Способ диагностики нарушения транспортной функции маточных труб
Изобретение относится к медицине, а именно к гинекологии, и может быть использовано при проведении диагностики нарушения транспортной функции маточных труб. Для этого проводят гистероскопию, во время которой в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра. В брюшную полость через прокол заднего свода влагалища вводят окрашенный раствор. Затем производят двухстороннюю блокаду круглой связки матки 15,0 мл раствора анестетика с интервалом 4-6 часов. Выявление через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров свидетельствует о сохранении транспортной функции. Отсутствие поступления окрашенного раствора в катетеры свидетельствует о нарушении транспортной функции маточных труб. Способ обеспечивает достоверную диагностику нарушения транспортной функции маточных труб, в том числе и их интрамуральных отделов, исключая при этом функциональный компонент нарушения транспортной функции, без проведения оперативного вмешательства. 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, к гинекологии и, непосредственно, к способам диагностики нарушения транспортной функции маточных труб.
Известен способ диагностики сократительной активности (транспортной функции) маточных труб, заключающийся в том, что после реконструктивно-восстановительной операции на маточных трубах производят гистероскопию, во время которой катетеризируют маточные трубы и создают искусственный гидроперитонеум с помощью изотонического раствора натрия хлорида, окрашенного индигокармином, появление которого в просвете катетера через 24 ч расценивают как восстановление проходимости и функции маточной трубы (см. RU №2235509, A61B 10/00, 10.09.2004) - прототип.
Однако вследствие нахождения катетера в маточных трубах эта методика позволяет судить лишь о наличии поступления контраста из брюшной полости в маточную трубу, но исключает возможность диагностики нарушения транспортной функции интрамуральных отделов маточных труб. Соответственно, диагноз «сохранение транспортной функции маточных труб» в данной ситуации может быть ложноположительным. Кроме того, этот способ предназначен для оценки транспортной функции маточных труб только после реконструктивных операций на маточных трубах.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение достоверности диагностики нарушения транспортной функции маточных труб и возможность проведения исследования без оперативного вмешательства.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе диагностики нарушения транспортной функции маточных труб, заключающемся в том, что проводят гистероскопию, во время гистероскопии в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра, при этом в брюшную полость через прокол заднего свода влагалища вводят окрашенный раствор, после чего производят двухстороннюю блокаду круглой связки матки 15,0 мл раствора анестетика с интервалом 4-6 часов и, при выявлении через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров, диагностируют сохранение транспортной функции, а при отсутствии поступления окрашенного раствора в катетеры диагностируют нарушение транспортной функции маточных труб.
Способ диагностики нарушения транспортной функции маточных труб отличается от известного тем, что при проведении гистероскопии в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра, при этом в брюшную полость через прокол заднего свода влагалища вводят окрашенный раствор, после чего производят двухстороннюю блокаду круглой связки матки 15,0 мл раствора анестетика, и при выявлении через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров диагностируют сохранение транспортной функции, а при отсутствии поступления окрашенного раствора в катетеры диагностируют нарушение транспортной функции маточных труб.
Предлагаемый способ диагностики нарушения проходимости маточных труб за счет ликвидации спазма в углах матки обеспечивает при сохраненной транспортной функции маточных труб поступление окрашенного раствора в полость матки и катетеры, а при ее нарушении окрашенный раствор не поступает в матку и катетеры, что позволяет повысить качество диагностики нарушения транспортной функции маточных труб.
Способ осуществляется следующим образом. Проводят гистероскопию, во время которой в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра, при этом в брюшную полость через прокол заднего свода влагалища вводят окрашенный раствор, после чего производят двухстороннюю блокаду круглой связки матки 15,0 мл раствора анестетика и при выявлении через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров диагностируют сохранение транспортной функции, а при отсутствии поступления окрашенного раствора в катетеры диагностируют нарушение транспортной функции маточных труб.
Для определения необходимого количества раствора, необходимого для обеспечения поступления новокаина к углам матки были проведены исследования на секционном материале - 30 кадаврах женщин. При проведении блокады круглой связки матки вводили раствор индигокармина. Было установлено, что при введении 5,0 мл индигокармина, он не достигает углов матки, то есть для достижения эффекта этого количества раствора при проведении блокады недостаточно. В отличие от этого при введении 15,0 мл отмечается поступление красителя к углам матки, то есть для достижения эффекта блокады с целью ликвидации спазма в углах матки введение этого объема достаточно, но для нормализации перистальтической активности маточных труб нет.
Способ диагностики нарушения транспортной функции маточных труб был применен у 11 больных, которым по предложенной методике провели исследование маточных труб. Было установлено, что при проходимых маточных трубах у 4 была сохранена транспортная функция маточных труб с двух сторон, у 3 имело место нарушение транспортной функции с одной стороны и ее нарушение с другой, а у 4 пациенток нарушение транспортной функции маточных труб было выявлено с двух сторон.
Пример
Больная П., 28 лет, история болезни №2104. Диагноз: Хронический двухсторонний сальпингит. Вторичное бесплодие. При проведении гистероскопии через прокол заднего свода влагалища в брюшную полость ввели окрашенный индигокармином физиологический раствор, после этого в зоне внутренних отверстий маточных труб установили катетеры, которые промаркировали в зависимости от стороны локализации, вывели через влагалище и зафиксировали к внутренней поверхности правого бедра, а затем произвели двухстороннюю блокаду круглой связки матки 15,0 мл 0,25% раствора новокаина. Через 24 часа окрашенный раствор был выявлен в катетере, установленном в зоне левого угла матки. Учитывая отсутствие окрашенного раствора в правом катетере, диагностировано нарушение транспортной функции правой маточной трубы.
Таким образом, способ диагностики нарушения транспортной функции маточных труб за счет исключения функционального компонента нарушения транспортной функции маточных труб обеспечивает повышение достоверности диагностики ее нарушений и обеспечивает возможность исследования без выполнения оперативного вмешательства.
Способ диагностики нарушения транспортной функции маточных труб, заключающийся в том, что проводят гистероскопию, отличающийся тем, что во время гистероскопии в полость матки в зоне внутренних отверстий маточных труб устанавливают катетеры, которые выводят через влагалище и фиксируют к внутренней поверхности бедра, при этом в брюшную полость через прокол заднего свода влагалища вводят окрашенный раствор, после чего производят двухстороннюю блокаду круглой связки матки 15,0 мл раствора анестетика с интервалом 4-6 часов и при выявлении через 24 часа окрашенного раствора в просвете катетеров диагностируют сохранение транспортной функции, а при отсутствии поступления окрашенного раствора в катетеры диагностируют нарушение транспортной функции маточных труб.