопасти несущего винта вертолета. К работе подключатся платы контроллера пневмокомпрессора (10) и блок питания (11), после этого можно снять значения давления наддува лопасти с цифрового индикатора (3). Незначительное снижение давления во внутренней полости лопасти компенсируется при выборе переключателем коммутатора (4) режима подкачки. К работе подключатся платы контроллера пневмокомпрессора (10), пневмокомпрессор (13) и блок питания (11), контроллер пневмокомпрессора автоматически отключает пневмокомпрессор при достижении нормативного давления наддува лопасти.
Таким образом, предлагаемое устройство является многофункциональным, простым в использовании, заменяющим разрозненные приборы, способствует решению задачи изобретения, достижению желаемого технического результата.
Многофункциональное устройство контроля рабочих параметров лопастей винтов вертолета, включающее основной блок и универсальный соединитель, при этом основной блок представляет собой металлический корпус с расположенными на его лицевой поверхности цифровым индикатором, блоком светодиодов, переключателем коммутатора, внутри корпуса основного блока размещен комплект измерительных приборов, состоящий из плат цифрового мультиметра для проверки сопротивления нагревательных элементов секций лопастей несущего и рулевого винтов вертолета, проверки контурных огней в виде лампочек или светодиодов на законцовке лопастей несущего винта, плат цифрового мегаомметра для измерения сопротивления изоляции нагревательных элементов на лонжерон и оковку, пневмокомпрессора с пневмошлангами для создания давления воздуха при проверке давления наддува лопастей винтов вертолета, плат контроллера пневмокомпрессора для управления пневмокомпрессором и для контроля давления наддува лопастей несущего винта вертолета, соединительной коробки с электрожгутами, а также блока питания, универсальный соединитель для соединения с разъемом лопасти включает штепсельный многоштыревой разъем и пневмоштуцер, причем универсальный соединитель связан посредством соединительной коробки с коммутатором основного блока, что позволяет выбрать род работ, платы цифрового мультиметра соединены электрожгутами с блоком светодиодов, цифровым индикатором и коммутатором, платы цифрового мегаомметра соединены электрожгутами с цифровым индикатором и коммутатором, платы контроллера компрессора соединены электрожгутами с цифровым индикатором, коммутатором и блоком питания, а пневмошлангами - с пневмокомпрессором и пневмоштуцером универсального соединителя.