Способ поддержки деятельности организационной системы

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способу поддержки деятельности организационной системы. Технический результат заключается в повышении эффективности управления информационной поддержкой деятельности организационной системы за счет автоматического выполнения оценки показателей эффективности деятельности организационной системы и автоматического управления объектами поддержки организационной системы с учетом выполненной оценки. Способ содержит этапы, на которых формируют блоки нормированных данных о состоянии объектов поддержки и деятельности организационной системы, о критических и допустимых показателях эффективности деятельности организационной системы, о командах управления установлением объектов поддержки в нормированные или допустимые состояния в зависимости от фактической ситуации, устанавливают объекты поддержки в нормированные состояния, определяют фактические состояния объектов поддержки, производят оценку фактической эффективности деятельности организационной системы, определяют блоки данных о требуемых в фактической ситуации командах управления, при необходимости устанавливают объекты поддержки в нормированные или допустимые состояния с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы и деятельность организационной системы в целом. 23 з.п. ф-лы, 50 ил.

Реферат

Настоящее техническое решение относится к области деятельности организационной системы - ведомства, предприятия, учреждения, осуществляемой с применением объектов поддержки деятельности, предметной областью является технология информационной поддержки деятельности организационной системы.

Известное техническое решение [1] RU 2453912 C2 включает в себя процедуру оценки эффективности технической системы в реальном масштабе времени, осуществляют выбор и измерение необходимых для оценки систем параметров, преобразуют величины параметров в соответствующие цифровые данные, регистрируют цифровые данные, анализируют их, отображают и документируют результаты анализа. Предварительно записывают представление конкретной системы в виде иерархии ее структурных элементов и частные показатели эффективности, поставленные в соответствие каждому элементу структуры системы, а также весовые коэффициенты важности и нормативные значения, соответствующие каждому частному показателю эффективности. Заблаговременно в терминальном сервере записывают программное обеспечение, загружают сведения, полученные в процессе опроса экспертов данной области знаний, осуществляют инженерные вводы по выбору стратегии оценки. Автоматически считывают с датчиков и записывают информацию, преобразуют ее к виду, удобному для оценки, записывают, а затем оценивают посредством программного обеспечения. Результатом оценки является оценка по обобщенному показателю эффективности системы, представляющему собой свертку частных показателей эффективности, соответствующих результатам анализа измеряемых параметров. При этом отображают фактическое значение обобщенного показателя эффективности. Недостатком данного технического решения является то, что это решение включает в себя только часть действий по управлению системой. В данном способе отсутствуют действия по выработке и применению команд управления, предназначенных для восстановления работоспособности системы, в тех сложившихся в системе ситуациях, когда показатели эффективности не соответствуют нормированным показателям.

Известное техническое решение [2] RU 2453894 C1 включает в себя формирование команд в виде управляющих сигналов, передачи их по назначению и исполнение. Предварительно формируют базу данных объектов поддержки, объектов воздействия и условий обстановки, анализируют эти данные на полноту, путем их сравнения с требуемыми данными, необходимыми для решения стоящей задачи, при необходимости формируют команду в виде управляющих сигналов на сбор дополнительных данных. Производят ранжирование объектов воздействия. Оценивают возможности объектов поддержки по осуществлению воздействия на объекты. Распределяют объекты воздействия между группами объектов поддержки в соответствии с их возможностями. Анализируют данные на полноту путем их сравнения с данными, ранее введенными в базу данных. При необходимости доопределяют данные об объектах воздействия, идентифицируют и классифицируют их, определяют приоритеты объектов воздействия. Оценивают эффективность осуществления воздействия на приоритетные объекты воздействия, формируют целеуказания штатным техническим средствам для осуществления воздействия на выбранные объекты. Данное техническое решение разработано для использования в четырехуровневой системе управления объектами воздействия.

