Патент ссср 253495
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАЙИ Е изоы итИНИя
253495
Союз Советскив
Социалистииескив
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 22.Ч!1.1968 (№ 1262320/25-27) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 30.1Х.1969. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 18.111.1970
Кл. 47Ь, 4
МП1
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621 822 2(088 8) Авторы изобретения М. P. Лейдерваргер, P. А. Гемранов, М. С. Черненко и А. И. Шурыгин
Заявитель
УПОРНЬ!й ПОДШИПНИК
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к конструкции упорных подшипников, преимущественно, высокооборотных машин (турбин, компрессоров, насосов и т. п.), при работе которых возникают большие осевые нагрузки, передающиеся на подшИпник.
Известные упорные подшипники с принудительной циркуляцией жидкости, в которых пята при вращении работает, как колесо центробе>кного насоса, пригодны для восприятия осевого усилия только в одном направлении.
Для повышения надежности работы и уменьшения габаритов и веса в описываемом упорном подшипнике центробежная пята выполнена с кольцевой проточкой П-образной формы, образующей с неподвижным кольцом корпуса камеру давления. Для обеспечения восприятия осевого усилия переменного направления радиальные каналы расположены с двух )Ipoтивоположных сторон центробежной пяты и связаны с торцовыми зазорами между пятой и деталями подшипника.
В корпусе подшипника имеется отверстие с дросселем для слива нагретой жидкости и входные отверстия для подачи ненагретой жидкости, чго предотвращает перегрев жидкости в рабочих полостях.
На чертеже изобра>кен описываемый упорный подшипник, Пята 1, имеющая кольцевую проточку П-образной формы и два ряда радиальных каналов, может быть выполнена за одно целое с валом 2 или разъемно. Пята заключена в де5 тали 8 и 4 корпуса и образует с ними рабочие камеры А и Б. Вблизи ступицы пята образует сдеталями 3и4 торцовые лабиринтные уплотнения в виде кольцевых зазоров b, и б... равных между собой. С целью уменьшения за10 вихрения потока жидкости в камерах А и Б детали 8 и 4 снабжены радиальными ребрами >.
В П-образную проточку пяты входит кольцо б, образующее камеру B высокого давле15 ния и торцовые зазоры SI и Sq, которые так>ке равны между собой. На корпусе подшипника установлены штуцеры 7 и 8 для подвода жидкости. Кольцо б имеет штуцер 9 с дросселем 10 для слива нагретой жидкости.
20 Упорный подшипник работает следующим образом.
При вращении вала 2 жидкость под низким давлением поступает через штуцеры 7 и 8 к радиальным каналам пяты 1, которая работа25 ет, как колесо насоса, создавая необходимое давление в камере В. При отсутствии осевой силы, из-за равенства зазоров S> = S2 и bт- ——
=b., давление в камерах А и Б одинаковое, При появлении осевой силы (направленной, 30 например, справа налево) в камере А зазор SI
253495
Составитель М. Пьяных
Техред А. А. Камышннкова
Корректоры: М, Коробова и А. Николаева
Редактор С. Сюткина
Заказ 337/8 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 увеличивается, а зазор Ь, уменьшается, В камере Б, наоборот, зазор 5> уменьшается, а зазор Ь, увеличивается.
Давление в рабочих камерах определяется перепадами в зазорах S u b по формуле 5
Н (:;;:) " где Нз — перепад давления в зазоре; 10
Н вЂ” давление в рабочей камере; оз — площадь проходного сечения зазора; р — коэффициент сопротивления в зазоре. 15
Из формулы видно, что при перемещении пяты под действием осевой силы в сторону камеры А произведение
Максимальный расход жидкости будет при среднем положении пяты, минимальный расход — при приложении максимальной силы, на которую рассчитана пята.
Через штуцеры 7 и 8 жидкость подается в количестве, необходимом только для исключения перегрева ее в рабочих полостях подшипника. Соответствующее количество нагретой жидкости отводится через дроссель 10.
Предмет изобретения
1. Упорный подшипник с принудительной циркуляцией жидкости, преимущественно для высокооборотных машин, содержащий вращающуюся центробежную пяту с радиальными каналами внутри и корпус, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и уменьшения габаритов и веса, центробежная пята выполнена с кольцевой проточкой
П-образной формы, образующей с неподвижным кольцом корпуса камеру давления.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения восприятия осевого усилия переменного направления радиальные каналы расположены с двух противоположных сторон центробежной пяты и связаны с торцовыми зазорами между пятой и деталями подшипника.
3. Подшипник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что для предотвращения перегрева жидкости в рабочих полостях, в корпусе подшипника имеется отверстие с дросселем для слива нагретой жидкости и входные отверстия для подачи ненагретой жидкости.