Система ситуационно-аналитических центров организационной системы
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к системе ситуационно-аналитических центров организационной системы. Технический результат заключается в повышении эффективности процесса принятия решений за счет автоматизированной выработки сценариев решения проблемных ситуаций. Система содержит телекоммуникационную сеть, центр управления, ситуационно-аналитические центры, пункты управления подразделений организационной системы, средства двухсторонней связи, средства контроля объектов наблюдения, влияющих на состояние деятельности организационной системы, и обеспечивает возможность автоматизированной выработки сценариев с помощью вычислительных комплексов центра управления, ситуационно-аналитических центров и пунктов управления подразделений организационной системы, хранения данных о сценариях в системе хранения данных аудита деятельности организационной системы, входящей в состав центра управления, передачи данных о сценариях с помощью интерфейсов оборудования центра управления, ситуационно-аналитических центров, пунктов управления подразделений организационной системы и с помощью телекоммуникационной сети в компьютерные сети центра управления, ситуационно-аналитических центров и пунктов управления подразделений организационной системы, в видеосистемы и компьютер настройки видеосистемы центра управления и ситуационно-аналитических центров, на экраны мультимедиа центра управления, ситуационно-аналитических центров и пунктов управления подразделений организационной системы для принятия на основе выработанных сценариев решений. 20 з.п. ф-лы, 1 табл., 30 ил.
Реферат
Настоящее техническое решение относится к управлению деятельностью организационных систем, предметной областью являются системы поддержки принятия решений.
Известное техническое решение [1] RU 57481 U1 содержит модуль приема записей типовых планов, модуль приема запросов пользователей, модуль приема записей планов из базы данных сервера, модуль селекции опорного адреса записи, модуль селекции опорного адреса считывания, модуль селекции адреса источника запроса, модуль формирования фактического адреса записи, два сумматора, модуль формирования адреса временного периода, модуль формирования адресов базы данных, модуль управления записью и считыванием данных и модуль выдачи данных.
Недостатком данного технического решения является отсутствие возможности по автоматизированной поддержке для одновременной выработки планов разрешения нескольких проблемных ситуаций, возникающих в сложной организационной системе и относящихся к различным видам ее деятельности, или плана разрешения ряда проблемных ситуаций, порожденных одной проблемой с разными степенями влияния на виды деятельности организационной системы.
Известное техническое решение [2] RU 57919 U1 содержит банк данных из отдельных баз данных, модуль подготовки принятия решений, устройство хранения эталонных ситуаций, модуль выбора методов воздействия по реализации принятого решения, модуль анализа принятых решений, модуль формирования стратегических целей и задач, модуль прогнозирования, блок выбора методов воздействия по реализации принятого решения. При этом Банк данных содержит сведения по природным ресурсам и госимуществу, по другим сущностям, оказывающим влияние на социально-экономическое развитие государства.
Недостатком данного технического решения является ограниченность использования средств отображения информации, представляемой лицу, принимающему решения, возможностями мониторов компьютеров и принтеров. Данное обстоятельство затрудняет оперативную выработку коллегиального решения.
Известное техническое решение [3] RU 105031 U1 содержит блок измерительной среды объекта, блок информационных моделей, блок информационной поддержки, блок выдачи результата, блок измерительной среды аналитика, блок протокольного сопровождения и блок предметно-системной интеграции.
Недостатком данного технического решения является отсутствие в нем информационных моделей, учитывающих специализацию подразделений организационной системы, для обеспечения деятельности которой предназначено данной техническое решение, по видам деятельности, учитывающих степень влияния на эти виды проблемных ситуаций. Это обстоятельство требует проведения дополнительных, вне предметной области данного технического решения, информационно-аналитических работ по выработке объективного решения по разрешению проблемных ситуаций.
Известное техническое решение [4] RU 28927 U1 содержит центр объективного контроля, средства контроля, размещенные на объектах наблюдения, и средства двухсторонней связи, соединяющие средства контроля с интерфейсом оборудования центра объективного контроля, центр объективного контроля содержит, по меньшей мере, рабочий зал и ситуационную комнату, при этом оборудование рабочего зала содержит, по меньшей мере, один компьютер, по меньшей мере, один мультимедиа-проектор с экраном, по меньшей мере, один настенный экран, подключенный с возможностью визуализации поступающей информации, оборудование ситуационной комнаты содержит индивидуальный экран, подключенный к оборудованию рабочего зала, и средства двухсторонней связи с рабочим залом, средства контроля включают, по меньшей мере, блок формирования телеметрической цифровой информации, и/или блок указания координат объекта наблюдения, и/или контролируемого участка объекта наблюдения, блок указания фактического времени контроля состояния объекта наблюдения, а также блок создания видеоизображения объекта наблюдения.
