Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к конструкции электрической машины, прежде всего генератора переменного тока. Технический результат заключается в обеспечении компактного исполнения электрической машины с эффективным охлаждением, а также в получении хорошей связи регулятора с подшипниковым щитом. Заявленная электрическая машина содержит ротор (20), имеющий ось (26) вращения; статор (16), состоящий из сердечника (17) и уложенной в него обмотки (18) статора, имеющей проводные концы (228), соединенные с выпрямительным блоком (139); регулятор (231) для регулирования тока возбуждения; расположенное в выпрямительном блоке (139) охлаждающее устройство, включающее в себя первый теплоотвод (53), имеющий по меньшей мере одно посадочное место (66) для установки выпрямителя (147) тока, второй теплоотвод (117), имеющий по меньшей мере одно посадочное место (120) для установки выпрямителя (150) тока; монтажный узел (144), обеспечивающий соединение в мостовую схему выпрямителей (147, 150) тока и имеющий несколько выполненных за одно целое с ним направляющих выступов (225), в которых размещены проводные концы (228) обмотки (18) статора. 8 з.п. ф-лы, 22 ил.

Реферат

Уровень техники

Из документа ЕР 960464 В1 известна электрическая машина, выполненная в виде генератора переменного тока.

Раскрытие изобретения

Предлагаемое в изобретении решение, признаки которого представлены в пункте 1 формулы изобретения, позволяет добиться наиболее компактного исполнения электрической машины. Это возможно в особенности благодаря тому, что направляющий выступ, расположенный между подшипниковым щитом и регулятором, является более коротким в направлении проводных концов, расположенных в направляющем выступе, чем другие направляющие выступы. Для получения, с одной стороны, хорошей связи регулятора с подшипниковым щитом, а с другой стороны - желаемого, максимально компактного, исполнения, консоль, соединяющая более короткий направляющий выступ за одно целое с другими направляющими выступами, охватывает с радиально внутренней стороны крепежный выступ, к которому прикреплен регулятор. Таким образом, эта консоль дугообразно огибает крепежный выступ, проходя вокруг него с его радиально внутренней стороны. Для того, чтобы, с одной стороны, разработать максимально компактную конструкцию, а с другой стороны - не создавать помех течению, важному для охлаждения, идущий от присоединительного контакта, непосредственно сопряженного с коротким направляющим выступом, проводник в форме периферической окружности на отдельных участках расположен в направлении оси вращения, под наружным краем по меньшей мере одного посадочного места и для этого периферическая дуга расположена предпочтительно между подшипниковым щитом и теплоотводом. Для получения достаточного во избежание электрических помех изолированного интервала между торчащими из головок диодов проволоками и периферической дугой эта периферическая дуга имеет несколько изломов, некоторые из которых находятся в том же окружном положении, что и присоединительные контакты. Для того, чтобы периферическую дугу не пришлось размещать ниже регулятора, вследствие чего необходимо было бы занять место и пространство, более чем требуется, периферическая дуга имеет, относительно оси вращения, угловую протяженность, превышающую угол, совокупно охватываемый выпрямителями тока в теплоотводах. Периферическая дуга установлена так, что она лишена возможности значительного колебания и тем самым защищена от усталостного разрыва вследствие раскачивания. Достигается это тем, что периферическая дуга поддерживается на направляющих выступах посредством выполненных за одно целое с ними проушин. Опять же с целью экономии пространства, обмотка статора, расположенная в статоре, соответственно, в его сердечнике, имеет проводные концы, которые имеют различную длину и предпочтительно подогнаны к направляющим выступам разной величины.

Краткое описание чертежей

На чертежах показано:

на фиг.1 - продольный разрез электрической машины,

на фиг.2 - вид сверху теплоотвода охлаждающего устройства выпрямительного блока в первом варианте выполнения,

на фиг.3 - вид снизу теплоотвода, показанного на фиг.2,

на фиг.4 - вид в аксонометрии теплоотвода, показанного на фиг.2,

на фиг.5а и 5б - по одному выносному фрагменту вариантов теплоотвода, показанного на фиг.2,

на фиг.6 - вид еще одного теплоотвода охлаждающего устройства выпрямительного блока,

на фиг.7 - другой вид теплоотвода, показанного на фиг.6,

на фиг.8 - вид сверху охлаждающего устройства и выпрямительного блока,

на фиг.9 - вид снизу охлаждающего устройства и выпрямительного блока, показанных на фиг.8,

на фиг.10 - вид в аксонометрии того, что показано на фиг.8,

на фиг.11 - частичный вид сбоку на выпрямительный блок в его смонтированном состоянии,

на фиг.12 - вид сбоку выпрямительного блока,

на фиг.13 - вид сверху теплоотвода охлаждающего устройства выпрямительного блока во втором варианте выполнения,

