Способ прогнозирования развития осложнений при остром коронарном синдроме в остром периоде
Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии, и описывает способ прогнозирования развития осложнений при остром коронарном синдроме в остром периоде, включающий одномоментный забор и определение в 1-3 сутки госпитализации концентрации интерлейкина-6 в крови и слюне, при этом производят расчет коэффициента распределения (КР) интерлейкина-6 (ИЛ-6) как отношение его количества в крови к его количеству в слюне и при значении КРИЛ-6 менее 1,0 прогнозируют развитие кардиоваскулярных осложнений в течение острого периода. 2 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии, и предназначено для прогнозирования развития кардиоваскулярных осложнений у больных острым коронарным синдромом (ОКС) в остром периоде.
ОКС ассоциирован с высокой летальностью (56,5%) и инвалидизацией лиц трудоспособного возраста [1], что, как правило, связано с развитием осложнений. Однако универсального маркера для прогнозирования развития кардиоваскулярных осложнений при ОКС пока не разработано.
В последние годы особое значение приобрела воспалительная теория атерогенеза, активную роль в которой отводят провоспалительным цитокинам и, в частности, интерлейкину-6 (ИЛ-6) [3]. Известно, что регуляция и поддержание постоянства общей внутренней среды организма - крови обеспечивается посредством гематосаливарного барьера, активность и проницаемость которого для различных веществ определяется коэффициентом распределения (КР), показывающим отношение вещества в системе кровь - слюна [2].
В качестве прототипа использовали «Способ прогнозирования исхода инфаркта миокарда» (патент №2233613), основанный на определении типа гемодинамики по методу М.И. Тищенко на приборе КСВГ-1Т (кондуктометрический систоловолюмограф) и уровня креатина в сыворотке крови, слюне, и оценке КР креатина у больных инфарктом миокарда (ИМ). Метод оценки КР креатина является недорогим, доступным, не требует специальной подготовки исследуемого субстрата. Однако данный способ прогнозирования исхода ИМ в дополнение к определению КР креатина требует оценки гемодинамики с использованием прибора КСВГ-1Т, что приносит временные потери и дополнительно задействует медицинский персонал.
Известен способ определения содержания ИЛ-6 в биологических средах методом иммуноферментного анализа, однако ранее КР интерлейкина-6 (КРИЛ-6) не рассчитывался и не использовался для прогнозирования развития кардиоваскулярных осложнений у больных ОКС.
Целью изобретения является прогнозирование развития кардиоваскулярных осложнений у больных ОКС в остром периоде.
Поставленная цель достигается путем определения КРИЛ-6, который рассчитывается как отношение содержания ИЛ-6 в сыворотке крови (пг/мл) к содержанию ИЛ-6 в слюне (пг/мл) у больных ОКС. Использование КРИЛ-6 для прогнозирования развития кардиоваскулярных осложнений связано с тем, что снижение его значения меньше 1,0 в 1-3 сутки ОКС предшествует развитию кардиоваскулярных осложнений в остром периоде.
Диагностическая эффективность предлагаемого способа была изучена у 68 больных ОКС, из них 52 - мужчины и 16 - женщины (средний возраст 59±9 лет). При поступлении ОКС с подъемом сегмента ST диагностирован у 25, ОКС без подъема сегмента ST - у 43 больных. В дальнейшем ИМ с зубцом и без зубца Q диагностирован у 46, нестабильная стенокардия - у 22 больных (диагноз верифицирован в соответствии с критериями Всероссийского научного общества кардиологов (2006, 2007)). У 26 (38%) больных ОКС острый период (на 8±4 сутки) был осложнен развитием таких кардиоваскулярных осложнений, как пароксизм желудочковой тахикардии, желудочковая экстрасистолия (высоких классов по Lown), пароксизм наджелудочковой тахикардии, пароксизм фибрилляции предсердий, острая аневризма левого желудочка, ранняя постинфарктная стенокардия, рецидив ИМ, синдром Дресслера, острое нарушение мозгового кровообращения.
У всех больных ОКС (n=68) в 1-3 сутки госпитализации исследовалось содержание ИЛ-6 в сыворотке крови и слюне, забранных одновременно, методом твердофазного иммуноферментного анализа.
