Способ улучшения психо-эмоциональных показателей у часто болеющих детей младшего школьного возраста
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для улучшения психоэмоциональных показателей у часто болеющих детей младшего школьного возраста. Для этого детям, входящим в диспансерную группу часто болеющих, вводят Мульти-табс Юниор по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид по 1 таблетке 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней - 3 курса с интервалом в 2 месяца. Способ позволяет снизить частоту респираторных инфекций у часто болеющих детей за счет повышения резистентности организма к инфекционным возбудителям при восстановлении дефицита витаминов и микроэлементов.1 табл., 2 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине в частности к педиатрии, аллергологии-иммунологии, и может быть использовано для улучшения психоэмоциональных показателей и также для снижения заболеваемости респираторными инфекциями у детей младшего школьного возраста.
Известен способ профилактики респираторных инфекций у детей, состоящий в вакцинации детей противогиппозными вакцинами (Гриппол, Ваксигрип) [1], обеспечивающей создание активного иммунитета у вакцинированных только в отношении гриппозных возбудителей. В то же время, в качестве этиологического фактора частых инфекций дыхательных путей у детей могут выступать до 400 различных возбудителей, а также их ассоциации [2; 3].
Поэтому профилактический эффект противогриппозных вакцин является недостаточным. Также данный способ не улучшает психоэмоциональные показатели детей, получающих вакцинацию.
Также известен способ профилактики респираторных инфекций у детей, состоящий в вакцинации детей препаратами, содержащими антигены пневмококковой инфекции (вакцина Pneumo 23) [1].
Данный способ-аналог обладает сходными недостатками. Введение вакцины Pneumo 23 обеспечивает создание активного иммунитета у вакцинированных только в отношении возбудителя Streptococcus pneumoniae, в то время как причиной инфекционных заболеваний у детей, из диспансерной группы часто болеющих, являются как бактериальные, так и вирусные возбудители. Данный способ также не улучшает психо-эмоциональные показатели детей, получающих вакцинацию.
В качестве ближайшего аналога (прототипа) выбран способ применения препарата глюкозаминилмурамилдипептид (ликопид) для лечения хронических инфекций дыхательных путей у детей, состоящий в приеме препарата по 1 мг внутрь 1 раз в сутки в течение 10 дней [4]. К недостаткам ближайшего аналога (прототипа) следует отнести влияние только на частоту респираторных инфекций и отсутствие положительного воздействия на психоэмоциональные показатели детей.
Задачей изобретения является улучшение психо-эмоциональных показателей и снижение частоты респираторных инфекций у детей младшего школьного возраста.
Поставленная задача решается благодаря тому, что детям младшего школьного возраста назначают профилактическое лечение, включающее комплекс поливитаминов и минералов (препарат Мульти-табс Юниор) по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид (таблетки по 1 мг) по схеме - 1 таблетка 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней. Курс препарата глюкозаминилмурамилдипептид повторяют трехкратно с интервалами в 2 месяца.
Использование данного способа позволяет снизить частоту респираторных инфекций и улучшить психо-эмоциональные показатели: снизить высокие уровни тревожности на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), а так же высокие уровни негативных эмоций на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05). Кроме того, использование данного способа приводит к увеличению числа детей со «средним», наиболее благоприятным для нормального развития личности [5], уровнем негативных переживаний на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), а также уровнем тревожности, как во время занятий (p<0.05), так и во внеучебное время (p<0.05)
Описание понятий
Часто болеющие дети - это группа диспансерного наблюдения, которая включает детей с частыми респираторными заболеваниями, возникающими из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений [6; 7; 8]. К группе часто болеющих относятся дети, переносящие 4 и более инфекционных заболевания верхних дыхательных путей в год [6].
Терапия начинается в начале учебного года - перед сезонным подъемом инфекционной заболеваемости.
Назначение поливитаминов и минералов связано с тем, что в настоящее время, в большинстве регионов России в рационе сохраняется значительный дефицит витаминов и микроэлементов [9; 10], что может явиться фактором, снижающим резистентность организма к инфекционным возбудителям.
Трехкратное применение препарата ликопид обеспечивает более продолжительный эффект профилактического воздействия и улучшение психоэмоциональных показателей.
Психоэмоциональное состояние оценивалось с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера в модификации Л.Д. Андреевой [5] по показателям тревожности, познавательной активности и уровню негативных переживаний как на занятиях, так и во внеучебное время.