Недостатком данного технического решения является ограниченность его возможностей автоматизированной поддержкой двух уровней управления - на первом уровне разрешаются некритичные проблемы на основе известных приемов, а на втором уровне - критичные проблемы, которые требуют выработки концепции ликвидации проблемы. При этом персонал и его оборудование, предназначенные для работы на первом уровне управления, и специалисты и их оборудование, предназначенные для работы на втором уровне управления, размещаются в соседних помещениях - рабочем зале и ситуационной комнате. Это обстоятельство не позволяет оперативно разрешать проблемные ситуации применительно к территориально-распределенным на большом пространстве подразделениям организационной системы, поддержку деятельности которой обеспечивает данное техническое решение.
В настоящее время создаются информационно-управляющие технические системы различного назначения, направленные на повышение эффективности процессов управления в организационных системах различных типов. При этом автоматизируются практически все виды деятельности организационных систем - предприятий, организаций, корпораций, государственных структур. Одной из острейших проблем, которые необходимо решать при создании и дальнейшем функционировании таких систем, является постоянный рост объемов информации, необходимой для решения различных задач. Каким образом обеспечить эффективное использование всех имеющихся технических возможностей и накопленных информационных ресурсов? Каким образом оперативно и достаточно точно решать возникающие задачи на основе использования интегрального информационного ресурса? Подобных вопросов возникает достаточно много, все они связаны с поиском необходимой информации, ее анализом, выработкой сценариев для принятия решения, выбором наиболее эффективного из них с учетом оценки возможных рисков и принятием решения на его реализацию, обеспечением условий для качественного и своевременного выполнения решения. Для получения ответов на эти и другие аналогичные вопросы, связанные с повышением эффективности управленческих процессов, все чаще предлагают такие технические решения, как «ситуационный центр», «аналитический центр», «система объективного контроля ситуации», «автоматизированная система поддержки принятия решений», «информационно-аналитическая система лица, принимающего решения» и другие, которые можно отнести к одной области техники - системе ситуационно-аналитических центров организационной системы. Системы ситуационно-аналитических центров организационных систем являются концентрацией современных информационных технологий, предназначенных для автоматизированной поддержки при управлении деятельностью в целом организационных систем - министерств и ведомств, корпораций, предприятий, банков и, в частности, при управлении видами деятельности подразделений организационных систем, размещенных как в стационарных, так и в мобильных объектах.
Общим недостатком известных технических решений [1-4] в рассматриваемой области техники - системах ситуационно-аналитических центров организационных систем - является отсутствие возможности для автоматизированной поддержки деятельности организационной системы при одновременной выработке планов разрешения нескольких проблемных ситуаций, относящихся к различным видам деятельности ее подразделений, и/или плана разрешения ряда проблемных ситуаций, порожденных одной проблемой, с разными степенями влияния на виды деятельности подразделений организационной системы.
Технической задачей, на решение которой направлено настоящее техническое решение, которое было выполнено с учетом описанного выше, является предложение новой и улучшенной системы ситуационно-аналитических центров организационной системы, способной сократить сроки разрешения сложных проблемных ситуаций.
Техническое решение - система ситуационно-аналитических центров организационной системы (ССАЦ ОС) содержит центр управления (ЦУ), телекоммуникационную сеть, R ситуационно-аналитических центров (САЦ), M пунктов управления подразделений организационной системы (ПУ ПОС), K средств контроля, размещенных в K объектах наблюдения в контролируемом пространстве и/или вне объектов наблюдения, с возможностью наблюдения над ними, K средств двухсторонней проводной и/или беспроводной связи. Объекты наблюдения представляют собой таких субъектов, материальных и нематериальных объектов организационной системы и внешней среды, которые влияют на состояние деятельности организационной системы.