на фиг.14а и 14б - вид в аксонометрии еще одного теплоотвода охлаждающего устройства выпрямительного блока во втором варианте выполнения, а также вырезанный фрагмент вида сбоку,

на фиг.15 - вид сверху охлаждающего устройства и выпрямительного блока во втором варианте выполнения,

на фиг.16 - вид снизу охлаждающего устройства, показанного на фиг.15,

на фиг.17а и 17б - вид сбоку и вид сверху направляющего выступа в обоих вариантах выполнения,

на фиг.18 - принципиальное сечение через многослойную структуру в обоих вариантах выполнения,

на фиг.19 - вид сбоку выпрямительного блока во втором варианте выполнения,

на фиг.20 - вид в аксонометрии подшипникового щита,

на фиг.21 - сечение через опорную площадку в обоих вариантах выполнения,

на фиг.22 - статор при виде сбоку.

Осуществление изобретения

На фиг.1 показан разрез электрической машины 10, в данном случае в конструктивном исполнении в виде генератора, соответственно генератора переменного тока, в частности генератора трехфазного тока для транспортных средств. Эта электрическая машина 10 содержит, среди прочего, выполненный из двух частей корпус 13, состоящий из первого подшипникового щита 13.1 и второго подшипникового щита 13.2. Подшипниковый щит 13.1 и подшипниковый щит 13.2 заключают между собой так называемый статор 16, который, с одной стороны, состоит из по существу круглого сердечника 17 (представляющего собой шихтованный пакет стальных пластин), и в имеющиеся в нем направленные радиально внутрь и проходящие в осевом направлении пазы уложена обмотка 18 статора. Этот кольцеобразный статор 16 своей обращенной радиально внутрь, снабженной пазами поверхностью окружает ротор 20, выполненный в виде когтеобразного ротора. Ротор 20 состоит, среди прочего, из двух дисков 22 и 23 полюсной системы, на наружном периметре каждого из которых расположены проходящие в осевом направлении когтеобразные полюсы 24 и 25. При этом осевое направление определяется осью 26 вращения ротора 20. Два этих диска 22 и 23 полюсной системы расположены в роторе 20 таким образом, что их проходящие в осевом направлении когтеобразные полюсы 24 и 25 чередуются друг с другом по окружности ротора 20. Благодаря этому получаются требующиеся для формирования магнитного потока возбуждения промежутки между когтеобразными полюсами 24 и 25 противоположной полярности, которые называются межполюсными промежутками. Ротор 20 посредством вала 27 и соответствующих подшипников 28 качения, находящихся на каждой стороне ротора, установлен с возможностью вращения в подшипниковых щитах 13.1 и 13.2.

Всего ротор 20 имеет две осевые торцевые поверхности, к каждой из которых прикреплено по одному вентилятору 30. Эти вентиляторы 30 состоят по существу из выполненного в форме пластины или дискообразного участка, от которого известным образом отходят лопатки вентилятора. Вентиляторы 30 служат для обеспечения возможности воздухообмена через отверстия 40 в подшипниковых щитах 13.1 и 13.2 между внешним по отношению к электрической машине 10 пространством и ее внутренним пространством. Для этого по существу на осевых концах подшипниковых щитов 13.1 и 13.2 предусмотрены отверстия 40, через которые вентиляторы 30 всасывают во внутреннее пространство электрической машины 10 охлаждающий воздух 41, выступающий в качестве охлаждающей среды. За счет вращения вентилятора 30 этот охлаждающий воздух получает ускорение радиально наружу, вследствие чего он может проходить через проницаемый для охлаждающего воздуха вылет 45 обмотки. За счет этого эффекта происходит охлаждение вылета 45 обмотки. После прохождения через вылет 45 обмотки, соответственно, после обтекания этого вылета 45 обмотки, охлаждающий воздух движется радиально наружу, через отверстия, не проиллюстрированные на фиг.1.

С правой (на фиг.1) стороны находится защитная крышка 47, защищающая различные конструктивные элементы от влияний окружающей среды. Так, эта защитная крышка 47 закрывает, например, так называемый узел 49 контактных колец, служащий для снабжения током возбуждения обмотки 51 возбуждения. Вокруг этого узла 49 контактных колец расположен первый теплоотвод 53, который здесь действует в качестве положительного теплоотвода. В качестве так называемого отрицательного теплоотвода действует другой теплоотвод, который на этом подчас схематическом чертеже невозможно видеть. Между подшипниковым щитом 13.2 и теплоотводом 53 расположена соединительная плата 56, служащая для соединения между собой отрицательных диодов 58, расположенных в отрицательном теплоотводе, и положительных диодов в теплоотводе 53, на этом чертеже не показанных, и таким образом, для формирования мостовой схемы, известной как таковая.

