Способ испытания роликовой модели зубчатой передачи

Изобретением решается задача оптимизации смазывания зубчатых передач пластичными смазочными материалами. Для этого способ испытания роликовой модели зубчатой передачи включает введение роликов во взаимный контакт с приложением к ним радиальной нагрузки, нанесение на рабочие поверхности роликов смазочного материала, приложение по меньшей мере к одному ролику крутящего момента и испытание модели с наблюдением за силой трения между роликами, причем при испытании осуществляют чередование одноразовых циклов возврата вытесненного с рабочих поверхностей роликов смазочного материала обратно на эти поверхности с периодами работы роликов без возврата смазочного материала до получения в конце каждого такого периода предельного значения силы трения, равного задаваемому единовременно на все время испытания, при этом путем варьирования изменяют продолжительности периодов работы роликов без возврата смазочного материала и количество возвращаемого за цикл возврата смазочного материала, сравнивают варианты и определяют оптимальное сочетание времени периода и количества материала.

Реферат

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях работы смазываемых пластичными смазочными материалами зубчатых передач на их роликовых аналогах.

Известен способ испытания роликовой модели зубчатой передачи, заключающийся в том, что пару цилиндрических роликов вводят в контакт, нагружают и вращают, подавая в зону трения смазочный материал (см., например, «Зорин В.А. Основы долговечности строительных и дорожных машин. - М.: Машиностроение, 1986, 248 с.», стр.208).

Недостаток данного способа состоит в том, что он не позволяет проводить испытания с возвратом вытесненного с рабочих поверхностей роликов смазочного материала.

В качестве прототипа взят способ, заключающийся в том, что пару цилиндрических роликов вводят во взаимный контакт с приложением к ним радиальной нагрузки, наносят на рабочие поверхности роликов смазочный материал, прилагают к роликам крутящийся момент и испытывают модель, контролируя, например, силу трения между роликами (см. «Машины и стенды для испытания деталей / Под ред. Д.И. Решетова. - М.: Машиностроение, 1979-343 с. ил.», стр.83).

Недостатки у аналога те же, что и у прототипа.

Изобретением решается задача оптимизации смазывания пластичными смазочными материалами зубчатых передач при периодическом их смазывании.

Для этого способ испытания роликовой модели зубчатой передачи включает введение роликов во взаимный контакт с приложением к ним радиальной нагрузки, нанесение на рабочие поверхности роликов смазочного материала, приложение по меньшей мере к одному ролику крутящего момента и испытание модели с наблюдением за силой трения между роликами, причем при испытании осуществляют чередование одноразовых циклов возврата вытесненного с рабочих поверхностей роликов смазочного материала обратно на эти поверхности с периодами работы роликов без возврата смазочного материала до получения в конце каждого такого периода предельного значения силы трения, равного задаваемому единовременно на все время испытания, при этом путем варьирования изменяют продолжительности периодов работы роликов без возврата смазочного материала и количество возвращаемого за цикл возврата смазочного материала, сравнивают варианты и определяют оптимальное сочетание времени периода и количество материала.

По сравнению с прототипом, данный способ позволяет оптимизировать смазывание зубчатых передач при их периодическом смазывании, в частности позволяет оптимизировать процесс регенерации смазочного слоя на рабочих поверхностях зубьев зубчатых колес за счет массопереноса смазочного материала, вытесненного в процессе работы с их рабочих поверхностей.

Способ испытания роликовой модели зубчатой передачи, включающий введение роликов во взаимный контакт с приложением к ним радиальной нагрузки, нанесение на рабочие поверхности роликов смазочного материала, приложение по меньшей мере к одному ролику крутящего момента и испытание модели с наблюдением за силой трения между роликами, отличающийся тем, что при испытании осуществляют чередование одноразовых циклов возврата вытесненного с рабочих поверхностей роликов смазочного материала обратно на эти поверхности с периодами работы роликов без возврата смазочного материала до получения в конце каждого такого периода предельного значения силы трения, равного задаваемому единовременно на все время испытания, при этом путем варьирования изменяют продолжительности периодов работы роликов без возврата смазочного материала и количество возвращаемого за цикл возврата смазочного материала, сравнивают варианты и определяют оптимальное сочетание времени периода и количества материала.