Водный велосипед
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к плавающим средствам, а именно к водным велосипедам, предназначенным для активного отдыха и прогулок по водной глади. Водный велосипед содержит поплавки, скрепленные поперечными балками, сиденье и педальный движитель, а также ведущую звездочку, качающийся кронштейн, пару огибающих звездочек, консольную ось, втулку с ведомой звездочкой, обгонную муфту, гребной винт и круглозвенную сварную калиброванную цепь. Качающийся кронштейн установлен совместно с парой огибающих звездочек на поперечной балке и выполнен с возможностью откидывания назад. Нижний конец качающегося кронштейна содержит ось. На консольном участке оси установлена втулка, которая жестко соединена с ведомой звездочкой и выполнена с возможностью осевого вращения и взаимодействия через обгонную муфту с гребным винтом. Педальный движитель содержит ведущую звездочку, которая взаимодействует с круглозвенной сварной калиброванной цепью, ветви которой перекинуты через огибающие звездочки и замыкаются на ведомой звездочке. Достигается повышение ходовых качеств, бесшумность работы движителя, высокий КПД, высокая остойчивость, простота транспортировки, защищенность элементов движителя при столкновении с препятствиями, конструктивная простота. 2 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к плавающим средствам, а именно к водным велосипедам, предназначенным для активного отдыха и прогулок по водной глади
Известны водные велосипеды фирмы «SAVA» email:lodka-sava@mail.ru, которые содержат монолитный пластиковый корпус катамаран с педальным лопастным приводом. Простота конструкции, дешевизна изготовления и надежность в эксплуатации подкупает предпринимателей для организации пунктов проката - аналоги.
Однако индивидуальному потребителю известные водные велосипеды неприемлемы по следующим причинам. Габариты водных велосипедов исключают транспортировку последних на личном легковом автомобиле. Для хранения водного велосипеда требуется пирс, что является препятствием большинству индивидуумов. Лопастный привод обладает низким КПД, больше создает брызг и шума. Лопасти шлепают о воду и разгоняют присутствующую рыбу, т.е. для рыбаков данное плавающее средство не подарок.
Также известен самый быстрый водный велосипед, который приводится в движение мускульной энергией посредством педального привода:«Декавитатор». Декавитатор содержит двухлопастной толкающий воздушный винт и систему подводных крыльев (см. http://lancet.mit.edu/decavitator/text/dupont writeup.txt) - аналог.
При прекрасных скоростных характеристиках данное устройство назвать плавающим средством будет не совсем точно. Последнее скорее не плавает, а низенько так летает. Конструктивная и технологическая сложность, а также проблема доставки делает непригодным для целей применения, например при рыбалке, сложна и доставка на место личным легковым автомобилем.
Наиболее близким к предложенному конструктивному решению является водный велосипед, который содержит поплавки, скрепленные поперечными балками, на которых имеется сиденье и лопастный движитель. Лопастный движитель содержит рычаги, на концах которых имеются педали со скобами и выполнен в виде пластин, закрепленных на рычаге с возможностью поворота относительно оси крепления. Концы каждой поперечной балки выполнены в виде колец, которые охватывают поплавки. Внутренний диаметр каждого кольца меньше диаметра поплавка (см. патент России №2009960, класс В63Н 16/10 от 08.08.1990 - прототип).
Лопастный движитель, который выполнен в виде пластин, закрепленных на рычаге с возможностью поворота относительно оси крепления. В процессе движения пластины создают шум. Пластины бьются об оси при возвратно поступательном движении: подобие клапанов. Данный принцип движения обладает низким КПД, так как возвратно-поступательное движение утопленных пластин воспринимает сопротивление воды. Многоэлементная структура движителя снижает надежность. Траектория движения ногами, которые удерживаются на педалях специальными скобами, непривычна, так как отличается от траектории при хождении, по этой причине пловец быстро устает. Вся совокупность отрицательных параметров делает известный водный велосипед неприемлемым.
Цель предложенного технического решения: повышение ходовых качеств, бесшумность работы движителя, высокий КПД, высокая остойчивость, простота транспортировки, защищенность элементов движителя при столкновении с препятствиями, конструктивная простота.