Известное техническое решение [3] RU 2451963 C1 включает в себя формирование команд в виде управляющих сигналов, передачи их по назначению и исполнение, а также другие действия, адекватные или аналогичные действиям, рассмотренным в рассмотренном выше техническом решении [2]. Основной отличительный признак данного решения [3], по сравнению с решением [2], является его использование в трехуровневой системе управления объектами воздействия.

В настоящее время создаются информационно-управляющие организационно-технические системы различного назначения, направленные на повышение эффективности процессов управления в организационных системах различных типов. При этом автоматизируются практически все виды деятельности организационных систем - предприятий, организаций, корпораций, государственных структур. Одной из острейших проблем, которые необходимо решать при создании и дальнейшем функционировании таких систем, является постоянный рост объемов информации, необходимой для решения различных задач. Каким образом обеспечить эффективное использование всех имеющихся технических возможностей и накопленных информационных ресурсов? Каким образом оперативно и достаточно точно решать возникающие задачи на основе использования интегрального информационного ресурса? Подобных вопросов возникает достаточно много. Все они связаны с поиском необходимой информации, ее анализом, выработкой сценариев для принятия решения, выбором наиболее эффективного из них с учетом оценки возможных рисков и принятием решения на его реализацию; с обеспечением условий для качественного и своевременного выполнения решения. Для получения ответов на эти и другие аналогичные вопросы разрабатывают инновационные технические решения - как способы, так и устройства, системы, связанные с повышением эффективности управленческих процессов. Предлагают технические решения, которые относятся к таким системам, как «ситуационный центр», «аналитический центр», «система объективного контроля ситуации», «автоматизированная система поддержки принятия решений», «информационно-аналитическая система лица, принимающего решения» и другие. Все эти решения можно отнести к одной области техники - к области деятельности организационной системы, осуществляемой с применением объектов поддержки, где предметной областью является технология информационной поддержки деятельности организационной системы. При этом основными показателями для оценки эффективности информационной поддержки становятся собственно показатели состояния деятельности организационной системы. При этом, данные о показателях состояния объектов поддержки являются исходными данными для определения основных показателей эффективности.

Общим недостатком, присущим для приведенных выше известных технических решений [1-3], является то, что эти решения включают в себя только действия по управлению объектами воздействия. В данном способе отсутствуют действия по определению показателей эффективности видов деятельности и деятельности организационной системы в целом, видов деятельности в подразделениях организационной системы. Отсутствуют действия, относящиеся к определению и использованию данных о зависимости показателей эффективности объектов поддержки, используемых для обеспечения деятельности организационной системы, и показателей эффективности собственно деятельности организационной системы. Отсутствие указанных выше действий не позволяет использовать рассмотренные известные технические решения для оценки деятельности организационной системы в соответствие с нормированными показателями этой деятельности. Не позволяет определить команды управления, позволяющие привести виды деятельности и деятельность организационной системы в целом в допустимые нормативами состояния. Не позволяет одновременно реализовывать несколько проблемных ситуаций, которые относятся к различным видам деятельности подразделений организационной системы и/или к проблемным ситуациям, порожденным одной проблемой, с разными степенями влияния на виды деятельности.

Технической задачей, на решение которой направлено настоящее техническое решение, которое было выполнено с учетом описанного выше, является предложение нового и улучшенного способа поддержки деятельности организационной системы, способного предотвратить или сократить сроки разрешения сложных проблемных ситуаций в деятельности организационной системы и привести ее в допустимое нормативами состояние.

Техническим результатом является повышение эффективности управления информационной поддержкой деятельности организационной системы за счет автоматического выполнения оценки показателей эффективности деятельности организационной системы и автоматического управления объектами поддержки организационной системы с учетом выполненной оценки.

Ниже приведено описание предлагаемого технического решения.

