Самолет вертикального взлета и посадки (конвертоплан)

Изобретение относится к конструкции самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (конвертопланам) и может быть использовано, в том числе, при производстве беспилотных летательных аппаратов. Самолет вертикального взлета и посадки содержит высокорасположенное крыло с установленными на торцах крыла мотогондолами с лопастными воздушными винтами. Конструкция самолета включает устройство, позволяющее поворачивать и фиксировать одну половину крыла с мотогондолой на торце по отношению к другой половине крыла с мотогондолой на торце в положении 180°, а также механизм, допускающий вращение с реверсом трансформированного крыла вокруг вертикальной оси самолета посредством лопастных воздушных винтов. Достигается возможность выполнения взлета и посадки аппарата по-самолетному, посадки в режиме аварийной авторотации, минимизирования эффекта «вихревого кольца».

Реферат

Изобретение относится к конструкции самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (конвертопланам) и может быть использовано, в том числе, при производстве беспилотных летательных аппаратов.

Известен самолет вертикального взлета и посадки (конвертоплан) (см., например, журнал «Авиация и космонавтика», 2012, №5, стр.19-25, 33-40), содержащий высокорасположенное над фюзеляжем крыло с установленными на торцах крыла мотогондолами с лопастными воздушными винтами.

Самолет-прототип выполняет взлет и посадку по-вертолетному, а летает как самолет. Переход из «вертолетного» в «самолетный» режим и обратно осуществляется поворотом установленных на торцах крыла мотогондол с трехлопастными винтами большого диаметра.

Высокорасположенное крыло с небольшим углом обратной стреловидности самолета-прототипа установлено на верхней части фюзеляжа на круговой опоре, обеспечивающей разворот крыла (как одно целое) вдоль фюзеляжа при размещении самолета-прототипа на палубе авианесущего корабля.

К недостаткам самолета-прототипа относится то, что: 1) взлет и посадку по-самолетному прототип выполнять не способен; 2) исключена возможность аварийной посадки прототипа в режиме авторотации; 3) эффект «вихревого кольца» проявляется у прототипа в полной мере.

Для устранения отмеченных недостатков в самолете вертикального взлета и посадки (конвертоплане), содержащем высокорасположенное крыло с установленными на торцах крыла мотогондолами с лопастными воздушными винтами, конструкция самолета имеет устройство, позволяющее поворачивать и фиксировать одну половину крыла с мотогондолой на торце по отношению к другой половине крыла с мотогондолой на торце в положении 180°, а также имеет механизм, допускающий вращение с реверсом трансформированного крыла вокруг вертикальной оси самолета посредством лопастных воздушных винтов.

Трансформированное (поворотом на 180° одной из двух консолей) крыло с мотогондолами на торцах крыла при синхронном запуске двигателей обеспечивает «вертолетный» режим работы аппарата.

Понятно, что как «вертолетный», так и «самолетный» режимы работы по предлагаемому техническому решению возможны при любом другом четном количестве и симметричном расположении мотогондол на крыле аппарата.

Оптимальным аэродинамическим профилем крыла для заявленной изобретением цели представляется симметричный вариант.

Использование изобретения с предлагаемым техническим решением позволяет выполнять взлет и посадку аппарата (конвертоплана или беспилотника) по-самолетному, сохранить аппарату режим аварийной авторотации, минимизировать эффект «вихревого кольца».

Таким образом, по мнению заявителя, предлагаемое техническое решение является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо на аппаратах более мобильных, чем самолеты, и более быстрых, чем вертолеты.

Самолет вертикального взлета и посадки (конвертоплан), содержащий высокорасположенное крыло с установленными на торцах крыла мотогондолами с лопастными воздушными винтами, отличающийся тем, что конструкция самолета имеет устройство, позволяющее поворачивать и фиксировать одну половину крыла с мотогондолой на торце по отношению к другой половине крыла с мотогондолой на торце в положении 180°, а также имеет механизм, допускающий вращение с реверсом трансформированного крыла вокруг вертикальной оси самолета посредством лопастных воздушных винтов.