Технология изготовления изоляции обмоток тяговых электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии изготовления обмоток электрических машин, преимущественно якорей тяговых электродвигателей - машин постоянного тока. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении электрофизических характеристик изоляции, водо- и влагостойкости обмоток. При пропитке компаундом, вязкость которого составляет 70-100 секунд по В3-4, на бандаже возникают вмятины и неровности. Это явление связано с тем, что при глубоком вакууме ≤1 мбар после вакуумирования, заполнения компаундом и создания избыточного давления, компаунд не успевает проникнуть в обмотку под бандаж, в результате чего создается перепад давления между внешней поверхностью бандажа и внутренней обмоткой, происходит доопрессовка вылетов катушек, что влечет возникновение вмятин и неровностей на поверхности бандажа. Неровности на бандаже недопустимы, так как они являются местом скопления пыли, грязи, влаги и т.п. Согласно предлагаемому способу разогретый до температуры пропитки якорь помещают в пропиточный котел, вакуумируют, затем под вакуумом подают пропиточный компаунд. При этом согласно данному изобретению для устранения перечисленных недостатков и достижения указанного технического результата подачу давления осуществляют постепенно до 6-8 бар в течение не менее 15 минут.1 з.п. ф-лы,1 табл.

Реферат

Изобретение относится к изготовлению обмоток электрических машин преимущественно якорей тяговых электродвигателей - машин постоянного тока.

Целью изобретения является повышение электрофизических характеристик изоляции, водо- и влагостойкости обмоток.

Известно множество способов изготовления изоляции обмоток электрических машин, изготавливаемых методом вакуум-нагнетательной пропитки: авторское свидетельство №748648 "Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин"; авторское свидетельство №775828 "Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин"; авторское свидетельство №1045803 "Обмотка электрических машин", патента №2366060 "Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин". Для получения высоких электрофизических характеристик изоляции обмоток, например якорей тяговых электродвигателей, на катушки якоря наносится корпусная изоляция, затем катушки укладываются в пазы якоря, проводится опрессовка лобовых частей в специальном устройстве или при помощи утяжки стеклобандажной лентой. Затем наносится основное количество стеклобандажной ленты на лобовые части катушек по обе стороны от пазовой части. Далее якорь подогревается до температуры пропитки 50-70°С и помещается в пропиточный котел, где вакуумируется, и под вакуумом подается разогретый до 40-50°С пропиточный компаунд, после чего в котле создается избыточное давление 6-8 бар и якорь выдерживается при этом давлении 1-3 часа. После пропитки давление снимается, якорь извлекается из пропиточного котла и помещается в термостат для отверждения связующего. С точки зрения увеличения срока жизни пропиточного компаунда температуру последнего стараются держать как можно ниже при условии, что вязкость компаунда не была выше 60 секунд по ВЗ-4.

При пропитке компаундом, вязкость которого составляет 70-100 секунд по ВЗ-4, на бандаже возникали вмятины и неровности. Это явление связано с тем, что при глубоком вакууме ≤1 мбар после вакуумирования, заполнения компаундом и создания избыточного давления, компаунд не успевает проникнуть в обмотку под бандаж и, в результате создавался перепад давления между внешней поверхностью бандажа и внутренней обмоткой, происходит доопрессовка вылетов катушек, что в этом случае влечет возникновение вмятин и неровностей на поверхности бандажа. Неровности на бандаже недопустимы, так как они являются местом скопления пыли, грязи, влаги и т.п., что ведет к снижению водо- и влагостойкости изоляции обмотки якоря.

Предлагаемая технология изготовления обмотки якоря позволяет полностью устранить данный недостаток.

Разогретый до температуры пропитки якорь помещается в пропиточный котел, вакуумируется при остаточном давлении ≤1 мбар, затем под вакуумом, при комнатной температуре подается пропиточный компаунд. После заполнения компаундом давление в пропиточном котле поднимается постепенно до заданного уровня 6-8 бар. За это время пропиточный компаунд успевает проникнуть во внутрь обмотки под бандаж и давление пропиточного компаунда на поверхности бандажа и внутри обмотки выравнивается. В результате все пустоты в обмотке под бандажом заполняются пропиточным компаундом и после отверждения на поверхности бандажа полностью отсутствуют вмятины и неровности.

Примеры изготовления обмоток тяговых электродвигателей приведены в таблице 1.

Таблица 1
Изготовление обмоток тяговых электродвигателей различными способами
№ п/п Технология изготовления Температура разогрева якоря до пропитки Уровень вакуума Вязкость пропиточного компаунда при нормальный условиях по ВЗ-4, сек Время подачи давления, мин Результат
1 По известному способу 50-70°С ≤1 мбар 100 2-3 На бандаже имеются неровности
2 По новому способу 50-70°С ≤1 мбар 100 5-10 На бандаже со стороны коллектора имеются неровности
3 По новому способу 50-70°С ≤1 мбар 100 ≥15 Бандаж ровный, неровности отсутствуют

1. Способ пропитки изоляции обмотки якорей, заключающийся в нанесении на катушки стеклослюдосодержащих лент, укладке обмоток в пазы железа якоря, нанесении стеклобандажа, разогреве якоря до температуры пропитки, вакуумировании в пропиточном котле, подаче под вакуумом компаунда, создании на поверхности компаунда избыточного давления воздухом, отличающийся тем, что с целью повышения электрофизических характеристик изоляции и водо- и влагостойкости обмоток тяговых электродвигателей подачу давления осуществляют постепенно до 6-8 бар в течение не менее 15 минут.

2. Способ по п.1 отличающийся тем, что пропиточный компаунд подается при комнатной температуре.