Фильтр для фильтрования вещества в виде частиц из выхлопных газов, выпускаемых из двигателя с принудительным зажиганием
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к фильтру для использования при обработке вещества в виде частиц в выхлопных газах, получаемых от любого процесса горения. Фильтр содержит пористую подложку, имеющую впускные поверхности и выпускные поверхности, при этом впускные поверхности отделены от выпускных поверхностей пористой структурой, содержащей поры первого среднего размера, причем пористая структура покрыта покрытием, содержащим множество твердых частиц, причем пористая структура пористой подложки с покрытием содержит поры второго среднего размера и поры второго среднего размера меньше пор первого среднего размера, при этом покрытие представляет собой каталитическое покрытие, выбранное из группы, состоящей из углеводородной ловушки, трехкомпонентного катализатора, поглотителя NOx, окислительного катализатора, катализатора избирательного каталитического восстановления и катализатора для обедненной NOx, причем трехкомпонентный катализатор содержит платину и родий, палладий и родий или платину, палладий и родий на подложке из оксида с высокой поверхностной площадью и компонент для хранения кислорода. Изобретение обеспечивает эффективную фильтрацию. 4 н. и 31 з.п. ф-лы, 6 ил., 7 табл., 7 пр.
Реферат
Настоящее изобретение относится к фильтру для использования при обработке вещества в виде частиц (ВВЧ) в выхлопных газах, получаемых от любого процесса горения, где невозможно удалить ВВЧ из выхлопных газов посредством образования осадка ВВЧ (так называемого «коркового фильтрования») или посредством комбинации глубокого фильтрования и коркового фильтрования. Процесс горения обычно является процессом, происходящим в двигателях автотранспортных средств. В частности, изобретение относится к фильтру для использования при обработке ВВЧ, получаемого в двигателе с принудительным зажиганием автотранспортного средства, особенно в стехиометрически работающем двигателе с принудительным зажиганием, но также в двигателях для обедненной топливной смеси с принудительным зажиганием.
В двигателях с принудительным зажиганием возгорание смеси углеводорода и воздуха вызывается искровым зажиганием. В противоположность этому в двигателях с воспламенением от сжатия возгорание углеводорода вызывается впрыскиванием углеводорода в сжатый воздух. Двигатели с принудительным зажиганием могут работать на бензиновом топливе, на бензиновом топливе, смешанном с оксигенатами, включающими метанол и/или этанол, жидком нефтяном попутном газе или сжатом природном газе.
ВВЧ в окружающей среде подразделяются многими авторами на следующие категории на основе их аэродинамического диаметра (аэродинамический диаметр определяется как диаметр шарика с плотностью 1 г/см3, имеющего такую же скорость осаждения, как и измеренная частица):
(i) ВВЧ-10 - частицы с аэродинамическим диаметром менее 10 мкм;
(ii) мелкодисперсные частицы с диаметрами меньше 2,5 мкм (ВВЧ-2,5);
(iii) ультрамелкодисперсные частицы с диаметрами меньше 0,1 мкм (или 100 нм); и
(iv) наночастицы, характеризующиеся диаметрами менее 50 нм.
С средины 90-х годов прошлого века распределение частиц по размерам в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания получило повышенное внимание из-за возможного влияния на здоровье человека мелкодисперсных и ультрамелкодисперсных частиц. Концентрации частиц ВВЧ-10 в окружающем воздухе регулируются законодательством в США. Новый дополнительный стандарт на качество окружающего воздуха для ВВЧ-2,5 был принят в США в 1997 году как результат исследования здоровья, которое показало сильную корреляцию между смертностью людей и концентрацией мелких частиц с диаметрами меньше 2,5 мкм.
В настоящее время интерес сместился в сторону наночастиц, образующихся при работе дизельных и бензиновых двигателей, так как они, как полагают, проникают более глубоко в легкие человека, чем более крупные дисперсные частицы, и соответственно они, как считают, оказываются более вредными, чем более крупные частицы, как было экстраполировано на основе результатов исследований частиц с размерами в диапазоне от 2,5 до 10,0 мкм.
Распределения частиц по размерам от дизельных двигателей имеет хорошо установленный бимодальный характер, который соответствует механизмам образования и агломерации частиц соответствующих типов, которые называются соответственно зародышевым типом частиц и аккумулированным типом (см. фиг.1). Как можно видеть из фиг.1, в режиме образования зародышей частиц дизельное ВВЧ состоит из многочисленных малых частиц, имеющих очень малую массу. Почти все дизельные частицы имеют размеры, которые значительно меньше 1 мкм, т.е. они составляют смесь очень мелкодисперсных частиц, т.е. подпадающих под закон США 1997 года, ультрамелкодисперсных частиц и наночастиц.