На фиг.2 представлен первый теплоотвод 53. Этот теплоотвод 53 содержит дугообразный каркас 60, имеющий центр 63. Когда теплоотвод 53 смонтирован на корпусе 13 (прикреплен к щиту 13.2), этот центр совмещается с осью 26 вращения. Теплоотвод 53 имеет три посадочных места 66, предназначенных для размещения в каждом из них по одному выпрямителю тока. Здесь выпрямитель тока представляет собой, например, положительный диод. Здесь посадочные места 66 имеют форму отверстий, в которые позднее вдавливают, например, так называемые диоды под запрессовку (положительные диоды). В альтернативном варианте может быть предусмотрено, например, также углубление в поверхности первого теплоотвода 53, предназначенное для закрепления в этом углублении диода пайкой. Также вместо того, чтобы крепить диод в углублении, можно напаивать диод на предназначенном ему месте прямо на одном уровне с поверхностью. Кроме того, теплоотвод 53 имеет ряд отверстий, служащих для пропускания сквозь себя охлаждающей среды для охлаждения теплоотвода 53, нагревающегося во время работы. Вокруг посадочного места 66 расположены первые отверстия 69, дугообразно следующие друг за другом. Эти первые отверстия 69 расположены в окружном направлении U с обеих сторон от посадочного места 66, т.е., например, справа и слева, если смотреть из центра 63. Между посадочными местами 66 и центром 63 в направлении к центру 63 расположено по меньшей мере одно второе отверстие 72 удлиненной формы, которое своей продольной стороной ориентировано по меньшей мере по существу на центр 63. Если же пойти дальше и рассматривать посадочные места 66 вкупе с первыми отверстиями 69, то можно констатировать, что между посадочными местами 66 вместе с первыми отверстиями 69 и центром 63 в направлении к центру 63 расположено несколько вторых отверстий 72 удлиненной формы, которые своей продольной стороной ориентированы по меньшей мере по существу на центр 63. Здесь ″удлиненные″ означает, что протяженность отверстий 72 в радиальном направлении превышает их протяженность в окружном направлении.

В каркасе 60 предусмотрены дополнительно три цилиндрические впадины 75, каждая из которых снабжена отверстием 74. В этом районе толщина материала теплоотвода 53 уменьшена примерно на 40% по сравнению с той, которая предусмотрена в районе нахождения посадочных мест 66. Эти впадины служат при установке для крепления выпрямительного блока к наружной стороне подшипникового щита 13.2. Резьбовая втулка 78 служит для скрепления и формирования контакта с еще одним конструктивным элементом выпрямительного блока. Имеется башнеобразное гнездо 82, предназначенное для последующего размещения в нем и крепления так называемого штыревого вывода ″В+″ (положительного штыревого вывода), к которому крепится зарядный кабель, для того, чтобы обеспечить возможность запитки электрическим током батареи транспортного средства.

Как уже упомянуто, имеется предпочтительно несколько посадочных мест 66, которые расположены на некотором расстоянии друг от друга на периметре 81, т.е. предпочтительно на наружном периметре теплоотвода 53 или в области него. ″На наружном периметре″ означает главным образом в половине, находящейся радиально снаружи.

На фиг.2 показано, что в сегменте 84 между двумя посадочными местами 66 расположен предпочтительно выполненный за одно целое с корпусом теплоотвода 53 свес 92, который в данном примере выполнен с несколькими вторыми отверстиями 72 удлиненной формы, которые проходят между двумя проходящими дугообразно брусьями 87. Свес 92 с обеих сторон в окружном направлении U отделен, или отстоит, от посадочных мест 66 и сопутствующих им первых отверстий 69 большими бухтообразными выемками 94. Внутренний в радиальном направлении конец бухтообразных выемок 94 находится на меньшем удалении от центра 63, чем центр 113 посадочного места 66. Вторые отверстия 72 между двумя дугообразными брусьями 87 разделены перемычками 90. Перемычки 90 проходят предпочтительно в радиальном направлении. Оба бруса 87 проходят по меньшей мере примерно в форме дуги окружности.

В сегменте 84 между двумя посадочными местами 66 радиально наружу от наружного из двух только что упомянутых брусьев 87 проходит охлаждающий сегмент 93 (по своей конструкции напоминающий повернутую горизонтально лестницу-стремянку, то есть два продольных элемента в соединении с поперечными элементами, делящими всю конструкцию по длине на отдельные проемы, далее - решетчатый), выступающий в качестве варианта выполнения свеса 92, который соединен за одно целое с брусом 87. Этот решетчатый охлаждающий сегмент 93 также имеет удлиненные отверстия 96 для охлаждающего воздуха, разделенные друг от друга перемычками 99. В направлении радиально наружу эти отверстия 96 для охлаждающего воздуха ограничены брусом 102. В окружном направлении U охлаждающий сегмент 93 со стороны его боковой кромки 105 имеет по меньшей мере одно отверстие 108, окрестность 111 которого имеет частично меньшую толщину материала, чем толщина в местах нахождения других отверстий 96 решетчатого охлаждающего сегмента 93. В частности, предусмотрено, что в месте нахождения боковой части окрестности 111, ограничивающей выемку 94 и, при необходимости, в месте нахождения наружного в радиальном направлении из боковых отверстий 108 сегмент имеет меньшую толщину.