1. Техническое решение, способ поддержки деятельности организационной системы, осуществляемый с применением объектов, поддержки, характеризуется тем, что поддержка деятельности осуществляется с применением средств контроля, средств управления, телекоммуникационной сети и аппаратно-программных средств центра управления, ситуационно-аналитических центров, пунктов управления подразделений организационной системы, при этом способ содержит этапы, на которых:

- формируют блоки данных

о нормированных показателях объектов поддержки,

о нормированных состояниях объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы,

о нормированных состояниях видов деятельности в подразделениях организационной системы, видов деятельности и деятельности организационной системы в целом,

о критических и допустимых показателях эффективности видов деятельности в подразделениях организационной системы, видов деятельности и деятельности организационной системы в целом,

о командах управления, предназначенных для установления объектов поддержки организационной системы в нормированные и/или допустимые состояния с учетом их влияния на виды деятельности подразделений организационной системы, на виды деятельности организационной системы и на деятельность организационной системы в целом, в зависимости от фактической ситуации;

- устанавливают объекты поддержки организационной системы в нормированные состояния с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы, виды деятельности и деятельность организационной системы в целом;

- определяют фактические показатели объектов поддержки организационной системы;

- формируют блоки данных о фактических показателях и фактических состояниях объектов поддержки организационной системы с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы, о фактических состояниях видов деятельности в подразделениях организационной системы, видов деятельности и деятельности организационной системы в целом;

- производят на основе сформированных данных оценку фактической эффективности видов деятельности в подразделениях организационной системы, видов деятельности и деятельности организационной системы в целом;

- определяют на основе результатов оценки из числа сформированных блоков данных о командах управления блоки данных о командах управления, которые предназначены для установления объектов поддержки организационной системы в допустимые состояния;

- устанавливают объекты поддержки организационной системы в допустимые состояния с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы, виды деятельности и деятельность организационной системы в целом.

2. Техническое решение, описанное выше в п.1, в котором формируют в аппаратно-программных средствах центра управления, сохраняют, на основе действий субъектов управления изменяют и отображают блоки нормированных данных:

- блоки данных о числе N и о порядковых номерах n=1, 2, …N видов деятельности организационной системы, о числе М и о порядковых номерах m=1, 2, …М подразделений организационной системы, о числе К и о порядковых номерах k=1, 2, …, К объектов поддержки, блоки данных о числах L_k и о порядковых номерах l=1, 2, …L_k показателей объектов поддержки;

- блоки данных о приоритетах αn видов деятельности организационной системы, о приоритетах βnm видов деятельности, осуществляемых в подразделениях организационной системы, о приоритетах γnmk объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы;

- блоки данных о нормированных показателях V k l объектов поддержки и о приоритетах μ k l показателей объектов поддержки, о нормированных показателях Vnmk и о нормированных состояниях V nmk l объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы;

- блоки данных о числе Ynm-норм., о порядковых номерах y1=1, 2, …, Ynm-крит. и о нормированных командах управления W н о р м . n m 1 , W н о р м . n m 2 , … W н о р м . n m Y n m − н о р м . , предназначенных для установления объектов поддержки поддерживающих виды деятельности в подразделениях организационной системы в нормированные состояния, о нормированных состояниях Snm видов деятельности в подразделениях организационной системы, о нормированных состояниях Dn, видов деятельности организационной системы, о нормированном состоянии D деятельности организационной системы в целом;

- блоки данных о критических показателях ΔSnm-крит.. эффективности n-ых видов деятельности в m-ых подразделениях организационной системы, снижение, по сравнению с которыми, фактических показателей Δ S n m * эффективности видов деятельности в подразделениях организационной системы означает существование угроз для этих видов деятельности в подразделениях организационной системы;

- блоки данных о числе Ynm-крит., о порядковых номерах у1=1, 2, …, Ynm-крит. и о критических командах управления W к р и т . n m 1 ,   W к р и т . n m 2 ,     … .   W к р и т . n m Y n m − к р и т . , предназначенных для управления объектами поддержки при устранении угроз для видов деятельности в подразделениях организационной системы;