Частицы зародышевого типа, как полагают, состоят, главным образом, из летучих конденсатов (углеводородов, серной кислоты, азотной кислоты и т.д.) и содержат мало твердого материала, такого как зола и уголь. Частицы аккумулированного типа, как считают, включают в себя твердые вещества (уголь, золу металла и т.д.), перемешанные с конденсатами и адсорбированным материалом (тяжелыми углеводородами, сернистыми веществами, производными окислов азота и т.д.). Крупнодисперсные типы частиц, как считают, возникают в процессе сгорания дизельного топлива и могут образоваться посредством таких механизмов, как осаждение и последующий перенос вещества в виде частиц со стенок цилиндра двигателя, системы удаления выхлопных газов или системы выборочного исследования вещества в виде частиц. Соотношение между этими видами показано на фиг.1.
Состав зародышевых частиц может меняться с изменением условий работы двигателя, условий окружающей среды (особенно температуры и влажности), условий разбавления и исследования проб. Лабораторная работа и теория показали, что большинство образующихся видов зародышевых частиц и их рост возникают в диапазоне низких отношений разбавления. В этом диапазоне превращение газа в частицу летучих предшественников частиц, таких как тяжелые углеводороды и серная кислота, приводит к одновременному образованию зародышей и росту зародышевых частиц и их адсорбции на существующих частицах аккумулирующего типа. Лабораторные испытания (см., например, SAE 980525 и SAE 2001-01-0201) показали, что формирование зародышевых типов частиц усиливается с понижением температуры разбавления воздухом, но имеется противоречащее свидетельство о возможном влиянии влажности.
Вообще низкая температура, низкие степени разбавления, высокая влажность и длительное время выдержки благоприятствуют образованию наночастиц и их росту. Исследования показали, что наночастицы состоят, главным образом, из летучего материала, такого как тяжелые углеводороды и серная кислота с наличием твердой фракции только при очень высоких нагрузках.
В противоположность этому распределение бензиновых частиц по размерам при работе двигателя в установившемся режиме показывает одномодовое распределение частиц по размерам с пиком около 60-80 нм (см., например, фиг.4 в SAE 1999-01-3530). В сравнении с распределением частиц по размерам для дизельного двигателя бензиновое ВВЧ является преимущественно ультрамелкодисперсным с незначительным аккумулированием и малым числом крупных частиц.
Смесь в виде дизельных частиц в дизельном фильтре частиц базируется на принципе отделения переносимых газом частиц от газовой фазы с использованием пористого барьера. Дизельные фильтры могут быть образованы как набивные фильтры и/или фильтры поверхностного типа. В набивных фильтрах средний размер пор в фильтрующей среде больше среднего диаметра всех собранных частиц. Частицы осаждаются на среду посредством комбинации механизмов глубокого фильтрования, включая диффузионное осаждение (Броуновское движение), инерциальное осаждение (ударное) и перехват по линиям растекания (Броуновское движение или инерция).
В фильтрах поверхностного типа диаметр пор фильтрующей среды меньше диаметра ВВЧ, поэтому ВВЧ отделяется просеиванием. Разделение проводится посредством образующегося нароста из самого собранного дизельного ВВЧ, причем этот нарост обычно называется «фильтрующей коркой», а процесс называется «корковым фильтрованием».
Понятно, что фильтры в дизельных двигателях для дисперсных материалов, таких как керамические монолитные наслоения на стенках, могут работать посредством комбинации глубокого фильтрования и поверхностного фильтрования: фильтрующая корка растет при более сильных сажевых нагрузках, когда производительность глубокого фильтрования достигает насыщения и слой частиц начинает покрывать фильтрующую поверхность. Глубокое фильтрование характеризуется несколько более низкой эффективностью фильтрования и более низким падением давления, чем корковое фильтрование.
В WO 03/011437 описывается бензиновый двигатель, имеющий систему выпуска выхлопных газов, включающую в себя средство для улавливания ВВЧ из выхлопных газов и катализатор для катализа оксидирования ВВЧ диоксидом углерода и/или водой в выхлопных газах, при этом катализатор включает в себя щелочной металл на подложке. Средство для улавливания ВВЧ подходит для улавливания частиц в диапазоне размеров от 10 до 100 нм, и оно может являться проточно-стеновым фильтром, выполненным из керамического материала с соответствующим размером пор, например, из такого как кордиерит с нанесенным покрытием из катализатора, металлооксидной пеной с покрытием из катализатора, проволочной сеткой, дизельным проточно-стеновым фильтром, предназначенным для применения в дизельных двигателях, электрофоретической ловушкой или термофоретической ловушкой (см., например, GB-A-2350804).
