Дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Дисковый тормоз состоит из корпуса, расположенного на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизма-усилителя, колодок и фрикционных накладок, взаимодействующих с тормозным диском. Клещевой параллелограммный механизм выполнен Н-образными рычагами. Корпус выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами служебного и автоматического стояночного тормоза. Корпус обладает свободой вращательного движения на оси, расположенной горизонтально в плоскости вращения тормозного диска. Механизм-усилитель расположен внутри корпуса-моноблока и выполнен однозвенным в виде качающегося штока, контактирующего с поводком. Поршень служебного тормоза выполнен с жестко присоединенной направляющей и качающимся штоком, а поршень автоматического стояночного тормоза снабжен штоком с заглушкой, гайкой и болтом. Шток с заглушкой воздействует на поршень служебного тормоза, а гайка и болт обеспечивают ручное отключение автоматического стояночного тормоза. Достигается уменьшение габаритных размеров устройства при обеспечении требуемого усилия нажатия. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам.

Известен дисковый тормоз транспортного средства подвижного состава железных дорог [№2390449, 09.01.2008, В61Н 5/00], содержащий корпус, расположенный на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизм-усилитель, колодки, фрикционные накладки, взаимодействующие с тормозным диском.

Недостатками представленного аналога являются следующие особенности: отслеживание крена транспортного средства производится за счет наклона тормозных башмаков относительно горизонтальных осей на коромыслах, в свою очередь расположенных на рычагах клещевого механизма, что приводит к значительному клиновому износу тормозных накладок и, следовательно, к снижению эффективности торможения и срока их эксплуатации; малое передаточное отношение клещевого механизма при значительных габаритах; невозможность установки автоматического стояночного тормоза без значительного увеличения габаритных размеров и массы.

Известно зажимное устройство дискового тормоза железнодорожного транспортного средства [№108384, 10.05.2011, В61Н 5/00], содержащее корпус, расположенный на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизм-усилитель, колодки, фрикционные накладки, взаимодействующие с тормозным диском.

Недостатками известного устройства, принятого за прототип, являются значительные габариты и невозможность установки автоматического стояночного тормоза без значительного увеличения габаритных размеров и массы.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является уменьшение габаритных размеров при обеспечении требуемого усилия нажатия, введение автоматического стояночного тормоза.

Поставленная задача решается за счет того, что дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства, состоящий из корпуса, расположенного на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизмом-усилителем, колодок, фрикционных накладок, взаимодействующих с тормозным диском, согласно новому техническому решению клещевой параллелограммный механизм выполнен Н-образными рычагами, корпус выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами служебного и автоматического стояночного тормоза, причем корпус обладает свободой вращательного движения на оси, расположенной горизонтально в плоскости вращения тормозного диска, механизм-усилитель расположен внутри корпуса-моноблока и выполнен однозвенным в виде качающегося штока, контактирующего с поводком, причем поршень служебного тормоза осуществлен с жестко присоединенной направляющей и качающимся штоком, а поршень автоматического стояночного тормоза снабжен штоком с заглушкой, гайкой и болтом, причем шток с заглушкой воздействует на поршень служебного тормоза, а гайка и болт обеспечивают ручное отключение автоматического стояночного тормоза.

Сущность изобретения иллюстрируется следующими чертежами: на фиг.1, фиг.2 и фиг.3 схематически изображен предлагаемый механизм.

Дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства содержит: корпус 1, который через ось 2 и подвес 3 крепится на подрессоренной раме транспортного средства; поршень служебного тормоза 4 с жестко закрепленной направляющей 5 и качающимся штоком 6; возвратную пружину 7; поршень стояночного тормоза 8 со штоком 9 и заглушкой 10; гайку 11 и болт 12, необходимые для ручного отключения стояночного тормоза; пружины стояночного тормоза 13 и 14; авторегулятор зазора 15; вращающийся валик 16 с выборкой, в которой при помощи болтов закреплен поводок 17; ось 18, соединяющую качающийся шток 6 и поводок 17; Н-образные рычаги клещевого параллелограммного механизма 19, закрепленные на сквозных осях 20, проходящие через отверстие, эксцентрично просверленное в валике 16 и отверстие в корпусе 1; тяг 21 параллелограммного механизма, обеспечивающих ориентацию тормозных колодок параллельно плоскости вращения тормозного диска; тормозных колодок 22, закрепленных на осях 23, проходящих через отверстия в рычагах 19. Колодки 22 имеют фигурные пазы для установки в них тормозных накладок 24, фиксируемых защелкой. Корпус 1 выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами 25, 26 служебного и автоматического стояночного тормоза.

