Плавучий кран большой грузоподъёмности
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к плавучим кранам (плавучим сооружениям), используемым для подъемных, монтажных, перегрузочных и аварийно-спасательных судоподъемных работ. Плавучий кран большой грузоподъемности включает корпус, бортовые понтоны, соединенные с центральным понтоном с помощью вертикальных поворотных шарниров, установленных в кормовой части плавучего крана и замкового устройства, установленного в бортовой части. Бортовые понтоны устанавливаются вращением вокруг вертикальных поворотных шарниров в транцевые оконечности корпуса и жестко фиксируются замковыми устройствами. Достигается уменьшение габаритов ширины судна в транспортном положении и расширение эксплуатационно-технических возможностей. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к плавучим сооружениям (плавучим кранам), используемых для подъемных, монтажных, перегрузочных и аварийно-спасательных судоподъемных работ.
Известны плавучие краны большой грузоподъемности, которые включают плавучее основание (корпус) и установленное на нем поворотное стреловое грузоподъемное устройство с противовесом, например плавучий кран «Могучий» грузоподъемностью 350 т, проекта №J042A (Австрия), класса «О» (лед), плавучий кран большой грузоподъемности патент RU 2258026 С2, B66C 23/53, опублик. 27.04.2005 г., на которых из-за большой массы подвешенного груза, уменьшающего его продольную и, что наиболее опасно, поперечную метацентрическую высоту, для сохранения остойчивости увеличивают ширину судна, что ограничивает возможность передислокации плавучего подъемного крана в требуемый район акватории вследствие превышения ширины его корпуса габаритов судового хода фарватера. Так практика эксплуатации плавучего крана «Могучий» грузоподъемностью 350 т, проекта №J042A, класса «О» (лед) показывает, что из-за значительных габаритов его корпуса (плавкран имеет ширину корпуса, равную 25 м) не может проходить шлюзовые камеры ряда каналов (Волго-Дон, Волго-Балт и др.), что снижает возможности его использования.
Также известен плавучий кран с несколькими синхронно работающими поворотными стреловыми устройствами с противовесами (патент RU 2320529 С1, МПК B66C 23/52, опубликовано 27.03.20008 г., грузоподъемные устройства которого выполнены передвижными вдоль корпуса судна на балансирных ходовых тележках, который имеет тот же недостаток - неприемлемую для прохождения через шлюзы (или другие узкости) ширину корпуса.
Недостатком известных плавучих подъемных сооружений большой грузоподъемности является невозможность их использования в различных акваториях, разделенных относительно узкими фарватерами.
Задачей изобретения является создание плавучих подъемных средств (плавучих кранов) неограниченной грузоподъемности с возможностью трансформирования ширины плавучего крана в допускаемых пределах обеспечения его передислокации по внутренним водным путям при переходах в новый район работы и обеспечение возможности достижения более широкой номенклатуры объектов.
Этот технический результат достигается тем, что плавучий кран большой грузоподъемности состоит из корпуса (1), бортовых понтонов (2), соединенных с центральным понтоном с помощью вертикальных поворотных шарниров (3) в кормовой части плавучего крана и замкового устройства (4) в бортовой части, стрелового грузового устройства с противовесом (6), установленного на корпусе, корпус и бортовые понтоны снабжены подруливающим устройством (7), бортовые понтоны могут быть выполнены составными (8), соединенными вертикальными шарнирами с центральным понтоном в оконечностях и замковыми устройствами в районе миделя.
Описание чертежей
На фиг.1 представлен плавучий кран большой грузоподъемности в рабочем состоянии (при выполнении подъемных операций), на фиг.2 - продольный вид, плавучий кран большой грузоподъемности в транспортом состоянии, на фиг.3 - вид сверху, плавучий кран большой грузоподъемности в транспортом состоянии, на фиг.4 - вид сверху, кран в рабочем положении с составными бортовыми понтонами, на фиг.5 - кран в транспортном положении с составными бортовыми понтонами.
Устройство содержит корпус, состоящий из корпуса (1), бортовых понтонов (2), вертикальных поворотных шарниров (3), бортовых замковых устройств (4), транцевых замковых устройств (5) стрелового грузового устройства с противовесом (6), в носовых и кормовых оконечностях корпуса установлены подрулевающие устройства 7, каналы которых продолжены в бортовых понтонах, бортовые понтоны могут быть выполнены составными (8), соединенными вертикальными шарнирами (3) с корпусом в оконечностях и бортовыми замковыми устройствами (4) в районе миделя корпуса и снабжены транцевыми замковыми устройствами (5).
Устройство работает следующим образом.
В транспортном положении (при изменении дислокации) бортовые понтоны 2, освобожденные от захвата бортовых замковых устройств 4, устанавливаются путем вращения вокруг вертикальных поворотных шарниров 3 на 180° в положение, параллельное диаметральной плоскости корпуса 1 и фиксируются транцевым замковым устройством 5 и бортовыми замковыми устройствами 4 между собой. В транспортном положении плавучий кран может выполнять грузовые операции с уменьшенной грузоподъемностью. При прибытии в акваторию объекта перегрузочных, или монтажно-строительных работ, или аварийно-спасательных судоподъемных работ раскрывается транцевое замковое устройство 5, бортовые понтоны 2 разворачиваются к корпусу 1 в положение «борт о борт» и закрепляются в этом положении бортовым замковым устройством 4, плавучий кран восстанавливает в прежних размерах корпус и поперечную остойчивость и приступает к работе грузоподъемным устройством (6) на полную грузоподъемность. При переходах крана, а также при работе с грузом для маневрирования используются подруливающие устройства 7.
При исполнении бортовых понтонов корпуса составными 8 в транспортное положение устройство приводится в следующей последовательности: бортовые понтоны 8, освобожденные от захвата бортовых замковых устройств 4, устанавливаются путем вращения вокруг вертикальных поворотных шарниров 3 на 180° в положение, параллельное диаметральной плоскости центрального понтона корпуса 1 и фиксируются транцевым замковым устройством 5. Для возвращения устройства в рабочее состояние операции выполняются в обратном порядке.
Фиг.1. Плавучий кран большой грузоподъемности в рабочем состоянии (при выполнении подъемных операций);
Фиг.2. Плавучий кран большой грузоподъемности в транспортном состоянии (вид сбоку);
Фиг.3. Плавучий кран большой грузоподъемности в транспортном состоянии (вид сверху);
Фиг.4. Плавучий кран большой грузоподъемности в рабочем состоянии с составными бортовыми понтонами;
Фиг.5. Плавучий кран большой грузоподъемности в транспортном состоянии с составными бортовыми понтонами.
1. Плавучий подъемный кран большой грузоподъемности, включающий корпус и установленное на нем грузоподъемное стреловое устройство, выполненное уравновешенным, отличающийся тем, что корпус плавучего крана с каждого борта снабжен соединенными с корпусом вертикальными поворотными шарнирами и замковыми устройствами, бортовыми понтонами, которые для перевода плавучего крана из рабочего в транспортное положение устанавливаются вращением вокруг вертикальных поворотных шарниров в транцевые оконечности корпуса и жестко фиксируются замковыми устройствами.
2. Плавучий подъемный кран большой грузоподъемности по п.1, отличающийся тем, что бортовые понтоны выполнены составными, снабженными вертикальными поворотными шарнирами и замковыми устройствами для жесткого соединения с корпусом и между собой.
3. Плавучий подъемный кран большой грузоподъемности по п.1, отличающийся тем, что снабжен носовыми и кормовыми подруливающими устройствами, причем каналы подруливающего устройства продолжаются в бортовых понтонах.