В WO 2008/136232 A1 описан ячеистый фильтр, имеющий ячеистую стенку, состоящую из основного материала пористой ячеистой стенки, и обеспеченный только на впускной стороне или на впускной и выпускной сторонах поверхностный слой, и удовлетворяющий следующим требованиям (1)-(5) для использования в качестве дизельного фильтра для частиц: (1) пиковый диаметр пор поверхностного слоя такой же или меньше среднего диаметра пор основного материала ячеистой стенки, и пористость поверхностного слоя больше пористости основного материала ячеистой стенки; (2) по отношению к поверхностному слою пиковый диаметр пор составляет от 0,3 до менее 20 мкм, и пористость от 60 до менее 95% (измеренную способом проникновения ртути); (3) толщина (L1) поверхностного слоя составляет от 0,5 до менее 30% от толщины (L2) ячеистой стенки; (4) масса поверхностного слоя на площадь фильтрования составляет от 0,01 до менее 6 мг/см2; и (5) по отношению к основному материалу ячеистой стенки средний диаметр пор составляет от 10 до менее 60 мкм, и его пористость составляет от 40 до менее 65%. См. также документ SAE № 2009-01-0292.
Другими технологиями, предложенными в этой области техники для отделения ВВЧ в бензиновых двигателях от газовой фазы, является вихревое извлечение.
Законодательство по выбросам в Европе 2014 (Евро 6) от 1-го сентября требует контроля над числом частиц в выбросах как в дизельных, так и в бензиновых двигателях (с принудительным зажиганием) легкового автомобильного транспорта. Для бензиновых легковых транспортных средств в ЕС допустимыми пределами являются: 1000 мг/км моноокиси углерода; 60 мг/км оксидов азота (NOx); 100 мг/км всех углеводородов (из которых ≤68 мг/км являются неметановыми углеводородами); и 4,5 мг/км вещества в виде частиц (ВВЧ) (только для двигателей с прямым впрыском топлива). Хотя власти еще не установили стандарт на число ВВЧ для Евро 6, но уже широко понимается, что оно будет задано порядка 6,0×1011 на км. Настоящее описание основано на предположении, что это число будет принято в должное время.
В Соединенных Штатах подобные стандарты на выбросы не были установлены. Однако в штате Калифорния Управление по воздушным ресурсам (CARB) недавно опубликовало документ под названием «Предварительное обсуждение - Поправки к правилам для автотранспортных средств с малыми выбросами (АСМВ) в Калифорнии для критериев загрязнений - АСМВ III» (дата публикации 8 февраля 2010 года), в котором был предложен новый стандарт на ВВЧ, составляющий от 2 до 4 мг ВВЧ/миля (1,25-2,50 мг ВВЧ/км (в настоящее время 10 мг ВВЧ/миля (6,25 мг ВВЧ/км)), при этом документ поясняет, что: «Сотрудники управления получили предложения от целого ряда фирм, считающих, что стандарт 3 мг ВВЧ/миля (1,88 мг ВВЧ/км) может быть установлен для бензиновых двигателей с прямым впрыском топлива без требования установки фильтров для вещества в виде частиц». Кроме того, в документе сказано, что в связи с тем, что масса ВВЧ и число выбросов, по-видимому, скоррелированы: «Хотя стандарт на ограничивающее число ВВЧ не рассматривается в это время, возможный стандарт на число ВВЧ, составляющий около 1012 частиц/миля (6,2511 частиц/км), рассматривается (который может быть выбран фирмами-производителями вместо стандарта на массу ВВЧ)». Однако в связи с тем, что ни стандарт на ВВЧ, ни стандарт на число ВВЧ еще не был установлен CARB, пока слишком рано знать, будет ли вообще нужно фильтрование вещества в виде частиц для рынка автомобилей в Калифорнии или в США. Тем не менее, возможно, что некоторые производители автомашин выберут фильтры, чтобы обеспечить поле для безопасного маневра при любом возможном варианте конструкции двигателя с принудительным зажиганием, выбранном для приведения его в соответствие со стандартами, которые, в конце концов, будут установлены.
