Транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к транспортным средствам, преимущественно малогабаритным, и может быть использовано для транспортировки наливных грузов (молока, воды и других жидкостей). Транспортное средство содержит самоходное колесное двухосное шасси (1) малой грузоподъемности, на остове (2) которого установлены самосвальный кузов (4), лебедка (16) с приводом и канатом (17), управляемый реверсивный редуктор (7), ведущий вал которого выполнен в виде проходного вала трансмиссии, а ведомый вал кинематически связан с гидронасосом. Самосвальный кузов (4) транспортного средства снабжен тележкой (19) с каркасом и поперечными элементами (23) в виде ложементов с впадинами. На элементах (23) установлены выступы цистерны (27). На наружной торцовой поверхности (30) цистерны (27) установлен насосный узел (31) с гидромотором (32) и помпой (33). Изобретение повышает производительность транспортного средства. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно малогабаритным, и может быть использовано для транспортировки наливных грузов (молока, воды и других жидкостей) в фермерских хозяйствах, применяющих малогабаритную мобильную технику.
Известно транспортное средство [1], принятое за аналог, содержащее самоходное колесное двухосное шасси малой грузоподъемности, на остове которого последовательно друг за другом размещены кабина, лебедка с приводом и канатом и гидроуправляемый поворотный в вертикальной продольной плоскости самосвальный кузов с днищем, передней и боковыми стенками. В крайнем сброшенном положении кузова достигается упор кузова в опорную поверхность транспортного средства, что позволяет получить нулевую погрузочную высоту днища при наклоне днища кузова к этой поверхности под углом 50-55° и облегчает погрузку затаренных наливных грузов. Недостатком известного транспортного средства является неприспособленность к механизации процессов заполнения и опорожнения тары при перевозке наливных грузов.
Известно транспортное средство [2], принятое за прототип, содержащее самоходное колесное двухосное шасси малой грузоподъемности, на остове которого последовательно друг за другом размещены кабина, лебедка с приводом и канатом и гидроуправляемый поворотный в вертикальной продольной плоскости самосвальный кузов с днищем, передней и боковыми стенками, снабженный тележкой, содержащей раму, прикрепленный к раме каркас со стойками, продольными и поперечными элементами и многоосный колесный ход, установленный на раме, причем канат лебедки запасован в блок, установленный на передней стенке самосвального кузова, и прикреплен к передним стойкам каркаса тележки.
Недостатком известного транспортного средства является низкая производительность, что обусловлено неприспособленностью к погрузке наливных грузов, затаренных в большеобъемную тару, а также отсутствием механизации процессов заполнения и опорожнения тары при перевозке наливных грузов.
Технический результат данной работы - повышение производительности транспортного средства.
В предлагаемом транспортном средстве указанный технический результат достигается путем приспособления транспортного средства к погрузке большеобъемной тары в виде цистерны и обеспечением механизации процессов заполнения и опорожнения тары при перевозке наливных грузов.
Предлагается на остове шасси установить управляемый реверсивный шестеренный редуктор, ведущий вал которого выполнен в виде проходного вала трансмиссии, а ведомый вал кинематически связан с гидронасосом, поперечные элементы каркаса тележки выполнить в виде ложементов, на которых установить цистерну, на наружной торцовой поверхности которой смонтировать насосный узел, содержащий гидромотор и кинематически связанную с ним водяную помпу, при этом гидронасос и гидромотор выполнить реверсивными и связать друг с другом гидравлическими линиями, ложементы снабдить впадинами, а наружную нижнюю поверхность цистерны - выступами для взаимодействия с этими впадинами.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен вид сбоку на транспортное средство в погрузочном положении при упоре самосвального кузова в опорную поверхность и подтаскивании тележки с установленной на ней цистерной, на фиг.2 - вид А на фиг.2, на фиг.3 - вид сбоку на транспортное средство с самосвальным кузовом и тележкой с цистерной в транспортном положении, на фиг.4 - гидрокинематическая схема привода водяной помпы.