Между совокупностью существенных признаков заявляемого объекта и достигаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь, а именно:
1) ряд авторов считает целесообразным рассматривать взаимодействие иммунной и нервной системы как единый функциональный барьер, приспосабливающий организм к изменениям окружающей среды [11; 12; 13; 14]. Например, выявлена способность цитокинов (IL-1, IL-2, IFN-α, IFN-γ, TNF-α, продуцируемых иммунокомпетентными клетками, влиять на выделение и обмен норадреналина и серотонина в головном мозге, в особенности в гипоталамусе и гиппокампе, оказывая при этом как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на доаминергические, серотонинергические, ацетилхолинергические и нейротрансмиттерпые системы [15; 16]. Подобное влияние может приводить к нейробиологическим и психотропным эффектам в связи с изменениями функций лимбической системы, обусловливая модулирование эмоционального состояния и активацию когнитивных функций [17; 18; 19]. Это позволяет предположить эффективность использования некоторых иммунокорректоров для восстановления не только иммунных, но и психо-эмоциональных показателей;
2) назначение препарата глюкозаминилмурамилдипептид повышает противоинфекционный иммунитет у детей, его принимающих;
3) назначение поливитаминов и минералов восстанавливает их дефицит и повышает резистентность организма к инфекционным возбудителям у детей, их принимающих.
Техническим результатом является улучшение психоэмоциональных показателей и снижение частоты респираторных инфекций у часто болеющих детей младшего школьного возраста.
Возможность осуществления заявляемого изобретения показана следующими примерами.
Клинический пример №1
В период с 09.2010 но 10.2011 проводилась профилактическая иммунокоррекция у 31 ребенка младшего школьного возраста, обучающихся в школе №7 г. Торжка. Все дети относились к диспансерной группе часто болеющих. Средний возраст 8.5±0.4 лет. Распределение по полу: мальчиков - 16 (51.6%), девочек - 15 (48.4%).
Профилактическая иммунокоррекция включала в себя комплекс поливитаминов и минералов (препарат Мульти-табс Юниор) по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид (препарат ликопид в таблетках по 1 мг) по схеме - 1 таблетка 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней. Курс препарата ликопид повторили трехкратно с интервалами в 2 месяца.
30 школьников, обучавшихся на базе той же школы и входящих в диспансерную группу часто болеющих, составили контрольную группу, не получавшую иммуномодулирующую терапию. Средний возраст 8.4±0.4 лет. Распределение по полу: мальчиков - 15 (50%), девочек - 15 (50%). Статистически значимых различий по возрасту и полу между детьми в выделенных группах не было.
У всех детей определялась частота респираторных инфекций и психоэмоциональное состояние, которое оценивалось с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера в модификации Л.Д. Андреевой по показателям тревожности, познавательной активности и уровню негативных переживаний как на занятиях, так и во внеучебное время. Первое обследование проводилось в начале исследования, в период с 15 по 20 сентября, второе - через 12 месяцев после первого.
Для статистической обработки данных использовали пакеты программ Statistica 10. Для обработки полученных результатов использовались непараметрические методы оценки количественных признаков: критерий Мана-Уитни и критерий Уилкоксона. Изучаемые количественные показатели в работе представлены в виде M±m, где M - среднее значение, а m - стандартное отклонение.
Дети основной и контрольной групп были отобраны для профилактической программы случайным образом.
Показатели психоэмоционального состояния до и после проведенной терапии приведены в таблице №1, показатели заболеваемости респираторными инфекциями в таблице №2.
Сравнение психических показателей, полученных при 1-м и 2-м обследовании часто болеющих детей, получавших профилактическое лечение, выявило статистически значимые различия: уменьшилось число детей, имеющих как высокие уровни тревожности на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), так и высокие уровни негативных эмоций на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05).
Кроме того, в этой группе увеличилось число детей со «средним», наиболее благоприятным для нормального развития личности [5], уровнем негативных переживаний на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), а также уровнем тревожности, как во время занятий (p<0.05), так и во внеучебное время (p<0.05) (см. таблицу).
Также, в результате профилактических мероприятий отмечается снижение частоты респираторных инфекций у часто болеющих детей, получавших профилактическую иммунокоррекцию.
В контрольной группе статистически значимого изменения числа респираторных инфекций и показателей психоэмоционального состояния не было.
Клинический пример №2
В период с 09.2010 по 10.2011 проводилась профилактическая иммунокоррекция у 30 детей младшего школьного возраста, обучающихся в школе №22 г.Тверь. Все дети относились к диспансерной группе часто болеющих. Средний возраст 9.6±0.3 лет. Распределение по полу: мальчиков - 15 (50%), девочек - 15 (50%).
Профилактическая иммунокоррекция включала в себя комплекс поливитаминов и минералов (препарат Мульти-табс Юниор) по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид (препарат ликопид в таблетках по 1 мг) по схеме - 1 таблетка 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней. Курс препарата ликопид повторили трехкратно с интервалами в 2 месяца.