Новый стандарт Евро 6 на загрязняющие выбросы задает целый ряд конструкторских проблем для достижения соответствия стандартам на выбросы бензиновых двигателей. В особенности, как сконструировать фильтр или систему вывода продуктов сгорания топлива, включающую фильтр, для уменьшения числа выбросов бензиновых ВВЧ (с принудительным зажиганием), но в то же время соответствовать стандартам на выбросы загрязнений, не относящихся к ВВЧ, таким как один или более оксидов азота (NOx), моноокись углерода (СО) и не сгоревшие углеводороды (НУВ), все при допустимом противодавлении, например, измеренные как максимум при максимальном противодавлении во время работы двигателя при ездовом испытательном цикле, принятом в ЕС.
Предусмотрено, что минимальное уменьшение числа частиц для каталитического фильтра с трехкомпонентным катализатором для дисперсных материалов в соответствии со стандартом Евро 6 на число частиц по отношению к эквивалентному проточно-стеновому катализатору составляет ≥50%. Кроме того, хотя и неизбежно некоторое повышение противодавления для каталитического проточно-стенового фильтра с трехкомпонентным катализатором по отношению к эквивалентному проточно-стеновому катализатору, по опыту авторов пиковое противодавление в течение ездового испытательного цикла MVEG-B (среднего по трем испытаниям от «свежего») для большинства легкового автотранспорта должно быть ограничено <200 мбар, например, <180 мбар, <150 мбар и предпочтительно <120 мбар, например, <100 мбар.
ВВЧ, образующееся при работе двигателей с принудительным зажиганием, имеет значительно большую долю ультрамелкодисперсных частиц с очень незначительным числом аккумулированных и крупных частиц в сравнении с ВВЧ, полученным при работе дизельных двигателей (с воспламенением от сжатия), и это создает проблемы при удалении их из выхлопных газов двигателей с принудительным зажиганием, чтобы предотвратить их попадание в атмосферу. В частности, в связи с тем, что большая часть ВВЧ от двигателя с принудительным зажиганием относительно мала в сравнении с распределением частиц по размерам для дизельного ВВЧ, почти невозможно использовать фильтрующую подложку, которая способствовала бы поверхностному корковому фильтрованию для ВВЧ от двигателей с принудительным зажиганием, так как сравнительно малый средний размер пор в фильтрующей подложке, который потребуется, даст непрактично высокое противодавление в системе.
Кроме того, вообще невозможно использовать обычный проточно-стеновой фильтр, предназначенный для улавливания дизельных ВВЧ, для улучшения фильтрования поверхностного типа ВВЧ от двигателя с принудительным зажиганием, для того, чтобы привести их в соответствие с подходящими стандартами на вредные выбросы, потому что имеется обычно меньше ВВЧ в выхлопных газах двигателя с принудительным зажиганием, поэтому образование корки из сажи менее вероятно; и температуры выхлопных газов от двигателя с принудительным зажиганием обычно выше, что может привести к более быстрому удалению ВВЧ посредством оксидирования, что, таким образом, препятствует увеличенному удалению ВВЧ корковым фильтрованием. Глубокое фильтрование ВВЧ в двигателях с принудительным зажиганием обычным дизельным проточно-стеновым фильтром также затруднено, так как ВВЧ имеет частицы значительно меньшего размера, чем поры фильтрующей среды. Следовательно, при нормальной работе обычный дизельный проточно-стеновой фильтр без покрытия будет иметь более низкую эффективность фильтрования, когда он используется с двигателем с принудительным зажиганием, а не с двигателем с воспламенением от сжатия.
Другой трудностью является сочетание эффективности фильтрования с количеством покрытия, например, катализатора для обеспечения соответствия стандартам на выбросы загрязнений, не относящихся к ВВЧ, при допустимых противодавлениях. Дизельные проточно-стеновые фильтры для частиц в коммерчески доступных автомашинах в настоящее время имеют средний размер пор около 13 мкм. Однако было обнаружено, что нанесение покрытия на фильтр этого типа с достаточным содержанием катализатора, таким как описано в заявке на патент США 2006/0133969, для достижения заданных стандартов на бензиновые вредные выбросы (принудительное зажигание) может вызвать недопустимое противодавление.