Транспортное средство содержит самоходное колесное двухосное шасси 1 малой грузоподъемности, на остове 2 которого последовательно друг за другом установлены кабина 3 и гидроуправляемый поворотный в вертикальной продольной плоскости самосвальный кузов 4 с днищем 5, передней 6 и боковыми стенками. В средней части остова 2 шасси 1 установлен управляемый реверсивный шестеренный редуктор 7, ведущий вал 8 которого выполнен в виде проходного вала трансмиссии, а ведомый вал 9 кинематически связан с гидронасосом 10. На промежуточном валу 11 установлена шестерня реверса 12. Самосвальный кузов 4 установлен на остове 2 шасси 1 посредством двух многозвенников, каждый из которых состоит из гидроцилиндра 13, корпус которого смонтирован шарнирно на остове 2 шасси 1, а шток связан с самосвальным кузовом 4, и двуплечего рычага 14, установленного шарнирно на остове 2 шасси 1, одно плечо рычага 14 соединено с самосвальным кузовом 4, а другое плечо рычага 14 соединено с остовом 2 шасси 1 посредством гидроцилиндра 15. Одной из сторон каждого многозвенника является днище 5 кузова 4. На остове 2 шасси 1 между кабиной 3 и кузовом 4 смонтирована лебедка 16 с приводом и канатом 17, причем канат 17 лебедки 16 запасован в блок 18, установленный на передней стенке 6 самосвального кузова 4. Самосвальный кузов 4 транспортного средства снабжен тележкой 19, содержащей раму 20, прикрепленный к раме 20 каркас со стойками 21, продольными 22 и поперечными 23 элементами и многоосный колесный ход, установленный на раме 20 и содержащий бортовые 24 и передние 25 колеса. К передним стойкам 21 каркаса прикреплен канат 17 лебедки 16. Оси бортовых колес 24 неподвижно закреплены на раме 20. Передние колеса 25 установлены на раме 20 с возможностью поворота их осей в горизонтальной плоскости. Поперечные элементы 23 каркаса выполнены в виде снабженных впадинами 26 ложементов, на которых установлена цистерна 27. Наружная нижняя поверхность 28 цистерны 27 снабжена выступами 29 для взаимодействия с впадинами 26 ложементов. На наружной торцовой поверхности 30 цистерны 27 установлен насосный узел 31, содержащий гидромотор 32 и кинематически связанную с ним водяную помпу 33, при этом гидронасос 10 и гидромотор 32 выполнены реверсивными и связаны друг с другом гидравлическими линиями 34 и 35.
Транспортное средство работает следующим образом.
При транспортировке наливных грузов (молока, воды и других жидкостей), затариваемых в цистерну, можно выделить несколько операций технологического цикла работы: погрузка тележки с цистерной на транспортное средство, заполнение цистерны наливным грузом, грузовой ход, опорожнение цистерны, холостой ход, разгрузка тележки с цистерной с транспортного средства.
При погрузке тележки 19 с цистерной 27 на транспортное средство штоки гидроцилиндров 13 и 15 втянуты и самосвальный кузов 4 находится в погрузочном положении. Задняя кромка днища 5 кузова 4 упирается в опорную поверхность транспортного средства, при этом днище 5 кузова 4 получает угол наклона 50-55° к указанной поверхности. Упор днища 5 в опорную поверхность означает нулевую высоту погрузки, что в сочетании с его наклоном к опорной поверхности создает благоприятные условия для перемещения штучных и затаренных грузов. На поперечные элементы 23 каркаса тележки 19, находящейся на опорной поверхности вблизи транспортного средства, при помощи подручных средств устанавливают цистерну 27 так, чтобы ее выступы 29 вошли во впадины 26 ложементов. Намоткой каната 17 на барабан лебедки 16 осуществляется подтягивание тележки 19 с цистерной 27 к кузову 4 и последующее затаскивание в кузов 4. После этого кузов 4 при помощи гидроцилиндров 13 и 15 устанавливается в транспортное положение. Барабан лебедки 16 затормаживается, гидравлические линии 34 и 35 присоединяются путем монтажа к гидронасосу 10 и гидромотору 32, транспортное средство готово к совершению холостого хода к месту заполнения цистерны 27 наливным грузом.
Заполнение цистерны 27 наливным грузом осуществляется механизированно. Для этого включается прямой ход в редукторе 7, при котором непосредственно соединены шестерни, установленные на ведущем 8 и ведомом 9 валах. Вращением ведомого вала 9 и кинематически связанного с ним гидронасоса 10 обеспечивается передача мощности гидравлическим путем по линиям 34 и 35 к гидромотору 32. Кинематически связанная с гидромотором 32 водяная помпа 33 обеспечивает принудительное заполнение цистерны 27 наливным грузом из внешнего источника. После заполнения цистерны 27 наливным грузом ведущий 8 и ведомый 9 валы редуктора 7 разобщаются, обеспечивая отключение водяной помпы 33, транспортное средство готово к совершению грузового хода к месту назначения.