Между посадочными местами 66, в положениях (по подобию с положением стрелки на циферблате часов) ″примерно 1 час″ и ″4 часа″ по фиг.2 также находится охлаждающий сегмент 93, выполненный аналогично только что описанному охлаждающему сегменту 93,

Вокруг посадочных мест 66 расположены отверстия 69. Для облегчения доступа к показанным далее присоединительным контактам, которые располагаются в выпрямительном блоке в районе отверстий 69, предусмотрено, что в месте нахождения окрестностей 112 отверстий 69 на сторонах отверстий 69, обращенных от центра 113 посадочного места 66, теплоотвод в осевом направлении (вдоль оси 26 вращения), соответственно, в направлении оси 115 профиля, выполнен меньшей толщины, чем его толщина в случае между посадочными местами 66 и отверстиями 69. По той же причине толщина теплоотвода меньше в месте нахождения боковых отверстий 108. Ось 115 профиля проходит вдоль профиля отверстия 69, соответственно вдоль направления от его входного сечения к выходному сечению.

К обоим наружным брусьям 87 примыкают, отходя радиально внутрь от них, другие отверстия 72 удлиненной формы, находящиеся в следующем ряду и в направлении радиально внутрь ограниченные еще одним брусом 86.

Посадочное место 66, первые отверстия 69 и по меньшей мере одно второе отверстие 72 удлиненной формы находятся в секторе 116, исходящем от центра 63, при этом угловой размер сектора 116 лежит в пределах от 25 до 40° (во всех вариантах выполнения).

На фиг.3 теплоотвод 53 показан с обратной стороны, не видимой на фиг.2. Эти две стороны на отдельных участках по существу параллельны друг другу. В углубление 114 позднее просовывают штыревой вывод ″В+″ его круглой головкой таким образом, что эта головка находит место в углублении 114. Также здесь можно видеть резьбу, которая видна и со стороны, видимой на фиг.2.

На фиг.4 показан теплоотвод 53 в аксонометрии со стороны, изображенной на фиг.2. Здесь хорошо видны свесы 92, соответственно решетчатые охлаждающие сегменты 93. Это утверждение о наглядности крайне справедливо для отверстий 108 и их боковых кромок 105, окрестность 111 которых на своей части имеет меньшую толщину материала, чем другие отверстия 96 свеса 92, соответственно решетчатого охлаждающего сегмента 93.

На фиг.5а и 5б показаны различные выносные фрагменты и, тем самым, также альтернативные варианты крепления штыревого вывода ″В+″. На фиг.5а, вблизи впадины 75, находящейся в положении ″9 часов″ по изображению на фиг.2, предусмотрено альтернативное или дополнительное башнеобразное гнездо 82, в которое может быть вставлен дополнительный или альтернативный штыревой вывод ″В+″. На фиг.5б башнеобразное гнездо 82 выполнено под некоторым углом. Штыревой вывод ″В+″ может быть вставлен в башнеобразное гнездо 82 справа на нижней стороне теплоотвода 53.

На фиг.6 изображен еще один теплоотвод 117. Теплоотвод 117 имеет три посадочных места 120, предназначенных для размещения в каждом из них по выпрямителю тока. Здесь выпрямитель тока представляет собой, например, отрицательный диод. В этом случае посадочные места 120 имеют форму отверстий, в которые позднее устанавливают с приложением давления, например, так называемые диоды под запрессовку (отрицательные диоды). В качестве альтернативы, например, также может быть предусмотрено углубление в поверхности этого теплоотвода 117. Кроме того, теплоотвод 117 имеет ряд отверстий 123, предназначенных для прохождения через них охлаждающей среды для охлаждения нагревающегося в процессе работы теплоотвода 117.