Результаты исследования ИЛ-6 (пг/мл) в сыворотке крови и слюне у больных ОКС с развитием и без развития кардиоваскулярных осложнений представлены в таблице 1 на фиг.1.
Уровень ИЛ-6 в сыворотке крови в сравниваемых группах были сопоставимы.
Уровень ИЛ-6 в слюне при ОКС с развитием кардиоваскулярных осложнений в 9 раз превышал таковой при неосложненном течении ОКС (p=0,03).
При осложненном течении ОКС уровень ИЛ-6 в слюне был в 4 раза выше, чем в крови (p=0,009).
Таким образом, развитию кардиоваскулярных осложнений при ОКС в остром периоде предшествовала гиперэкспрессия ИЛ-6 в слюне.
Рассчитан КРИЛ-6 при ОКС с развитием и без развития кардиоваскулярных осложнений. Данные представлены в таблице 2 на фиг.2.
КРИЛ-6 при осложненном течении ОКС был почти в 4 раза ниже по сравнению с таковым при ОКС без развития осложнений (p=0,043). Таким образом, значение КРИЛ-6 менее 1,0 явилось предиктором развития кардиоваскулярных осложнений в остром периоде.
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью специализированного пакета прикладных программ SPSS 17.0. Рассчитывались средние значения (Me - медиана) в виде Me (P25; P75), где P25 и P75 - нижний и верхний квартили. Для сравнения количественных данных использовался U-тест Манна-Уитни. Различия считали значимыми при p<0,05.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
У больных ОКС в 1-3 сутки госпитализации утром натощак забирают кровь из локтевой вены, с ее дальнейшим центрифугированием при 3500 оборотах в минуту в течение 10 минут. Сбор смешанной слюны в течение 10 минут проводят одновременно с забором крови после предварительного ополаскивания полости рта кипяченой водой, согласно стандартизированной методике, например, с помощью системы «Omni-SAL» (США). Затем в сыворотке крови и слюне определяют содержание ИЛ-6 методом твердофазного иммуноферментного анализа, например, с использованием набора реагентов «Интерлейкин-6 ИФА БЕСТ» (ЗАО Вектор Бест, Новосибирск). Далее рассчитывают КРИЛ-6 путем вычисления отношения содержания ИЛ-6 в крови (пг/мл) к содержанию ИЛ-6 в слюне (пг/мл). При величине КРИЛ-6 менее 1,0 прогнозируют развитие кардиоваскулярных осложнений в остром периоде.
Конкретные примеры использования предлагаемого способа
Пример №1
Выписка из истории болезни №6811. Больной А., 47 лет, находился на стационарном лечении с 27.11.2012 по 13.12.2012 г. Доставлен в стационар через 7 часов от начала ангинозного приступа с диагнозом ОКС с подъемом сегмента ST бригадой СМП, которой была проведена тромболитическая терапия. Ангинозный статус купирован введением наркотических анальгетиков. Больной был госпитализирован в палату интенсивной терапии. При поступлении: состояние тяжелое, кожные покровы бледные, влажные, цианоз губ. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД 20 в мин. Тоны сердца приглушены ритмичные, ЧСС 88 уд. в мин, АД 140/90 мм рт. ст. На ЭКГ - картина острого обширного переднего инфаркта миокарда (QS в aVL, V1-6, там же подъем сегмента ST от 3 до 8 мм). В биохимическом анализе крови: КФК-МВ 90,79 Ед/л (норма до 25 Ед/л), тропонин I - 23,17 нг/мл (норма до 0,1 нг/мл). Лечение проводилось согласно утвержденным стандартам. На 2-е сутки у больного утром натощак был проведен забор венозной крови и слюны. Уровень ИЛ-6 в крови - 12,86 пг/мл, в слюне - 21,44 пг/мл. Рассчитан КРИЛ-6, который был равен 0,59. Через 8 часов после забора анализов была выполнена селективная коронароангиография и проведено стентирование передней нисходящей артерии (стеноз 75%).