Средства контроля включают, по меньшей мере, блок формирования телеметрической цифровой информации, и/или блок указания координат объекта наблюдения, и/или контролируемого участка объекта наблюдения, блок указания фактического времени контроля над состоянием объекта наблюдения, блок создания видеоизображения объекта наблюдения, блоки формирования данных о показателях наблюдаемых объектов, представленных безразмерными числами и/или единицами измерений.
Телекоммуникационная сеть соединена с оборудованием ЦУ, оборудованием САЦ, оборудованием ПУ ПОС и с информационными сетями внешних организационных систем.
Средства двухсторонней связи соединены, с одной стороны, со средствами контроля над объектами наблюдения в контролируемом пространстве и, с другой стороны, с оборудованием ЦУ, или с оборудованием САЦ, или с оборудованием ПУ ПОС.
Система ситуационно-аналитических центров организационной системы выполнена таким образом, что в ней формируются, сохраняются и отображаются на экранах мониторов компьютеров, и/или на экранах мультимедиа, и/или на экранах видеосистем следующие технологические данные:
- данные D о требуемом состояния деятельности организационной системы в целом (целевой деятельности организационной системы);
- данные Dn о требуемом состоянии n-го вида деятельности организационной системы, n=1, 2, …, N;
- данные αn о назначенном приоритете для n-го вида деятельности организационной системы;
- данные Snm о требуемом состоянии n-го вида деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы, m=1, 2, …, М;
- данные βnm о приоритете n-го вида деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы;
- данные Snm формируются следующим образом:
- Vnmk - данные о требуемом состоянии k-го объекта наблюдения, который оказывает влияние на n-ый вид деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы, k=1, 2, …, K;
- данные γnmk о приоритете k-го объекта наблюдения, который оказывает влияние на n-ый вид деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы;
- данные V k l о требуемом l-ом показателе состояния k-го объекта наблюдения, l=1, 2, …, L_k ( L k l ) , где L_k L k l - число показателей, которые применяются для характеристики состояния k-го объекта наблюдения;
- данные V k l представляются безразмерными числами, временными, метрическими, весовыми, стоимостными и другими единицами измерений; в состав данных о требуемых показателях объекта наблюдения входят данные о требуемых показателях физических, логических, информационных, территориальных, конструктивных, организационных и других типов связи k-го объекта наблюдения с другими объектами наблюдения;
- данные μ k l о приоритете l-ого показателя состояния k-го объекта наблюдения;
- данные V n m k l о требуемом l-ом показателе состояния k-го объекта наблюдения, который оказывает влияние на n-ый вид деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы;
- данные V n m k l формируются следующим образом: V n m k l = V k l , если k-ый объекта наблюдения оказывает влияние на n-ый вид деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы; V n m k 1 = 0 ,
- в противном случае
данные Vnmk формируются следующим образом:
Система ситуационно-аналитических центров организационной системы выполнена таким образом, что в ней с помощью средств контроля производится измерение показателей объектов наблюдения, их преобразование в цифровой вид и формирование данных V n m k * l о фактическом l показателе k-го объекта наблюдения, который оказывает влияние на n-ый вид деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы, где l=1, 2, …, L_k; k=1, 2, …, K; n=1, 2, …, N; m=1, 2, …, М. Данные V n m k * l представляются безразмерными числами, временными, метрическими, весовыми, стоимостными и другими единицами измерений. После формирования и сохранения данных V n m k * l формируются, сохраняются и отображаются на экранах следующие данные:
- данные Δ V n m k * l об абсолютном значении отклонения данных V * n m k l о фактическом l показателе k-го объекта наблюдения, который оказывает влияние на n-ый вид деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы, от данных V n m k l о требуемом l показателе k-го объекта наблюдения, который оказывает влияние на n-ый вид деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы: Δ V n m k * l = | V n m k l − V n m k * l | ;
- данные V n m k * о фактическом состоянии k-го объекта наблюдения, который оказывает влияние на n-ый вид деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы, при этом
- данные S n m * о фактическом состоянии n-го вида деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы, при этом
- данные Δ S n m * о фактическом показателе эффективности n-го вида деятельности в m-ом подразделении организационной системы, при этом Δ S n m * = S n m * / S n m ;
- данные ΔSnm-крит. о показателе эффективности n-го вида деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы, снижение, по сравнению с которым, фактического показателя означает существование угрозы для n-го вида деятельности в m-ом подразделении организационной системы и необходимости принятия действий по ее устранению;
- данные ΔSnm-доп. о показателе эффективности n-го вида деятельности, осуществляемой в m-ом подразделении организационной системы, снижение, по сравнению с которым, фактического показателя означает возможность появления угрозы для n-го вида деятельности в m-ом подразделении организационной системы и необходимости принятия действий по предупреждению появления угрозы.
