Судовой движитель

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям мелководных плоскодонных судов. Судовой движитель содержит подводящий под напором воду трубопровод и сопло. Нос судна выполнен впереди в виде части цилиндрической или сферической оболочки. На переднюю наружную поверхность под давлением из сопла сверху или сверху-сзади подается вода, которая, растекаясь вниз по поверхности оболочки и взаимодействуя с водой ниже ватерлинии плоскодонного судна, создает толкающее усилие. Достигается создание тягового усилия. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям мелководных плоскодонных судов.

Известны судовые движители в виде шеста, весла, паруса, гребного колеса, гребного винта, крыльчатого движителя, воздушного винта, водометного движителя, воздушно-реактивного двигателя, плавниковые движители, движители типа «Апизод» [1, 2, 3, 4].

Наиболее близким к предлагаемому судовому движителю является водометный движитель, который состоит из импеллера (винта крыльчатки насоса) с валом привода, водовода (водометной трубы), спрямляющего аппарата и реверсивно-рулевого устройства [5]. В водоводе, представляющем собой профилированную трубу, водяной поток ускоряется либо лопастным механизмом (гребной винт, крыльчатка насоса), либо энергией сгорания топлива или давлением сжатого газа, что и обеспечивает направленный выброс струи через выпускное отверстие в корме. Отбрасываемая масса воды создает упор движителя, что и приводит судно в движение. Водоводы располагаются внутри или снаружи корпуса судна. Эффективность водометного движителя зависит от формы водоводов, места расположения и конструкции водозаборников.

Недостатком водометного движителя является меньший по сравнению с ходовым винтом коэффициент полезного действия вследствие того, что реактивная водяная струя компактна, выходит из кормы судна в движущийся назад поток воды.

Теоретически можно записать, что количество движения реактивной струи водометного движителя в основном затрачивается на получение силы тяги и на придание скорости отталкиваемого потока воды.

m1(v1-vc)=F2Δt-m2v2 или ρQ1Δt(v1-vc)=FTΔt-ρQ2Δtv2,

m1=ρQ1Δt - масса воды, истекающей через сопло;

где ρ - плотность воды;

Q1 - подача воды через выпускное отверстие (сопло) в корме;

v1 - скорость истечения воды через сопло;

vc - скорость судна;

F2 - сила тяги; F2=Fт

m2=ρQ2Δt - масса воды, от которой отталкивается реактивная струя;

v2 - скорость движения массы воды m2.

Нами выявлено, что струя воды, направленная на наружные сферическую и цилиндрическую поверхности, создает тяговое усилие, обусловленное силой взаимодействия слоя обтекающей воды с водой под судном.

Задача изобретения - использование обтекающей по цилиндрической или сферической поверхности судна слоя воды в качестве судового движителя.

Поставленная задача достигается тем, что нос судна выполнен в виде части цилиндрической или сферической оболочки, на переднюю наружную поверхность которой под давлением из сопла сверху или сверху-сзади подается вода, которая, растекаясь вниз, создает толкающее усилие вследствие взаимодействия широкоплоскостного слоя воды с водой под ватерлинией плоскодонного судна, и рабочая поверхность оболочки выполнена гладкой и гидрофобной; положение сопла регулируется по высоте и наклону, выходное сечение щелевидного сопла ориентировано поперек носа судна.

На фиг. 1 показана схема судового движителя при направлении потока воды из сопла сверху на наружную цилиндрическую поверхность; на фиг. 2 - вид сверху судового движителя; на фиг. 3 - сопло, вид сбоку; на фиг. 4 - вид А (снизу) сопла.

Плоскодонное судно 1 с верхней отбортовкой 2 погружено в воду до ватерлинии 3. Нос судна выполнен в виде цилиндрической поверхности 4. Создается толкающее усилие F2 вследствие взаимодействия широкоплоскостного потока с водой под ватерлинией плоскодонного судна. Вода с расходом Q подается в сопло 5 с щелевым выходным отверстием 6, откуда плоская струя 7 направляется по касательной к верхней части цилиндрической поверхности под углом и с большой скоростью v1 слой воды 8 обтекает цилиндрическую переднюю носовую часть судна. При этом образуется тяговое усилие на элементарную массу m1 слоя воды на цилиндрической поверхности, движущейся со скоростью v1.

Стекающий по гладкой и гидрофобной цилиндрической поверхности носа судна слой воды шириной b и толщиной δ при скорости v1 имеет количество движения

Это количество движения ударяется об слой воды под ватерлинией, при этом около носа образуется впадина 9. Слой воды 8 воздействует на воду под плоским дном 10 судна, толкая назад, при этом образуется сила тяги F и происходит движение судна вперед.

m1(v1+vc)=FΔt-m2v3

ρQ1Δt(v1+vc)=FΔt-ρQ2Δtv2

Отсюда F=ρQ1(v1+vc)-ρQ2v3.

Из формулы видно, что установка судового движителя на носу увеличивает силу тяги. Необходимо уменьшить величину ρQ2v3. Это достигается воздействием широкого слоя воды 8 с рабочей поверхности носа на воду под плоским дном 10 судна. Слой воды 8 не отрывается от гладкой гидрофобной цилиндрической поверхности 4 носа вследствие прилипания согласно эффекту Коанда. Положение судна регулируется по высоте установки Н над рабочей поверхностью судна и углу наклона Q.

Ориентация щелевидного выходного отверстия 6 сопла 5 в передней части поперек носа позволяет получить на рабочей поверхности равномерный по толщине слой стекающей воды. Передвижением сопла по линии 11 вправо-влево управляется курс судна.

Судовой движитель может быть использован во время муссонных дождей в тропиках, при этом дождь собирается и направляется на нос судна.

Нос судна и корма могут быть идентичными, тогда задний ход достигается направлением потока воды в сопло кормы.

Источники информации

1. Лучанский И.А., Яновский А.А. От весла до водомета. - Л.: судостроение, 1964.

2. Большая Советская Энциклопедия. Т.25. - М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1976, - 51 с.

3. http://korabley.net/news/dvizhiteli

4. http://bse.sci-lib.com/article

5. http://ru.wikipedia.org

1. Судовой движитель, содержащий подводящий под напором воду трубопровод и сопло, отличающийся тем, что нос судна выполнен впереди в виде части цилиндрической или сферической оболочки, на переднюю наружную поверхность которой под давлением из сопла сверху или сверху-сзади подается вода, которая, растекаясь вниз по поверхности оболочки и взаимодействуя с водой ниже ватерлинии плоскодонного судна, создает толкающее усилие.

2. Судовой движитель по п.1, отличающийся тем, что рабочая поверхность оболочки выполнена гладкой и гидрофобной.

3. Судовой движитель по п.1, отличающийся тем, что положение сопла регулируется по высоте установки Н над рабочей поверхностью носа судна и углу наклона Q.

4. Судовой движитель по п.1, отличающийся тем, что выходное отверстие сопла выполнено щелевым и ориентировано поперек носа судна.