Работа дискового тормоза железнодорожного транспортного средства осуществляется следующим образом.

При отсутствии давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах 25 и 26 рабочая нагрузка создается действием пружин 13 и 14 на поршень 8 стояночного тормоза, который, в свою очередь, через шток 9 и заглушку 10 воздействует на поршень 4 служебного тормоза, передающий усилие через качающийся шток 6 на поводок 17, который поворачивает валик 16. Рычаги 19, закрепленные в средней точке в эксцентричном отверстии валика 16 и в отверстии корпуса осями 20, прижимают тормозные колодки 22 с закрепленными на них тормозными накладками 24 к диску.

При подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр 26 стояночного тормоза поршень 8 двигается в обратном направлении, сжимая пружины 13 и 14, при этом поршень 4 двигается в том же направлении под действием возвратной пружины 7 и, воздействуя через качающийся шток 6 на поводок 17, поворачивает валик 16, отводя колодки от тормозного диска.

В процессе движения транспортного средства тормозной цилиндр стояночного тормоза находится под постоянным давлением сжатого воздуха и не препятствует работе служебного тормоза.

При подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр 25 служебного тормоза поршень 4 через качающийся шток 6 воздействует на поводок 17, который поворачивает валик 16. Рычаги 19, закрепленные в средней точке в эксцентричном отверстии валика 16 и в отверстии корпуса осями 20, прижимают тормозные колодки 22 с закрепленными на них тормозными накладками 24 к диску.

При снятии давления в тормозном цилиндре 25 служебного тормоза встроенная в него возвратная пружина возвращает конструкцию дискового тормоза в исходное ненагруженное состояние.

Уменьшение габаритных размеров достигается за счет того, что корпус выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами служебного и автоматического стояночного тормоза, а механизм-усилитель расположен внутри корпуса-моноблока и выполнен однозвенным в виде качающегося штока, контактирующего с поводком. Колебания колесной пары с тормозным диском в направлении, перпендикулярном рабочей поверхности тормозного диска, отслеживаются за счет поворота рычагов 19 на осях 20. Возникновение крена транспортного средства компенсируется возможностью поворота корпуса блока на горизонтальной оси 2, проходящей параллельно плоскости вращения тормозного диска.

Снижение динамических ударов колодок о диск достигается расположением всех массивных элементов зажимного механизма на корпусе.

Равномерность износа фрикционных накладок обеспечивается постоянством положения трущихся поверхностей параллельно рабочей поверхности тормозного диска с помощью конструкций параллелограмма, образованных между корпусом 1, рычагами 19, стойками колодок 22 и тягами 21.

Дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства, состоящий из корпуса, расположенного на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизмом-усилителем, колодок, фрикционных накладок, взаимодействующих с тормозным диском, отличающийся тем, что клещевой параллелограммный механизм выполнен Н-образными рычагами, корпус выполнен в виде корпуса-моноблока с двумя соосно расположенными тормозными цилиндрами служебного и автоматического стояночного тормоза, причем корпус обладает свободой вращательного движения на оси, расположенной горизонтально в плоскости вращения тормозного диска, механизм-усилитель расположен внутри корпуса-моноблока и выполнен однозвенным в виде качающегося штока, контактирующего с поводком, причем поршень служебного тормоза выполнен с жестко присоединенной направляющей и качающимся штоком, а поршень автоматического стояночного тормоза снабжен штоком с заглушкой, гайкой и болтом, причем шток с заглушкой воздействует на поршень служебного тормоза, а гайка и болт обеспечивают ручное отключение автоматического стояночного тормоза.