- данные Dn о требуемом состоянии n-го вида деятельности организационной системы, при этом
- данные D*n о фактическом состоянии n-го вида деятельности организационной системы, при этом
- данные ΔD*n о фактическом показателе эффективности n-го вида деятельности организационной системы, при этом ΔD*n=D*n/Dn;
- данные ΔDn-крит. о критическом показателе эффективности n-го вида деятельности организационной системы, снижение, по сравнению с которым, фактического показателя означает существование угрозы для этого вида деятельности организационной системы и необходимости принятия действий по ее устранению;
- данные ΔDn-доп. о допустимом показателе эффективности n-го вида деятельности организационной системы, снижение, по сравнению с которым, фактического показателя означает возможность появления угрозы для этого вида деятельности организационной системы и необходимости принятия действий по предупреждению появления угрозы;
- данные D о требуемом состоянии деятельности организационной системы в целом, при этом
- данные D* о фактическом состоянии деятельности организационной системы в целом, при этом
- данные ΔD* о фактическом показателе эффективности деятельности организационной системы в целом, при этом ΔD*=D*/D;
- данные ΔDкрит. о критическом показателе эффективности деятельности организационной системы в целом, снижение, по сравнению с которым, фактического показателя ΔD* эффективности деятельности организационной системы в целом означает существование угрозы для деятельности организационной системы в целом и необходимости принятия действий по ее устранению;
- данные ΔDдоп. о допустимом показателе эффективности деятельности организационной системы в целом, снижение, по сравнению с которым, фактического показателя ΔD* эффективности деятельности организационной системы в целом означает возможность появления угрозы для деятельности организационной системы в целом и необходимости принятия действий по предупреждению появления угрозы.
Система ситуационно-аналитических центров организационной системы выполнена таким образом, что в ней формируются, сохраняются и отображаются на экранах следующие данные о сценариях:
- данные Qкрит. о числе критических сценариях, предназначенных для поддержки принятия решения по устранению угрозы для деятельности организационной системы в целом;
- данные Wкрит. о множестве критических сценариев, предназначенных для поддержки принятия решения по устранению угрозы для деятельности организационной системы в целом при условии 0≤ΔD*<ΔDкрит., при этом W к р и т . = { W к р и т . 1 и л и W к р и т . 2 … и л и W к р и т . Q к р и т . } ,
где W к р и т . q 1 - данные о q1-ом критическом сценарии, предназначенном для поддержки принятия решения по устранению угрозы для деятельности организационной системы в целом, где q1 - данные о приоритете критического сценария, q1=1, 2, …, Qкрит., при этом выполняется условие P ( W к р и т . q 1 ) ≥ P ( W к р и т . q 1 − 1 ) , ∑ q 1 = 1 Q к р и т . P ( W к р и т . q 1 ) = 1 ,
где P ( W к р и т . q 1 ) и P ( W к р и т . q 1 − 1 ) - соответственно данные о прогнозируемых вероятностях для выбора критического сценария W к р и т . q 1 и критического сценария W к р и т . q 1 − 1 , P ( W к р и т . 0 ) = 0 ;
- данные Qпред. о числе предупреждающих сценариев, предназначенных для поддержки принятия решения по предотвращению угрозы для деятельности организационной системы в целом;
- данные Wпред. о множестве предупреждающих сценариев, предназначенных для поддержки принятия решения по предотвращению угрозы для деятельности организационной системы в целом при условии ΔDкрит.≤ΔD*<ΔDдоп., при этом W п р е д . = { W п р е д . 1 и л и W п р е д . 2 … и л и W п р е д . Q п р е д . } ,
