Устройство для смазки передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в области космической и вакуумной техники. Устройство осуществляет смазку передач при помощи ленты (3), изготовленной из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта. Дополнительно в ленту (3) могут быть введены другие смазывающие элементы, например графит. Лента смотана в рулон и помещена в кассету. Конец ленты помещен в зазор между смазываемой зубчатой парой (1, 2). Отработанная лента размещается в специальном отсеке (5) и может быть повторно использована для смазки передачи. Подача ленты осуществляется самой зубчатой парой. Изобретение направлено на обеспечение работоспособности узлов сухого трения. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для обеспечения работоспособности узлов сухого трения, преимущественно в области космической и вакуумной техники.

Известны устройства с принудительной подачей твердых смазочных элементов (гранул, магнитоактивного порошка, иной сыпучей массы) в рабочую зону пар трения в период работы устройства. Подача сыпучей массы в зону трения известна и в других областях техники, например в наземном транспорте.

Известно техническое решение - устройство для смазки передач, содержащее магазин с кассетой, расположенные в кассете твердые смазочные элементы и их направляющие, по которым принудительным порядком смазочные элементы подаются в зону трения (см., например, техническое решение по а.с. СССР №411257, кл. F16H 57/04. 1974, Н.Т. Литючий, Редуктор).

Однако в известном устройстве масса смазочных элементов в магазине недостаточно защищена от внешних воздействий (атмосферных, химических, механических, термических и т.д.), что увеличивает вероятность вредных изменений свойств сыпучей среды и ее отдельных элементов, нарушения нормальной подачи элементов в зону пар трения (ухудшения антифрикционных свойств, слипание, спекание, прилипание, фиксация в магнитном или гравитационном поле и т.д.)

Перемещаясь в кассете, элементы трутся о стенки и между собой, стираясь и способствуя перечисленным негативным процессам. Это обеспечивает недостаточную надежность устройства, повышенную вероятность снижения качества смазки передачи. Указанные недостатки особенно недопустимы в космической технике, где устранение указанных неполадок затруднено или невозможно, а стоимость изделий и программ их эксплуатации многократно превышает наземные.

Для устранения указанных недостатков в прототипе устройство выполнено (см. описание к патенту России №2023920, 1994, Семенов А.Г. Устройство для смазки передач) в виде дискообразной кассеты с двумя щеками по торцам. Устройство снабжено двумя свернутыми в один рулон лентами-прокладками, установленными в кассете с возможностью вращения и с зазором между собой и щеками кассеты, смазочные элементы размещены в зазоре между лентами-прокладками, а устройство снабжено двумя лентопротяжными механизмами с лентозахватами, каждый из которых со свободным концом соответствующей ленты-прокладки.

Однако известное устройство не свободно от недостатков - это необходимость в дополнительном приводном устройстве для транспортирования лент-прокладок и необходимость в дальнейшей их утилизации. Для надежной подачи смазывающих элементов в зону контакта зубчатой передачи необходимо наличие поля (гравитационного, магнитного и т.д.).

Техническим эффектом изобретения является создание такой конструкции устройства для смазки зубчатой передачи, которое бы было свободно от указанных недостатков - не было необходимости во вспомогательном поле и в дополнительном приводном устройстве для транспортирования смазывающих элементов.

Для достижения указанного технического эффекта предлагается в качестве смазывающего элемента использовать ленту, изготовленную из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта, причем дополнительно в ленту могут быть введены другие смазывающие элементы, например графит, а конец ее помещен в зазор между смазываемой зубчатой парой, отработанная лента размещается в специальном отсеке и может быть повторно использована для смазки передачи, а подача ее осуществляется самой зубчатой парой.

На фиг.1 изображено устройство для смазки передач, состоящее из зубчатой пары 1 и 2, между которыми защемлена фторопластовая лента 3, другой конец которой свернут в рулон и помещен в отсек 4. Использованная лента подается в отсек 5.

Устройство работает следующим образом. После того как рулон ленты 3 помещен в отсек 4, а конец ее помещен между зубьями передачи, механизм может быть включен в работу. При этом зубчатые колеса вращаются, перемещают ленту 3, которая, размещаясь в зазоре между зубьями, осуществляет смазку сопрягаемых поверхностей и перемещается в отсек 5. Лента 3 при этом может быть разрушена, и продукты ее разрушения накапливаются в отсеке 5. После того как вся лента в отсеке 4 использована, производят очистку отсека 5, а в отсек 4 помещается сменная лента. Если замена ленты не была произведена, то зубчатой передачей возможен захват элементов разрушенной ленты из отсека 5 и вторичное их использование для смазки, хотя эффективность смазки при этом снижается.

Устройство для смазки передач, отличающееся тем, что лента, изготовленная из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта, причем дополнительно в ленту могут быть введены другие смазывающие элементы, например графит, смотана в рулон и помещена в кассету, а конец ее помещен в зазор между смазываемой зубчатой парой, отработанная лента размещается в специальном отсеке и может быть повторно использована для смазки передачи, а подача ее осуществляется самой зубчатой парой.