30 школьников, обучавшихся на базе той же школы и входящих в диспансерную группу часто болеющих, составили контрольную группу, не получавшую иммуномодулирующую терапию. Средний возраст 9.3±0.5 лет. Распределение по полу: мальчиков - 15 (50%), девочек - 15 (50%). Статистически значимых различий по возрасту и полу между детьми в выделенных группах не было.
У всех детей определялась частота респираторных инфекций и психоэмоциональное состояние, которое оценивалось с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой по показателям тревожности, познавательной активности и уровню негативных переживаний как на занятиях, так и во внеучебное время. Первое обследование проводилось в начале исследования, в период с 15 по 20 сентября, второе - через 12 месяцев после первого.
Для статистической обработки данных использовали пакеты программ Statistica 10. Для обработки полученных результатов использовались непараметрические методы оценки количественных признаков: критерий Мана-Уитни и критерий Уилкоксона. Изучаемые количественные показатели в работе представлены в виде M±m, где M - среднее значение, а m - стандартное отклонение.
Дети основной и контрольной групп были отобраны для профилактической программы случайным образом.
Показатели психо-эмоционального состояния до и после проведенной терапии приведены в таблице №3, показатели заболеваемости респираторными инфекциями в таблице №4.
Сравнение психических показателей, полученных при 1-м и 2-м обследовании часто болеющих детей, получавших профилактическое лечение, выявило статистически значимые различия: уменьшилось число детей, имеющих как высокие уровни тревожности на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), так и высокие уровни негативных эмоций на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05).
Кроме того, в этой группе увеличилось число детей со «средним», наиболее благоприятным для нормального развития личности [5], уровнем негативных переживаний на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), а также уровнем тревожности, как во время занятий (p<0.05), так и во внеучебное время (p<0.05) (см. таблицу).
Кроме того, в результате профилактических мероприятий отмечается снижение частоты респираторных инфекций у часто болеющих детей, получавших профилактическую иммунокоррекцию.
В контрольной группе статистически значимого изменения числа респираторных инфекций и показателей психоэмоционального состояния не было.
Список литературы
1) Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Пособие для врачей.- М., 2002. - 70 с.
2) Коровина П.А., Заплатников А.Л., Чебуркин и соавт. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации: руководство для врачей. - М., 2001. - 79 с.
3) Кладова О.В., Фомина В.Л., Фельдфикс Л.И. Бактериальные лизаты у часто болеющих детей в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями. Детские инфекции. - 2009 - №.3 - с.48-53.
4) Регистр лекарственных средств России. Энциклопедия лекарств под ред. Г.Л. Вышковского. М.: РЛС-Медия, 2012. - 1368 с.
5) Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. - 176 с.
6) Альбицкий В.Ю., Камаев И.А., Огнева М.Л. Часто болеющие дети. Н. Новгород: НГМА, 2003. - 180 с.
7) Романцев М.Г., Ершов Ф.И. Часто болеющие дети: современная фармакотерапия. Москва: Гэотар-медиа, 2006. - 190 с.
8) Самсыгина Г.А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии. Педиатрия. - 2005. - №1. - С.66-74.
9) Рулева А.А. Весенний гиповитаминоз у детей. Вопросы современной педиатрии, 2011. - Т.10. №2. - С.155-161.
10) Тутельян В.А., Спиричев В.В., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита - важнейший аспект концепции здорового питания населения России. Вопросы питания. - 1999. - №1. - С.3-11.
11) Иванова Н.А. Часто болеющие дети: нужны ли иммуномодуляторы. Пульмонология и аллергология. - 2006. - №4. - С.18-20.
12) Ветлугина Т.П. Клиническая психонейроиммунология: итоги и перспективы. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2008. - №1. - С.12-17.
13) Хаитов P.M., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Физиология иммунной системы. - М.: Медицина, 2001. - 223 с.
14) Kvetnoy I.M. Neuroimmunoendocrinology: where is the field for study? Neuro Endocrinol. Lett. - 2002. - V. 2. - P.119-120.
15) Акмаев И.Г., Гриневич В.В. От нейроэндокринологии к нейроиммуноэндокринологии. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2001. - №1. - С.22-32.
16) Hiramoto R.N., Rogers C.F. Psychoneuroendocrine immunology: site of recognition, learning and memory in the immune system and the brain. Int. J. Neurosci. - 1997. - V. 3-4. - P. 259-285.
17) Dantzer R., Konsman J.P. et al. Neural and humoral pathways of communication from the immune system to the brain: parallel or convergent? J. Auton. Neurosci. - 2000. - V. 85(1-3). - P. 60-65.