Чтобы снизить противодавление в фильтре, можно уменьшить длину подложки. Однако имеется конечный уровень, ниже которого противодавление повышается, когда длина фильтра уменьшается. Подходящая длина подложек для фильтров в соответствии с настоящим изобретением составляет от 2 до 12 дюймов, предпочтительно от 3 до 6 дюймов. Поперечные сечения могут быть круглыми, и в своих разработках авторы использовали фильтры диаметром 4,66 и 5,66 дюймов. Однако величина поперечного сечения может также быть продиктована пространством в автомашине, в котором требуется разместить фильтр. Поэтому для фильтров, расположенных в так называемом тесно связанном положении, например в пределах 50 см от труб для выхлопных газов двигателя, где пространство чрезвычайно ограничено, могут быть предусмотрены фильтры эллиптического или овального поперечного сечения. Как ожидается, противодавление также повышается при увеличении содержания катализатора в покрытии и содержания сажи.
В последнее время был проведен целый ряд разработок для сочетания трехкомпонентных катализаторов с фильтрами для обеспечения соответствия со стандартами Евро 6 на выбросы.
В заявке на патент США 2009/0193796 описан трехкомпонентный катализатор превращения, нанесенный как покрытие на ловушку для частиц. В примерах раскрывается, например, фильтр для сажи, имеющий каталитический материал, приготовленный с использованием двух покрытий: впускного покрытия и выпускного покрытия. Средний размер пор в используемой подложке фильтра для сажи не упоминается. Впускное покрытие содержит оксид алюминия, компонент для хранения кислорода (КХК) и родий, все с общим содержанием 0,17 г/дюйм3; выпускное покрытие включает в себя оксид алюминия, КХК и палладий, все с общим содержанием 0,42 г/дюйм3. Однако авторы считают, что содержание только трехкомпонентного катализатора в покрытии, составляющее <0,5 г/дюйм3, не обеспечивает достаточную трехкомпонентную активность для приведения в соответствие с требованиями стандартов на вредные выбросы, т.е. указанный фильтр, по-видимому, предназначен для введения в систему для размещения ниже по потоку от трехкомпонентного катализатора, включающего в себя проточную монолитную подложку.
В WO 2009/043390 раскрывается каталитически активный фильтр для частиц, включающий в себя фильтрующий элемент и каталитически активное покрытие, состоящее из двух слоев. Первый слой находится в контакте с поступающими выходными газами, а второй слой - с отходящими выпускными газами. Оба слоя содержат оксид алюминия. Первый слой содержит палладий, второй слой содержит сохраняющую кислород смесь оксидов церия и циркония, помимо родия. В примерах на подложку проточно-стенового фильтра с неуказанным средним размером пор наносится покрытие из первого слоя с содержанием приблизительно 31 г/л и второго слоя с содержанием приблизительно 30 г/л. То есть содержание покрытия составляет менее 1,00 г/дюйм3. Для большинства применений в автомашинах маловероятно, чтобы только этот фильтр с покрытием смог обеспечить соответствие требованиям стандартов на выбросы.
Авторы неожиданно обнаружили, что возможно приспособить сравнительно пористый фильтр для частиц, такой как фильтр для частиц, предназначенный для применения в дизелях, таким образом, чтобы его можно было использовать для улавливания, например, ультрамелкодисперсного ВВЧ в двигателях с принудительным зажиганием при допустимых значениях падения давления и противодавления. В частности, авторы обнаружили, что покрытие, которое затрудняет доступ ВВЧ к пористой структуре фильтрующей подложки, может благоприятно ускорить поверхностную фильтрацию в основном за счет глубокого фильтрования до такой степени, что корковое фильтрование ВВЧ, выходящего из двигателя с принудительным зажиганием, ускоряется или усиливается.
Более ранние свидетельства показывают, что ВВЧ от двигателей с принудительным зажиганием сгорает в кислороде при более низких температурах, чем дизельное ВВЧ. Исследования продолжаются, но в изобретении используется это наблюдение путем обеспечения средства для улавливания ВВЧ от двигателей с принудительным зажиганием для сжигания ВВЧ в кислороде.
В соответствии с одним аспектом изобретение предлагает фильтр для фильтрования вещества в виде частиц (ВВЧ) из выхлопных газов, выпускаемых из двигателя, например, такого как двигатель с принудительным зажиганием, например, стехиометрически работающего двигателя или двигателя с принудительным зажиганием обедненной топливной смеси; такой фильтр включает в себя пористую подложку, имеющую впускные поверхности и выпускные поверхности, при этом впускные поверхности отделены от выпускных поверхностей пористой структурой, содержащей поры, например, поверхностные поры с первым средним размером пор, при этом пористая подложка покрыта покрытием, содержащим множество твердых частиц, причем пористая структура пористой подложки с нанесенным покрытием содержит поры второго среднего размера, и второй средний размер пор меньше первого среднего размера пор.