В по меньшей мере одном месте 126 вдоль окружного периметра здесь также находится предпочтительно выполненный за одно целое с теплоотводом свес 127 в форме решетчатого охлаждающего сегмента 129. Этот решетчатый охлаждающий сегмент 129 имеет отверстия 132, которые проходят, будучи ориентированы своей продольной стороной в направлении радиально наружу. Охлаждающий сегмент 129 проходит на протяжении определенной области периметра, в каждом случае между двумя посадочными местами 120. На своем внутреннем периметре 135 теплоотвод 117 выполнен скошенным, там образована фаска 138. Как следует из фиг.7, поверхность 138, которая позднее, в собранном состоянии узла, обращена к первому теплоотводу 53, по существу плоская. Наружный контур 128 еще одного теплоотвода 117 по обе стороны от свеса 127 имеет по одной бухтообразной выемке 130, например, непосредственно рядом с ним. В свою очередь, каждая из этих бухтообразных выемок 130 находится, если смотреть в окружном направлении, между свесом 127 и еще одной выемкой 131. Характеризуя положение элементов в направлении предусмотренной оси 26 вращения, также можно утверждать, что свес 127, выемка 130 и выемка 131 находятся относительно оси 26 вращения на одном и том же радиусе.

По замыслу, при нахождении охлаждающего устройства в собранном состоянии предусмотрено, что два теплоотвода 53 и 117 наслоены один над другим с промежутком в пространстве (образуя своего рода многослойный ″бутерброд″), при этом есть возможность прохождения потока сквозь них и циркуляции среды между ними, и решетчатый охлаждающий сегмент 129 еще одного теплоотвода 117 расположен над решетчатым охлаждающим сегментом 93 первого теплоотвода 53. Соответственно, раскрыто охлаждающее устройство 141, имеющее снабженный отверстиями 123 теплоотвод 117, выполненный по существу в форме сегмента кольца, причем на по меньшей мере одном месте 126 вдоль окружного периметра находится решетчатый охлаждающий сегмент 129, при этом два теплоотвода 53 и 117 наслоены один над другим с промежутком в пространстве, при этом есть возможность прохождения потока сквозь них и циркуляции среды между ними, и решетчатый охлаждающий сегмент 129 еще одного теплоотвода 117 расположен над решетчатым охлаждающим сегментом 93 первого теплоотвода 53.

На фиг.8 в сборе показано охлаждающее устройство 141 для образования конструктивно объединенного с ним выпрямительного блока 139, состоящего из первого теплоотвода 53 (положительного теплоотвода), второго теплоотвода 117 (отрицательного теплоотвода), монтажного узла 144, положительных выпрямителей 147 тока (положительных диодов), отрицательных выпрямителей 150 тока (отрицательных диодов), штыревого вывода ″В+″ 153, изоляционных втулок 156 и заклепок 159 (трубчатых заклепок). Кроме того, также применены невидимые здесь дистанционные проставки. Вид на охлаждающее устройство 141 соответствует виду справа по фиг.1 в направлении оси 26 вращения при снятой защитной крышке 47.

Монтажный узел 144 имеет, как это известно, несколько проводных отрезков 162, 165 и 168, предназначенных для взаимного соединения в схему пар 171, 174 и 177, каждая из которых образована из одного положительного выпрямителя 147 тока (положительного диода) и одного отрицательного выпрямителя 150 тока так, что обеспечена их электрическая связь с подключенными к присоединительным контактам 180, 183, 186, 189, 192 и 195 (через периферическую дугу 198) обмотками статора и осуществляется выпрямление выдаваемого последними переменного напряжения. Присоединительные контакты 180 и 183 соединены с парой 171, присоединительные контакты 186 и 189 - с парой 174, а присоединительные контакты 192 и 195 (через периферическую дугу 198) - с парой 177.

На фиг.9 показано охлаждающее устройство 141 в сборе с другой стороны, не видимой на фиг.8. С этой стороны видны присоединительные контакты 201 и 204, присоединительные контакты 207 и 210 и присоединительные контакты 213 и 216, которые соединяют в схему друг с другом соответствующие пары 171, 174 и 177, каждая из которых состоит из одного положительного выпрямителя 147 тока (положительного диода) и одного отрицательного выпрямителя 150 тока. Это соединение в схему соответствует обычной мостовой схеме выпрямления. Положительные выпрямители 147 тока (положительные диоды), представляющие собой диоды под запрессовку, равно как и отрицательные выпрямители 150 тока (отрицательные диоды) электрически соединены с первым теплоотводом 53, вследствие чего через выпрямитель 150 тока к штыревому выводу ″В+″ 153 прикладывается положительное напряжение при нахождении в рабочем состоянии (включенное состояние, имеется ток возбуждения, ротор 20 вращается).

