Роликовый подшипник

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам, и может быть использовано в роликовых подшипниках качения. Роликовый подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения (3) и цилиндрические ролики (1). На поверхностях роликов (1) вдоль их длины выполнены концентрические смазкоудерживающие канавки (4), причем канавки (4) соседних роликов (1) расположены в шахматном порядке. Технический результат: повышение износостойкости и долговечности роликовых подшипников с длинными роликами. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения, и может быть использовано в роликовых подшипниках с длинными роликами.

Известен роликовый подшипник качения, включающий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, сепаратор и тела качения - ролики (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986 - 359 с.: ил., стр.304).

Недостаток данного подшипника состоит в том, что при длинных роликах контактирование роликов с дорожками качения происходит по относительно длинным линиям контакта, поэтому пятно контакта между роликами и дорожками по окружности дорожек не является постоянным, вследствие чего контактные нагрузки неодинаковы вдоль линии контакта роликов; смазочный материал, особенно пластичный, который стабилизирует пятно контакта, при изменении пятна контакта не выполняет полностью своей стабилизирующей функции. Кроме того, при качении роликов по дорожке качения, смазочный материал, имеющийся на дорожке качения, вытесняется вперед по ходу качения роликов, при этом толщина слоя смазочного материала непосредственно в зоне сопряжения рабочих поверхностей роликов с дорожкой качения уменьшается, что ухудшает процессы трения и способствует интенсификации процессов изнашивания роликов и дорожки качения.

В качестве прототипа взята конструкция роликового подшипника, содержащего наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, сепаратор и тела качения - ролики, - см. Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр.285.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения износостойкости и долговечности роликовых подшипников с длинными роликами.

Для этого роликовый подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и цилиндрические ролики, причем на поверхностях роликов вдоль их длины выполнены центрические смазкоудерживающие канавки, причем канавки соседних роликов расположены в шахматном порядке.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: ролик - вид с его торца (фиг.1) и пара соседних роликов - вид сверху (фиг.2).

На чертеже показаны: ролики 1, рабочие поверхности 2 роликов, дорожки качение 3, смазкоудерживающие канавки 4.

Работает данный роликовый подшипник следующим образом. При качении роликов 1 по дорожке качения 3, смазочный материал вытесняется вперед по ходу качения роликов, наличие на рабочих поверхностях 2 смазкоудерживающих канавок 4 способствует тому, что часть смазочного материала поступает в эти канавки - в зонах сопряжения канавок с дорожкой качения, при этом сзади роликов на поверхности качения образуются валики из смазочного материала, на которые накатывается следующий по ходу движения ролик, а так как смазкоудерживающие канавки у соседних роликов размещены в шахматном порядке, то на образовавшиеся валики из смазочного материала этот ролик накатывается участками своей рабочей поверхности, не имеющими смазкоудерживающих канавок. При этом смазочный материал захватывается его смазкоудерживающими канавками, расположенными со смещением относительно канавок на предыдущем ролике, и образующиеся за канавками валики из смазочного материала сопрягаются затем с рабочей поверхностью третьего ролика, на котором канавки расположены как у первого ролика. Таким образом, при вращении подшипника происходит постоянное перемещение смазочного материала (валиков) под рабочими поверхностями роликов, попадая каждый раз под те поверхности роликов, которыми они опираются на дорожку качения. Это стабилизирует процессы смазывания трущихся элементов подшипника и повышает его долговечность.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция роликового подшипника с длинными роликами позволяет - за счет оптимизации режима его смазывания - повысить его износостойкость и долговечность.

Роликовый подшипник, преимущественно с длинными роликами, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и ролики, отличающийся тем, что на поверхности роликов вдоль их длины выполнены концентрические смазкоудерживающие канавки, причем канавки соседних роликов расположены в шахматном порядке.