Способ определения микроциркуляторных расстройств после перенесенных инфекционных васкулитов
Изобретение относится к медицине и предназначено для определения микроциркуляторных расстройств после перенесенных инфекционных васкулитов. С помощью лазерно-допплеровской флоуметрии измеряют показатели потока эритроцитов с помощью датчиков, установленных на тыльной стороне стопы больного. При средних показателях М более 3-4 прф.ед. и СКО более 0,25-0,36 прф.ед. устанавливают нарушение венозного оттока. Способ повышает достоверность результатов диагностики, сокращает длительность проведения исследования и делает возможным его использование в педиатрии за счет отсутствия необходимости в проведении термопробы. 2 табл., 2 пр.
Реферат
Изобретение относится к области медицины и предназначено для определения микроциркуляторных расстройств после перенесенных инфекционных васкулитов как взрослыми больными, так и детьми.
Известен способ прогнозирования иммунологических нарушений при хроническом дерматите у детей, заключающийся в том, что бесконтактным методом ЛДФ определяют показатель микроциркуляции в очагах поражения и при наиболее высоких цифрах показателя микроциркуляции в очагах от 12.00 до 30.00 прф.ед. прогнозируют нарушение процессов дифференцировки Т-лимфоцитов, а при наиболее низких цифрах показатели микроциркуляции в очагах от 2.00 до 5.00 прф.ед. прогнозируют нарушение функции Т-супрессоров [1].
Основным существенным недостатком известного способа является сравнительно невысокая достоверность прогнозирования и длительность самого прогноза.
Наиболее близким аналогом к заявляемому способу, выбранным в качестве прототипа, является клинико-функциональная диагностика васкулитов инфекционной этиологии, заключается в том, что с помощью аппарата ЛДФ измеряют показатели микроциркуляции в четырех точках поверхности тела: на коже внутренней поверхности запястья, на границе верхней и средней трети внутренней поверхности предплечья, на коже живота и на передней поверхности голени, а затем по полученным показателям с проведением термопробы в тех же точках определяют резерв капиллярного кровотока, отражающего наличие микрососудистых нарушений кожи [2].
Основным существенным недостатком известного способа-прототипа является длительность проводимого исследования, применение термопробы в детской практике может вызвать затруднения в контакте с ребенком.
Главной задачей предлагаемого в качестве изобретения способа является получение достоверных результатов за более короткий период и широкое применение его в педиатрии.
Поставленная задача решается в изобретении за счет измерения с помощью датчиков, установленных на тыльной стороне стопы больного, показателей потока эритроцитов и последующего построения по ним ЛДФ-диаграммы и по средним показателям М и СКО судят о степени нарушения венозного оттока, при этом измерение показателей проводят в два этапа: на первом - на момент поступления больного в стационар, а на втором - в последний день выписки из стационара, а сами показатели М и СКО устанавливают после проведения больным физиотерапевтических и инъекционных процедур.
Для характеристики механизмов активной и пассивной модуляции тканевого кровотока мы использовали не абсолютные значения амплитуд ритмических составляющих флаксмоций, а их нормированные величины, ряд показателей определяли математически. Для характеристики активного механизма модуляций тканевого кровотока в системе микроциркуляции вычислялись показатели миогенной и нейрогенной активности прекапиллярных вазомоторов (ALF/M) и микрососудистого тонуса (CKO/ALF). Для оценки пассивного механизма регуляции определялись величины сердечного (ACF/CKO), респираторного (AHF/CKO) ритмов флуктуаций. Соотношение ACF/M определяло величину внутрисосудистого сопротивления. Высчитывался индекс флаксмоций (ИФМ), характеризующий соотношение активных и пассивных механизмов регуляции, или эффективность регуляции кровотока в системе микроциркуляции (ALF/ (AHF+ACF)).
Общепринятых нормативных показателей микроциркуляции до сих пор не существует. Большинство исследователей пользуется данными, полученными в различных контрольных группах. В проведенных нами исследованиях микроциркуляции кожи у здоровых средняя величина ПМ составила 3-4 прф.ед., СКО - 0,25-0,36 прф.ед., Kv - 4-9%.
В процессе работы в каждой исследуемой точке (кожном локусе) информация о регионарном кровотоке выводилась в виде 9 абсолютных и 11 нормированных величин. Сравнение данных в различных областях проводилось по базисному показателю микроциркуляции (ПМ), который характеризует в целом перфузию тканей в зондируемом участке.
Выяснено, что повышение показателя М обусловлено более интенсивным функционированием механизмов активного контроля микроциркуляции. В то же время чрезмерно высокая колеблемость потока эритроцитов свидетельствует о патологических процессах в микроциркуляторном русле. В наших исследованиях высокий уровень показателя М указывает на то, что в группе больных преобладает спазм микрососудов, что приводит к нарушению венозного оттока.