Теплоотвод 117, снабженный отверстиями 123, выполнен в форме по существу сегмента кольца, при этом на по меньшей мере одном месте 126 вдоль окружного периметра находится свес 127, соответственно решетчатый охлаждающий сегмент 129, причем два теплоотвода 53 и 117 наслоены один над другим с промежутком в пространстве (образуя своего рода многослойный ″бутерброд″), при этом есть возможность прохождения потока сквозь них и циркуляции среды между ними, и решетчатый охлаждающий сегмент 129 теплоотвода 117 расположен над решетчатым охлаждающим сегментом 93 первого теплоотвода 53. Наибольший наружный диаметр свеса 127, соответственно, охлаждающего сегмента 129, меньше наружного диаметра свеса 92, соответственно, охлаждающего сегмента 93. Периферическая дуга 198 по отношению к оси 26 вращения находится в том же самом осевом положении, как и наружный край 219, и, если смотреть по фиг.9, над свесом 92. Как следует из фиг.9, периферическая дуга 198 проводного отрезка 168 имеет несколько изломов 222. Некоторые из этих изломов 222 находятся в том же окружном положении, как и присоединительные контакты 201, 207 и 213. Наличие изломов 222 приводит к тому, что интервал (не обозначенный здесь отдельно) между изломом 222 и присоединительным контактом 201, 207, 213 превышает тот, который был бы в случае, если бы в месте нахождения излома 222 была более простая дуга окружности. Излом 222 выполнен так, что его внутренний угол находится на внутренней в радиальном направлении стороне периферической дуги окружности (развернут внутрь). Смежный с углом излома внешний угол (вместе с которым они составляют 360°) больше, чем угол излома. Периферическая дуга 198 имеет, относительно центральной точки (на оси 26 вращения), угловую протяженность, превышающую угол, совокупно охватываемый выпрямителями 147 и 150 тока в теплоотводах 53 и 117. Другими словами, протяженность периферической дуги 198 относительно центральной точки (на оси 26 вращения) в окружном направлении составляет около 225°. Периферическая дуга 198 поддерживается на направляющих выступах 225 посредством выполненных за одно целое с ними проушин 223. На виде сбоку выпрямительный блок 139 можно описать следующим образом. Первое, что находится справа и слева от свеса 92 в окружном направлении U, - это выемка 94, в которой посажен направляющий выступ 225. Первое, что находится рядом со свесом 127 справа и слева в окружном направлении U, - это выемка 130, в которой посажен направляющий выступ 225. По другую сторону от выемки 130, если отталкиваться от свеса 127, находятся другие выемки 131, в которые выступают присоединительные контакты 239 (торчащие из головок диодов проволоки).

В примере, показанном на фиг.8 и 9, монтажный узел 144 имеет направляющие выступы 225 в общей сложности в шести положениях. Задача этих направляющих выступов 225 заключается в том, чтобы своими воронкообразными концами, на фиг.9 направленными к наблюдателю, принимать некоторые проводные концы обмотки 18 статора и целенаправленно подводить их (выполняя роль кондуктора) к выходящим из направляющих выступов и проходящим под углом над ними (U-образным или, можно сказать, петлеобразным) присоединительным контактам 180, 183, 186, 189, 192 и 195, тем самым обеспечивая возможность легкого, предпочтительно автоматического, контактирования между проводными концами и присоединительными контактами 180, 183, 186, 189, 192 и 195. Четыре из трубчатых направляющих выступов 225 и каждый из соответствующих им присоединительных контактов 183, 186, 189 и 192 монтажного узла 144 находятся между решетчатым охлаждающим сегментом 93 и посадочным местом 66. Два оставшихся направляющих выступа 225, на фиг.8 в положениях ″4 часа″ и ″около 5 часов″, находятся за пределами наружного контура первого теплоотвода 53. Направляющий выступ 225, который в направлении оси 26 вращения находится между подшипниковым щитом 13.2 и регулятором 231, расположен за пределами наружного контура первого теплоотвода 53, если смотреть в направлении оси 26 вращения.

В то время как направляющий выступ 225 в положении ″4 часа″ по своему размеру и форме по существу не отличается от четырех других направляющих выступов 225, направляющий выступ 225 в положении ″5 часов″ имеет особенность. Так, хотя этот направляющий выступ 225, далее называемый ″малым″ направляющим выступом 225, так же, как и другие, имеет присоединительный контакт 195, но сам по себе он меньше и, таким образом, его осевой размер вдоль оси 26 вращения короче, чем у других направляющих выступов 225 (см. также фиг.10). Направляющие выступы 225 соединены друг с другом за одно целое перемычками 226. В перемычке 226 между направляющим выступом 225 в положении ″2 часа″ (фиг.9) и направляющим выступом 225 в положении ″4 часа″ находится проводной отрезок 162 (скрытый проводник). В перемычку 226 между выступами в положениях ″4 часа″ и ″6 часов″ не заделан проводной отрезок. В перемычке 226 между выступами в положениях ″6 часов″ и ″7 часов″ вновь имеется проводной отрезок. Еще один проводной отрезок 162 заделан между направляющим выступом 225 в положении ″9 часов″ и концом 227 монтажного узла 144, который затем переходит в периферическую дугу 198 проводного отрезка 168 и ведет к малому направляющему выступу 225. Проводные отрезки, за исключением периферической дуги 198, заделаны в пластмассу монтажного узла 144.