- блоки данных о критических показателях ΔDn-крит. эффективности n-ых видов деятельности организационной системы, снижение, по сравнению с которыми, фактических показателей Δ D n * означает существование угроз для этих видов деятельности организационной системы;

- блоки данных о числе Un-крит., о порядковых номерах u1=1, 2, …, Un-крит. и о критических командах управления W к р и т . n 1 ,   W к р и т . n 2 ,     … .   W к р и т . n U n − к р и т . , предназначенных для управления объектами поддержки при устранении угроз для видов деятельности организационной системы;

- блоки данных о критическом показателе ΔDкрит. эффективности деятельности организационной системы в целом, снижение, по сравнению с которым, фактического показателя ΔD* означает существование угрозы для деятельности организационной системы в целом, о числе Qкрит., о порядковых номерах q1=1, 2, …, Qкрит. и о критических командах управления W к р и т . 1 , W к р и т . 2 , … , W к р и т . Q к р и т . , предназначенных для управления объектами поддержки при устранении угрозы для деятельности организационной системы в целом;

- блоки данных о допустимых показателях ΔSnm-доп. эффективности n-ых видов деятельности в m-ых подразделениях организационной системы, снижение, по сравнению с которыми, фактических показателей Δ S n m * означает возможность появления угроз для этих видов деятельности в подразделениях организационной системы;

- блоки данных о числе Ynm-пред., о порядковых номерах у2=1, 2, …, Ynm-пред. и о предупреждающих командах управления W п р е д . n m 1 ,   W п р е д . n m 2 ,     … ,   W п р е д . n m Y n m − п р е д . , предназначенных для управления объектами поддержки при предотвращении угроз для видов деятельности в подразделениях организационной системы, о числе Ynm-план, о порядковых номерах y3=1, 2, …, Ynm-план. и о плановых командах управления W п л а н . n m 1 ,   W л а н . n m 2 ,     … .   W п л а н . n m Y n m − п л а н . , предназначенных для управления объектами поддержки в условиях ведения видов деятельности в подразделениях организационной системы в диапазоне допустимых показателей эффективности;

- блоки данных о допустимых показателях ΔDn-доп. эффективности n-ых видов деятельности организационной системы, снижение, по сравнению с которыми, фактических показателей ΔDnозначает возможность появления угроз для этих видов деятельности организационной системы;

- блоки данных о числе Un-пред., о порядковых номерах u2=1, 2, …, Un-пред. и о предупреждающих командах управления W п р е д . n 1 ,   W п р е д . n 2 ,     … ,   W п р е д . n U n − п р е д . , предназначенных для управления объектами поддержки при предотвращения угроз для видов деятельности организационной системы, о числе Un-план., о порядковых номерах u3=1, 2, …, Un-план. и о плановых командах управления W п л а н . n 1 , W п л а н . n 2 , … , W п л а н . n U n − п л а н . , предназначенных для управления объектами поддержки в условиях ведения видов деятельности организационной системы в диапазоне допустимых показателей эффективности;

- блоки данных о допустимом показателе ΔDдоп. эффективности деятельности организационной системы в целом, снижение, по сравнению с которым, фактического показателя ΔD означает возможность появления угрозы для деятельности организационной системы в целом и необходимости принятия действий по предупреждению появления угрозы;

- блоки данных о числе Qпред., о порядковых номерах q2=1, 2,.…, Qпред., и о предупреждающих командах управления W п р е д . n 1 , W п р е д . n 2 , … , W к р и т . Q п р е д . , предназначенных для управления объектами поддержки при предотвращении угрозы для деятельности организационной системы в целом, о числе Qплан., о порядковых номерах q3=1, 2, …, Qплан. и о плановых командах управления W п л а н . 1 , W п л а н . 2 , … , W п л а н . Q п л а н . , предназначенных для управления объектами поддержки в условиях ведения деятельности организационной системы в целом в диапазоне допустимых показателей эффективности.

