Способ контроля отказа отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для контроля отказа отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети. Технический результат - расширение функциональных возможностей путем получения информации об отказе отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети. Для решения указанной задачи контролируют появление напряжения на шинах основного источника питания, и если оно появилось, то начинают отсчет времени выдержки отключения секционного выключателя шин, при этом контролируют уменьшение рабочего тока, потребляемого от резервного источника питания, на значение, определяемое нагрузкой резервируемой линии, и если к концу отсчета времени уменьшение рабочего тока не произошло, то делают вывод об отказе отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для контроля отказа отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Известен способ контроля отказа отключения пункта автоматического включения резерва (АВР) при включении его выключателя на устойчивое короткое замыкание (КЗ) в кольцевой сети, заключающийся в том, что с момента появления броска тока КЗ на шинах трансформатора основного источника питания отсчитывают время, равное времени выдержки срабатывания сетевого пункта АВР, плюс время срабатывания защиты его выключателя. При этом контролируют появление броска тока КЗ на шинах резервного источника питания, и, если после включения выключателя пункта АВР он появляется, а в момент окончания отсчета суммарного времени не происходит отключение броска тока КЗ, то устанавливают факт отказа отключения пункта АВР при включении его выключателя на устойчивое КЗ в кольцевой сети [патент RU 2304339 С1,кл. H02J 13/00, опубл. 10.08.2007, бюл. №22].

Недостатком известного способа является невозможность с его помощью осуществления контроля отказа отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей способа путем получения информации об отказе отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Согласно предлагаемому способу контролируют появление напряжения на шинах основного источника питания, и если оно появилось, то начинают отсчет времени выдержки отключения секционного выключателя шин, при этом контролируют уменьшение рабочего тока, потребляемого от резервного источника питания, на значение, определяемое нагрузкой резервируемой линии, и если к концу отсчета времени уменьшение рабочего тока не произошло, то делают вывод об отказе отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Суть предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 представлена структурная схема, содержащая элементы для реализации способа;

- на фиг.2 - диаграмма сигналов на выходах элементов, показанных на фиг.1.

Схема (см. фиг.1) содержит: силовой трансформатор 1 основного источника питания, вводный выключатель 2 шин трансформатора основного источника питания, головной выключатель 3, линию основного источника питания, секционирующий выключатель 4 линии основного источника питания, выключатель 5 сетевого пункта АВР, секционирующий выключатель 6 линии резервного источника питания, головной выключатель 7 линии резервного источника питания, шинный выключатель 8,вводный выключатель 9 шин трансформатора резервного источника питания, силовой трансформатор 10 резервного источника питания, датчик напряжения (ДН) 11, элементы: ПАМЯТЬ 12, ЗАДЕРЖКА 13, ОДНОВИБРАТОР 14, датчик уменьшения рабочего тока 15, НЕ 16, И 17, регистрирующее устройство (РУ) 18.

Диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фиг.1, имеют вид (см. фиг.2): 19 - на выходе элемента 11; 20 - на выходе элемента 12; 21 - на выходе элемента 13; 22 - на выходе элемента 14; 23 - на выходе элемента 15; 24 - на выходе элемента 16; 25 - на выходе элемента 17; 26 - в РУ 18. Кроме выходных сигналов на фиг.2 также показаны: t1 - момент времени появления напряжения на трансформаторе 1 основного источника питания, t2 - момент времени отключения СВ 8.

Способ осуществляется следующим образом.

В нормальном режиме работы кольцевой сети выключатели 2, 3, 4, 6, 7 и 9 включены, а выключатели 5 и 8 отключены. Исчезновение напряжения на трансформаторе 1 приведет к отключению выключателя 2 и включению секционного выключателя 8. При этом схема перейдет в режим подстанционного резервирования и питание кольцевой сети будет осуществляться от резервного источника питания трансформатора 10. Отсутствие напряжения на трансформаторе 1 обеспечивает отсутствие выходного сигнала на ДН 11 (фиг.2, диагр.19, момент времени t0), поэтому схема будет находиться в режиме контроля.

При появлении напряжения на трансформаторе 1 на выходе ДН 11 появится сигнал (фиг.2, диагр. 19, момент времени t1), который поступит на вход элемента ПАМЯТЬ 12, где он запомнится (фиг.2, диагр. 20) и поступит на вход элемента ЗАДЕРЖКА 13. С выхода этого элемента сигнал появится через время выдержки отключения СВ 8. По истечении этого времени сигнал (фиг.2, диагр,21) поступит на вход элемента ОДНОВИБРАТОР 14. Он произведет одно колебание (фиг.2, диагр.22) и своим сигналом «сбросит» память с элемента 12 (фиг.2, диагр.20) и поступит на первый вход элемента И 17. И если СВ 8 по какой-либо причине неисправности не отключится, то на выходе ДУРТ 15 к моменту времени t2 сигнал не появится (фиг.2, диагр.23) (уменьшение рабочего тока, потребляемого от резервного источника питания трансформатора 10, не произойдет т.к. схема питания не изменилась). При этом на выходе элемента НЕ 16 будет существовать сигнал (фиг.2, диагр.24), который поступает на второй вход элемента И 17. Он сработает (фиг.2, диагр.25) и его выходной сигнал, поступив в РУ 18, обеспечит появление в нем информации об отказе отключения СВ 8 (фиг.2, диагр.26).

Таким образом, при использовании предлагаемого способа можно получать информацию об отказе отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Способ контроля отказа отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети, заключающийся в фиксации бросков тока и в измерении времени между ними, отличающийся тем, что контролируют появление напряжения на шинах основного источника питания, и если оно появилось, то начинают отсчет времени выдержки отключения секционного выключателя шин, при этом контролируют уменьшение рабочего тока, потребляемого от резервного источника питания, на значение, определяемое нагрузкой резервируемой линии, и если к концу отсчета времени уменьшение рабочего тока не произошло, то делают вывод об отказе отключения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.