Более ранние свидетельства показывают, что настоящее изобретение может обеспечить уменьшение числа частиц в выхлопных газах двигателей с принудительным зажиганием на >30%, например на >50%, например на >80% или даже на >90% при допустимом противодавлении.
Средний размер пор может быть определен посредством ртутной порометрии.
Следует понимать, что преимущества изобретения по существу не зависят от пористости подложки. Пористость измеряется процентом пустого пространства в пористой подложке, и она связана с противодавлением в системе удаления выхлопных газов: вообще, чем ниже пористость, тем выше противодавление. Однако пористость фильтров для применения в настоящем изобретении обычно составляет >40% или >50%, и могут выгодным образом использоваться пористости от 45 до 75%, например 50-65% или 55-60%. Средний размер пор пористой подложки с нанесенным покрытием важен для фильтрования. Поэтому можно иметь пористую подложку со сравнительно высокой пористостью, которая является плохим фильтром, так как средний размер пор также является сравнительно большим.
Пористая подложка может быть из металла, такого как синтерированный металл, или из керамики, например из карбида кремния, кордиерита, нитрида алюминия, нитрида кремния, титаната алюминия, оксида алюминия, кордиерита, муллита, например муллита с игольчатыми зернами (см., например, WO 01/16050), поллуцита, термета, например Al2O3/Fe, Al2O3/Ni или B4C/Fe, или композитов, содержащих сегменты из любых двух или более указанных соединений. В предпочтительном варианте осуществления фильтром является промывочно-стеновой фильтр, включающий в себя керамическую пористую фильтрующую подложку, имеющую множество впускных каналов и множество выпускных каналов, при этом каждый впускной канал и каждый выпускной канал образован частично керамической стенкой пористой структуры, причем каждый впускной канал отделен от выпускного канала керамической стенкой пористой структуры. Это фильтрующее устройство также раскрыто в SAE 810114, и ссылка может быть сделана на этот документ для получения других подробностей. В качестве альтернативы, фильтр может быть пеной или так называемым частичным фильтром, таким, например, как раскрыт в EP 1057519 или в WO 01/080978.
Причины, мотивирующие нанесение покрытия на проточно-стеновой фильтр для применения в дизельных двигателях, обычно отличаются от причин для настоящего изобретения. В дизельных применениях покрытие используется для введения каталитических компонентов в фильтрующую подложку, например катализаторов для оксидирования NO до NO2, тем не менее, важной проблемой является исключение проблем с противодавлением, когда накапливается сажа. Поэтому устанавливается баланс между требуемой каталитической активностью и допустимым противодавлением. В противоположность этому первым мотивирующим фактором для нанесения покрытия на пористую подложку для использования в настоящем изобретении является достижение как требуемой эффективности фильтрования, так и каталитической активности.
В одном варианте осуществления изобретения первый средний размер пор, например поверхностных пор в пористой структуре пористой фильтрующей подложки, составляет от 8 до 45 мкм, например от 8 до 25 мкм, от 10 до 20 мкм или от 10 до 15 мкм. В конкретных вариантах осуществления изобретения первый средний размер пор составляет >18 мкм, например от 15 до 45 мкм, от 20 до 45 мкм, например от 20 до 30 мкм или от 25 до 45 мкм.
В вариантах осуществления фильтр имеет содержание покрытия >0,25 г/дюйм3, такое как >0,5 г/дюйм3 или ≥0,80 г/дюйм3, например от 0,80 до 3,00 г/дюйм3. В предпочтительных вариантах осуществления содержание покрытия составляет >1,00 г/дюйм3, такое как ≥1,2 г/дюйм3, >1,5 г/дюйм3, >1,6 г/дюйм3 или >2,00 г/дюйм3 или, например, от 1,6 до 2,4 г/дюйм3. При определенных комбинациях среднего размера пор фильтра и содержания покрытия в фильтре сочетается желательный уровень фильтрования частиц с каталитической активностью при допустимом противодавлении.
В первом, предпочтительном варианте осуществления изобретения фильтр включает в себя поверхностное покрытие, при этом слой покрытия по существу покрывает поверхностные поры пористой структуры, и поры пористой подложки с покрытием образованы частично промежутками между частицами (межчастичными порами) в покрытии. То есть по существу покрытие не входит в пористую структуру пористой подложки. Способы изготовления пористых фильтрующих подложек с поверхностным покрытием включают в себя введение полимера, например поливинилового спирта (ПВС), в пористую структуру, нанесение покрытия на пористую фильтрующую подложку, включающую полимер, и сушку, последующий обжиг подложки с покрытием для выжигания полимера. Схематичное изображение первого варианта осуществления изобретения показано на фиг.2А.