где W п р е д . q 2 - данные о q2-ом предупреждающем сценарии, q2 - данные о приоритете этого сценария, q2=1, 2, …,Qпред., при этом выполняется условие P ( W п р е д . q 2 ) ≥ P ( W п р е д . q 2 − 1 ) , ∑ q 2 = 1 Q п р е д . P ( W п р е д . q 2 ) = 1 где P ( W п р е д . q 2 ) и P ( W п р е д . q 2 − 1 ) - соответственно данные о прогнозируемых вероятностях для выбора предупреждающего сценария W п р е д . q 2 и предупреждающего сценария W п р е д . q 2 − 1 , P ( W п р е д . 0 ) = 0 ;
- данные Qплан. о числе плановых сценариев, предназначенных для поддержки принятия решения по повышению эффективности деятельности организационной системы в целом; данные Wплан. о множестве плановых сценариев, предназначенных для поддержки принятия решения по повышению эффективности деятельности организационной системы в целом при условии ΔDдоп.≤ΔD*<1, при этом W п л а н . = { W п л а н . 1 и л и W п л а н . 2 … и л и W п л а н . Q п л а н . } , где W п л а н . q 3 - данные о q3-ом плановом сценарии, q3 - данные о приоритете этого сценария, q3=1, 2, …, Qплан., при этом выполняется условие P ( W п л а н . q 3 ) ≥ P ( W п л а н . q 3 − 1 ) , ∑ q 3 = 1 Q п л а н . P ( W п л а н . q 3 ) = 1 , где P ( W п л а н . q 3 ) и P ( W п л а н . q 3 − 1 ) - соответственно данные о прогнозируемых вероятностях для выбора планового сценария W п л а н . q 3 и планового сценария W п л а н . 3 − 1 , P ( W п л а н . 0 ) = 0 ;
- данные Un-крит. о числе критических сценариев предназначенных для поддержки принятия решения по устранению угрозы для n-го вида деятельности организационной системы;
- данные W к р и т . n о множестве критических сценариев, предназначенных для поддержки принятия решения по устранению угрозы для n-го вида деятельности организационной системы при условии 0 ≤ Δ D n * < Δ D n − к р и т . , при этом W к р и т . n = { W к р и т . n 1 и л и W к р и т . n 2 … и л и W к р и т . n U n − к р и т . } , где W к р и т . n u 1 - данные об u1-ом критическом сценарии, предназначенном для поддержки принятия решения по устранению угрозы для n-го вида деятельности организационной системы, где u1 - данные о приоритете критического сценария, u1=1, 2, …, Un-крит., при этом выполняется условие P ( W к р и т . n u 1 ) ≥ P ( W к р и т . n ( u 1 − 1 ) ) , ∑ u 1 = 1 U n − к р и т . P ( W к р и т . n u 1 ) = 1 , где P ( W к р и т . n u 1 ) и P ( W к р и т . n ( u 1 − 1 ) ) - соответственно данные о прогнозируемых вероятностях для выбора критического сценария W к р и т . n u 1 и критического сценария, W к р и т . n ( u 1 − 1 ) , P ( W к р и т . n 0 ) = 0 ;
- данные Un-пред. о числе предупреждающих сценариев, предназначенных для поддержки принятия решения по предотвращению угрозы для n-го вида деятельности организационной системы;
- данные W п р е д . n о множестве предупреждающих сценариев, предназначенных для поддержки принятия решения по предотвращению угрозы для n-го вида деятельности организационной системы при условии Δ D n − к р и т . ≤ Δ D n * < Δ D n − д о п . , при этом W п р е д . n = { W п р е д . n 1 и л и W п р е д . n 2 … и л и W п р е д . n U n − п р е д . } , где W п р е д . n u 2 - данные об u2-ом предупреждающем сценарии, предназначенном для поддержки принятая решения по предотвращению угрозы для n-го вида деятельности организационной системы, где u2 - данные о приоритете предупреждающего сценария, u2=1, 2, …, Un-пред., при этом выполняется условие P ( W п р е д . n u 2 ) ≥ P ( W п р е д . n ( u 2 − 1 ) ) , ∑ u 2 = 1 U n − п р е д . P ( W п р е д . n u 2 ) = 1 , где P ( W п р е д . n u 2 ) и P ( W п р е д . n ( u 2 − 1 ) ) - соответственно данные о прогнозируемых вероятностях для выбора предупреждающего сценария W п р е д . n u 2 и предупреждающего сценария