Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2, смазкоудерживающие карманы в виде полок 3 с бортиками 4, расположенные у торцов 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей на одном уровне с ними с минимальным зазором Δ относительно торцов зубьев этого колеса и зубьев 10 сопряженного в передаче парного колеса. Каждая полка крепится к торцу зуба посредством L-образного элемента 7 длиной, равной длине полки. Одной своей продольной частью 8, параллельной торцу зуба, L-образный элемент крепится на грани полки, обращенной к торцу зуба, эта часть ориентирована в сторону оси зуба и имеет длину h, по крайней мере, не меньшую, чем величина максимального износа боковой поверхности зуба. Второй своей частью 9 L-образный элемент крепится к торцу зуба. В результате обеспечивается работоспособность зубчатого колеса даже при изнашивании его зубьев. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.
Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр.74).
Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них и в дальнейшем процессе смазывания зубьев не участвует, что приводит к увеличению изнашивания зубьев.
В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль боковых поверхностей которых и заподлицо с ними, на торцах зубьев, заподлицо с боковыми поверхностями, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, предотвращающие вытеснение смазочного материала с боковых поверхностей на торцы зубьев - см. АС СССР №898191, кл. F16H 57/04, 1978 г.
Недостаток прототипа состоит в том, что зубья со стороны рабочих поверхностей в процессе работы колеса подвержены изнашиванию, при этом происходит уменьшение толщины зубьев, и полки, размещенные на торцах зубьев, лишаются опоры и отваливаются от зубьев. Тем самым зубья лишаются смазочных карманов, что ухудшает процессы смазывания, снижает износостойкость зубьев и работоспособность зубчатого колеса.
Изобретением решается задача обеспечения работоспособности зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев.
Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и смазкоудерживающие карманы в виде полок, расположенных у торцов зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей на одном уровне с ними, причем каждая полка расположена с равномерным минимальным зазором относительно торца этого зуба и торца сопряженного колеса и крепится на торце зуба посредством элемента длиной, равной длине полки, имеющего L-образное поперечное сечение, равновеликое по длине элемента, одной своей предельной частью, параллельной торцу зуба, элемент крепится на грани полки, обращенной к торцу зуба, эта часть ориентирована в сторону оси зуба и имеет длину, по крайне мере, не меньшую, чем величина максимального износа боковой поверхности зуба, а второй своей продольной частью элемент крепится к торцу зуба.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зуб колеса - вид с его боковой поверхности (фиг.1) и сечение зуба (фиг.2).
На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зуб 2, смазкоудерживающие карманы (полки) 3, бортики 4 полок, торцы 5 зубьев, боковые поверхности 6 зубьев, L-образные элементы 7, части 8 и 9 элементов 7, сопряженный зуб 10 парного зубчатого колеса; зазор Δ между полками 3 и торцами 5 зубьев; длина h первой части (8) элемента 7.
Работает данный зуб следующим образом. При зацеплении в контакте с зубьями 10 парного колеса, смазочный материал, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности 6 зубьев колеса, вытесняются с них на полки 3, откуда он мигрирует обратно в зону трения - на боковые поверхности 6 с обедненной смазкой. Наличие зазоров Δ между полками 3 и зубьями 10 сопряженного колеса не позволяет получить излом при износе боковых поверхностей 6 и утоньшении зубьев 2.
По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет обеспечить нормальную работу смазкоудерживающих полок при износе и утоньшении зубьев колеса.
Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и смазкоудерживающие карманы в виде полок, расположенных у торцов зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей на одном уровне с ними, отличающееся тем, что каждая полка расположена с равномерным минимальным зазором относительно торца этого зуба и торца зуба сопряженного колеса и крепится на торце зуба посредством элемента длиной, равной длине полки и, имеющего L-образное поперечное сечение, равновеликое по длине элемента, одной своей продольной частью, параллельной торцу зуба, элемент крепится на грани полки, обращенной к торцу зуба, эта часть ориентирована в сторону оси зуба и имеет длину, по крайней мере, не меньшую, чем величина максимального износа боковой поверхности зуба, а второй своей продольной частью элемент крепится к торцу зуба.