Монтажный узел 144 находится большей частью в области, в которой циркуляция охлаждающего воздуха только очень мала, вплоть до того, что туда он вообще не заходит (мертвая зона течения). Эта область в радиально наружном участке (с отсчетом от оси 26 вращения) находится ниже внешнего контура первого теплоотвода 53 (положительного теплоотвода). Уж во всяком случае это утверждение справедливо для перемычек 226 и периферической дуги 198, которые (и та, и другая) относительно протяженности первого теплоотвода 53 (положительного теплоотвода) в радиальном направлении расположены под наружной половиной его радиальной протяженности. Здесь словосочетание "под наружной половиной" означает, что перемычки 226 и периферическая дуга 198 находятся между подшипниковым щитом и теплоотводом 53 (положительным теплоотводом). Кроме того, предпочтительно имеет место перекрытие между периферической дугой 198 и радиально наружным краем посадочных мест 66 (см. также фиг.9).

На фиг.11 видно, какой цели это служит: как и все прочие направляющие выступы 225, малый направляющий выступ 225 также расположен в отверстии подшипникового щита 13.2, соответственно, вставлен в это отверстие 228. Через малый направляющий выступ 225 пропущены проводные концы 228 обмотки 18 статора, которые на своем верхнем конце электрически соединены с присоединительным контактом 195. В этом месте предпочтительно имеется сварное или же паяное соединение. В альтернативной конфигурации равным образом здесь также можно предусмотреть резьбовое соединение. В силу того, что этот малый направляющий выступ 225 выполнен таким коротким, его можно компактно расположить в осевом направлении (вдоль оси 26 вращения) между обмоткой 18 статора и регулятором 231. Регулятор 231 служит для генерирования тока возбуждения и снабжения обмотки 51 возбуждения током возбуждения, посредством не показанных здесь щеток, через уже упомянутый узел контактных колец 49, благодаря чему происходит электромагнитное возбуждение ротора 20. Консоль 234, в которой заделан проводной отрезок 168 и которая физически соединяет друг с другом два направляющих выступа 225, находящиеся снаружи наружного контура первого теплоотвода 53, также заходит под регулятор 231 и, таким образом, в промежуток 237, находящийся между нижней стороной 240 регулятора 231, обращенной к подшипниковому щиту 13.2 в осевом направлении (вдоль оси 26 вращения), и самим подшипниковым щитом 13.2. Консоль 234, соединяющая за одно целое короткий направляющий выступ 225 с другими направляющими выступами 225, при этом охватывает крепежный выступ 328 с радиально внутренней стороны (см. фиг.20).

В соответствии с описанным раскрыта электрическая машина 10, прежде всего генератор переменного тока, содержащая: ротор 20, имеющий ось 26 вращения; статор 16, состоящий из сердечника 17 и уложенной в него обмотки 18 статора, имеющей проводные концы 228, соединенные с выпрямительным блоком 139; регулятор 231 для регулирования тока возбуждения; расположенное в выпрямительном блоке 139 охлаждающее устройство, включающее в себя первый теплоотвод 53, имеющий по меньшей мере одно посадочное место 66, в котором или на котором установлен выпрямитель 147 тока, и второй теплоотвод 117, имеющий по меньшей мере одно посадочное место 120, в котором или на котором установлен выпрямитель 150 тока; и монтажный узел 144, обеспечивающий соединение в мостовую схему выпрямителей 147, 150 тока и имеющий несколько выполненных за одно целое с ним направляющих выступов 225, в которых размещены проводные концы 228 обмотки 18 статора, причем один направляющий выступ 225 расположен, в направлении оси 26 вращения, между подшипниковым щитом 13.2 и регулятором 231.

На фиг.12 показано охлаждающее устройство 141 на виде сбоку. Дистанционные проставки 246, находящиеся между первым теплоотводом 53 и еще одним теплоотводом 117, обеспечивают интервал А между двумя теплоотводами 53 и 117. Направляющие выступы 225 вставляют в отверстия (в том числе и в отверстие 228) подшипникового щита 13.2, так что перемычки 226 прилегают к подшипниковому щиту 13.2. Часть корпуса теплоотвода 117 расположена между каждыми двумя непосредственно соседствующими направляющими выступами 225; помимо этого, часть теплоотвода 117 окружена перемычками 226. На фиг.12 можно видеть некоторые, совсем небольшие, присоединительные контакты 239 (торчащие из головок диодов проволоки) выпрямителей 147 и 150 тока.