Способы нанесения покрытия на пористые фильтрующие подложки известны специалисту в данной области техники и включают в себя, но не ограничиваются, способ, раскрытый в WO 99/47260, т.е. способ нанесения покрытия на монолитную подложку, включающий в себя этапы (а) размещения локализирующего средства поверх подложки, (b) дозирования предварительно заданного количества жидкого компонента в локализирующее средство, или в последовательности (а) затем (b), или (b) затем (а), и (с) вытягивания жидкого компонента посредством прикладывания давления или вакуума по меньшей мере в один участок подложки и сохранения по существу всего количества внутри подложки. Такие этапы процесса могут быть повторены с другого конца монолитной подложки после сушки первого покрытия с возможными отжигом/обжигом.
В этом первом варианте осуществления средний размер межчастичных пор в пористом покрытии составляет от 5,0 нм до 5,0 мкм, например от 0,1 до 1,0 мкм.
D90 твердых частиц в покрытии в этом первом варианте осуществления с поверхностным покрытием может быть больше среднего размера пор в пористой фильтрующей подложке и может быть в диапазоне от 10 до 40 мкм, например от 15 до 30 мкм или от 12 до 25 мкм. «D90», как оно используется здесь, означает распределение частиц по размерам в покрытии, где 90% присутствующих частиц имеют диаметр в указанном диапазоне. В качестве альтернативы, в вариантах осуществления изобретения средний размер твердых частиц в покрытии составляет от 1 до 20 мкм. Следует понимать, что чем шире диапазон размеров частиц в покрытии, тем более вероятно, что покрытие может входить в пористую структуру пористой подложки. Термин «по существу покрытие не входит в пористую структуру подложки» поэтому должен пониматься соответствующим образом.
В соответствии со вторым вариантом осуществления изобретения покрытие может быть нанесено на впускные и выпускные поверхности, а также внутри пористой структуры пористой подложки. Авторы полагают, что нанесение поверхностного покрытия вокруг отверстия поры на впускных или выпускных поверхностях тем самым сужает, например, размер поверхностной поры фильтрующей подложки без покрытия, способствуя взаимодействию газовой фазы, содержащей ВВЧ, без существенного ограничения объема поры, так что это не вызывает значительного повышения противодавления. То есть поры в поверхности пористой структуры включают в себя отверстие поры, и покрытие вызывает сужение по существу всех отверстий пор. Схематичное изображение второго варианта осуществления изобретения показано на фиг.2В.
Способы изготовления фильтра в соответствии со вторым вариантом осуществления изобретения могут включать в себя покрытие подходящего состава, известное специалисту в данной области техники, включая регулирование характеристик вязкости и смачивания поверхности и применение подходящего вакуума после нанесения покрытия на пористую подложку (см. WO 99/47260).
В первом и втором вариантах осуществления, в которых по меньшей мере часть покрытия наносится на впускные и/или выпускные поверхности пористой подложки, покрытие может наноситься на впускные поверхности, на выпускные поверхности или как на впускные, так и на выпускные поверхности. Кроме того, одна или обе впускные и выпускные поверхности могут включать в себя множество слоев покрытия, причем каждый слой покрытия в этом большом числе слоев может быть одинаковым или отличающимся, например средний размер пор в первом слое может отличаться от среднего размера пор во втором слое. В вариантах осуществления изобретения покрытие, предназначенное для нанесения на выпускные поверхности, не обязательно является таким же, как и для впускных поверхностей.
Там, где как впускные, так и выпускные поверхности имеют нанесенное покрытие, составы покрытия могут быть одинаковыми или различными. Там, где как впускные, так и выпускные поверхности имеют нанесенное покрытие, средний размер пор в покрытии на впускных поверхностях может отличаться от среднего размера пор в покрытии на выпускных поверхностях. Например, средний размер пор покрытия на впускных поверхностях может быть меньше среднего размера пор в покрытии на выпускных поверхностях. В последнем случае средний размер пор в покрытии на выпускных поверхностях может быть больше среднего размера пор в пористой подложке.
Хотя возможно, что средний размер пор в покрытии, нанесенном на впускные поверхности, может быть больше среднего размера пор в пористой подложке, предпочтительно иметь покрытие с меньшим размером пор, чем в пористой подложке, в покрытии на впускных поверхностях, чтобы предотвратить или уменьшить попадание золы или частиц от сгорания топлива в пористую подложку.