3. Техническое решение, описанное выше в п.2, в котором формируют блоки данных о нормированных показателях V n m k l объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы:

- путем копирования данных о нормированных показателях V k l соответствующих объектов поддержки, если эти средства оказывают влияние на виды деятельности в подразделениях организационной системы;

- или путем присвоения данным о нормированных показателях V n m k l нулевых значений, если эти средства не оказывают влияние на виды деятельности в подразделениях организационной системы.

4. Техническое решение, описанное выше в п.2, и осуществляемое с применением средств управления, телекоммуникационной сети и аппаратно-программных средств центра управления, в котором:

- передают из аппаратно-программных средств центра управления через телекоммуникационную сеть в средства управления блоки данных о числе К и о порядковых номерах k=1, 2, …, К объектов поддержки, о числах L_k и о порядковых номерах l=1, 2, …, L_k показателей объектов поддержки, о нормированных показателях V k l объектов поддержки, о нормированных командах управления W н о р м . n m 1 ,   W н о р м . n m 2 ,   … , W н о р м . n m Y n m − н о р м . , предназначенных для установления объектов поддержки поддерживающих виды деятельности в подразделениях организационной системы в нормированные состояния;

- принимают эти блоки данных в средствах управления, сохраняют их и преобразуют блоки данных о нормированных командах управления W н о р м . n m 1 ,   W н о р м . n m 2 ,   … , W н о р м . n m Y n m − н о р м . в управляющие сигналы, которые передают в объекты поддержки, которые устанавливают управляющими сигналами в нормированные состояния V n m k l в соответствие с нормированными показателями V k l .

5. Техническое решение, описанное выше в п.2, в котором формируют блоки данных о нормированных состояниях Vnmk объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы путем:

- попарного умножения данных о приоритетах μ k l показателей объектов поддержки на данные о нормированных показателях V n m k l объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы

- и последующего суммирования полученных произведений

V n m k l = μ k 1 V n m k 1 + μ k 2 V n m k 2 + … + μ k L _ k V n m k L _ k .

6. Техническое решение, описанное выше в п.5, в котором формируют блоки данных о нормированных состояниях Snm видов деятельности в подразделениях организационной системы путем:

- попарного умножения данных о приоритетах γnmk на соответствующие данные о нормированных состояниях Vnmk объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы

- и последующего суммирования полученных произведений

Snmnm1Vnm1nm2Vnm2+…+γnmKVnmK.

7. Техническое решение, описанное выше в п.6, в котором формируют блоки данных о нормированных состояниях Dn видов деятельности организационной системы путем:

- попарного умножения данных о приоритетах βnm на соответствующие данные о нормированных состояниях Snm видов деятельности в подразделениях организационной системы

- и последующего суммирования полученных произведений

Dnn1Sn1n2Sn2nMSnM.

8. Техническое решение, описанное выше в п.7, в котором формируют блоки данных о нормированных состояниях D деятельности организационной системы в целом путем:

- попарного умножения данных о приоритетах αn на соответствующие данные о нормированных состояниях Dn видов деятельности организационной системы

- и последующего суммирования полученных произведений

D=α1D12D2, +…+αNDN.

9. Техническое решение, описанное выше в п.2, в котором:

- передают из аппаратно-программных средств центра управления через телекоммуникационную сеть в аппаратно-программные средства пунктов управления и в аппаратно-программные средства ситуационно-аналитических центров:

блоки данных о числе N и порядковых номерах n=1, 2, …, N видов деятельности организационной системы, о числе М и о порядковых номерах m=1, 2, …, М подразделений организационной системы, о числе К и о порядковых номерах k=1, 2, …, К объектов поддержки, о числах L_k и о порядковых номерах l=1, 2, …, L_k показателей объектов поддержки,

блоки данных о приоритетах γnmk объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы, о приоритетах μ k l показателей объектов поддержки, о нормированных состояниях V n m k l объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы,

