Топливная композиция
Изобретение относится к топливной композиции для дизельных двигателей, включающей среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, при этом присадка представляет собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена - 0,01-1,00 и среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99. Технический результат изобретения заключается в повышении цетанового числа и улучшении смазывающей способности топлив для дизельных двигателей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к производству топливных композиций для дизельных двигателей с улучшенными эксплуатационными характеристиками и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве топлив для двигателей, соответствующих нормам ЕВРО-3 и выше.
Известен способ изготовления дизельного топлива с использованием добавки циклогексилнитрата в количестве 0,5-1,5% от объема конденсата (Заявка на изобретение RU 94035543 A1). Недостатком данного изобретения является использование циклогексилнитрата, приводящего к снижению температуры вспышки, что ограничивает содержание добавки в концентрациях меньших, эффективных с точки зрения повышения цетанового числа, значений. Кроме того, циклогексилнитрат также имеет низкую смазывающую способность [Данилов A.M. Применение присадок в топливах для автомобилей. - Справ. изд. - М.: Химия, 2000. - 232 с.].
Известно, что присадки на основе алкилнитратов заметно ухудшают смазывающую способность дизельного топлива, увеличивая диаметр пятна износа [Г.Н. Новацкий, С.В. Водолажский, Б.Г. Соколов. Современные методы улучшения качества дизельного топлива. // НефтьГазПромышленность. - 2004. - №1].
Это объясняется повышенной окислительной способностью данных присадок. Продукты окисления, попадая в зону трения, вызывают повышенный износ [Митусова Т.Н. Современное состояние производства дизельных топлив. Требования к качеству. // Мир нефтепродуктов. - 2009. - №9-10. - С.6-9].
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является дизельное топливо (авторское свидетельство SU 1113401, C10L 1/08). Для повышения качества топлива для дизеля и его удешевления используют фракцию парафиновых углеводородов C5-C9 в количестве 5-60 мас.%. Недостатком данного изобретения является применение парафиновых углеводородов, которые отрицательно влияют на низкотемпературные характеристики дизельного топлива, ограничивая тем самым их содержание в топливе.
Техническая задача предлагаемого изобретения заключается в улучшении пусковых свойств топливной композиции за счет использования присадки, полученной из побочных продуктов.
Поставленная задача достигается тем, что топливная композиция для дизельных двигателей, включающая среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, согласно изобретению в качестве присадки содержит алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена. Композиция содержит, мас.%: алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C - 0,01-1,00 и среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99. Целесообразно в качестве среднедистиллятного жидкого топлива использовать дизельное топливо.
Для приготовления топливной композиции присадку, представляющую собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации.
В таблице 1 приведены физико-химические показатели топливной композиции, содержащей в составе присадку в количестве 1,0 мас.% и дизельное топливо - 99,0 мас.%, а также приведены нормируемые значения по ГОСТ Р 52368-2005 (EN590: 2004).
Из таблицы 1 следует, что значения физико-химических показателей топливной композиции, содержащей в составе присадку в количестве 1,0 мас.% и 99,0 мас.% - дизельное топливо, находятся в диапазоне нормируемых значений.
На чертеже представлена зависимость цетанового числа от содержания присадки в составе топливной композиции.
Из представленной на чертеже зависимости следует, что при увеличении содержания присадки в топливной композиции повышается цетановое число. Так, например, при концентрации 0,5 мас.% присадки в топливной композиции значение цетанового числа по сравнению с исходным дизельным топливом повысилось на 5,2 ед. (10,2%). Введение присадки в топливную композицию практически не влияет на противоизносные свойства топливной композиции. Наблюдается незначительное снижение скорректированного диаметра пятна износа - до 10%.
Топливная композиция, содержащая небольшое количество повышающей цетановое число присадку, представляющую собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, и дизельное топливо, обладает высокими значениями цетанового числа, что приводит к улучшению эксплуатационных свойств. За счет использования доступного исходного сырья для производства присадки, а также невысокого ее удельного расхода снижается себестоимость предлагаемой топливной композиции.
Таблица 1 | |||
Физико-химические показатели топливной композиции | |||
№ п/п | Наименование показателя | Нормируемое значение | Фактическое значение |
1. | Цетановое число, не менее | 51,0 | 58,5 |
2. | Плотность при 15°C, кг/м3 | 820-845 | 833,2 |
3. | Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более | 8,0 | 4,0 |
4. | Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива: вид I | 350 | 222 |
5. | Температура вспышки в закрытом тигле, °C, выше | 55 | 64 |
6. | Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более | 0,30 | 0,05 |
7. | Зольность, % (по массе), не более | 0,010 | 0,005 |
8. | Содержание воды, мг/кг, не более | 200 | 14 |
9. | Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | 4 |
10. | Коррозия медной пластинки (3 ч. при 50°C), единицы по шкале | Класс 1 | Класс 1 |
11. | Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м, не более | 25 | 21 |
12. | Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60°C, мкм, не более | 460 | 429 |
13. | Кинематическая вязкость при 40°C, мм2/с | 2,00-4,50 | 2,48 |
14. | Фракционный состав: | ||
при t 250°C, % (по объему), менее | 65 | 18 | |
при t 350°C, % (по объему), не менее | 85 | 96 | |
95% (по объему) перегоняется при t, °C, не выше | 360 | 350 | |
15. | Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более | 7,0 | - |
16. | Предельная температура фильтруемости, °C, не выше | ||
A | 5 | - | |
B | 0 | - | |
C | -5 | -8 | |
D | -10 | - | |
E | -15 | - | |
F | -20 | - |
1. Топливная композиция для дизельных двигателей, включающая среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, отличающаяся тем, что в качестве присадки содержит алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%:- среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99;- алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена - 0,01-1,00.
2. Топливная композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве среднедистиллятного жидкого топлива используют дизельное топливо.