Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам дозаправки летательных аппаратов топливом в полете. Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете содержит шаровой шарнир, корпус, аэродинамический конус и тензорезисторы. Корпус закреплен с возможностью поворота на шаровом шарнире. Тензорезисторы установлены на перемычках в сквозных прямоугольных пазах в теле охватывающей шаровой шарнир части стабилизирующего конуса. Тензорезисторы включены в измерительную схему. Достигается повышение точности измерения усилия, действующего на конус. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам дозаправки летательных аппаратов топливом в полете по типу «шланг-конус».

Известен конус-датчик, состоящий из стабилизирующего аэродинамического конуса, шарового шарнира с размещенными на его поверхности тензорезисторами, измеряющими усилие, действующее на конус от аэродинамического потока, корпуса конуса, закрепленного с возможностью поворота на шаровом шарнире (патент РФ №2436713 от 09.06.2010 г.).

Недостатком прототипа является большая погрешность измерения усилия, действующего на конус, когда измерение производится в момент перекачки топлива. Это объясняется тем, что давление топлива вызывает дополнительную деформацию (растяжение) чувствительного элемента тензодинамометра.

Задачей изобретения является повышение точности измерения усилия, действующего на конус.

Поставленная задача решается конусом-датчиком агрегата заправки топливом в полете, в котором в теле охватывающей шаровой шарнир части стабилизирующего конуса выполнены сквозные пазы, а на перемычках между пазами установлены тензорезисторы, включенные в измерительную схему.

Заявляемое устройство представлено фиг.1, 2, 3.

Фиг.1 представляет общий вид конуса-датчика.

Фиг.2 представляет конструкцию доработанной части стабилизирующего конуса с установленными тензорезисторами.

Фиг.3 представляет измерительную схему.

Заявляемое устройство состоит из шарового шарнира 1, стабилизирующего аэродинамического конуса, включающего в себя тензометрический элемент 2 с выполненными на нем сквозными прямоугольными пазами и опорную часть 3, герметизация стыка между которыми осуществляется с помощью уплотнительного элемента 4, позволяющего избежать воздействия топлива на тензометрический элемент при перекачке топлива из канала стабилизирующего аэродинамического конуса в шаровой шарнир (фиг.1), тензорезисторов ТР1-ТР8 (фиг.2), включенных в измерительную схему (фиг.3), позволяющую, благодаря параллельному включению тензорезисторов на противоположно расположенных перемычках между пазами, получить усредненное значение усилия, а по разности измерения тензорезисторов рассчитать угол поворота шарового шарнира и корпуса, что значительно повышает точность измерения за счет учета угла поворота.

При воздействии аэродинамического потока воздуха на стабилизирующий конус он своей охватывающей частью тензометрического элемента 2 воспринимает усилие между телом неподвижного шарового шарнира 1 и подвижного конуса, то есть осевое усилие, действующее на конус-датчик. При этом происходит деформация перемычек между пазами и соответственно происходит изменение электрического сопротивления тензорезисторов TP1-TP8, что приводит к появлению соответствующего сигнала на выходе измерительной схемы (фиг.3), которое пропорционально только осевому усилию, действующему на конус-датчик, а не давлению топлива в момент его перекачки. Вследствие этого погрешность измерения усилия из-за давления топлива исключается.

Таким образом, решается задача создания устройства, позволяющего повысить точность измерения усилия, действующего на конус.

Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете, состоящий из шарового шарнира, корпуса, закрепленного с возможностью поворота на шаровом шарнире, аэродинамического конуса и тензорезисторов, отличающийся тем, что в теле охватывающей шаровой шарнир части стабилизирующего конуса выполнены сквозные пазы, а тензорезисторы включены в измерительную схему и установлены на перемычках между пазами.