В описанной выше сущности заявляемого способа все приведенные существенные признаки новы. Ни из патентно-технической литературы, ни из опыта работы в области дерматологии нам неизвестно о наличии способа определения микроциркуляторных расстройств после перенесенных инфекционных васкулитов с аналогичной совокупностью существенных отличий, что подтверждает соответствие заявленного решения критерию новизны для изобретения. Совокупность существенных признаков заявляемого решения - существенные отличия связаны причинно-следственной связью с получением технического эффекта при реализации изобретения. В нем каждый признак необходим, а вместе взятые достаточны для получения технического эффекта: создание простого и информативного способа, позволяющего выявлять степень нарушения венозного оттока у больных инфекционными васкулитами, в том числе и у детей.
При этом существенные признаки являются причиной для следствия - получения технического результата при реализации изобретения. Отсюда правомерен вывод о соответствии заявляемого решения критерию «изобретательский уровень»
Заявляемое решение может быть неоднократно использовано с присущими способу существенными признаками без дополнительного изобретательства, что говорит о соответствии заявляемого способа критерию «промышленная применяемость».
Заявляемый способ был апробирован на больных (взрослых и детях) в МЗ Астраханской области Государственном учреждении здравоохранения Областной инфекционной клинической больницы им. А.М. Ничоги.
Ниже приводятся результаты этой апробации:
Пример 1: Больная М., 8 лет, и/б №7738, Дз: Астраханская риккетсиозная лихорадка. Была госпитализирована в 6 отделение АОИКБ на 6 день болезни с жалобами на сильные головные боли, распространенные умеренные артромиалгии, жар, кожную сыпь. Заболела остро, почувствовала в первый же день нарастающие жар, озноб, головные и суставные боли, головокружение. На 4 сутки одномоментно появились диссеминированные высыпания, присоединились боли в мышцах нижних конечностей. За несколько дней до начала лихорадки заметила клеща на ноге, которого смахнула рукой. При первичном осмотре на коже лица, туловища, конечностей отмечалась полиморфная сыпь. Множественная средних размеров розеола бледно-розового цвета локализовалась на лице, на туловище (преимущественно на бедрах, животе, груди и плечах). В умеренном количестве высыпания по типу пурпуры светло-фиолетового цвета регистрировались на ногах. На коже плеч отмечались единичные папулы. В средней трети левой голени локализовался первичный аффект размером 0,5×0,5 см. Дермографизм нестойкий красный. Общее состояние было средней тяжести. Сознание - ясное. Температура - 38,6°С. Слизистая оболочка зева, неба и конъюнктивы - ярко-красные. Дыхание везикулярное, частота 19 в мин, хрипы отсутствовали. Тоны сердца ритмичные, частые, ясные. Пульс - 76 уд/мин, удовлетворительного наполнения и напряжения. Артериальное давление - 90/70 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. На 7 день болезни появилась кровоточивость десен. Получала лечение: антибактериальные препараты, десенсибилизирующая терапия. В OAK на 7 день болезни: эритроциты - 3,4×1012/л; гемоглобин - 106 г/л; тромбоциты - 254,2×109/л; лейкоциты - 4,02×109/л; СОЭ - 11 мм/ч. Коагулограмма: ВРП - 170 сек; ТПГ - 9 мин; ПТИ - 98%. Слабость, артромиалгии и головная боль разрешились к 8 дню болезни. Температура нормализовалась на 10 сутки болезни. Разрешение розеол и папул началось с 6 суток, а геморрагических элементов с 8 суток заболевания с образованием быстро исчезнувших светло-коричневых пигментаций. В OAK на 12 день болезни: эритроциты - 3,9×1012/л; гемоглобин - 116 г/л; тромбоциты - 268,4×109/л; лейкоциты - 4,6×109/л; СОЭ - 8 мм/ч. Выписана на 16 день заболевания (койко-день 12).
ЛДФ-тестирование проводилось в 1 и на 12 день пребывания в стационаре. В палате пациента был установлен прибор «ЛАКК». Датчики располагались на тыльной поверхности стоп. В течение 10 минут проводилось тестирование и на компьютере была выстроена ЛДФ-грамма. Полученные результаты до лечения и при выписке сравнивались, так, до начала лечения регистрировался высокий М - 5,28 прф.ед., а при выписке - 4,5 прф.ед. Было сделано заключение о наличии застойных явлений в микроциркуляторном звене.