В соответствии с третьим вариантом осуществления изобретения покрытие по существу расположено внутри, т.е. проникает в пористую структуру пористой подложки. Схематичное изображение этого третьего варианта осуществления изобретения показано на фиг.2С. Способы изготовления фильтра в соответствии с третьим вариантом осуществления изобретения включают в себя покрытие подходящего состава, известного специалисту в данной области техники, включая регулирование вязкости, выбор характеристик слабого смачивания и применение подходящего вакуума после нанесения покрытия на пористую подложку (см. также WO 99/47260). В качестве альтернативы, пористая подложка может быть пропитана подходящим раствором солей, и полученное изделие может быть высушено и обожжено.
В ЕР 1663458 раскрыт фильтр для избирательного каталитического восстановления (ИКВ), в котором фильтром является проточно-стеновая монолитная подложка, в стенки которой проникла ИКВ каталитическая композиция. В описании вообще раскрывается, что стенки проточно-стенового фильтра могут содержать на них или внутри их (т.е. не то и другое) один или более каталитических материалов. В соответствии с этим раскрытием термин «проникать», используемый для описания дисперсии каталитической взвеси на проточно-стеновой монолитной подложке, означает, что каталитическая композиция диспергируется через всю стенку подложки.
Во втором и третьем вариантах осуществления изобретения, в которых по меньшей мере часть покрытия находится в пористой структуре, размер, например средний размер твердых частиц в покрытии, может быть меньше среднего размера пор в пористой фильтрующей подложке, например в диапазоне от 0,1 до 20 мкм, таком как от 1 до 18 мкм, от 1 до 16 мкм, от 2 до 15 мкм или от 3 до 12 мкм. В конкретных вариантах осуществления изобретения вышеуказанный размер твердых частиц в покрытии составляет D90 вместо среднего размера.
В других конкретных вариантах осуществления изобретения поверхностная пористость покрытия повышается благодаря включению в него пустот. Катализаторы для выхлопных газов, имеющие такие элементы, раскрыты, например, в WO 2006/040842 и WO 2007/116881.
Под «пустотами» в слое покрытия понимаются промежутки, существующие в слое, образованные твердым материалом покрытия. Пустоты могут включать любое пространство, очень малую пору, туннельную форму (цилиндр, призматическую колонну), щель и т.д. и могут вводиться включением в композицию покрытия для нанесения на фильтрующую подложку материала, который сгорает во время обжига фильтрующей подложки с покрытием, например, мелкоизмельченного хлопка или материалов, которые создают поры, возникающие при образовании газа в результате их разложения или сгорания. Там, где присутствуют пустоты, они являются отличными от пор и поэтому не должны подсчитываться при определении среднего межчастичного размера пор в пористом покрытии.
Средняя доля пустот в покрытии может составлять от 5 до 80%, а средний диаметр пустот может составлять от 0,2 до 500 мкм, например от 10 до 250 мкм.
Покрытие для использования в фильтре в соответствии с изобретением является предпочтительно каталитическим покрытием и в вариантах осуществления выбрано из группы, состоящей из углеводородной ловушки, трехкомпонентного катализатора (ТКК), поглотителя NOx, катализатора оксидирования, катализатора избирательного каталитического восстановления (ИКВ), катализатора обедненной NOx и комбинаций любых двух или более из указанных. Например, в предпочтительных вариантах осуществления на впускные поверхности нанесено покрытие с трехкомпонентным катализатором или с композицией поглотителя NOx, и на выпускные поверхности нанесено покрытие с катализатором для избирательного каталитического восстановления. В этой конструкции попеременно работающий на обогащенной смеси двигатель, например для регенерации поглощающей способности к NOx поглотителя NOx, может генерировать аммиак на ТКК или поглотителе NOx для использования при уменьшении NOx на катализаторе ИКВ на выпускных поверхностях. Аналогичным образом, катализатор оксидирования может включать в себя функциональность углеводородной ловушки. В одном варианте осуществления изобретения впускные поверхности не имеют нанесенного покрытия из ИКВ катализатора.
Каталитическое покрытие, например, с таким как ТКК, NOx поглотитель, катализатор оксидирования, углеводородная ловушка и катализатор для обедненной NOx, может содержать один или более металлов платиновой группы, особенно металлов, выбранных из группы, состоящей из платины, палладия и родия.
ТКК предназначены для катализа трех одновременно протекающих реакций: (i) оксидирование моноокиси углерода до диоксида углерода, (ii) оксидирование несгоревших углеводородов до диоксида углерода и воды, (iii) восстановление оксидов азота до азота и кислорода. Эти три реакции протекают наиболее эф