На фиг.13 показан другой вариант выполнения первого теплоотвода 53. Этот теплоотвод 53 имеет дугообразный каркас 60, имеющий центр 63. Когда теплоотвод 53 смонтирован на корпусе 13 (прикреплен к щиту 13.2), этот центр совмещается с осью 26 вращения. Теплоотвод 53 имеет три посадочных места 66, предназначенных для размещения в каждом из них по одному выпрямителю тока. Здесь выпрямитель тока представляет собой, например, положительный диод. Здесь посадочные места 66 имеют форму отверстий, в которые позднее вдавливают, например, так называемые диоды под запрессовку (положительные диоды). В альтернативном варианте вместо отверстий для крепления диодов можно, например, также предусмотреть углубление в поверхности первого теплоотвода 53 (сравни также с описанием для рассмотренного выше варианта выполнения). Кроме того, теплоотвод 53 имеет ряд отверстий, служащих для пропускания сквозь себя охлаждающей среды для охлаждения теплоотвода 53, нагревающегося во время работы. Вокруг посадочного места 66 расположены первые отверстия 69, дугообразно следующие друг за другом. Эти первые отверстия 69 расположены в окружном направлении U с обеих сторон от посадочного места 66. Между посадочными местами 66 и центром 63 в направлении к центру 63 расположено по меньшей мере одно второе отверстие 72 удлиненной формы, которое своей продольной стороной ориентировано по меньшей мере по существу на центр 63. Если же пойти дальше и рассматривать посадочные места 66 вкупе с первыми отверстиями 69, то можно констатировать, что между посадочными местами 66 вместе с первыми отверстиями 69 и центром 63 в направлении к центру 63 расположено несколько вторых отверстий 72 удлиненной формы, которые своей продольной стороной ориентированы по меньшей мере по существу на центр 63. Два отверстия 229, находящиеся, так сказать, во втором ряду вокруг соответствующего посадочного места 66, служат для крепления теплоотвода 53 к монтажному узлу 144, обеспечиваемого за счет вхождения в каждое отверстие 229 имеющегося на монтажном узле 144 дополнительного, предпочтительно зажимаемого, штыря (между штырем и отверстием 229 имеет место прессовая посадка) или защелкивающегося крючка.

В каркасе 60 предусмотрены дополнительно три цилиндрические впадины 75, каждая из которых снабжена отверстием 74. В этом районе толщина материала теплоотвода 53 уменьшена примерно на 40% по сравнению с той, которая предусмотрена в районе нахождения посадочных мест 66. Эти впадины 75 служат при установке для крепления выпрямительного блока 139 к подшипниковому щиту 13.2. Резьбовая втулка 78 служит для скрепления и формирования контакта с еще одним конструктивным элементом выпрямительного блока 139 и, как в описанном выше первом варианте выполнения, выполнена за одно целое с теплоотводом 53. Имеется башнеобразное гнездо 82, предназначенное для последующего размещения в нем и крепления так называемого штыревого вывода ″В+″ (положительного штыревого вывода), к которому крепится зарядный кабель, для того, чтобы обеспечить возможность запитки электрическим током батареи транспортного средства.

Как уже упомянуто, имеется несколько посадочных мест 66, которые расположены по периметру 81 теплоотвода 53 с промежутком друг от друга.

На фиг.13 показано, что в сегменте 84 между двумя посадочными местами 66 расположено несколько вторых отверстий 72 удлиненной формы, проходящих между двумя дугообразно проходящими брусьями 87. Вторые отверстия 72 между двумя дугообразными брусьями 87 разделены перемычками 90. Перемычки 90 проходят предпочтительно в радиальном направлении. Оба бруса 87 проходят по меньшей мере приблизительно в форме дуги окружности.

Вокруг посадочных мест 66 расположены отверстия 69. Для облегчения доступа к показанным далее присоединительным контактам, которые располагаются в выпрямительном блоке 139 в районе отверстий 69, предусмотрено, что в месте нахождения окрестностей 112 отверстий 69 на сторонах отверстий 69, обращенных от центра 113 посадочного места 66, теплоотвод в осевом направлении (вдоль оси 26 вращения) выполнен меньшей толщины, чем в случае между посадочными местами 66 и отверстиями 69.

На наружном периметре 232 теплоотвода 53 находятся, в данном примере восемь, зацепных элементов 235. Каждые два попарно расположенных зацепных элемента 235 противостоят друг другу таким образом, что вдвоем они, вместе с наружным периметром 232, образуют поднутрение, о котором более подробно будет сказано в дальнейшем описании.

На фиг.14а показан вид в аксонометрии еще одного теплоотвода 117 во втором варианте выполнения. Теплоотвод 117 имеет три посадочных места 120, предназначенных для размещения в каждом из них по одному выпрямителю тока. Здесь выпрямитель тока представляет собой, например, отрицательный диод. Здесь посадочные места 120 имеют форму отверстий, в которые позднее вдавливают, например, т