Таблица 1 | |||
Среднее значение величины перфузии тканей кровью у больной Астраханской риккетсиозной лихорадкой | |||
Показатели | Контрольная группа | Показатели на момент поступления в стационар | Показатели на момент выписки |
М, прф.ед. | 3-4 | 5,18 | 4,20 |
СКО, прф.ед. | 0,25-0,36 | 0,80 | 0,40 |
Таким образом, показано, что у больной после лечения, несмотря на положительную динамику клинических симптомов, сохраняются достаточно выраженные изменения показателей базальной перфузии тканей кровью (М и СКО). Что свидетельствует о существовании скрытых нарушений микроциркуляторного русла в целом у больной при выписке из стационара, даже при положительной клинической симптоматике в период ранней реконвалесценции, для разрешения которых требуется определенное время.
Пример 2: Больная Е., 6 лет, и/б №7716, Дз: Энтеровирусная инфекция. Была госпитализирована с жалобами на жар, озноб, слабость, головокружение, редкий сухой кашель, дессиминированную кожную сыпь. Заболела остро 3 дней назад, когда появились слабость, жар и озноб. В последние дни нарастали указанные симптомы и присоединились артромиалгии, сыпь на коже выявлена в день поступления в стационар. Эпиданамнез - употребляла немытые фрукты. При осмотре состояние средней тяжести. Температура - 39,0°C. Сознание ясное, однако двигательная активность была снижена. На коже туловища и конечностей отмечалась множественная симметричная розеолезная сыпь бледно-розового цвета. Пятнистая экзантема на слизистых оболочках рта. Дыхание везикулярное, частота 22 в мин, хрипы отсутствовали. Тоны сердца ритмичные, частые, ясные. Пульс - 88 уд/мин, удовлетворительного наполнения и напряжения. Артериальное давление - 80/60 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Получала лечение: противовирусные препараты, дезинтоксикационное лечение и витаминотерапия. OAK на 9 день болезни эритроциты - 3,4×1012/л; гемоглобин - 105 г/л; тромбоциты - 250×109/л; лейкоциты - 12,04×109/л; СОЭ - 15 мм/ч. Коагулограмма: ВРП - 120 сек; ТПГ - 12 мин; ПТИ - 89. На 8 день снизилась интенсивность суставно-мышечных болей, уменьшилась слабость, исчезли жар и озноб, нормализовалась температура тела, полностью разрешилась розеолезная сыпь. OAK на 14 день болезни эритроциты - 3,28×1012/л; гемоглобин - 110 г/л; тромбоциты - 258,1×109/л; лейкоциты - 9,04×109/л; СОЭ - 10 мм/ч. Выписан на 19 день заболевания (койко-день 16).
ЛДФ-тестирование проводилось в 1 и на 16 день пребывания в стационаре. В палате пациента был установлен прибор «ЛАКК». Датчики располагались на тыльной поверхности стоп. В течение 15 минут проводилось тестирование и на компьютере была выстроена ЛДФ-грамма. Полученные результаты до лечения и при выписке сравнивались, так, до начала лечения регистрировался высокий М - 4,14 прф.ед., а при выписке - 3,12 прф.ед. Позитивная динамика заключалась в улучшении клинического самочувствия, объективного состояния пациента по данным лабораторных методов исследования.
Таблица 2 | |||
Среднее значение величины перфузии тканей кровью у больной энтеровирусной инфекцией | |||
Показатели | Контрольная группа | Показатели на момент поступления в стационар | Показатели на момент выписки |
М, прф.ед. | 3-4 | 4,14 | 3,12 |
СКО, прф.ед. | 0,25-0,36 | 0,6 | 0,31 |
Результаты динамичного ЛДФ-тестирования подтверждали результаты традиционных методов контроля и продемонстрировали значительное улучшение работы периферического звена микроциркуляции, что выражалось в преобладании после курса лечения активных механизмов микроциркуляции над пассивными.
Преимуществами заявляемого способа по сравнению с аналогами и прототипом являются:
- не требуется специальных помещений, а также предтестовой подготовки;
- способ не инвазивен;
- способ оперативен по времени проводимых исследований на этапах: 10-20 минут;
- способ удобен для применения в педиатрии;
- способ более достоверен.
Источники информации
[1] Заявка РФ на изобретение №2004121727/15 от 15.07.2004. Дата публикации заявки: 20.12.2005.
[2] Садретдинов Р.А. Клинико-функциональная диагностика васкулитов инфекционной этиологии. Автореф. на соиск. уч.ст. к.м.н. М., 2011 г.
Способ определения микроциркуляторных расстройств после перенесенных инфекционных васкулитов на основе использования лазерно-допплеровской флоуметрии, отличающийся тем, что измеряют показатели потока эритроцитов с помощью датчиков, установленных на тыльной стороне стопы больного и при средних показателях М более 3-4 прф.ед. и СКО более 0,25-0,36 прф.ед. устанавливают нарушение венозного оттока.