18) Kiess W. Stress related immune regulation. J. Pediatr. Pathol. - 1992. - V. 27(5). - P. 113-117.
19) Blalock J.E. The syntax of immune-neuroendocrine communication // Immunol. Today. - 1994. - Vol.15, N 11. - P.504-511.
Таблица №1 | |||||
Психоэмоциональные параметры часто болеющих детей в % | |||||
Показатель | Уровень эмоции | Опытная группа, n=31 | Контрольная группа, n=30 | ||
1-е исследование | 2-е исследование | 1-е исследование | 2-е исследование | ||
Тревожность во внеучебное время | низкий | 20 | 14 | 16 | 14 |
средний | 42 | 46 | 42 | 64* | |
высокий | 38 | 40 | 42 | 22* | |
Тревожность на уроке | низкий | 24 | 24 | 14 | 12 |
средний | 40 | 42 | 44 | 68* | |
высокий | 36 | 34 | 42 | 20* | |
Негативные эмоциональные переживания во внеучебное время | низкий | 4 | 4 | 8 | 6 |
средний | 46 | 44 | 44 | 70* | |
высокий | 50 | 52 | 48 | 24* | |
низкий | 12 | 12 | 8 | 8 | |
средний | 44 | 42 | 44 | 70* | |
переживания на уроке | высокий | 44 | 46 | 48 | 22* |
Познавательная активность во внеучебное время | низкий | 4 | 4 | 12 | 10 |
средний | 52 | 50 | 42 | 40 | |
высокий | 44 | 46 | 46 | 50 | |
Познавательная активность на уроке | низкий | 12 | 12 | 10 | 8 |
средний | 36 | 38 | 44 | 44 | |
высокий | 52 | 50 | 46 | 48 | |
Примечание. * p<0.05 по отношению к результату 1 исследования той же группы; n - число наблюдений в каждой группе |
Таблица №2 | ||||
Показатели заболеваемости респираторными инфекциями | ||||
Показатель | Опытная группа, n =31 | Контрольная группа, n =30 | ||
1-е исследование | 2-е исследование | 1-е исследование | 2-е исследование | |
Кол-во респираторных инфекций | 7.28±0.4 | 4±0.4* | 6.78±0.3 | 6.63±0.5 |
Примечание, * p<0.001 по отношению к результату 1 исследования той же группы; n - число наблюдений. |
Таблица №3 | |||||
Психоэмоциональные параметры часто болеющих детей в % | |||||
Показатель | Уровень эмоции | Опытная группа, n=30 | Контрольная группа, n=30 | ||
1-е исследование | 2-е исследование | 1-е исследование | 2-е исследование | ||
Тревожность во внеучебное время | низкий | 20 | 20 | 16 | 16 |
средний | 40 | 44 | 38 | 58* | |
высокий | 40 | 36 | 46 | 26* | |
Тревожность на уроке | низкий | 24 | 22 | 20 | 18 |
средний | 40 | 42 | 40 | 62* | |
высокий | 36 | 36 | 40 | 20* | |
Негативные эмоциональные переживания во внеучебное время | низкий | 6 | 6 | 6 | 4 |
средний | 46 | 50 | 44 | 74* | |
высокий | 48 | 44 | 50 | 22* | |
Негативные эмоциональные переживания на уроке | низкий | 10 | 10 | 10 | 8 |
средний | 44 | 42 | 42 | 70* | |
высокий | 46 | 48 | 48 | 22* |
Познавательная активность во внеучебное время | низкий | 12 | 10 | 12 | 10 |
средний | 36 | 38 | 40 | 44 | |
высокий | 52 | 52 | 48 | 46 | |
Познавательная активность на уроке | низкий | 12 | 12 | 12 | 12 |
средний | 40 | 42 | 38 | 42 | |
высокий | 48 | 46 | 50 | 46 | |
Примечание. * p<0.05; по отношению к результату 1 исследования той же группы; n - число наблюдений в каждой группе. |
Таблица №4 | ||||
Показатели заболеваемости респираторными инфекциями | ||||
Показатель | Опытная группа, n=30 | Контрольная группа, n=30 | ||
1-е исследование | 2-е исследование | 1-е исследование | 2-е исследование | |
Кол-во респираторных инфекций | 7.13±0.4 | 4.1±0.5* | 6.9±0.4 | 6.5±0.5 |
Примечание. * p<0.001 по отношению к результату 1 исследования той же группы; n - число наблюдений. |
Способ улучшения психо-эмоциональных показателей у часто болеющих детей младшего школьного возраста, заключающийся в том, что детям, входящим в диспансерную группу часто болеющих, проводится терапия, включающая прием Мульти-табс Юниор по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид по 1 таблетке 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней - 3 курса с интервалом в 2 месяца.