Техническое решение поясняется графическим материалом, где на фиг.1 представлен водный велосипед в продольном сечении, а на фиг.2 представлено поперечное сечение в зоне огибающих звездочек.
Водный велосипед содержит поплавки 1, скрепленные поперечными балками 2 и 3 в виде катамарана. На задней поперечной балке 2 имеется сиденье 4 и румпель (условно не показан, т.к. не попал в сечение на графическом материале), а на передней поперечной балке 3 смонтирован педальный движитель 5. На задней поперечной балке 2 под сиденьем 4 установлен качающийся кронштейн 6 и пара огибающих звездочек 7. Качающийся кронштейн 6 выполнен с возможностью откидывания назад. Нижний конец качающегося кронштейна 6 содержит осью 8. На консольном участке оси 8 установлена втулка 9, которая жестко соединена с ведомой звездочкой 10. На втулке 9 выполнена с возможностью осевого вращения и взаимодействия через обгонную муфту с гребным винтом 11. Педальный движитель 5 содержит ведущую звездочку 12, которая взаимодействует с круглозвенной сварной калиброванной цепью 13. Ветви бесконечной приводной цепи 13 перекинуты через огибающие звездочки 7 и замыкаются на ведомой звездочке 10.
Работа предложенного технического решения осуществляется следующим образом. Доставленный к водоему водный велосипед, лежа на берегу, опирается нижней поверхностью поплавков 1. Качающийся кронштейн 6 откинут назад, и защищает гребной винт 11 от повреждений.
Таким же образом защищается гребной винт 11 при перевозке водного велосипеда на багажнике легкового автомобиля. Столкнув водный велосипед на водную гладь, удобно расположившись на сиденье 4, начинаем педалировать. Качающийся кронштейн 6 под собственным весом принимает рабочее положение (см. фиг.1). Момент вращения от ведущей звездочки 12 передается ведомой звездочке 10 посредством бесконечной круглозвенной сварной калиброванной цепи 13. Втулка 9 вращается совместно с ведомой звездочкой 10, с которой соединена воедино, а через обгонную муфту вращает гребной винт 11. Гребной винт 11 полностью погружен в водную среду, при этом не создается брызг и водный велосипед бесшумно скользит по водной глади. Конструктивное решение позволяет при обводах поплавков типа Шарпи на скорости свыше 15 км/час выйти на режим глиссирования, что снизит усилие педалирования более чем в два раза. Обгонная муфта исключает резкое торможение водного велосипеда при прекращении педалирования, что обеспечивает скольжение по водной глади под действием сил инерции. Круглозвенная сварная калиброванная цепь 13 обеспечивает передачу момента от ведущей звездочки 12 к ведомой звездочке 10, плоскости которых взаимно перпендикулярны. При столкновении с препятствием качающийся кронштейн 6 отклоняется, при этом сохраняется целостность гребного винта 11.
Педальный велосипед катамаран незаменим для племени рыболовов. Высокая остойчивость за счет низкой посадки качественно отличает катамаран от известных водных велосипедов. Предложенный водный велосипед обладает прекрасными ходовыми качествами. Высокий КПД, защищенность гребного винта от поломок и отсутствие шума от шлепков лопастей об воду не пугает рыб. А возможность транспортирования на багажнике легкового автомобиля превращает предложенный катамаран в желанное устройство для массового потребителя.
Водный велосипед, содержащий поплавки, скрепленные поперечными балками, сиденье и педальный движитель, отличающий тем, что снабжен ведущей звездочкой, качающимся кронштейном, парой огибающих звездочек, консольной осью, втулкой с ведомой звездочкой, обгонной муфтой, гребным винтом и круглозвенной сварной калиброванной цепью, однако качающийся кронштейн установлен совместно с парой огибающих звездочек на поперечной балке и выполнен с возможностью откидывания назад, при этом консольная ось смонтирована на нижнем конце качающегося кронштейна, втулка жестко соединена с ведомой звездочкой и установлена на консольной оси, и выполнена с возможностью осевого вращения и взаимодействия через обгонную муфту с гребным винтом, а на педальном движителе установлена ведущая звездочка, которая взаимодействует с круглозвенной сварной калиброванной цепью, ветви которой перекинуты через огибающие звездочки и замыкаются на ведомой звездочке.