В месте назначения производится механизированное опорожнение цистерны 27. Для этого включается обратный ход в редукторе 7, при котором шестерни, установленные на ведущем 8 и ведомом 9 валах, соединены друг с другом посредством шестерни реверса 12, установленной на промежуточном валу 11. Вращение ведомого вала 9 и кинематически связанного с ним гидронасоса 10 приобретает направление, противоположное тому, которое имеет место в режиме заполнения цистерны. Мощность, передаваемая гидравлическим путем по линиям 34 и 35 к гидромотору 32, заставляет водяную помпу 33, кинематически связанную с гидромотором 32, производить принудительное опорожнение цистерны 27 от наливного груза. По окончанию опорожнения цистерны 27 ведущий 8 и ведомый 9 валы редуктора 7 разобщаются, обеспечивая отключение водяной помпы 33, транспортное средство готово к совершению холостого хода к месту заполнения цистерны 27 наливным грузом.
Описанные операции заполнения и опорожнения цистерны 27, холостых и грузовых ходов транспортного средства циклически повторяются при необходимости в транспортировке наливных грузов. При исчерпании такой необходимости производится разгрузка тележки 19 с цистерной 27 с транспортного средства. Для этого гидравлические линии 34 и 35 отсоединяются путем демонтажа от гидронасоса 10 и гидромотора 32, растормаживается барабан лебедки 16, штоки гидроцилиндров 13 и 15 втягиваются, самосвальный кузов 4 поворачивается в вертикальной продольной плоскости и его днище 5 получает наклон к опорной поверхности транспортного средства. Привод лебедки 16 включается на размотку каната 17, и находящаяся в кузове 4 тележка 19 с установленной на ней цистерной 27 под действием гравитационных сил скатывается вниз к опорной поверхности. Затем транспортное средство перемещают вперед и выезжают из-под тележки 19. Когда тележка 19 окажется полностью на опорной поверхности, транспортное средство останавливается. Тележка 19 при помощи подручных средств освобождается от цистерны 27.
Экономический эффект достигается за счет роста производительности при транспортировке наливных грузов, затаренных в цистерну. Упор кузова в опорную поверхность транспортного средства с наклоном днища кузова к этой поверхности под углом 50-55°, применение лебедки с приводом и канатом, запасованным в блок, установленный на передней стенке кузова, и тележки, оборудованной ложементами, облегчают монтаж цистерны на транспортное средство и последующий ее демонтаж. Снабжение ложементов впадинами, а наружной нижней поверхности цистерны - выступами для взаимодействия с этими впадинами повышают конструктивную безопасность при движении транспортного средства. Механизация процессов заполнения и опорожнения большеобъемной тары за счет использования установленного на наружной торцовой поверхности цистерны насосного узла, содержащего гидромотор и кинематически связанной с ним водяной помпы, значительно снижает время и трудозатраты на выполнение этих операций.
Источники информации
1. Патент №103332 РФ на полезную модель, МПК B60P 1/00. Транспортное средство / Войнаш А.С., Войнаш С.А.; заявитель и патентообладатель: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU). - №2011148481/11; заявл. 26.11.2010; опубл. 10.04.2011, Бюл. №10. - С.846.
2. Патент №111072 РФ на полезную модель, МПК B60P 1/00. Транспортное средство / Войнаш А.С., Войнаш С.А.; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU). - №2011111816/11; заявл. 29.03.2011; опубл. 10.12.11, Бюл. №34.
Транспортное средство, содержащее самоходное колесное двухосное шасси малой грузоподъемности, на остове которого последовательно друг за другом размещены кабина, лебедка с приводом и канатом и гидроуправляемый поворотный в вертикальной продольной плоскости самосвальный кузов с днищем, передней и боковыми стенками, снабженный тележкой, содержащей раму, прикрепленный к раме каркас со стойками, продольными и поперечными элементами и многоосный колесный ход, установленный на раме, причем канат лебедки запасован в блок, установленный на передней стенке самосвального кузова, и прикреплен к передним стойкам каркаса тележки, отличающееся тем, что на остове шасси установлен управляемый реверсивный шестеренный редуктор, ведущий вал которого выполнен в виде проходного вала трансмиссии, а ведомый вал кинематически связан с гидронасосом, поперечные элементы каркаса тележки выполнены в виде ложементов, на которых установлена цистерна, на наружной торцовой поверхности которой смонтирован насосный узел, содержащий гидромотор и кинематически связанную с ним водяную помпу, при этом гидронасос и гидромотор выполнены реверсивными и связаны друг с другом гидравлическими линиями, ложементы снабжены впадинами, а наружная нижняя поверхность цистерны - выступами для взаимодействия с этими впадинами.