Во время острого периода инфаркта миокарда рецидивов ангинозных болей не было. В биохимическом анализе крови в динамике отмечалось снижение КФК-МВ 81,0-44,0-27,0-20,0 Ед/л и тропонина I - до 3,1 нг/мл. Однако с первых суток заболевания (после проведения тромболизиса) и в течение всего острого и подострого периодов на ЭКГ регистрировался зубец Q в aVL, V1-6, там же сохранялся подъем сегмента ST на 5 мм без формирования отрицательных зубцов Т в динамике. По данным ЭХО-кардиографии, проведенной на 8-е сутки заболевания, выявлена формирующаяся острая аневризма левого желудочка. При выписке был выставлен окончательный диагноз: ИБС: обширный передний Q инфаркта миокарда. Стентирование передней нисходящей артерии 28.11.12. Острая аневризма левого желудочка. ХСН IIА. Гипертоническая болезнь III стадии, риск 4.
Заключение: у больного А., 47 лет, течение острого коронарного синдрома осложнилось развитием острой аневризмы левого желудочка. КРИЛ-6, определенный на 2-е сутки заболевания, был равен 0,59, что явилось предиктором развития острой аневризмы левого желудочка, несмотря на проведенные тромболитическую терапию и стентирование.
Пример №2
Выписка из истории болезни №6549. Больной А., 61 год, находился на стационарном лечении с 15.11.2012 по 27.11.2012 г. Больной доставлен в стационар бригадой СМП через час после развития ангинозных болей с диагнозом: ОКС с подъемом сегмента ST. Пациент был госпитализирован в палату интенсивной терапии. При поступлении состояние тяжелое, кожные покровы бледные, сухие, небольшой цианоз губ. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД=16 в мин. Тоны сердца приглушены ритмичные, ЧСС 76 уд. в мин, АД 110/70 мм рт. ст. На ЭКГ - картина острого задне-диафрагмального Q инфаркта миокарда (подъем сегмента ST в II, III, aVF, реципрокные изменения в виде депрессии сегмента ST в V1-5).
При поступлении, через 1,5 часа от начала ангинозного приступа, больному была проведена тромболитическая терапия в условиях стационара. В биохимическом анализе крови: КФК-МВ 123,8 Ед/л (N до 25 Ед/л), тропонин I 0,13 нг/мл (N до 0,1 нг/мл). Лечение проводилось согласно утвержденным стандартам. На 2-е сутки госпитализации у больного утром натощак проводился забор венозной крови и слюны. Уровень ИЛ-6 в крови - 1,78 пг/мл, в слюне - 0,76 пг/мл. Рассчитан КРИЛ-6, который был равен 2,34. Через 8 часов после забора анализов выполнена селективная коронароангиография и проведено стентирование правой коронарной (стеноз 50%) и огибающей (стеноз 60%) артерий. Острый период протекал без осложнений, на ЭКГ типичная динамика задне-диафрагмального Q инфаркта миокарда (Q в II, III, aVF, там же глубокие отрицательные Т). В биохимическом анализе крови в динамике отмечалось снижение КФК-МВ до 24 Ед/л.
При выписке был выставлен окончательный диагноз: ИБС: задне-диафрагмальный Q инфаркт миокарда. Стентирование правой коронарной артерии и огибающей артерии от 16.11.12. ХСН IIA.
Заключение: у больного А., 61 год, с неосложненным течением Q инфаркта миокарда КРИЛ-6, определенный на 2-е сутки заболевания, был равен 2,34, то есть был более 1,0.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Демографический ежегодник России. М.: Росстат, 2010. 525 с.
2. Комарова Л.Г., Алексеева О.П. Новые представления о функции слюнных желез в организме. Нижний Новгород, 1994. 96 с.
3. Рагино Ю.И., Куимов А.Д., Полонская Я.В., Каштанова Е.В. и др. Динамика изменений воспалительно-окислительных биомаркеров в крови при остром коронарном синдроме // Кардиология. - 2012. - №2. - С.18-22.
Способ прогнозирования развития осложнений при остром коронарном синдроме в остром периоде, включающий одномоментный забор и определение в 1-3 сутки госпитализации концентрации интерлейкина-6 в крови и слюне, отличающийся тем, что производят расчет коэффициента распределения (КР) интерлейкина-6 (ИЛ-6) как отношение его количества в крови к его количеству в слюне и при значении КРИЛ-6 менее 1,0 прогнозируют развитие кардиоваскулярных осложнений в течение острого периода.