блоки данных о нормированных состояниях Snm видов деятельности, в m-ых подразделениях организационной системы, о критических показателях ΔSnm-крит. и о допустимых показателях ΔSnm-доп. эффективности n-ых видов деятельности в m-ых подразделениях организационной системы,

блоки данных о числе Ynm-крит., о порядковых номерах y=1, 2, …, Ynm-крит. и о критических командах управления W к р и т . n 1 , W к р и т . n 2 , … , W к р и т . n m Y n n − к р и т . , предназначенных для управления объектами поддержки при устранении угроз для видов деятельности в подразделениях организационной системы, о числе Ynm-пред., о порядковых номерах у2=1, 2, …, Ynm-пред. и о предупреждающих командах управления W п р е д . n m 1 ,   W п р е д . n m 2 ,     … .   W п р е д . n m Y n m − п р е д . , предназначенных для управления объектами поддержки при предотвращении угроз для видов деятельности в подразделениях организационной системы, о порядковых номерах y3=1, 2, …, Ynm-план. и о плановых командах управления W п л а н . n m 1 , W п л а н . n m 2 , … , W п л а н . n m Y n m − п л а н . , предназначенных для управления объектами поддержки в условиях ведения видов деятельности в подразделениях организационной системы в диапазоне допустимых показателей эффективности,

- принимают эти блоки данных в аппаратно-программных средствах пунктов управления, сохраняют и на основе действий субъектов управления отображают;

- передают из аппаратно-программных средств центра управления через телекоммуникационную сеть в аппаратно-программные средства ситуационно-аналитических центров:

блоки данных о порядковых номерах n=1, 2, …, N видов деятельности организационной системы, о числе Ми о порядковых номерах m=1, 2, …, М подразделений организационной системы

блоки данных о приоритетах βnm видов деятельности, осуществляемых в подразделениях организационной системы, о нормированных состояниях Snm видов деятельности в подразделениях организационной системы, о нормированных состояниях Dn видов деятельности организационной системы,

блоки данных о критических показателях ΔDn-крит. и о допустимых показателях ΔDn-доп. эффективности n-ых видов деятельности организационной системы,

блоки данных о числе Un-крит., о порядковых номерах u1=1, 2, …, Un-крит. и о критических командах управления W к р и т . n 1 , W к р и т . n 2 , … , W к р и т . n U n − к р и т . , предназначенных для управления объектами поддержки при устранении угроз для видов деятельности организационной системы, о числе Un-пред., о порядковых номерах u2=1, 2, …, Un-пред. и о предупреждающих командах управления W п р е д . n 1 , W п р е д . n 2 , … , W п р е д . n U n − п р е д . , предназначенных для управления объектами поддержки при предотвращении угроз для видов деятельности организационной системы, о числе Un-план., о порядковых номерах u3=1, 2,…, Un-план. и о плановых командах управления W п л а н . n 1 , W п л а н . n 2 , … , W п л а н . n U n − п л а н . , предназначенных для управления объектами поддержки в условиях ведения видов деятельности организационной системы в диапазоне допустимых показателей эффективности;

- принимают в аппаратно-программных средствах ситуационно-аналитических центров блоки данных, переданные из аппаратно-программных средств центра управления, сохраняют и на основе действий субъектов управления отображают.

10. Техническое решение, описанное выше в п.2, в котором:

- передают из аппаратно-программных средств центра управления через телекоммуникационную сеть в средства контроля блоки данных о нормированных показателях V n m k l объектов поддержки с учетом их влияния на виды деятельности в подразделениях организационной системы;

- принимают эти блоки данных в средствах контроля, сохраняют;

- измеряют фактические показатели объектов поддержки, которые преобразуют в блоки данных V * n m k l о фактических показателях объектов поддержки;

- производят сравнение этих блоков данных V * n m k l с соответствующими блоками данных V n m k l о нормированных показателях объектов поддержки;

- перед